Становление и развитие казахстанского кинематографа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 10:59, реферат

Описание работы

Цель работы: Опираясь на различные источники, изучить и проанализировать проблемы отечественного кинематографа.
В соответствие с целью работы, намечены следующие задачи:
рассмотреть пути становления Казахстанского кинематографа в
первой половине XXвека;
Изучить развитие киноиндустрии Казахстана во второй половине XX века;
Проанализировать проблемы, стоящие перед отечественным кинематографом в различные периоды его становления.
Пропагандировать продукцию отечественной кинематографии.

Файлы: 1 файл

Становление и развитие казахстанского кинематографа.docx

— 107.45 Кб (Скачать файл)

В шестидесятые годы казахские  кинематографисты обращаются к теме Великой Отечественной войны. "Сказ о Матери" сценаристов Д. Ташенова и А. Сацкого получает Государственную премию Казахской ССР, а исполнительница главной роли актриса Амина Умурзакова удостаивается приза за лучшее исполнение женской роли на I Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде и диплома Международного кинофестиваля в Карловых Варах. В этом фильме, поставленном режиссером А. Карповым, рассказывается о судьбе простой казахской женщины из далекого аула, отправившей на фронт сына.

В 1966 году на зональном кинофестивале  республик Средней Азии и Казахстана в Душанбе главного приза удостаивается  и другой казахский фильм о  войне - "Земля отцов". Кинолента  высокого интернационального звучания, она снята режиссером Шакеном Аймановым по сценарию Олжаса Сулейменова. Необычная ситуация - аксакал отправляется в неведомую ему русскую деревню, чтобы привезти на родную землю прах погибшего сына - исполнена символики и философского смысла. А заключаются они в том, что для тех, кого сроднило общее горе, нет земли твоей, моей, его. Есть одна Родина - Советская страна. И дружба, скрепленная кровью, увековеченная мемориалом на братской могиле, оказалась превыше дедовских традиций, по которым умерший на чужбине должен быть захоронен в родных местах.

Образцом историко-приключенческого жанра в казахском кино являются двухсерийная кинолента "Конец атамана" (авторы сценария А. Михалков-Кончаловский и Э. Тропинин) и фильм "Транссибирский экспресс" (авторы сценария Н. Михалков и А. Адабашьян), прошедшие с большим успехом по экранам Советского Союза и зарубежных стран. "Конец атамана" повествует об одной из наиболее рискованных операций чекистов - поимке атамана Дутова. Динамичный и остросюжетный, фильм этот от первого и до последнего кадра проникнут пафосом революционной борьбы. Картина стала последней постановкой Шакена Айманова, и посвящена она славным сынам Коммунистической партии, отдавшим жизнь за становление Советской власти в Казахстане. Сценарий создавался на основе документальных материалов о ликвидации белогвардейской банды Дутова. Немалый успех фильма определила талантливая игра исполнителя главной роли - чекиста Чадьярова - Асанали Ашимова. "Конец атамана" был удостоен Государственной премии Казахской ССР. Своего рода продолжением этого фильма явился "Транссибирский экспресс", снятый молодым режиссером Э. Уразбаевым. Режиссер бережно ввел в киноповествование интонации "Конца атамана". Оба фильма объединены одним героем, который на этот раз действовал в Маньчжурии.  
На XI Всесоюзном кинофестивале в Ереване в 1978 году "Транссибирский экспресс" был удостоен приза как лучший приключенческий фильм. В том же году он получил Гран-при симпозиума молодых кинематографий на Международном кинофестивале в Карловых Варах. Создатели фильма стали также лауреатами Государственной премии Казахской ССР.

С 1967 в Казахстане начат  выпуск мультипликационных фильмов. Первым казахстанским мультфильмом был  фильм "Почему у ласточки хвост  рожками" А.А. Хайдарова. Было традицией выпускать для детей один-два фильма в год. Сценарий одного из них - "Шок и Шер". Он написан молодым выпускником ВГИКа С. Нарымбетовым, режиссер-постановщик - К. Касымбеков. Это лирическая повесть о дружбе мальчика и жеребенка. Доброта, любовь к людям и окружающей природе, радость первооткрытия, заложенные в сценарии, были бережно перенесены на экран. На Международном фестивале телевизионных фильмов в Монреале ему присужден приз "Серебряная нимфа". Создателям картины присвоено звание лауреатов премии Ленинского комсомола республики 1974 года.

В целом, можно смело утверждать, что кинематограф 60-х годов подготовил почву для появления фильмов, буквально моделирующих процесс  нациостроительства в Казахстане.

 

3.1 Казахстанское  кино в 80-90-е годы. 

Те годы, которые мы отсчитываем  с эпохи перестройки, являются прежде всего периодом мощного сдвига в нашем сознании. Казахстанские кинематографисты, нащупывая пути развития отечественного национального кинематографа, ведут обширный поиск в самых широких границах - от авторского до коммерческого кино. И в этом спектре поисков наиболее перспективным видится направление авторского кинематографа, апеллирующего к корням традиционной казахской ментальности, но говорящего на современном киноязыке, что позволяет нашим режиссерам быть достойно вписанными в общемировой культурный контекст. Важно увидеть и оценить усилия отечественных кинематографистов на этой неразработанной ниве культурной самоидентификации.

Что нового привнесли казахи в эстетику постсоветского кино?  
Во-первых, режиссеры вышли на улицы, в реальные дома, квартиры, осознанно не строя декорации и не приукрашивая реальность. Если "Игла" нарочито снималась на контрастах буржуазного интерьера доктора-мафиози и задворках домов, где обитают "пацаны", то уже "Конечная остановка" (1989) Серика Апрымова - это уже просто убогий быт аула с безвкусными интерьерами и нескрываемыми уборными. Документальность съемок вынесена в стилистику фильма.

Во-вторых, полный отказ от профессиональных актеров. В той  же "Игле": Виктор Цой - популярный рок-певец, знак эпохи, все остальные - просто узнаваемые лица: музыкант Петр Мамонов, режиссер Александр Баширов и другие, но все они - принципиально не актеры. В "Конечной остановке" представление четырех главных героев - чуть ли не документальная правда - реальные имена, реальные судьбы, настоящие жители села "Аксуат". А во "Влюбленной рыбке" (1989) Абая Карпыкова снимались: друг режиссера - архитектор Бопеш Жандаев, брат - художник Аблай Карпыков, однокурсник - Ассан Куяте. Фактически каждый режиссер-нововолновец приходил в кино со своим особым миром, своими "актерами", своим "воздухом" и своим видением мира.

В-третьих, изменился герой. Он по-прежнему остается победителем, но уже он чуть-чуть ироничен, немногословен  и отстранен. Таков Виктор Цой в "Игле", таков главный герой "Конечной остановки", герой фильма Дарежана Омирбаева "Кайрат" (1991), братья из фильма Амира Каракулова "Разлучница" (1991). Вестернизация героев здесь очевидна, хотя она не декларируется - просто плакат "Битлз" на стене, одежда героев фильма, явно не советский интерьер, другая музыка, другое настроение. И тема бегства, дороги, изменений.

В-четвертых, к восьмидесятым  годам советские люди так устали от нравопоучительного, идеологизированного кино, что уже переставали воспринимать что-либо всерьез, и молодежная культура уже явно выражала протест через песни, анекдоты, кино. Дружный хохот поднимался в кинозале, как только в фильме "Игла" появлялся титр - "советскому телевидению посвящается". Развенчивание советского образа жизни начиналось с высмеивания символов советской эпохи. Отсюда столько юмора, иронии. И это было воспринято зрителем, особенно молодым, как смена эпох. Советские реалии сначала высмеивались, уничтожались в сознании людей, а уже потом произошли политические перемены.

В-пятых, интересно, что развенчивалась не только советская ментальность, но и этническая. Серика Апрымова готовы были общественно осудить за то, что он показал такую чернушную жизнь в казахской глубинке. Его обвиняли в том, что он поднял руку на святую святых - аул. Получается, что Серик Апрымов и Рашид Нугманов сделали две принципиально важные картины для всего Центрально-азиатского региона - "Иглу" и "Конечную остановку", развенчивая две доминирующие в то время ментальности - советскую и этническую (в отрицательных ее чертах), чтобы расчистить пространство для новых, только зарождающихся ментальностей.

Другие режиссеры уже  на расчищенной площадке начали строить  новые миры и культурные пространства. Так, "Разлучницу" Амира Каракулова и "Влюбленную рыбку" Абая Карпыкова сравнивали с фильмами Трюффо и Годара, фильм "Кайрат" Дарежана Омирбаева - с лентами Брессона и Бунюэля, "Женщину дня" Бахыта Килибаева и Александра Баранова - с "Блоу ап" Антониони и т.д. Это означает только то, что мир увидел в фильмах "Казахской новой волны" черты современного западного кинематографа Почему это произошло?

Для казахов, исторически  проживающих в степях на пересечении  ветров с Запада и Востока, да к  тому же кочевников, вообще свойственна  высокая степень адаптации культурных влияний. Киношники же, использовав это природное качество, привнесли великолепное знание и понимание законов западного кино, что сделало их кинематограф открытым и понятным для всего мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Киноискусство независимого Казахстана

Период с 1991 по 1997 год  был чрезвычайно важным для отечественного кинематографа. Это был прежде всего период изживания постсоветских комплексов и постколониального синдрома.

 В картинах этого  периода была рассказана правда  об установлении советской власти. Все те факты, о которых долгие  годы замалчивала официальная  советская идеология, периода  коллективизации, Великой Отечественной  войны, годов сталинских репрессий,  нашли отражение в лучших картинах  этого периода. В таких фильмах,  как "Суржекей - ангел смерти", "Жизнеописание юного аккордеониста", "Людоед", впервые были показаны трагические реалии советской эпохи народов Центрально-азиатского региона.

 Большое внимание также  было уделено восстановлению  исторической справедливости. После  семидесятилетней советской кинематографической  историографии для кинематографистов  Казахстана представилась возможность  рассказать о наиболее значимых  исторических личностях истории  их стран и региона в целом,  а также рассказать о переломных  моментах истории. Эту задачу  ставили перед собой создатели  таких фильмов, как "Гибель  Отрара", "Батыр Баян", "Юные годы Абая", "Козы Корпеш и Баян Сулу", "Юность Жамбыла" и другие.

 В эти годы активно  идет поиск национальной идентичности, поэтому так часто заявляется мотив бегства, нескончаемой дороги, желания найти Землю обетованную ("Путешествие в никуда", "Айналайн"). Все еще слабо ощущение дома, поэтому и названия картин - "Где твой дом, улитка? ", "Квартирант", "Шанхай". Практически нет ни одной картины, где был бы показан процесс формирования семьи. Наоборот, все еще присутствует тема разрушения семьи - в таких фильмах, как "Голубиный звонарь", "Разлучница", "Сон во сне". Часть фильмов отражает события и настроения последних лет существования советской власти, в которых разлад, упадок и власть тоталитаризма очевидны - "Любовники декабря", "Аллажар", "Последние каникулы".

 Именно в этот период  очевиден художественный спор  в кинематографе между идеями  национализма и космополитизма, гибридностью и аутентичностью. Часть режиссеров снимает картины в духе фильмов перестройки, другая часть режиссеров начинает активно формировать национальную аутентичную среду.

Картины отражают дух и настроение своего времени. В целом же по периоду наблюдается в фильмах движение от эйфории от приобретения независимости в самом начале 90-х годов к депрессии от нерешенных социальных и экономических проблем к 1997-1998 годам. 
В максимальной степени ощущение этой депрессии выражено в фильме Дарежана Омирбаева "Киллер", получившего в 1998 году главный приз программы "Особый взгляд" Каннского кинофестиваля.

Со второй половины 90-х  начинается другое направление - каждый режиссер пытается нащупать свой собственный  вектор культурного самоопределения. Начиная с 1998 года, в казахстанском  кинематографе наблюдается очевидный  поворот к установлению в кино позитивных ценностей, отображению  формирования семьи и стабилизации ситуации в обществе в целом. В кинематографе это произошло повсеместно во всех пяти странах Центрально-Азиатского региона. И свидетельству тому - появление знаковых картин, меняющих полюс оценки современной действительности с плюса на минус. В Казахстане это фильм "Аксуат" Серика Апрымова, в Кыргызстане - "Бешкемпир" Актана Абдыкалыкова, в Таджикистане - "Полет пчелы" Джамшета Усмонова, в Узбекистане - "Оратор" Юсупа Разыкова.

В фильмах новейшей эпохи  произошли значительные изменения:

1. Начали формироваться  положительные образы дома и семьи. Действие всех ключевых картин перенесено из города в традиционное пространство - аул и кишлак. Опираясь на вековой уклад жизни, обычаи и традиции народа, режиссеры начали реконструировать особый мир традиционной культуры. В фильмах стали появляться гармоничные семьи, состоящие из нескольких поколений - с бабушками, дедушками, внуками и правнуками. Эти фильмы начали восприниматься как само собой разумеющее, более того, было ощущение, что, наконец, стали сниматься фильмы, отображающую нашу реальную жизнь и ментальность. В этом нет ничего удивительного, поскольку семья была, есть и останется основным социальным капиталом общества, особенно у нас, в Центральной Азии.

2. Однако до полной  гармонии еще далеко. И яркий  индикатор жизни общества, отраженного  в кинематографе, - образы несчастливых  детей. В фильмах мы видим  детей с трагической судьбой,  особенно в казахском кино. В  фильмах "Три брата" С.  Апрымова, "Подсолнухи" Р. Кима, "Жылама!" А. Каракулова дети погибают, что говорит, о видении режиссерами бесперспективности будущности народа. Все еще много картин, где изображены дети, живущие в неполных семьях без отцов или матерей. Очень силен мотив подкидышей или приемышей. Таков герой в фильме "Шиза", "Охотник". Все это, говорит о неопределенности будущего и отсутствии его осознанного строительства.

Информация о работе Становление и развитие казахстанского кинематографа