Столыпинская модернизация России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование комплекса столыпинских реформы, их определяющее историческое значение для последующего развития России. Столыпинская программа, не будучи формально структурированной; представляет из себя совокупность проектов законодательных и нормативных актов, подготовленных министерствами и ведомствами в начале ХХ века. Проекты предполагали существенные, коренные изменения во всех без исключения сферах жизни российского общества. Часть из них вступила в силу, другая часть осталась нереализованной. Не все из этих проектов были инициированы и подготовлены командой Столыпина - некоторые достались ему "по наследству". Однако именно Столыпин объединил их в цельную систему, в их основе лежало целостное представление Столыпина о том, какой должна быть Россия, чтобы, сохранив уникальность своей культуры, не проиграть в мировой конкурентной борьбе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3

Глава 1. Россия накануне реформ начала XX века………9

1.1. Политическая и экономическая ситуация в России накануне реформ…9
1.2. Первая Государственная дума.………………………………………........11
1.3. «Война за землю» и предпосылки аграрного реформирования..............12
1.4. Замысел земельной реформы.……………………………………………...13

1.5. Указ 9 ноября и II Государственная дума…………………………………15
1.6. Третья, «Столыпинская», Дума…………………………………………....16
Глава 2. Основные направления столыпинской аграрной политики.18

2. 1. Разрушение общины и развитие частной собственности……………….18
2. 2. Деятельность Крестьянского банка……………………………………....28
2. 3. Кооперативное движение………………………………………………....31
2. 4. Переселение крестьян в Сибирь…………………………………….........31
2. 5. Агрокультурные мероприятия……………………………………………33

2.6. Результаты аграрной политики……………………………………………33

2.7. Итоги и последствия столыпинской земельной реформы……………….35
Глава 3. Комплексная модернизация России. Проекты, их реализация…38

3.1.Права и свободы граждан…………………………………………………...38

3.2.Формирование основ правового государства и разграничение ответственности ветвей власти…40

3.3.Реформирование судопроизводства………………………………………..42
3.4.Местное управление и самоуправление……..44

3.5.Экономика, финансы, инфраструктура………………………………........46
3.6.Социальная политика……………………………………………………….48
3.7.Образование, наука и культура…………………………………………….50
3.8.Военная реформа………………………………………………………........52

3.9.Противодействие террору.
Итоги комплексных преобразований в России в начале XX века………..53
Заключение……………………………………58

Список использованных источников и литературы…………........63
Приложение 1………………………………………………………..65
Приложение 2……………………………………………………..66
Приложение 3……………………………………………………..67
Приложение 4…………………………………………………….68

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 1 курс.doc

— 886.00 Кб (Скачать файл)

 

§2.6. Результаты аграрной политики

 Результаты аграрной политики характеризуются быстрым ростом  аграрного производства, увеличением емкости внутреннего рынка, возрастанием экспорта сельскохозяйственной продукции, причем  торговый  баланс России приобретал все более активный характер. В результате удалось не только вывести сельское хозяйство из кризиса, но и превратить его в доминанту  экономического развития России. Валовый доход всего сельского  хозяйства  составил в 1913 году 52,6% от общего валового дохода. Доход  всего  народного  хозяйства  благодаря увеличению стоимости, созданной в сельском  хозяйстве, возрос  в сопоставимых ценах с 1900 по 1913 годы на 33,8%. Дифференциация видов аграрного производства по районам привела к росту товарности сельского хозяйства. Три четверти всего переработанного индустрией сырья поступало от сельского хозяйства. Товарооборот сельскохозяйственной продукции увеличился за период реформы на 46%. Еще больше, на 61% по сравнению с 1901-1905 годами, возрос в предвоенные годы экспорт сельскохозяйственной продукции. Россия была крупнейшим производителем и экспортером хлеба и льна, ряда продуктов животноводства. Так, в  1910  году  экспорт  российской пшеницы составил 36,4% общего мирового экспорта.

 Сказанное вовсе не означает, что предвоенную Россию  следует представлять «крестьянским раем». Не были решены проблемы голода и  аграрного  перенаселения. Страна  по-прежнему  страдала от технической, экономической и культурной отсталости. По  расчетам И. Д. Кондратьева в США в среднем на ферму  приходилось  основного капитала в размере 3900 рублей, а в европейской  России  основной капитал  среднего  крестьянского  хозяйства едва достигал 900 рублей. Национальный доход на душу   сельскохозяйственного населения в России составлял примерно 52 рубля в год, а в США - 262 рубля. Темпы роста производительности труда  в  сельском  хозяйстве были сравнительно медленными. В то время как в России в 1913 году получали 55 пудов хлеба с одной десятины, в США получали  68,  во Франции - 89,  а  в  Бельгии - 168 пудов. Экономический рост происходил не на основе интенсификации производства,  а  за  счет повышения  интенсивности  ручного  крестьянского  труда. Но в рассматриваемый период были созданы   социально-экономические условия для перехода к новому этапу аграрных преобразований  -  к превращению сельского хозяйства  в  капиталоемкий  технологически прогрессивный сектор экономики.

 

§2.7. Итоги и последствия столыпинской земельной реформы

 Община устояла в столкновении с частной земельной собственностью, а после Февральской революции 1917 года перешла в решительное наступление. Теперь борьба за землю вновь находила выход в поджогах усадеб и убийствах помещиков, происходивших с еще большим ожесточением, чем в 1905 году. «Тогда не довели дело до конца, остановились на пол дороге? - рассуждали крестьяне. – Ну, уж теперь не остановимся и истребим всех помещиков под корень».

 Итоги столыпинской аграрной реформы выражаются в следующих цифрах. К 1 января 1916 г.  из общины в  чересполосное укрепление  вышло  2 млн.  домохозяев.  Им принадлежало 14,1 млн.  дес. земли. 469 тыс. домохозяев, живших в беспередельных  общинах,  получили  удостоверительные  акты на 2,8 млн. дес. 1,3 млн.  домохозяев перешли к хуторскому и  отрубному владению (12,7 млн.  дес.).  Кроме того, на банковских землях образовалось 280 тыс.  хуторских и  отрубных  хозяйств - это особый счет.  Но и другие приведенные выше цифры нельзя механически складывать,  поскольку некоторые домохозяева,  укрепив наделы, выходили потом на хутора и отруба, а другие шли на них сразу, без чересполосного укрепления. По приблизительным подсчетам,  всего из общины вышло около 3 млн.  домохозяев,  что составляет  несколько меньше третьей части общей их численности в тех губерниях,  где проводилась реформа.  Впрочем,  как отмечалось, некоторые из выделенцев фактически давно уже забросили земледелие. Из общинного оборота было изъято 22 %  земель.  Около половины их пошло на продажу. Какая-то часть вернулась в общинный котел. За 11 лет столыпинской земельной реформы из общины вышло 26% крестьян. 85% крестьянских земель осталось за общиной. В конечном итоге властям не удалось ни разрушить общину, ни создать устойчивый и достаточно массовый слой крестьян-собственников. Так что можно творить об общей неудаче столыпинской аграрной реформы.

 Вместе с тем известно,  что после окончания революции и до  начала  первой мировой войны положение в русской деревне заметно улучшилось. Конечно, помимо реформы, действовали и другие факторы.  Во-первых, как уже творилось, с 1907  г.  были отменены выкупные платежи,  которые крестьяне выплачивали в течение 40 с лишним лет.  Во-вторых, окончился мировой  сельскохозяйственный  кризис  и начался рост цен на зерно. От этого, надо полагать, кое-что перепадало и простым крестьянам.  В-третьих, за годы революции сократилось помещичье землевладение,  а в связи с этим уменьшились и кабальные формы эксплуатации. Наконец, в-четвертых, за весь период был только один неурожайный год (1911),  но зато подряд  два года  (1912-1913) были отличные урожаи.  Что же касается аграрной реформы,  то такое широкомасштабное мероприятие, потребовавшее столь значительной земельной перетряски, не могло положительным образом сказаться в первые же годы своею  проведения. Тем не менее, мероприятия, сопутствовавшие ей, были хорошим,  полезным делом. Это касается предоставления большей личной свободы  крестьянам, устройства хуторов и отрубов на банковских землях, переселения в Сибирь, некоторых видов землеустройства.

К положительным итогам аграрной реформы можно отнести:

  • из общины выделилось до четверти хозяйств, усилилось расслоение деревни, сельская верхушка давала до половины рыночного хлеба,
  • из Европейской России переселилось 3 млн. хозяйств,
  • 4 млн. десятин общинных земель были вовлечены в рыночный оборот,
  • стоимость с/х орудий увеличилась с 59 до 83 руб. на один двор,
  • потребление суперфосфатных удобрений выросло с 8 до 20 млн. пудов,
  • за  1890-1913 гг.  доход на душу сельского населения вырос с 22 до 33 руб. в год,

К отрицательным итогам реформы относят:

  • от 70%  до 90% вышедших из общины крестьян так или иначе сохранили связи с общиной,  основную массу крестьян составляли трудовые хозяйства общинников,
  • вернулось назад в Центральную Россию 0,5 млн. переселенцев,
  • на крестьянский двор приходилось 2-4 десятины,  при  норме 7-8 десятин,
  • основное с/х орудие - соха (8 млн. штук), 58% хозяйств не имели плугов,
  • минеральные удобрения применялись на 2% посевных площадей,
  • в 1911-1912 гг.  страну поразил голод, охвативший 30 млн. человек.

 

 

 

Глава III. Комплексная модернизация России. Проекты, их реализация

§3.1. Права и свободы граждан

 К началу XX века российское общество в значительной степени оставалось традиционным, а государственность - архаичной. Россия нуждалась в системной модернизации, которая бы придала импульс дальнейшему развитию страны. Для этого следовало реформировать своеобразное правовое положение подданного империи. В Российской империи даже после цикла Великих реформ правовой статус в значительной мере определялся сословной, национальной и конфессиональной принадлежностью. А без создания единого правового пространства проведение политических, социальных и экономических преобразований было невозможным.

  Уже 5 октября 1906 г. Указ  "Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий",15который непосредственным образом касался миллионов крестьян. Указ, с одной стороны, ликвидировал архаичную систему разного рода ограничительных мер, свидетельствовавших о вопиющей гражданской и политической неполноправности, а также об ущемлении личного достоинства крестьян, а с другой - предоставлял крестьянам широкий круг прав, уравнивающих их в положении с другими категориями населения, в том числе и с дворянством (в отношении государственной службы). Он стал важным шагом в процессе перехода от сословного общества к гражданскому. Теперь крестьяне могли беспрепятственно, без разрешения общины поступать на государственную службу и в учебные заведения. Окончательно упразднялась подушная подать и круговая порука. Отменялись особые формы наказания, возлагаемые на крестьян - например, направление последних на принудительные общественные работы. Наконец, крестьяне получили право свободного избрания места жительства наравне с прочими сословиями.

 Предполагалось снять ограничения, связанные с национальной и конфессиональной принадлежностью граждан России. Так, в законопроекте "Об изменении законоположений, касающихся перехода из одного исповедания в другое"16 проводился принцип свободного избрания религии совершеннолетними. Считая правильным первенствующее положение православной церкви, вместе с тем Столыпин настаивал на юридической защите прав и чувств представителей других конфессий. Ограничения на переход из одной веры в другую практически устранялись. Были заметно расширены права старообрядческих и сектантских общин. П.А. Столыпин предпринял шаги и к разрешению еврейского вопроса. Столыпин понимал, что от предоставления значительной части населения возможности передвигаться и работать "России будет не ущерб, а благо".17 Он настаивал на снятии наиболее значимых ограничений в т.ч. на разрешение проживание вне черты оседлости, на приобретение недвижимых имуществ в городе и т. д. А 22 мая 1907 г. был издан циркуляр за подписью П.А. Столыпина, согласно которому приостанавливалась высылка евреев, незаконно проживавших за пределами черты оседлости.

 Правительство предполагало расширить права и всех граждан России вне зависимости от сословий. Так, 8 марта 1907 г. во II Думу правительством был внесен законопроект "О неприкосновенности личности и жилища и тайны корреспонденции".18 Столыпин ставил и решал две взаимосвязанные задачи: во-первых, личность, получив права, включалась в единое правовое пространство и воспитывалась в духе правопорядка и законности; во-вторых, фиксируемые в проекте права личности сопрягались с ее ответственностью перед законом. В законопроекте утверждалось, что никто не мог быть задержан, арестован помимо воли суда. Вторжение в чужое жилище допускалось лишь в предусмотренных законом случаях. При этом за каждым гражданином закреплялось право селиться там, где он того желал.

 Таким образом, в Российской империи предполагалась последовательная реализация принципа гражданского равноправия, которое бы способствовало формированию единой нации, цементирующей все государственное устройство страны. Получая гражданские права и свободы, "становящаяся личность" непосредственно приобщалась к процессу выработки и принятия решений на всех уровнях. Реализация столыпинских проектов о правах и свободах граждан, безусловно, способствовала формированию в России нового типа личности - свободной, творчески активной, целеустремленной в выборе жизненной позиции и профессиональной ориентации. Именно такая личность и обеспечила динамизм экономического роста в стране, создала основу социальной мобильности и политической стабильности.

§3.2.Формирование основ правового государства и разграничение ответственности ветвей власти

 Реформаторские проекты в истории России были обычно внутренне противоречивыми. Они изменяли элементы системы во имя сохранения целого - самодержавной модели управления. Новаторство П.А. Столыпина заключалось в том, что он проводил политику последовательной модернизации всех политических и общественных институтов Российской империи. Это относилось и к проблеме государственного управления. Отсутствие полноценного диалога между властью и обществом - одна из наиболее болевых точек в истории России XIX столетия. Игнорирование этой проблемы приводило к дестабилизации общественно-политической жизни, в условиях которой проведение прочих насущных реформ было невозможным. Диалог между властью и обществом можно было осуществить лишь посредством институтов правового государства, устанавливавших определенные конституционные рамки для необходимого взаимодействия. Ведущим "маховиком" трансформации Столыпин считал исполнительную ветвь власти в лице сильного правительства, назначаемого монархом и действующего под его личным контролем. Правительству следовало взять на себя всю тяжесть ответственности за судьбы страны и создать стройный и эффективный центральный и региональный аппарат управления.19 В условиях переходного периода огромное значение приобрела проблема сотрудничества между исполнительной и представительной ветвями власти. Столыпин неоднократно подчеркивал, что Дума является важнейшим фактором "воссоздания государственных устоев порядка",20 что обеим ветвям власти важно найти "тот язык, который был бы одинаково нам понятен".21 Таким "языком", по его мнению, должно было стать сходное понимание правительством и "молодым народным представительством" общенациональных и общегосударственных задач. "Правительство, - подчеркивал Столыпин, - готово в этом направлении приложить величайшие усилия: его труд, добрая воля, накопленный опыт предоставляется в распоряжение Государственной думы".22 П.А. Столыпин был принципиальным сторонником законодательного представительства, без которого проведение преобразований в правовой, экономической и социальной сфере не имело бы предполагавшегося значения. Однако взаимодействие между правительством и I и II Думами оказалось невозможным, так как депутаты в значительной своей части не считали нужным вести диалог с исполнительной властью и видели перспективы развития страны вне рамок действовавшей правовой системы. В итоге правительство встало перед необходимостью реформировать избирательное законодательство. Благодаря избирательному закону 3 июня 1907 г., III Государственная дума аккумулировала наиболее конструктивно мыслящие общественные силы страны, склонные к тесному сотрудничеству с властью во имя решения насущных политических, социальных и экономических проблем. Правительство искало договоренностей с народными представителями по каждому вопросу законодательства. Министры регулярно посещали пленарные заседания Думы и Государственного Совета, выступали на них, работали в комиссиях представительных учреждений. Сам П.А. Столыпин неоднократно выступал в стенах Таврического дворца, заслужив славу одного из лучших ораторов России. Депутаты Думы и члены Государственного совета неоднократно приглашались министрами на частные или полуофициальные совещания, где в спокойной обстановке обсуждались предстоявшие обсуждению законопроекты. Опыт взаимодействия представительной и исполнительной властей в период премьерства П.А. Столыпина уникален в истории России. По сути дела, впервые был реализован правовой механизм широкой общественной экспертизы правительственных инициатив. Реформы же были не плодом традиционного бюрократического волюнтаризма, а стали результатом мучительного поиска компромиссов между властью и обществом.

Информация о работе Столыпинская модернизация России