Судьбы русской и российской интеллигенции в 20–30-е годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 09:43, контрольная работа

Описание работы

Объектом исследования является система исторических представлений, фактов, понятий, причинно-следственных связей по вопросам развития культуры СССР в 20-30-е годы.
Предметом исследования являются нетрадиционные приемы, формы, методы усвоения культуры.
задачи исследования:
- Изучить научно-историческую литературу с целью выявления основных подходов к изучению проблемы;
- Провести анализ научно-методической литературы с целью определения степени освещения вопроса;
- Определить ориентацию основных и дополнительных учебных пособий по истории по отношению к изучаемой проблеме;
- Отобрать содержание на основе новых принципов для экспериментальных уроков;
- Разработать модели нетрадиционных уроков, в соответствии с отобранным содержанием;

Файлы: 1 файл

др вопрос.docx

— 65.51 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В настоящее  время наблюдается процесс изменения  системы исторических взглядов, начавшийся более 10 лет назад. Историки постепенно  отходят от формационного подхода  к изучению истории, лидирующие позиции  в последнее время занимает цивилизационный подход. В связи с этим изменяется вся структура исторического знания, все большее внимание уделяется проблемам развития культуры, проблемам взаимовнимания культуры и общества, его социальной структуры, типа государственного устройства, ареала обитания. Появление новых точек зрения, изменение отношения к культуре в сторону повышения интереса к ней рождают новые подходы, не нашедшие отражения в школьных учебниках. Появление новых типов школ, в программу которых введены расширенные блоки информации по культуре, так же обуславливает необходимость создания единой концепции преподавания вопросов развития культуры в школьном курсе истории.

Объектом  исследования является система исторических представлений, фактов, понятий, причинно-следственных связей по вопросам развития культуры СССР в 20-30-е годы.

Предметом исследования являются нетрадиционные приемы, формы, методы усвоения культуры.

задачи исследования:

-       Изучить научно-историческую литературу  с целью выявления основных  подходов к изучению проблемы;

-       Провести анализ научно-методической  литературы с целью определения степени освещения вопроса;

-       Определить ориентацию основных  и дополнительных учебных пособий  по истории по отношению к  изучаемой проблеме;

-       Отобрать содержание на основе  новых принципов для экспериментальных уроков;

-       Разработать модели нетрадиционных  уроков, в соответствии с отобранным  содержанием;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1 Судьбы русской и российской интеллигенции в 20–30-е годы.

 

Представители будущей интеллигенции выделялись из различных социальных групп Европейских  стран: духовенства, дворянства, ремесленников. Возрастал спрос на профессиональных учителей и философов, естествоиспытателей  и врачей, юристов и политиков, писателей и художников. Представители  этих профессий и создали базовые  предпосылки выделения интеллигенции  в социальную группу в XIX веке.

Современный социолог Н.В. Латова замечает:«Люди, профессионально занимающиеся интеллектуальными видами деятельности (учителя, артисты, врачи и т.д.), существовали уже в античности и в средневековье. Но крупной социальной группой они стали только в эпоху нового времени, когда резко возросло количество людей, занятых умственном трудом. Только с этого времени можно говорить о социокультурной общности, представители которой своей профессиональной интеллектуальной деятельностью (наука, образование, искусство, право и т.д.) генерируют, воспроизводят и развивают культурные ценности, способствуя просвещению и прогрессу общества.»

В России, первоначально производством духовных ценностей занимались в основном выходцы из дворянского сословия. «Первыми типично русскими интеллигентами»  Д. С. Лихачёв называет дворян-вольнодумцев конца XVIII века, таких как Радищев  и Новиков. В XIX веке основную массу  этой социальной группы стали составлять выходцы уже из недворянских слоев  общества («разночинцы»).

Известно  уничижительное высказывание В. И. Ленина об интеллигенции, помогающей буржуазии: Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и её пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а говно. «Интеллектуальным силам», желающим нести науку народу (а не прислуживать капиталу), мы платим жалование выше среднего. Это факт. Мы их бережём. Это факт. Десятки тысяч офицеров у нас служат Красной Армии и побеждают вопреки сотням изменников. Это факт.

В. И. Ленин (Из письма к Горькому 15 сентября 1919 года)

В 30-е  же годы совершилось и новое, уже  необъятное, расширение "интеллигенции": по государственному расчёту и покорным общественным сознанием в неё  были включены миллионы государственных  служащих, а верней сказать: вся интеллигенция  была зачислена в служащих, иначе  и не говорилось и не писалось тогда, так заполнялись анкеты, так выдавались хлебные карточки. Всем строгим регламентом  интеллигенция была вогнана в  служебно-чиновный класс, и само слово "интеллигенция" было заброшено, упоминалось почти исключительно  как бранное. (Даже свободные профессии  через "творческие союзы" были доведены до служебного состояния.) С тех пор  и пребывала интеллигенция в  этом резко увеличенном объеме, искажённом смысле и умаленном сознании. Когда  же, с конца войны, слово "интеллигенция" восстановилось отчасти в правах, то уж теперь и с захватом многомиллионного мещанства служащих, выполняющих любую канцелярскую или полуумственную работу.

Партийное и государственное руководство, правящий класс, в довоенные годы не давали себя смешивать ни со "служащими" (они - "рабочими" оставались), ни тем  более с какой-то прогнившей "интеллигенцией", они отчётливо отгораживались как "пролетарская" кость. Но после войны, а особенно в 50-е, ещё более в 60-е годы, когда увяла и "пролетарская" терминология, всё более изменяясь на "советскую", а с другой стороны и ведущие деятели интеллигенции всё более допускались на руководящие посты, по технологическим потребностям всех видов управления, - правящий класс тоже допустил называть себя "интеллигенцией" (это отражено в сегодняшнем определении интеллигенции в БСЭ), и "интеллигенция" послушно приняла и это расширение.

Насколько чудовищно мнилось до революции  назвать интеллигентом священника, настолько естественно теперь зовётся  интеллигентом партийный агитатор и политрук. Так, никогда не получив  чёткого определения интеллигенции, мы как будто и перестали нуждаться  в нём. Под этим словом понимается в нашей стране теперь весь образованный слой, все, кто получил образование  выше семи классов школы. По словарю  Даля образовать в отличие от просвещать означает: придать лишь наружный лоск.

Хотя и этот лоск у нас довольно третьего качества, в духе русского языка и верно по смыслу будет: сей образованный слой, всё, что самозванно или опрометчиво зовётся сейчас "интеллигенцией", называть образованщиной.

— Из статьи А. Солженицына "Образованщина" Культурная революция – это государственная политика, направленная на изменение социального состава послереволюционной интеллигенции и разрыв с основными традициями культурного прошлого. Творец лозунга культурной революции В.И. Ленин в работе «Странички из дневника» так определил ее основные задачи: ликвидация культурной отсталости и, прежде всего неграмотности населения страны, открытие простора для развития творческих сил трудящихся, формирование социалистической интеллигенции и обеспечение господства идеологии научного коммунизма.

Практическая  линия партии большевиков в области  культуры, отраженная в многочисленных декретах первых лет советской власти, была направлена на решение двух задач. Во-первых, установление партийного контроля над всеми институтами, формирующими образ мыслей и настроения в обществе /издательства, киностудии, театры, библиотеки, музеи и т.д./; и, во-вторых, подъем общего культурного уровня народа, главным образом рабочих и  крестьян.

В 1920 г. появляется Агитпром (специальный орган, сосредоточивший партийное руководство всеми сферами, духовной культуры). Помимо него, при ЦК партии работали постоянные комиссии практически по всем отраслям культуры: антирелигиозная, по самообразованию, библиотечная, клубная, школьная, художественная, радио-комиссия и кино-комиссия.

Проблема  русской интеллигенции в то время  была одной из самых острых проблем. Надо сказать, что В.И. Ленин, хотя по роду деятельности принадлежал к  русской интеллигенции, но не любил  ее. Он считал, что русская интеллигенция  заражена мелкобуржуазной идеологией, а потому она есть источник колебаний, сомнений, неустойчивости. Тем самым  интеллигенция является пособником буржуазии. Так, в работе «Очередные задачи Советской власти» Ленин  пишет: «Нам истерические порывы не нужны. Нам нужна мерная поступь железных батальонов пролетариата».

Естественно, что в таком случае ожидать  что-то хорошее от Советской власти интеллигенции не приходилось. Отсюда ее массовый исход за границу. Кто  смог – уехал сам, а кто был изгнан Советской властью (достаточно вспомнить знаменитый «философский пароход», когда в 1922 г. на нем были высланы за границу знаменитые русские философы, ученые и другие деятели русской культуры). Большинство уехавших тяжело переживали свой вынужденный отъезд, ибо они были истинными патриотами своей Родины, а потому делали все возможное для сохранения русской культуры.

Если  характерной чертой 20-х годов  было широкое распространение дискуссий, свободный диалог между властью  и интеллигенцией, то в 30-е годы развитие общественно-политической жизни пришло как бы к своей противоположности  – к борьбе с идеями и мнениями. Воцаряется «сталинское единомыслие» – такую меткую характеристику дали этому периоду современные исследователи.

В этих условиях самой печальной оказалась участь интеллигенции, именно она была самой  опасной для нового режима. Судьба дореволюционной интеллигенции  была предрешена еще в 1917 г. Но в 20-е  годы возрождение экономики требовало  максимального привлечения творческих сил страны. Отношение к специалистам заметно улучшилось, тем более  что многие поверили в революционное  обновление всей цивилизации. Советские  ученые часто ездили за границу, стажировались  в самых известных лабораториях.

Положение стало ухудшаться с 1927 г. (начало индустриализации и коллективизации). Началось запугивание  и прямое уничтожение дореволюционного поколения интеллигенции («Шахтинское дело», процессы «Промпартии», «Трудовой крестьянской партии»). Брошюры тех лет утверждали, что 90–95% старых инженеров должны рассматриваться как «контрреволюционные». Сюда же добавилась сталинская концепция «обострения классовой борьбы».

В рядах  интеллигенции чрезвычайно быстро росли, как указано в записке  М.Н. Покровского, «упадочнические настроения»  и «оппозиционность». Началась новая  волна эмиграции. Прозрение для  многих оказалось невыносимым. В 1930 г. застрелился «глашатай» революции  В. Маяковский. Для него последней  каплей стало задание партии повернуться  «лицом к деревне» и  прославлять  коллективизацию. Маяковский перед  смертью писал, что у него «лицо  – одно: оно лицо, а не флюгер».

Помимо  репрессий, партийные органы устанавливают  жесткий идеологический контроль.  Задача борьбы с реакционными группировками, аполитичностью, вредительством в рядах  интеллигенции, как старой, так и  новой, возлагалась на «Всесоюзную  ассоциацию работников науки и техники  для содействия социалистическому  строительству в СССР» (ВАРНИТСО). При этом ликвидировались независимые  издания, творческие союзы, профсоюзные  объединения.

В 30-е  годы все сферы жизни все больше  идеологизируются. Основной задачей культурной революции становится утверждение марксистско-ленинской идеологии в духовной жизни страны.

Сформировавшаяся    в    20--    30-х    годах интеллигентская среда в качественном отношении  продолжала  как бы  воспроизводить  себя в дальнейшем: качеством подготовленных тогда специалистов был задан эталон на будущее. Образ типичного советского  инженера,  врача  и т.  д.  сложился  тогда - в довоенный  период.

В 20- 30-е  годы меняется взгляд на многое, в том  числе происходит изменение в  традиционной системе ценностей. Формы  наполняются новым содержанием. Культуру СССР шла по своему, особому  пути, определяемому коммунистической партией.

Руководящая роль партии. Роль ядра советской политической системы выполняла Коммунистическая партия. В 20-30-е годы сложности внутригосударственные (экономические и политические) и  международная обстановка заставляли постоянно корректировать направление  политики. С этой целью за 20 лет (с 1920 по 1940 гг.) были проведены 10 партийных  съездов. Из них семь прошли в 20-е  годы и только три – в 30-е годы.

 

§2 Развитие науки и искусства в условиях господства марксистско-ленинской идеологии.

 

В Советском  Союзе термин «марксизм-ленинизм»  вошёл в оборот как название учения, с одной стороны, сохраняющего преемственность  по отношению к теории классиков  марксизма, а с другой стороны  — развивающей таковую в силу революционной практики большевиков  и опыта построения социалистического  государства и его последующего экономического развития. Как разновидность  идеологии, лежал в основе программ правящих партий других социалистических стран, а в капиталистических  и развивающихся — программ многих партий международного рабочего движения. Советско-китайский раскол повлёк за собой раскол в международном  рабочем (коммунистическом) движении, изначально связанный с тем, что  обе стороны заявляли о своей  приверженности марксизму-ленинизму, взаимно обвиняя друг друга в  отступлении от такового. В дальнейшем, несмотря на известную эволюцию взглядов в самой КНР, некоторые партии, организации и движения т. н. маоистского толка как на Западе, так и на Востоке, продолжают ссылаться в своих программных документах на «марксизм-ленинизм», толкование которого в каждом конкретном случае требует самостоятельного изучения.

Марксизм-Ленинизм - единое интернациональное учение. Он возник и развивается как отражение интернационального положения и характера борьбы рабочего класса разных стран против международного капитала. Марксизм-ленинизм - идейная основа единства международного коммунистического и рабочего движения, его революционной стратегии и тактики. Коммунисты выступают за всесторонний учёт социальных, экономических и культурных традиций и конкретных условий в тех или иных странах, против механического перенесения опыта одних стран на другие

Информация о работе Судьбы русской и российской интеллигенции в 20–30-е годы