Столыпинская модернизация России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование комплекса столыпинских реформы, их определяющее историческое значение для последующего развития России. Столыпинская программа, не будучи формально структурированной; представляет из себя совокупность проектов законодательных и нормативных актов, подготовленных министерствами и ведомствами в начале ХХ века. Проекты предполагали существенные, коренные изменения во всех без исключения сферах жизни российского общества. Часть из них вступила в силу, другая часть осталась нереализованной. Не все из этих проектов были инициированы и подготовлены командой Столыпина - некоторые достались ему "по наследству". Однако именно Столыпин объединил их в цельную систему, в их основе лежало целостное представление Столыпина о том, какой должна быть Россия, чтобы, сохранив уникальность своей культуры, не проиграть в мировой конкурентной борьбе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3

Глава 1. Россия накануне реформ начала XX века………9

1.1. Политическая и экономическая ситуация в России накануне реформ…9
1.2. Первая Государственная дума.………………………………………........11
1.3. «Война за землю» и предпосылки аграрного реформирования..............12
1.4. Замысел земельной реформы.……………………………………………...13

1.5. Указ 9 ноября и II Государственная дума…………………………………15
1.6. Третья, «Столыпинская», Дума…………………………………………....16
Глава 2. Основные направления столыпинской аграрной политики.18

2. 1. Разрушение общины и развитие частной собственности……………….18
2. 2. Деятельность Крестьянского банка……………………………………....28
2. 3. Кооперативное движение………………………………………………....31
2. 4. Переселение крестьян в Сибирь…………………………………….........31
2. 5. Агрокультурные мероприятия……………………………………………33

2.6. Результаты аграрной политики……………………………………………33

2.7. Итоги и последствия столыпинской земельной реформы……………….35
Глава 3. Комплексная модернизация России. Проекты, их реализация…38

3.1.Права и свободы граждан…………………………………………………...38

3.2.Формирование основ правового государства и разграничение ответственности ветвей власти…40

3.3.Реформирование судопроизводства………………………………………..42
3.4.Местное управление и самоуправление……..44

3.5.Экономика, финансы, инфраструктура………………………………........46
3.6.Социальная политика……………………………………………………….48
3.7.Образование, наука и культура…………………………………………….50
3.8.Военная реформа………………………………………………………........52

3.9.Противодействие террору.
Итоги комплексных преобразований в России в начале XX века………..53
Заключение……………………………………58

Список использованных источников и литературы…………........63
Приложение 1………………………………………………………..65
Приложение 2……………………………………………………..66
Приложение 3……………………………………………………..67
Приложение 4…………………………………………………….68

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 1 курс.doc

— 886.00 Кб (Скачать файл)

 

§3.3.Реформирование судопроизводства

 Права человека только тогда в полной мере становятся правами, когда они гарантированы государством, реализованы в судопроизводстве. Поэтому судебная реформа должна была стать важным элементом в системе преобразований П.А. Столыпина. Огромное значение имела реформа местного суда, поскольку ее целью было обеспечить действительное равенство всех перед законом, независимо от сословной принадлежности. Этот аспект, а также принцип независимости суда от администрации и единые правила устройства судебной части создавали необходимые предпосылки для перехода к правовым основаниям функционирования государства. Законопроект "О преобразовании местного суда" должен был способствовать тому, что суд стал бы дешевле и доступнее для населения. Он предполагал восстановление в сельской местности института мировых судей, которые бы избирались земскими собраниями (в городе - городскими думами). Они бы рассматривали ограниченный круг гражданских дел и уголовные дела, не влекшие за собой особо тяжких наказаний. Их решения можно было оспаривать в вышестоящих инстанциях. Соответственно, уходила в прошлое и практика вынесения приговоров согласно нормам неписанного права. Это должно было способствовать рационализации судопроизводства.

 На фоне пересмотра в общественном сознании значимости и самоценности проблемы гражданских прав и свобод Столыпин большое внимание уделил реформированию охранительного судопроизводства - системы судебной защиты гражданских прав личности.23 В логической связи с данным проектом находился проект "Об учреждении опек над сельскими обывателями вследствие расточительности",24 который, по замыслу Столыпина, преследовал цель ограждения прав семьи в условиях разрушения патриархального общинного строя.

           На демократизацию и гуманизацию  судебной системы, на укрепление  в сознании населения мысли о "святости и нерушимости закона" была направлена целая серия столыпинских проектов, в частности "О введении состязательного начала в обряд предания суду",25 "О введении защиты на предварительном следствии",26 "Об условном досрочном освобождении"27 и “Об условном осуждении”28. Одновременно с гуманизацией судопроизводства в отношении рядовых подданных правительство Столыпина разработало ряд проектов, совершенствовавших систему гражданской и уголовной ответственности должностных лиц.

 Помимо этого, правительство П.А. Столыпина внесло в Государственную думу целый ряд инициатив, направленных к укреплению единого правового пространства империи. Предполагалось определить права человека во время предварительного следствия, установить условный срок осуждения, ввести принцип гражданской и уголовной ответственности чиновников, посягнувших на свободы и права граждан. Причем, в данном случае речь шла о государственных служащих самого высокого ранга. Иными словами, предполагалось "вплести" в ткань законов Российской империи декларированные гражданские свободы, обеспечив процедуру их отстаивание и сделав ответственными за их осуществление все государство и каждого бюрократа в отдельности.

 

§3.4.Местное управление и самоуправление

 Важный признак наличия гражданского общества - развитые формы местного самоуправления. П.А. Столыпин стремился к качественному преобразованию системы местного самоуправления во имя ее демократизации и повышения эффективности. Столыпинские реформы должны были обеспечить усиление исполнительной вертикали власти. В ряду планируемых мер принципиально важное значение приобретала реформа местного управления. Свое теоретическое обоснование и конкретное законодательное оформление она получила в серии взаимосвязанных основополагающих документов "Главные начала устройства местного управления" (1906 г.), "Положение о поселковом управлении" (1907 г.), "Положение о волостном управлении" (1907 г.), "Положение о правительственных участковых комиссарах" (1907 г.), "Положение о губернском управлении" (1907 г.) и др..29 Стратегическая задача Столыпина заключалась в том, чтобы максимально снять имевшие место противоречия, порождавшие земскую оппозицию правительству, и направить усилия на решение задач общегосударственного и регионального масштаба. Предложенные им реформы были направлены на четкое разделение функций местных землевладельцев, независимо от сословной принадлежности, и представителей государства. Последнее усиливало свое присутствие на низовом уровне, "опускалось" не только до уезда, но и до его составной части - участка. Вместе с тем многие управленческие функции и соответствующие им источники дохода передавались в фактически вновь создаваемую мелкую земскую единицу - мечту российского либерала.

Уже в 1907 г. были внесены  в Государственную думу "Положение о поселковом управление" и "Положение о волостном управлении". Предполагалось учреждение органов местного самоуправления на самом низовом уровне - в поселковом обществе и волости. Причем речь шла о бессословной организации этих учреждений. Таким образом, планировалось, что самоуправляющееся общество будет проявлять свою творческую активность на всех уровнях, начиная от поселка и кончая государством. Кроме того, согласно "Главным началам преобразования земских и городских общественных управлений", сфера компетенции уездных и губернских земств, органов городского самоуправления расширялась, а имущественный ценз для участия в работе этих учреждений снижался. Правительство стремилось к расширению круга лиц, так или иначе участвовавших в управлении государством. Вместе с тем, П.А. Столыпин настаивал на упразднении должностей земского начальника и уездного предводителя дворянства, которые, обладая властными полномочиями, представляли узкосословные интересы. Вместо них предполагалось учредить должность участкового комиссара - агента правительства при поселковых и волостных органах местного самоуправления. Учреждалась должность начальника уездного управления, в ведении которого были все уездные правительственные учреждения и участковые начальники. В свою очередь он сам непосредственно подчинялся губернатору. Таким образом, правительство выстраивало стройную административную иерархию, способную оперативно реагировать на вызовы времени.

 П.А. Столыпин решал двуединую задачу. С одной стороны, он добивался большей эффективности власти, устраняя все противоречивое и архаичное, накопившееся за два столетия. С другой, эта власть должна была находиться в тесной связи с широкими кругами общественности, доверяя им многие права и полномочия. Именно такая власть должна была стать "своей" для общества. Хотелось бы подчеркнуть, что старт местной реформы никогда не увязывался Столыпиным с окончательным успокоением деревни. Смысл предпринимаемых усилий был в их комплексности. Только четко разграничивая полномочия, настаивая на соблюдении законности и обеспечивая населению возможность апелляции к праву, можно было обеспечить движение к правовому государству.

 

 

 

§3.5.Экономика, финансы, инфраструктура

 Гражданская свобода не может считаться полноценной, если она не подкреплена свободой хозяйственной деятельности. Поэтому одним из направлений деятельности правительства П.А. Столыпина было снятие многих ограничений с экономической активности человека. Государство отказалось тягостной разрешительной процедуры учреждения акционерных компаний, открывавшей простор для бюрократического произвола. Вместо нее вводился явочный принцип организации акционерных обществ. Правительство предоставило предпринимателям широкие возможности для эксплуатации природных богатств Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Закавказья. Государство пошло на реформирование нормативной базы для совершенствования финансово-кредитной системы, облегчавшей деятельность малых и средних компаний. Был разработан Устав Банка обществ взаимного кредита, Устав кассы городского и земского кредита. Правительство выработало проект устройства и открытия заведений фабрично-заводской и ремесленной промышленности,30 который централизовал и унифицировал порядок открытия промышленных предприятий, тем самым упростив эту процедуру и одновременно оградив интересы населения от "вреда и беспокойства", которые могло принести соседство с промышленными заведениями. Необходимость регламентировать имущественно-правовые отношения собственников земельных владений и владельцев построек, возведенных на этих землях (застройщиков) вызвало разработку специального проекта "О застройке", который устанавливал новое вещное право, отличное от права собственности и права найма31.

 Предполагалось провести серьезные преобразования и в области налоговой системы. “Положение о поземельном и промысловом налогах”,32 совершенствование таможенных тарифов, предоставление тех или иных прав и льгот российским и иностранным промышленникам и предпринимателям,33 что способствовало экономическому росту, деловой активности среднего класса. Учитывая назревшую потребность реформирования архаичной налоговой системы, правительство разработало проект введения в России прогрессивного налога, который, с одной стороны, должен был изменить приоритеты налогообложения с целью "достижения возможной равномерности обложения и возможного освобождения широких масс неимущего населения от дополнительного налогового бремени" ,34 а с другой - стимулировать население активнее вкладывать средства в различные сферы экономики.35Динамичный рост государственного бюджета на протяжении пяти лет пребывания Столыпина у власти позволял использовать его не только собственно на государственные нужды (содержание центрального и местного аппарата, армии и флота, образование, реализацию реформ и т. д.), но и передавать часть средств земским и городским управам на социальную сферу, на дальнейшее развитие образования и культуры. Налоговая система должна была стать социально ориентированной. Для этого правительство предлагало ввести прогрессивную шкалу подоходного налога. Минимальная сумма, с которой бы он взимался, была значительной - 850 р. Причем, подразумевался индивидуальный подход при назначении суммы налогов. Устанавливалась целая система льгот: так, в случае особых семейных обстоятельств сумма налогов могла заметно снижаться. Таким образом, П.А. Столыпин проводил политику социально-экономического регулирования во имя снятие остроты конфликтов между различными общественными группами.

 При этом правительство уделяло значительное внимание развитию инфраструктуры. Государство несло большие финансовые расходы на строительство новых, стратегически значимых железнодорожных магистралей: второй путь Сибирской магистрали, Амурскую железную дорогу и т. д. Кроме того, в годы премьерства П.А. Столыпина активно строились шоссейные и грунтовые дороги, морские порты, склады, элеваторы, развивалась сеть телефонного и телеграфного сообщения и т. д. Иными словами, имела место неуклонная модернизация всех средств коммуникации.

  В экономической сфере правительство П.А. Столыпина одновременно решало две задачи: оно расширяло правовое пространство для свободного предпринимательства; с другой стороны оно заявляло о государстве как о решающем факторе существования этого пространства, определяющим правила игры, гарантировавшим их соблюдение и непосредственно отвечавшим за развитие инфраструктуры.

 

§3.6.Социальная политика

 На рубеже XIX - XX вв. в европейскую политику пришло осознание социальной ответственности государства за уровень жизни своих граждан. Этот мотив станет одним из определяющих и в государственной деятельности П.А. Столыпина. Столыпин предлагал законодательно закрепить право рабочих на экономические стачки, считая естественным их стремление к самоорганизации и борьбе за улучшение своего материального положения. Реформа рабочего законодательства мыслилась Столыпиным в двух взаимосвязанных направлениях: с одной стороны, планировалось постепенное ограничение административного вмешательства в отношения рабочих и предпринимателей, предоставление тем и другим необходимой свободы действий, а с другой - оказание реальной материальной помощи рабочим путем страхования, а также организации врачебной помощи и пересмотра нормирования труда подростков и женщин.

 Гибким и дифференцированным был подход к социальным гарантиям рабочих. До Столыпина оказание денежных пособий рабочим, здоровью которых на предприятии был нанесен ущерб, всецело входило в область частной инициативы промышленников. Несправедливость и неэффективность этой системы Столыпин понял задолго до того, как оказался на вершине власти. Будучи ковенским губернским предводителем дворянства, он выступал против введения административных барьеров для рабочих, желающих эмигрировать. Столыпин писал: "Мы улучшаем содержание своего скота..., рабочий же наш слабеет с каждым днем... Физическому закону диффузии подчинены не только жидкости, но и людские массы: из тех мест, где они угнетены трудными условиями жизни, они естественно перемещаются в местности, где гнет материальных условий не так тяжел".36 Когда Столыпин возглавил правительство, то впервые в России была разработана и внедрена система социального страхования, выразившаяся в десяти законопроектах. В их числе "головной" проект "Об обеспечении рабочих на случай болезни",37направленный на создание условий для получения рабочими врачебной помощи и денежных пособий, частично восполняющих их потери в заработной плате во время болезни, и проект "О страховании рабочих от несчастных случаев".38Страховое законодательство явилось одним из тех элементов столыпинской модели модернизации, который был воплощен уже после смерти премьера. Тем не менее, в нем выпукло и ярко отражен характер реформ, их направленность на расширение прав личности и, вместе с тем, на приобретение этой личностью еще и обязанностей, обусловленных нахождением в обществе. Рабочий должен был платить страховые взносы, но в то же время был уверен, что в случае болезни или несчастного случая он или его семья не останутся вовсе без средств к существованию. Также характерно для столыпинских реформ особое внимание государства к инициированным им процессам. Обоснованно не доверяя промышленникам и не наблюдая правового сознания у рабочих, правительство бралось контролировать каждый их шаг в страховом деле.

  Также предполагалось запретить ночной труд женщин и подростков, их использование при подземных работах. Рабочий день подростка сокращался. При этом работодатель был обязан отпускать его ежедневно на 3 часа для обучения в школе. В ноябре 1906 г. были утверждены положения Совета министров, устанавливавшие необходимые часы отдыха для служащих торговых, ремесленных заведений. Правительство считало необходимым юридически закрепить за гражданами возможность отстаивать свои экономические интересы. Предлагалось расширить возможности для самоорганизации, создания профсоюзов.

 Цель социальной политики П.А. Столыпина - формирование полноценного партнерства между работником и работодателем в рамках складывавшегося правового пространства, где были бы четко обозначены прерогативы и обязанности обеих сторон.

§3.7.Образование, наука и культура

 Системная модернизация без приобщения большинства населения к хотя бы элементарным знаниям о мире была невозможна. Поэтому одно из важнейших направлений реформ П.А. Столыпина - расширение и совершенствование системы образования. Еще работая в Гродно, он наставлял местных помещиков-"зубров": "Бояться грамоты и просвещения, бояться света нельзя. Образование народа, правильно и разумно поставленное, никогда не поведет его к анархии".39Возглавив правительство, Столыпин планировал совместно с общественными учреждениями (земствами и городскими управами) создать единую и общедоступную образовательную сеть, включающую начальное, среднее и высшее образование. При этом подчеркивалась мысль о необходимости именно "законченного круга знаний" на каждой ступени образовательного цикла.

 В Министерстве народного просвещения был разработан законопроект "О введении всеобщего начального обучения в Российской империи", где говорилось: "Всем детям обоего пола должна быть предоставлена возможность, по достижении школьного возраста, пройти полный круг обучения в правильно организованной школе".40 Были разработаны типовые образцы школьных сетей (начальных и высших начальных училищ), правительство разрабатывало меры, направленные на формирование единой системы педагогических учреждений, когда бы гимназии служили ее системообразующим элементом, составлены необходимые инструкции, планировалось повышение заработной платы учителям. Окончательного законодательного решения по проекту вынесено не было. Между тем, его реализация привела бы к постепенной ликвидации безграмотности населения.

Широкомасштабные проекты  в области народного просвещения  требовали новых кадров преподавателей. Для этого планировалось создать  специальные курсы для будущих  учителей и учительниц, в Ярославле  же правительство инициировало создание Учительского института. Государство не жалело средств на переподготовку преподавателей средних школ, планировало организовывать их ознакомительные поездки за границу.         

Информация о работе Столыпинская модернизация России