Столыпинская модернизация России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование комплекса столыпинских реформы, их определяющее историческое значение для последующего развития России. Столыпинская программа, не будучи формально структурированной; представляет из себя совокупность проектов законодательных и нормативных актов, подготовленных министерствами и ведомствами в начале ХХ века. Проекты предполагали существенные, коренные изменения во всех без исключения сферах жизни российского общества. Часть из них вступила в силу, другая часть осталась нереализованной. Не все из этих проектов были инициированы и подготовлены командой Столыпина - некоторые достались ему "по наследству". Однако именно Столыпин объединил их в цельную систему, в их основе лежало целостное представление Столыпина о том, какой должна быть Россия, чтобы, сохранив уникальность своей культуры, не проиграть в мировой конкурентной борьбе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3

Глава 1. Россия накануне реформ начала XX века………9

1.1. Политическая и экономическая ситуация в России накануне реформ…9
1.2. Первая Государственная дума.………………………………………........11
1.3. «Война за землю» и предпосылки аграрного реформирования..............12
1.4. Замысел земельной реформы.……………………………………………...13

1.5. Указ 9 ноября и II Государственная дума…………………………………15
1.6. Третья, «Столыпинская», Дума…………………………………………....16
Глава 2. Основные направления столыпинской аграрной политики.18

2. 1. Разрушение общины и развитие частной собственности……………….18
2. 2. Деятельность Крестьянского банка……………………………………....28
2. 3. Кооперативное движение………………………………………………....31
2. 4. Переселение крестьян в Сибирь…………………………………….........31
2. 5. Агрокультурные мероприятия……………………………………………33

2.6. Результаты аграрной политики……………………………………………33

2.7. Итоги и последствия столыпинской земельной реформы……………….35
Глава 3. Комплексная модернизация России. Проекты, их реализация…38

3.1.Права и свободы граждан…………………………………………………...38

3.2.Формирование основ правового государства и разграничение ответственности ветвей власти…40

3.3.Реформирование судопроизводства………………………………………..42
3.4.Местное управление и самоуправление……..44

3.5.Экономика, финансы, инфраструктура………………………………........46
3.6.Социальная политика……………………………………………………….48
3.7.Образование, наука и культура…………………………………………….50
3.8.Военная реформа………………………………………………………........52

3.9.Противодействие террору.
Итоги комплексных преобразований в России в начале XX века………..53
Заключение……………………………………58

Список использованных источников и литературы…………........63
Приложение 1………………………………………………………..65
Приложение 2……………………………………………………..66
Приложение 3……………………………………………………..67
Приложение 4…………………………………………………….68

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 1 курс.doc

— 886.00 Кб (Скачать файл)

Правительство Столыпина  прилагало массу организационных  усилий к тому, чтобы "становящаяся личность" была грамотной. От этого, без преувеличения, зависел успех реформ. За 1907-1911 гг. ассигнования на начальную школу возросли в 4 раза - с 9 млн. до 35,9 млн. рублей. Законом 22 июня 1909 г. был образован специальный школьный строительный фонд, из которого отпускался льготный кредит на строительство школ.41Вместе с тем поощрялась частная инициатива. Были подготовлены "Правила о частных учебных заведениях, классах и курсах Министерства народного просвещения", согласно которым частные общества, товарищества и лица могли утверждать низшие, средние и высшие учебные заведения, классы и курсы.

 Предполагалось реформировать и систему высшего образования. Так, правительством был разработан новый Университетский устав, предоставлявший высшей школе широкую автономию: возможность выбора ректора, значительная сфера компетенции Совета университета и т.д. Вместе с тем, устанавливались четкие правила функционирования студенческих объединений и организаций, что должно было способствовать сохранению здоровой академической обстановки. Правительство считало необходимым привлечь общественность к делу развития образования. Были разработаны положения о негосударственных Московском археологическом институте, Московском коммерческом институте, Народном университете имени А.Л. Шанявского.

  При этом развитие системы образования понималось П.А. Столыпиным в "связке" с ростом научного знания и накопления культурных богатств. В годы реформ правительство активно финансировало фундаментальные исследования, научные экспедиции, академические издания, реставрационные работы, театральные коллективы, развитие кинематографа и т. д В период премьерства П.А. Столыпина было подготовлено детально разработанное "Положение об охране древностей"; было принято решение о создании Пушкинского дома в Санкт-Петербурге; были поддержаны многие проекты по организации музеев в различных частях империи. Правительство создавало благоприятную среду для дальнейшего поступательного развития русской культуры и приобщения к ней все большего числа граждан России. По сути дела, так реализовывалось право человека на достойную жизнь, подразумевавшую возможность получения качественного образования и приобщения к культурным богатствам страны.

Следует особо подчеркнуть, что Столыпин придавал принципиально важное значение развитию отечественной науки и культуры. Эта сторона его деятельности в отечественной историографии до сегодняшнего дня практически не затрагивается.

§3.8.Военная реформа

 Поражение России в русско-японской войне 1904-1905 гг. наглядно продемонстрировало необходимость скорейших преобразований в армии. Можно выделить три направления военной политики: упорядочение принципов комплектования вооруженных сил, их перевооружение, строительство необходимой инфраструктуры. В годы столыпинских реформ был разработан новый Воинский устав, четко определявший порядок призыва в армию, права и обязанности призывных комиссий, льготы по отбыванию воинской повинности и, наконец, возможности обжалования решений властей. Государство увеличивало ассигнования как на содержание офицерского корпуса, так и на переоснащение армии. Значительное внимание уделялось строительству линейного флота России. При прокладке новых железнодорожных путей также учитывались военно-стратегические интересы государства. В частности, второй путь Сибирской магистрали, Амурская железная дорога должны были облегчить мобилизацию и переброску сил из различных частей империи и, соответственно, саму оборону дальневосточных окраин России.

 При этом П.А. Столыпин был принципиальным противником втягивания России в мировую войну, считая, что для отечественной экономики, вооруженных сил, социальной структуры это будет невыносимой нагрузкой. Именно поэтому он предпринял исключительные усилия для того, чтобы Боснийский кризис 1908 г. не перерос в вооруженное столкновение. П.А. Столыпин прекрасно осознавал, что проводимые им системные преобразования могли дать свои плоды лишь через определенный период мирного поступательного развития России.           Столыпин выступал последовательным и решительным сторонником укрепления военно-стратегической мощи России. Помимо того, что сильная, укомплектованная по понятным принципам армия была необходима государству для защиты внешних границ, она являлась и мощнейшим социальным фактором.

 

§3.9.Противодействие террору. Итоги комплексных преобразований в России в начале XX века

 В годы Первой русской революции правительство в значительной мере утратило контроль за правопорядком в стране. Россию захлестнул вал революционного террора, жертвами которого пало более 18 000 человек. Реагируя на "преступную

 деятельность революционных  организаций", направленную на "ниспровержение

 существующего государственного  строя и основ общественности", П.А. Столыпин 

предложил ввести систему  исключительно упрощенного судопроизводства.

 Законопроект "Об учреждении военно-полевых судов",42 принятый по 87 ст. Основных законов, намертво прикрепил к Столыпину ярлык "обер-вешателя". Решение не было простым, однако "во время народных волнений и бедствий, когда враги общественности и государства посягают на самые основы общежития и когда преступная деятельность злоумышленников приобрела угрожающие размеры", Столыпин не видел иного выхода. военно-полевые суды, которые рассматривали дела в ускоренном порядке - за 48 часов; приговор же должен был приводиться в исполнение через 24 часа после его вынесения. В сфере компетенции военно-полевого суда находились те случаи, когда виновный был пойман с поличным и его действия были направлены против представителя власти. В работе этих судов не принимали участие ни прокуроры, ни адвокаты, ни свидетели обвинения. В апреле 1907 г. военно-полевые суды были упразднены. За восемь месяцев их существования было казнено 683 человека. При этом в губерниях, находившихся на чрезвычайной или усиленной охране, продолжали действовать военно-окружные суды, предполагавшие упрощенное судопроизводство. Всего в России по решениям военно-полевых и военно-окружных судов в 1906-1911 гг. было казнено около 2,8 тыс. чел.

Наряду с законопроектом о военно-полевых судах был  предложен принципиально важный "Проект исключительного положения",43 призванный, в известной мере, ограничить возможности государственного произвола. Проект прописывал четкие критерии, согласно которым та или иная губерния объявлялась в чрезвычайном положении. Кроме того, в документе был сделан акцент на предупредительных мерах властей.

 С целью повышения эффективности репрессивного аппарата государства Столыпиным был предложен проект реформирования силовых ведомств. Был подготовлен проект "Устава полицейского",44 в котором четко прописывались права и обязанности полиции, структура и компетенция ее органов, что должно было обезопасить гражданина от незаконных посягательств на неприкосновенность его личности. Правительство стремилось к установлению ответственности бюрократических учреждений, если их решения неоправданно ущемляли интересы населения. Также в целях повышения эффективности полиции были предприняты меры к организации централизованного уголовного розыска45.

Эти меры оценивались  П.А. Столыпиным как чрезвычайные, необходимые для спасения государственности. За годы премьерства П.А. Столыпина масштабы революционного террора заметно уменьшились. Отчасти это было связано с репрессивной политикой государства. Однако в большей степени это было предопределено системностью подхода и планомерностью политики правительства. Власть искала диалог с обществом, решала наиболее острые проблемы социального бытия России - и тем самым подрывала социальную базу революции и лишала террор какого-либо оправдания в глазах общественности.

  Русско-японская война и во многом вызванная ею революция 1905 г. означали, что страна вступила в общенациональный кризис, угрожавший самому существованию Российской Империи. Подавление революции – прямая обязанность Власти – было задачей технической. Но Столыпин понимал, что революция – чаще всего продукт внутренних изъянов общества и что если бороться только с революцией, то можно уничтожить следствие, но никак не причину. Поэтому проведение реформ в период революции, считал он, не только возможно, но зачастую и необходимо. Масштабы кризиса 1905-1906 гг. требовали адекватного ответа, которым могла быть только программа комплексных системных реформ, предполагавшая значительное, иногда радикальное изменение вектора развития страны. Эта программа была изложена П.А. Столыпиным в его знаменитой речи при открытии Второй Государственной Думы 6 марта 1907 г.

 Это была широчайшая программа системных либеральных реформ, которые касались практически всех сторон жизни страны и в определенном смысле были даже более масштабны, чем Великие реформы. Программа включала законопроекты, которые должны были обеспечить терпимость и свободу совести, в то же время постепенно устраняя все правоограничения, связанные с вероисповеданием. Следующие законопроекты были связаны с неприкосновенностью личности, с новой судебной реформой, с реформой в области самоуправления. Речь, в частности, шла о вечной мечте русских либералов – создании волостного бессословного земства, с соответствующим расширением компетенции земств вообще, с сокращением сферы административного надзора и т.д. Предусматривалось введение самоуправления в Польше и Финляндии. Административная реформа предусматривала объединение всей гражданской администрации, и прежде всего создание административных судов, которое считались одним из наиболее важных предстоящих мероприятий. В сфере трудового законодательства планировалось введение различных видов страхования рабочих и узаконивание экономических забастовок. Наконец, Столыпин предлагал целый ряд мероприятий для развития народного просвещения. Планировались меры по дальнейшему подъему экономики, большую часть которых мы бы назвали приватизацией, и др. Идеология реформ базировалась на двух системообразующих и взаимосвязанных элементах. Об одном из них - роли государства и его институтов - уже говорилось выше. Вторым элементом являлась столыпинская идея о необходимости раскрепощения человека в России, формирование творческой и созидательной личности. Свою стратегическую задачу Столыпин видел в соединении этих двух "звеньев" - государства и личности - в единое органическое целое, одушевленное общим смыслом созидания Великой России. Идея такого соединения, с одной стороны, мощи государства, а с другой - творческой энергии свободной личности и должна была стимулировать формирование правового государства и гражданского общества в России, современных рыночных отношений и среднего класса. Суть методологии столыпинских реформ заключалась в осознании единства общего замысла и технологии реализации. Подчеркивая национальный характер намечаемых преобразований, Столыпин считал важным придерживаться принципа: "Мы ничего насильственно, механически не хотим внедрять в народное сознание".46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Итак, из вышесказанного можно сделать следующие выводы. Во-первых, Столыпин не только обладал аналитическим типом мышления, не только мог генерировать идеи масштабного преобразовательного характера, но и создал целостную программу реформирования России. Разумеется, Столыпин, будучи талантливым организатором, сумевшим сформировать вокруг себя "команду" единомышленников, не отбрасывал, а, наоборот, аккумулировал рациональные и перспективные наработки своих предшественников, умело синтезируя как по преимуществу национальный, так и западноевропейский опыт преобразований. Его историческая заслуга состоит в том, что он впервые реализовал системный подход и при их разработке, и при реализации преобразований, охватывающих все без исключения ключевые сферы жизнедеятельности страны.

 Во-вторых, предложенная Столыпиным программа системных реформ представляла собой национальный вариант модернизации России в условиях переходного времени от аграрного общества к индустриальному, от сословного к гражданскому, от неограниченного самодержавия к правовому государству. В сфере устройства политических институтов и структур, определения их прав и компетенций, технологических решений такой тип модернизации можно определить как консервативно-либеральный. Что же касается других сфер реформирования, то здесь явно превалировали либеральные начала. В-третьих, Столыпину удалось создать синхронизированную "цепочку" преобразований, рассчитанную, с одной стороны, на переработку реформ, принятых в режиме чрезвычайного законодательства по 87 статье Основных законов в систему законопроектов, в перспективе предназначенных для прохождения через Думу, а с другой - разработку соответствующими министерствами и ведомствами комплекса обычных законопроектов, рассчитанных на ближайшую перспективу мирного эволюционного развития. Используя метод "двойной тяги" в области законодательства, Столыпин был убежден в том, что и в том, и в другом случае инициативную, а в ряде моментов и провокативную, роль должна играть исполнительная власть, ответственная перед монархом. Представляя в Думе законопроекты, Столыпин стремился, используя "коллективный разум и волю" народных представителей, презентовать их обществу и добиться через представительные учреждения их одобрения.

 В-четвертых, консервативно-либеральный тип модернизации России, предложенный Столыпиным в условиях переходного периода, представлял, на мой взгляд, наиболее оптимальный вариант, который, с одной стороны, проводил демаркационную линию между правоконсервативной моделью переустройства страны, а с другой - "отсекал" леворадикальные и экстремистские варианты, реализация которых была чревата непредсказуемыми потрясениями и национальной катастрофой. Предлагаемый Столыпиным тип модернизации был рассчитан на постепенную трансформацию России в "русском национально-государственном русле". Не случайно Столыпин столь пристальное внимание уделял укреплению государственности, системы административной власти как по вертикали, так и по горизонтали. В условиях переходного периода, государство и его институты, по мысли Столыпина, должны функционировать в режиме "общего замысла" и "общей воли", инициировать и контролировать всю "цепочку" системных преобразований. Только в данном случае реформы могли быть реализованы и дать искомый результат - создать подлинно Великую Россию.

 В-пятых, в сравнительно сжатые сроки столыпинских преобразований Россия достигла зримых и внушительных результатов во всех сферах жизнедеятельности. По темпам экономического роста страна вышла к 1913 г. на первое место в мире, а по валовому национальному производству на пятое место. Это свидетельствовало о том, что предложенный Столыпиным тип модернизации России оказался результативным и соответствующим ее общегосударственным и общенациональным интересам. На мой взгляд, это было связано с двумя важными обстоятельствами: во-первых, с правильным пониманием ролевых функций государства и его институтов в переходный период, а, во-вторых, с раскрепощением личности и использованием ее творческой энергии и самодеятельности во всех сферах жизни.

 В-шестых, представляются несостоятельными попытки предъявить Столыпину запоздалый "счет" в подготовке основы для будущей революции в России ("отец русской революции"), в последующем развале империи и росте национализма ("первый русский фашист"). Результаты столыпинских преобразований свидетельствуют как раз об обратном. Недаром Столыпин был столь ненавидим как ультрареакционерами и правыми консерваторами, инстинктивно понимавшими, что реформы премьер-министра ведут к смене политической элиты в стране и трансформации форм собственности, так и леворадикалами и экстремистами, которые в случае удачи правительственного эксперимента оказались бы вне контекста политического процесса в России. Не случайно, трагическая гибель Столыпина в Киеве была с одинаковым ликованием встречена и реакционными, и экстремистскими кругами, осознающими, что успех реформ означает крах их собственных замыслов.

 В-седьмых, после смерти Столыпина намеченные им преобразования, разумеется, продолжались. Но для новых исполнителей его замыслов не хватало ни необходимой воли, ни энергии, которые были присущи Столыпину-премьер-министру. Поэтому было бы некорректным как с научной, так и морально-нравственной точек зрения предъявлять претензии Столыпину за то, что уже делали другие. Столыпин действительно предложил рациональный тип модернизации России, четко и осознанно определил переходные сроки проведения системных реформ и не его вина, что последующая история распорядилась иначе.

Если же посмотреть на все те реформы, которые были задуманы Столыпиным, то мы увидим, что большинству из них не удалось сбыться, а некоторые были только начаты, но смерть их создателя не дала им завершиться, ведь многие введения держались на энтузиазме Столыпина, который пытался хоть как то усовершенствовать политическую или экономическую структуру России.47.Сам  Столыпин  считал,  что для успеха его начинаний потребуется 15-20 лет. Но  и  за  период 1906 - 1913 годов было сделано немало.

Информация о работе Столыпинская модернизация России