Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 09:43, контрольная работа
Объектом исследования является система исторических представлений, фактов, понятий, причинно-следственных связей по вопросам развития культуры СССР в 20-30-е годы.
Предметом исследования являются нетрадиционные приемы, формы, методы усвоения культуры.
задачи исследования:
- Изучить научно-историческую литературу с целью выявления основных подходов к изучению проблемы;
- Провести анализ научно-методической литературы с целью определения степени освещения вопроса;
- Определить ориентацию основных и дополнительных учебных пособий по истории по отношению к изучаемой проблеме;
- Отобрать содержание на основе новых принципов для экспериментальных уроков;
- Разработать модели нетрадиционных уроков, в соответствии с отобранным содержанием;
Введение
В настоящее
время наблюдается процесс
Объектом исследования является система исторических представлений, фактов, понятий, причинно-следственных связей по вопросам развития культуры СССР в 20-30-е годы.
Предметом исследования являются нетрадиционные приемы, формы, методы усвоения культуры.
задачи исследования:
-
Изучить научно-историческую
-
Провести анализ научно-
-
Определить ориентацию
- Отобрать содержание на основе новых принципов для экспериментальных уроков;
-
Разработать модели
§1 Судьбы русской и российской интеллигенции в 20–30-е годы.
Представители
будущей интеллигенции
Современный социолог Н.В. Латова замечает:«Люди, профессионально занимающиеся интеллектуальными видами деятельности (учителя, артисты, врачи и т.д.), существовали уже в античности и в средневековье. Но крупной социальной группой они стали только в эпоху нового времени, когда резко возросло количество людей, занятых умственном трудом. Только с этого времени можно говорить о социокультурной общности, представители которой своей профессиональной интеллектуальной деятельностью (наука, образование, искусство, право и т.д.) генерируют, воспроизводят и развивают культурные ценности, способствуя просвещению и прогрессу общества.»
В России,
первоначально производством
Известно уничижительное высказывание В. И. Ленина об интеллигенции, помогающей буржуазии: Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и её пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а говно. «Интеллектуальным силам», желающим нести науку народу (а не прислуживать капиталу), мы платим жалование выше среднего. Это факт. Мы их бережём. Это факт. Десятки тысяч офицеров у нас служат Красной Армии и побеждают вопреки сотням изменников. Это факт.
В. И. Ленин (Из письма к Горькому 15 сентября 1919 года)
В 30-е
же годы совершилось и новое, уже
необъятное, расширение "интеллигенции":
по государственному расчёту и покорным
общественным сознанием в неё
были включены миллионы государственных
служащих, а верней сказать: вся интеллигенция
была зачислена в служащих, иначе
и не говорилось и не писалось тогда,
так заполнялись анкеты, так выдавались
хлебные карточки. Всем строгим регламентом
интеллигенция была вогнана в
служебно-чиновный класс, и само слово
"интеллигенция" было заброшено,
упоминалось почти
Партийное и государственное руководство, правящий класс, в довоенные годы не давали себя смешивать ни со "служащими" (они - "рабочими" оставались), ни тем более с какой-то прогнившей "интеллигенцией", они отчётливо отгораживались как "пролетарская" кость. Но после войны, а особенно в 50-е, ещё более в 60-е годы, когда увяла и "пролетарская" терминология, всё более изменяясь на "советскую", а с другой стороны и ведущие деятели интеллигенции всё более допускались на руководящие посты, по технологическим потребностям всех видов управления, - правящий класс тоже допустил называть себя "интеллигенцией" (это отражено в сегодняшнем определении интеллигенции в БСЭ), и "интеллигенция" послушно приняла и это расширение.
Насколько
чудовищно мнилось до революции
назвать интеллигентом
Хотя и этот лоск у нас довольно третьего качества, в духе русского языка и верно по смыслу будет: сей образованный слой, всё, что самозванно или опрометчиво зовётся сейчас "интеллигенцией", называть образованщиной.
— Из статьи А. Солженицына "Образованщина" Культурная революция – это государственная политика, направленная на изменение социального состава послереволюционной интеллигенции и разрыв с основными традициями культурного прошлого. Творец лозунга культурной революции В.И. Ленин в работе «Странички из дневника» так определил ее основные задачи: ликвидация культурной отсталости и, прежде всего неграмотности населения страны, открытие простора для развития творческих сил трудящихся, формирование социалистической интеллигенции и обеспечение господства идеологии научного коммунизма.
Практическая линия партии большевиков в области культуры, отраженная в многочисленных декретах первых лет советской власти, была направлена на решение двух задач. Во-первых, установление партийного контроля над всеми институтами, формирующими образ мыслей и настроения в обществе /издательства, киностудии, театры, библиотеки, музеи и т.д./; и, во-вторых, подъем общего культурного уровня народа, главным образом рабочих и крестьян.
В 1920 г. появляется Агитпром (специальный орган, сосредоточивший партийное руководство всеми сферами, духовной культуры). Помимо него, при ЦК партии работали постоянные комиссии практически по всем отраслям культуры: антирелигиозная, по самообразованию, библиотечная, клубная, школьная, художественная, радио-комиссия и кино-комиссия.
Проблема русской интеллигенции в то время была одной из самых острых проблем. Надо сказать, что В.И. Ленин, хотя по роду деятельности принадлежал к русской интеллигенции, но не любил ее. Он считал, что русская интеллигенция заражена мелкобуржуазной идеологией, а потому она есть источник колебаний, сомнений, неустойчивости. Тем самым интеллигенция является пособником буржуазии. Так, в работе «Очередные задачи Советской власти» Ленин пишет: «Нам истерические порывы не нужны. Нам нужна мерная поступь железных батальонов пролетариата».
Естественно, что в таком случае ожидать что-то хорошее от Советской власти интеллигенции не приходилось. Отсюда ее массовый исход за границу. Кто смог – уехал сам, а кто был изгнан Советской властью (достаточно вспомнить знаменитый «философский пароход», когда в 1922 г. на нем были высланы за границу знаменитые русские философы, ученые и другие деятели русской культуры). Большинство уехавших тяжело переживали свой вынужденный отъезд, ибо они были истинными патриотами своей Родины, а потому делали все возможное для сохранения русской культуры.
Если
характерной чертой 20-х годов
было широкое распространение
В этих условиях
самой печальной оказалась
Положение стало ухудшаться с 1927 г. (начало индустриализации и коллективизации). Началось запугивание и прямое уничтожение дореволюционного поколения интеллигенции («Шахтинское дело», процессы «Промпартии», «Трудовой крестьянской партии»). Брошюры тех лет утверждали, что 90–95% старых инженеров должны рассматриваться как «контрреволюционные». Сюда же добавилась сталинская концепция «обострения классовой борьбы».
В рядах
интеллигенции чрезвычайно
Помимо репрессий, партийные органы устанавливают жесткий идеологический контроль. Задача борьбы с реакционными группировками, аполитичностью, вредительством в рядах интеллигенции, как старой, так и новой, возлагалась на «Всесоюзную ассоциацию работников науки и техники для содействия социалистическому строительству в СССР» (ВАРНИТСО). При этом ликвидировались независимые издания, творческие союзы, профсоюзные объединения.
В 30-е годы все сферы жизни все больше идеологизируются. Основной задачей культурной революции становится утверждение марксистско-ленинской идеологии в духовной жизни страны.
Сформировавшаяся в 20-- 30-х годах интеллигентская среда в качественном отношении продолжала как бы воспроизводить себя в дальнейшем: качеством подготовленных тогда специалистов был задан эталон на будущее. Образ типичного советского инженера, врача и т. д. сложился тогда - в довоенный период.
В 20- 30-е годы меняется взгляд на многое, в том числе происходит изменение в традиционной системе ценностей. Формы наполняются новым содержанием. Культуру СССР шла по своему, особому пути, определяемому коммунистической партией.
Руководящая
роль партии. Роль ядра советской политической
системы выполняла
§2 Развитие науки и искусства в условиях господства марксистско-ленинской идеологии.
В Советском Союзе термин «марксизм-ленинизм» вошёл в оборот как название учения, с одной стороны, сохраняющего преемственность по отношению к теории классиков марксизма, а с другой стороны — развивающей таковую в силу революционной практики большевиков и опыта построения социалистического государства и его последующего экономического развития. Как разновидность идеологии, лежал в основе программ правящих партий других социалистических стран, а в капиталистических и развивающихся — программ многих партий международного рабочего движения. Советско-китайский раскол повлёк за собой раскол в международном рабочем (коммунистическом) движении, изначально связанный с тем, что обе стороны заявляли о своей приверженности марксизму-ленинизму, взаимно обвиняя друг друга в отступлении от такового. В дальнейшем, несмотря на известную эволюцию взглядов в самой КНР, некоторые партии, организации и движения т. н. маоистского толка как на Западе, так и на Востоке, продолжают ссылаться в своих программных документах на «марксизм-ленинизм», толкование которого в каждом конкретном случае требует самостоятельного изучения.
Марксизм-Ленинизм - единое интернациональное учение. Он возник и развивается как отражение интернационального положения и характера борьбы рабочего класса разных стран против международного капитала. Марксизм-ленинизм - идейная основа единства международного коммунистического и рабочего движения, его революционной стратегии и тактики. Коммунисты выступают за всесторонний учёт социальных, экономических и культурных традиций и конкретных условий в тех или иных странах, против механического перенесения опыта одних стран на другие
Информация о работе Судьбы русской и российской интеллигенции в 20–30-е годы