Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:39, контрольная работа
Время оттепели принято датировать 1954-64 годами, она тесно связана с эпохой шестидесятых годов, которым был дан старт в 1961 году XXII съездом, принявшим программу построения коммунизма, а закончились в 68-м оккупацией Чехословакии, воспринятой в СССР как окончательный крах всех надежд. Такие хронологические рамки позволяют выделить особый период в советской истории, период эклектичный, противоречивый, парадоксальный, но объединенный многими общими тенденциями. В эти годы советская цивилизация преображалась в наиболее характерную для себя модель, сформировался особый тип "шестидесятника", личность которого так часто вспоминают сегодня.
стр 3-8…… Конец оттепели. Приход нового руководства в СССР.
стр 8-17 …… Экономическая реформа 1965г. Её содержание, причины и неудачи. Состояние сельского хозяйства.
стр 17-22 …… Нарастание трудностей социально-экономического развития страны.
стр 23-33 …… Основные вехи внешней политики СССР. Договор о нераспространении ядерного оружия
стр 34…… Список литературы.
После Карибского кризиса 1962 г. СССР стал резко увеличивать свой стратегический потенциал. Если в момент этого кризиса США превосходили СССР по числу средств доставки ядерного оружия в 10 раз, то к концу 60-х гг. превосходства уже не было. В разгар ближневосточного кризиса руководители США были вынуждены пойти на контакт с руководством СССР. Итоги последовавших переговоров между президентом США Л.Джонсоном и председателем Совета Министров СССР А.Н. Косыгиным в Глассборо (июнь 1967 г.) дали возможность достичь договоренности на основе концепции отказа обеих сверхдержав от создания системы национальной противоракетной обороны и ограничения стратегических вооружений. Начались двусторонние переговоры, продолженные при президенте США Р. Никсоне.
В мае 1972 г. Р. Никсон (первым из руководителей США) нанес официальный визит в Москву. 26 мая были подписаны два ключевых договора: бессрочный Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). Обе страны отказались от дорогостоящего и дестабилизирующего строительства систем противоракетной обороны по периметру своих границ. Договор по ПРО оказал важнейшее стабилизирующее влияние на советско-американский военный баланс. Впервые в послевоенный период США отказались развертывать крупную имеющую стратегическое значение систему. Договор по ПРО сохранял свою силу до мая 2002 г., когда он был расторгнут по желанию американской стороны.
Договор ОСВ-1 был первым соглашением об ограничении ядерных вооружений, который ставил предел числу стационарных пусковых установок и пусковых установок баллистических ракет на подводных лодках. Договором и временным соглашением (сопутствующим договору) юридически закреплялся принцип равной безопасности в области наступательных стратегических вооружений. Казалось, что возникает новый мир с более обнадеживающими перспективами.
Разрядка в советско-
В свою очередь, советская сторона заявляла, что не будет препятствовать мирному объединению двух германских государств, если для этого в будущем возникнут соответствующие условия.
Уход президента США Р. Никсона с политической арены в 1974 г. нанес удар по политике, направленной против продолжения « холодной войны». Тем не менее к лету 1979 г. был достигнут советско-американский компромисс, зафиксированный в Договоре ОСВ-2, подписанном советской и американской сторонами в Вене 18 июня 1979 г. Договор определял количество носителей стратегического оружия для обеих сторон. Обе стороны - СССР и США - заявили о том, что будут соблюдать положения Договора ОСВ-2 до тех пор, пока на нарушение его положений не пойдет другая сторона.
Несомненно, что подписание Договора ОСВ-2 стало положительным явлением. Но осложнение американских отношений с Ираном, введение советских войск в Афганистан нанесли удар по разрядке и договорным отношениям между СССР и США.
В апреле 1978г. в Кабуле, столице южного соседа СССР -Афганистана, произошел военный переворот. К власти пришла группа офицеров во главе с Н.М.Тараки, лидером Народно-демократической партии Афганистана (НДПА), ориентировавшихся на СССР и стремившихся построить в своей стране социализм. Тараки получил экономическую и финансовую помощь от СССР. Декретами были провозглашены земельная, социальные и образовательные реформы. Но эта программа не была осуществлена. Правительству не удалось создать себе опору среди населения. В марте - апреле 1979 г. началось восстание против нового режима. Мятежники получали помощь из-за рубежа со стороны Пакистана, а начиная с лета 1979г. - и США. Правительство Тараки просило о вводе советских войск, но получило отказ. Один из членов нового афганского правительства, Х. Амин, сосредоточивший в своих руках руководство карательными органами, жестоко, но безуспешно боролся с восставшими. Амин совершил покушение на Тараки, а 15 сентября на пленуме ЦК НДПА Тараки был освобожден от своих обязанностей и отправлен сначала под домашний арест, а потом в тюрьму. Генеральным секретарем ЦК НДПА и премьер-министром стал Амин. 8 октября 1979 г. Тараки был задушен в камере. Эти события изменили отношение советского руководства к Афганистану. Решение о вводе войск было принято четырьмя членами Политбюро ЦК КПСС - Л.И. Брежневым, А.А. Громыко, Д.Ф. Устиновым (министр обороны), Ю.В. Андроповым. После долгого анализа ситуации они пришли к выводу, что подрывающие афганскую революцию силы в перспективе угрожают СССР.
12 декабря 1979г. Брежнев отдал распоряжение об оказании Афганистану военной помощи на основании подписанного год назад советско-афганского Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве «путем ввода на его территорию контингента советских войск». 27 декабря 1979 г. советские десантники штурмом взяли дворец Амина, в ходе которого он был убит. Страну возглавил Б. Кармаль. В Афганистан был введен «ограниченный контингент» советских войск (до 100 тыс. человек).
С целью положить предел расширению круга стран, обладающих ядерным оружием, и с тем чтобы ограничить возможность возникновения вооружённого конфликта с применением такого оружия Комитетом по разоружению ООН был разработан международный договор - договор о нераспространении ядерного оружия. Договор одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 12 июня 1968 и открыт для подписания 1 июля 1968 в Москве, Вашингтоне и Лондоне. Вступил в силу 5 марта 1970 после сдачи на хранение ратификационных грамот государствами-депозитариями (СССР, США, Великобритания), а также еще сорока странами. На конец 1971 участниками договора являются 69 государств. Ещё 30 государств подписали, но не ратифицировали договор. Договор не ограничен сроком действия; через 25 лет после вступления в силу конференция участников договора большинством голосов определит, должен ли он оставаться в силе бессрочно или его действие будет продлено на какой-то дополнительный период времени. Договор устанавливает, что государством, обладающим ядерным оружием, считается то, которое произвело и взорвало такое оружие или устройство до 1 января 1967 (т. е. СССР, США, Великобритания, Франция, Китай).
Договор состоит из преамбулы и 11 статей и обязывает государства, обладающие ядерным оружием, не передавать неядерным странам это оружие и контроль над ним, а также не помогать им в его производстве или приобретении; обязывает неядерных участников договора не принимать передачи от кого бы то ни было ядерного оружия, не производить его и не добиваться в этих целях чьей-либо помощи; говорит о гарантиях соблюдения неядерными государствами обязательств не производить собственного ядерного оружия; проверка выполнения их обязательств возлагается на Международное агентство по атомной энергии. Вместе с тем договор предусматривает, что требуемые гарантии не должны создавать помех для экономического развития государств или международного сотрудничества в области использования ядерной энергии в мирных целях и обязывает его участников обмениваться в этих целях оборудованием, материалами, научной и технической информацией, содействовать получению благ неядерными государствами от любого мирного применения ядерных взрывов. В договоре отмечено, что одна из его целей — проложить дорогу для других мер в области разоружения , а также зафиксировано право любой группы государств заключать соглашения о безъядерных зонах . Заключительные статьи договора определяют процедуру действия договора, в том числе право на выход из него любого государства при условии уведомления за 3 месяца всех остальных участников и Совета Безопасности ООН.
Важным дополнением
к договору являются резолюция Совета
Безопасности ООН от 19 июня 1968 и
идентичные заявления трёх ядерных
держав — СССР, США и Великобритании
по вопросу о гарантиях
Список литературы
Информация о работе СССР в середине 60-х- середине 80-х годов