Становление и развитие казахстанского кинематографа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 10:59, реферат

Описание работы

Цель работы: Опираясь на различные источники, изучить и проанализировать проблемы отечественного кинематографа.
В соответствие с целью работы, намечены следующие задачи:
рассмотреть пути становления Казахстанского кинематографа в
первой половине XXвека;
Изучить развитие киноиндустрии Казахстана во второй половине XX века;
Проанализировать проблемы, стоящие перед отечественным кинематографом в различные периоды его становления.
Пропагандировать продукцию отечественной кинематографии.

Файлы: 1 файл

Становление и развитие казахстанского кинематографа.docx

— 107.45 Кб (Скачать файл)

Национальное своеобразие  казахского кино во многом определялось также изобразительным решением экстерьера и интерьера фильмов. Кулахмет Ходжиков в фильмах "Песни Абая", "Песня о великане", "Под звуки домбр", "Это было в Шугле", "Меня зовут Кожа", "Алдар-Косе" успешно справился с объемно-пространственной разработкой декоративных элементов, облика природы казахского пейзажа, бытовых деталей. За удачные изобразительные решения фильма "Алдар-Косе" на четвертом (1965 г) кинофестивале республик Средней Азии и Казахстана Кулахмет Ходжиков был награжден специальным дипломом.

Ведущие композиторы республики Мукан Тулебаев, Евгений Брусиловский, Сыдык Мухамеджанов, Еркебулат Рахмадиев, Нурхиса Тлендиев, Газиза Жубанова написали музыку для многих фильмов. Они, как и наши писатели, актеры, художники, внесли в молодое казахское киноискусство опыт и традиции своего жанра.

До 20-х гг. ХХ века на территории Казахстана работало лишь двадцать киноустановок, а в 1963 году их насчитывалось уже  шесть с половиной тысяч. Благодаря  налаженной работе по переводу речевой  фонограммы фильмов с русского на казахский язык лучшие произведения многонациональной советской кинематографии и кино зарубежных стран стали  достоянием казахов, не владеющих другими  языками. Самое массовое и доступное искусство кино становится жизненной потребностью и казахского народа. Это обстоятельство имеет важное значение, т.к там, где нет понимающего и умеющего ценить фильмы зрителя, не может быть и настоящего искусства кино. Воспитание зрителя, наличие у него определенного эстетического вкуса и мировоззрения являются одним из решающих факторов, обеспечивающих успешное развитие киноискусства.

Бурное развитие казахского театрального, музыкального и изобразительного искусств, художественной литературы, науки и техники, небывалый подъем культурного, общеобразовательного уровня народа, рост национальной интеллигенции  сделали возможным возникновение  казахского советского киноискусства. И это вполне закономерно, ибо кино не могло бы зародиться и успешно развиваться без талантливых актеров, художников, композиторов, без писательских кадров, способных создавать и развивать кинодраматургию.

Казахское кино не прошло сложного этапа немого кино, оно родилось в тот период, когда звук, цвет и другие достижения современной кинотехники уже были изобретены и успешно освоены, когда все отрасли казахской культуры получили всестороннее профессиональное развитие.

В 1929 году в г. Алма-Ата была создана первая киностудия, являвшаяся производственным отделением Всероссийского треста "Востокфильм". Были построены лаборатория, монтажная, мультипликационная и цех по съемке надписей. Производственное отделение треста "Востокфильм" по мысли его организаторов должно было стать базой для создания в дальнейшем киностудии в Алма-Ате. Однако казахское производственное отделение треста "Восток-фильм" просуществовало недолго. Оно было закрыто в 1931 году. Причиной закрытия явилось в первую очередь, слабость технической базы, а во вторую - отсутствие сценариев для кино.

В первой половине тридцатых годов казахская художественная литература стала на путь возмужания. Казахский театр, рожденный во второй половине 20-х годов, добился значительных успехов. В те годы находилась на творческом подъеме и музыкальная культура Казахстана. Профессионально развивалось также казахское изобразительное искусство. А национального киноискусства Казахстана еще не было, так как в ту пору Казахстан не имел технической базы кинопроизводства, не располагал также инженерно-техническими и творческими кадрами кино. Это в значительной степени задерживало рождение национального киноискусства. Пионерам казахского кино приходилось изучать, анализировать и использовать все нужное, полезное из родной культуры для создания и развития нового вида искусства. Но, для развития киноискусства важно было иметь материально-техническую базу, кадры специалистов и профессиональную зрелую кинодраматургию. Они друг друга обуславливают, одно без другого не могут существовать. Прекращение кинопроизводства в Алма-Ате и перенесение всей работы по созданию фильмов о Казахстане в Москву объясняется именно отсутствием этих трех компонентов кинопроизводства. Только через три года эта проблема сдвинулась с мертвой точки, когда в 1934 была организована Алма-Атинская студия кинохроники. В 1941 на основании Постановления Совета Народных комиссаров Казахской ССР № 762 от 12 сентября 1941 года была организована Алма-Атинская киностудия художественных фильмов.  15 ноября 1941 Алма-Атинская киностудия слилась с эвакуированными в Казахстан киностудиями "Мосфильм" и "Ленфильм" - в Центральную Объединенную киностудию - ЦОКС, которая работала в Алма-Ате до 1944 года и выпускала в годы войны 80% всех отечественных художественных фильмов. 25 января 1944 года Алма-Атинская киностудия переименована в Алма-Атинскую киностудию художественных и хроникально-документальных фильмов. В 1945 году после реэвакуации "Мосфильма" и "Ленфильма" Алма-Атинская киностудия художественных и хроникально-документальных фильмов начала работать самостоятельно.

Таким образом, процесс становления  казахстанского кинематографа на первом этапе был довольно трудным и  имел ряд существенных недостатков, таких как отсутствие зрелой художественной литературы, актерских кадров, композиторов и художников, материально-технической  базы, квалифицированных инженерно-технических  кадров и высокой культуры производства. Но уже к 50-м годам эта проблема была практически ликвидирована  и уже во второй половине ХХ века наблюдается подъем отечественной  киноиндустрии.

Творческие удачи деятелей казахского кино связаны с их настойчивыми, напряженными поисками нового, более  значительного содержания, новых, более  острых и актуальных проблем, более  выразительной художественной формы. В результате этих поисков появились  его первые, полюбившиеся нам фильмы: "Девушка-джигит", "Наш милый  доктор", "Перекресток", "Сказ о матери", "Меня зовут Кожа", "Алдар-Косе" и другие.

В советское время произведения казахского кино успешно демонстрировались  на экранах всего союза. Кинематографисты Казахстана участвовали во всесоюзных кинофестивалях в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске и на международном  кинофестивале стран Азии и Африки. Многие казахские режиссеры и  актеры на этих фестивалях были удостоены  почетных дипломов.

Сложное искусство кино требует  коллективных усилий не только творческих работников, но и людей многих других профессий, таких, как костюмеры, реквизиторы, гримеры, монтажеры, ассистенты режиссеров, операторов, художников, мастера производственных цехов. В числе первых людей, посвятивших  свою жизнь казахскому киноискусству  необходимо назвать такие фамилии  как Ф. Лелюх, А. Шевелев, К. Юманков, 3. Бошаев, Т. Бейбитов, Е. Дергачева, инженеры Ю. Бреус, Е. Белоконь, Л. Касперский и многие, многие другие. Все они, связав свою судьбу с казахским кино, стали подлинными его патриотами.

Ряды творческих и инженерно-технических  работников постоянно пополнялся молодыми специалистами, получившими специальное  высшее образование в Государственном  институте кинематографии в Москве и в Ленинградском институте  киноинженеров.

Почти полвека прошло с  момента создания киностудии "Казахфильм". За это время она оснастилась новейшей аппаратурой, значительно поднялась ее производственная мощность. Студия с каждым годом расширяется, совершенствуется производственная технология. Перспективы развития казахского киноискусства вызывают необходимость строительства новых съемочных площадей, максимального использования природно-климатических возможностей республики. И эта задача успешно выполняется. В 1984 киностудии "Казахфильм" присвоено имя выдающегося деятеля национальной кинематографии Шакена Кенжетаевича Айманова. В 1985 она стала называться как Республиканское творческо-производственное объединение (РТПО) "Казахфильм" им.Ш. Айманова. После приобретения независимости нашей республикой в жизни киностудии произошли существенные перемены, а именно: в 1996 году 20 августа РТПО "Казахфильм" им.Ш. Айманова была реорганизована путем разделения на Казахскую кинофабрику им.Ш. Айманова (материально-техническая база) и Национальный продюсерский центр РК (организация творческого процесса, работа с независимыми продюсерскими студиями) .28 марта 2000 года Казахская кинофабрика им.Ш. Айманова, Национальный продюсерский центр РК, Казкинопрокат и Госфильмофонд реорганизованы путем слияния в Республиканское государственное казенное предприятие - РГКП Национальная компания "Казахфильм" им.Ш. Айманова.27 июня 2006 года, когда оно стало носить новое наименование - АО "Казахфильм" им.Ш. Айманова. Президентом АО "Казахфильм" стал Азимов Сергей Джумабаевич. И наконец, последнее событие в жизни "Казахфильма" произошло 21 ноября 2007 г. - Президентом АО "Казахфильм" им.Ш. Айманова назначена Кашаганова Анар Екеевна.

Говоря о киностудии "Казахфильм" было бы непростительным не упомянуть о человеке, внесшем огромный вклад в развитие отечественного кинематографа, человеке, чье имя носит киностудия "Казахфильм" - Шакене Айманове. Шакен Айманов - ведущий актер и режиссер казахского кинематографа, народный артист СССР. Ежегодно с 2003 года проводится фестиваль «Звезды Шакна», который дает жизнь многим казахским фильмам.

 

    1.  Развитие художественного кино 

Художественные фильмы сыграли  немаловажную роль в развитии культуры казахского народа и оказали влияние  на рождение и развитие национального  киноискусства республики. Прежде всего, их появление вызвало в Казахстане огромный интерес к кинематографу. Руководители республики стали больше заниматься вопросами кино, добивались создания все новых и новых  фильмов о Казахстане, разрабатывали  мероприятия по организации материально-технической  базы кинопроизводства в Алма-Ате  и подготовке творческих, инженерно-технических  кадров кино. Писатели, актеры, композиторы, художники стали проявлять больший  творческий интерес к киноискусству, изучать его историю и теорию, готовить себя для участия в создании произведений кино. Первый художественный фильм на казахстанском материале был снят в 1928 году на киностудии "Совкино" по роману Фурманова "Мятеж" (реж. С.А. Тимошенко). В 1935 году на "Мосфильме" по роману И.П. Шухова "Ненависть" снят художественный фильм "Вражьи тропы" (режиссер И.К. Правов). Трест "Востоккино" выпустил художественные фильмы "Джут" (1931), "Тайна Каратау" (1932).

Летоисчисление казахского художественного кинематографа  начинается с ленты "Амангельды", выпущенной в 1938 году. Это был первый опыт создания национального фильма, и осуществлялся он на базе киностудии "Ленфильм". Идея снять картину  о славном сыне казахского народа, герое гражданской войны Амангельды Иманове принадлежала известным писателям Бейимбету Майлину и Габиту Мусрепову. Творческую помощь оказал в написании сценария уроженец Казахстана, известный к тому времени драматург и писатель, Всеволод Иванов. Фильм об Амангельды - первый полнометражный фильм, задуманный как героическая эпопея. Эта кинолента явила собой яркую картину жизни казахской степи в предреволюционные годы. Героический образ батрака Амангельды Иманова, возглавившего национально-освободительное восстание в Тургае в 1916 году, воплощает в себе революционный настрой народа. Выход на экраны фильма "Амангельды" стал огромным событием культурной жизни республики. Восторженно отозвалась о фильме и пресса, а его создатели были награждены Почетными грамотами Верховного Совета Казахской ССР.

Итак, первый шаг был сделан. Однако война помешала молодой казахской  кинодраматургии осуществить многие планы. В 1941 году в Алма-Ате работает Центральная Объединенная киностудия (ЦОКС), в состав которой входят, помимо Алма-Атинской, эвакуированные сюда студии "Мосфильм" и "Ленфильм". Их пребывание в республике, непосредственное общение местных деятелей культуры с профессионалами высокого уровня - С. Эйзенштейном, В. Пудовкиным, И. Пырьевым, Б. Бабочкиным, В. Марецкой, Э. Тиссэ, И. Москвиным и многими другими дало впоследствии свои плоды. Было создано и обучено среднее звено специалистов, в актерской киношколе выросла целая плеяда артистов экрана, появились свои сценаристы, режиссеры, операторы. Трудные военные годы еще более укрепили узы братской дружбы русского и казахского народов. Они стали школой профессионализма для целого поколения казахских кинематографистов. Связи эти продолжали существовать и после отъезда москвичей и ленинградцев. Свидетельство тому - послевоенная постановка фильма "Джамбул" режиссером Е. Дзиганом по сценарию Н. Погодина и А. Тажибаева о прославленном казахском акыне, в чьей судьбе отражены великие преобразования в жизни казахского народа после победы революции.

В фильме снимались лучшие актеры республики - Курманбек Джандарбеков, Капан Бадыров, Кененбай Кожабеков, начинающий свой путь в театре ' и кино, Шакен Айманов. Образ Джамбула - живого человека, мудреца, поэта, сына своего народа, созданный Аймановым, до сих пор остается образцом актерской игры. "Джамбул" имел большой зрительский успех как в нашей стране, так и за рубежом.

Все художественные фильмы созданные в советское время  отвечали требованиям советской  идеологии, тем не менее она оказали влияние на развитие национального киноискусства в республике. И еще больше укрепили дружбу между двумя народами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Кинематограф «оттепели»: 60-е годы

Наибольший расцвет национальный культур проявился в так называемую "эпоху оттепели", когда были сняты фильмы, вступающие в спор с официальной советской идеологией. В те годы это можно было сделать  только "эзоповым языком" - иносказаниями, намеками, характером изображения. Однако и этого было достаточно для того, чтобы кинематографисты ощутили  свободу самовыражения. Лучшие работы кинематографа "оттепели" были сняты  основоположниками национальных кинематографий - Шакеном Аймановым, Абдуллой Карсакбаевым, Мажитом Бегалиным, Султаном Ходжиковым. В период с 1964 по 1972 год кинематограф Центральной Азии продекларировал основные национальные мифы, ожидания народов каждой из пяти республик, создал незабываемые образы сильных героев[8].

Информация о работе Становление и развитие казахстанского кинематографа