Судьбы русской и российской интеллигенции в 20–30-е годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 09:43, контрольная работа

Описание работы

Объектом исследования является система исторических представлений, фактов, понятий, причинно-следственных связей по вопросам развития культуры СССР в 20-30-е годы.
Предметом исследования являются нетрадиционные приемы, формы, методы усвоения культуры.
задачи исследования:
- Изучить научно-историческую литературу с целью выявления основных подходов к изучению проблемы;
- Провести анализ научно-методической литературы с целью определения степени освещения вопроса;
- Определить ориентацию основных и дополнительных учебных пособий по истории по отношению к изучаемой проблеме;
- Отобрать содержание на основе новых принципов для экспериментальных уроков;
- Разработать модели нетрадиционных уроков, в соответствии с отобранным содержанием;

Файлы: 1 файл

др вопрос.docx

— 65.51 Кб (Скачать файл)

РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) оформилась на I Всесоюзной конференции пролетарских писателей в 1925 г. В ее состав входили  писатели (из наиболее известных А. Фадеев и Д. Фурманов) и литературные критики. Предшественником РАПП был  «Пролеткульт» – одна из самых  массовых организаций, основанная в 1917 г. Они третировали как «классовых врагов» практически всех писателей, не входивших в их организацию. Среди  авторов, которые подвергались нападкам со стороны РАППовцев, были не только А. Ахматова, З. Гиппиус, И. Бунин, но даже такие признанные «певцы революции», как М. Горький и В. Маяковский. Идейную оппозицию РАПП составила литературная группа «Перевал».

Группа  «Серапионовы братья» была создана в 1921 г. в Петроградском Доме искусств. В группу входили такие известные писатели, как В. Иванов, М. Зощенко, К. Федин и др.

ЛЕФ –  левый фронт искусств. Позиции  членов этой организации (В.Маяковский, Н. Асеев, С. Эйзенштейн и др.) весьма противоречивы. Сочетая футуризм с  новаторством в духе пролеткульта, они выступали с весьма фантастической идеей создания некого «производственного»  искусства, которое должно было выполнять  в обществе утилитарную функцию  обеспечения благоприятной атмосферы  для материального производства. Искусство рассматривалось как элемент технического строительства, без всякого подтекста, вымысла психологизма и т. д.

Большое значение для развития русской литературы ХХ в. сыграло поэтическое творчество В. Я. Брюсова, Э. Г. Багрицкого, О. Э. Мандельштама, Б. Л. Пастернака, Д. Бедного, «крестьянских» поэтов, ярчайшим представителем которых  был друг Есенина Н. А. Клюев. Особую страницу в истории отечественной  литературы составляет творчество поэтов и писателей, не принявших революцию  и вынужденных покинуть страну. Среди  них такие имена как М. И. Цветаева, З. Н. Гиппиус, И. А. Бунин, А. Н. Толстой, В. В. Набоков. Некоторые из них, осознав  невозможность для себя жить вдали  от Родины, впоследствии вернулись (Цветаева, Толстой). Модернистские тенденции  в литературе проявились в творчестве Е. И. Замятина, автора фантастического  романа-антиутопии «Мы» (1924 г). Сатирическая литература 20-х гг. представлена рассказами М. Зощенко; романами соавторов И. Ильфа (И. А. Файнзильберга) и Е. Петрова (Е. П. Катаева) «Двенадцать стульев» (1928 г.), «Золотой теленок» (1931 г.) и др.

В 30-х  гг. появляется несколько крупных  произведений, вошедших в историю  русской культуры. Шолохов создает  романы «Тихий Дон», «Поднятая целина». Творчество Шолохова получило мировое  признание: за писательские заслуги  он был удостоен Нобелевской премии. В тридцатые годы завершает свой последний роман-эпопею «Жизнь Клима  Самгина» М. Горький. Огромную популярность имело творчество Н. А. Островского, автора романа «Как закалялась сталь» (1934 г.). Классиком советского исторического  романа стал А. Н. Толстой («Петр I» 1929–1945 гг.). Двадцатые-тридцатые годы время  расцвета детской литературы. Несколько  поколений советских людей выросло  на книгах К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. П. Гайдара, С. В. Михалкова, А. Л. Барто, В. А. Каверина, Л. А. Кассиля, В. П. Катаева.

В 1928 г. затравленный советской критикой М. А. Булгаков безо всякой надежды на публикацию начинает писать свой лучший роман «Мастер  и Маргарита». Работа над романом  продолжалась до самой смерти писателя в 1940 г. Произведение это было издано только в 1966 г. В конце 80-х, увидели  свет произведения А. П. Платонова (Климентова) «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море». «В стол» работали поэты А. А. Ахматова, Б. Л. Пастернак. Трагична судьба Мандельштама (1891–1938). Поэт необыкновенной силы и большой изобразительной точности, оказался в числе литераторов, которые, приняв в свое время Октябрьскую революцию, не смогли ужиться в сталинском обществе. В 1938 г. он был репрессирован.

В 30-е  гг. Советский Союз постепенно начинает отгораживаться от остального мира. За «железным занавесом» остались многие русские литераторы, которые, несмотря не на что продолжают работать. Писателем  первой величины был поэт и прозаик  Иван Алексеевич Бунин (1870–1953). Бунин  с самого начала не принял революцию  и эмигрировал во Францию (повесть  «Митина любовь», роман «Жизнь Арсеньева», сборник рассказов «Темные аллеи»). В 1933 г. он был удостоен Нобелевской  премии.

В начале 30-х гг. пришел конец существованию  свободных творческих кружков и  групп. В 1934 г. на I Всесоюзном съезде советских  писателей был организован «Союз  писателей», в который вынуждены, были вступать все люди, занимавшиеся литературным трудом. Союз писателей  стал инструментом тотального контроля власти над творческим процессом. Не быть членом Союза было нельзя, т. к. в таком случае писатель лишался  возможности публиковать свои произведения и, более того, мог быть привлечен  к уголовной ответственности  за «тунеядство». У истоков этой организации стоял М. Горький, однако его председательство в ней продолжалось недолго. После его смерти в 1936 г. председателем стал А. А. Фадеев. Помимо «Союза писателей» были организованы другие «творческие» союзы: «Союз художников», «Союз архитекторов», «Союз композиторов». В советском искусстве наступал период единообразия.

Революция высвободила мощные творческие силы. Сказалось это и на развитии отечественного театрального искусства. Возникло множество  театральных коллективов. Большую  роль в становлении театрального искусства сыграли Большой драматический  театр в Ленинграде, первым художественным руководителем которого был А. Блок, театр им. В. Мейерхольда, театр им. Е. Вахтангова, Московский театр им. Моссовета.

К середине 20-х годов относится появление  советской драматургии, оказавшей  огромное влияние на развитие театрального искусства. Крупнейшими событиями  театральных сезонов 1925-1927 гг. стали  “Шторм” В. Билля-Белоцерковского в театре им. МГСПС, “Любовь Яровая” К. Тренева в Малом театре, “Разлом” Б. Лавренева в театре им. Е. Вахтангова и в Большом драматическом театре, “Бронепоезд 14-69” В. Иванова во МХАТе. Прочное место в репертуаре театров занимала классика. Попытки ее нового прочтения делались как академическими театрами (“Горячее сердце” А. Островского во МХАТе), так и “левыми” (“Лес” А. Островского и “Ревизор” Н. Гоголя в театре им. В. Мейерхольда).

Если  драматические театры к концу  первого советского десятилетия  перестроили свой репертуар, то главное  место в деятельности оперных  и балетных коллективов занимала по-прежнему классика. Единственной крупной  удачей в отражении современной  темы стала постановка балета Р. Глиера “Красный мак” (“Красный цветок”). В странах Западной Европы и Америки выступили Л.В. Собинов, А.В. Нежданова, Н.С. Голованов, труппы МХАТа, Камерного театра, Студии им. Е. Вахтангова, Квартет старинных русских инструментов

Музыкальная жизнь страны в те годы связана  с именами С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, Д. Кабалевского, И. Дунаевского и др. Выдвинулись молодые дирижеры Е. Мравинский, Б. Хайкин. Были созданы музыкальные ансамбли, в последствии прославившие отечественную музыкальную культуру: Квартет им. Бетховена, Большой Государственный симфонический оркестр, Оркестр Государственной филармонии и др. В 1932 году был образован Союз композиторов СССР.

Наряду  с актерами старшего поколения (М. Н. Ермолова, А. М. Южин, А. А. Остужев, В. И. Качалов, О. Л. Книппер- Чехова), возникает новый революционный театр. Поиски новых форм сценической выразительности характерны для театра, работавшего под руководством В. Э. Мейерхольда (ныне театр им. Мейерхольда). На сцене этого театра были поставлены пьесы В. Маяковского «Мистерия-буфф» (1921 г.), «Клоп» (1929 г.) и др. Крупный вклад в развитие театра был сделан режиссером 3-й студии МХАТ Е. Б. Вахтанговым; организатором и руководителем Камерного театра, реформатором сценического искусства А. Я. Таировым.

Одним из самых важных и интересных явлений  в истории культуры 20-х гг. было начало развития советского кинематографа. Развивается кинодокументалистика, ставшая одним из самых эффективных инструментов идеологической борьбы и агитации наряду с плакатом. Важной вехой в развитии художественного игрового кино стал фильм Сергея Михайловича Эйзенштейна (1898 – 1948) «Броненосец Потемкин» (1925 г.), вошедший в число мировых шедевров. Под шквал критики попали символисты, футуристы, импрессионисты, имажинисты и пр. Их обвиняли в «формалистических вывертах», в том, что их искусство не нужно советскому народу, что оно враждебно социализму. В число «чуждых» попали композитор Д. Шостакович, режиссер С. Эйзенштейн, писатели Б. Пастернак, Ю. Олеша и др. Многие деятели искусства были репрессированы.

 

§3 Система народного образования: достижения и уроки.

 

После образования  СССР (в 1922), в 1923 году декретом Народного  комиссариата просвещения было создано  общество «Долой неграмотность». Советские  школы перестраивается в соответствии с «Положениями про единую трудовую политехническую школу». В истории  образования СССР 1920-е годы характеризуются  как годы поиска смелых и оригинальных решений. В школах широко вводится комплексное  обучение, лабораторно-бригадный метод, метод проектов. С 1925 года начальное  образование провозглашается обязательным и бесплатным. В школах преподаются языки большинства населения республик. В 1920- х годах среднее образование в СССР имело продолжительность семь лет. Следующим этапом было профессиональное образование, которое включало профессиональные школы, техникумы и институты.

Начавшаяся  в конце 1920-х годов индустриализация страны потребовала ускорить подготовку кадров для промышленности. В результате предпринятых для этого мер к  концу первой пятилетки выпуск специалистов из технических вузов был увеличен в 4 раза.

В 1930 году состоялся первый выпуск Всесоюзной промышленной академии в Москве. В 1932 году в СССР были введены единые десятилетние трудовые школы. В 1934 на XVII съезде ВКП(б) была принята резолюция о втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР (1933--1937 гг.) в котором в частности была поставлена задача о всеобщем образовании в объеме семилетки, в первую очередь в деревне, поскольку в городе эта задача была в основном уже решена в ходе первой пятилетки. В плане 2-й пятилетки были установлены следующие показатели: рост количества учащихся (в низших и средних школах, рабфаках, ФЗУ, техникумах, вузах и втузах) до 36 млн. против 24,2 млн. человек в 1932 г., или до 197 человек на тысячу человек населения против 147 человек, не считая дошкольного образования, охватывавшего уже в 1932 г. 5,2 млн. человек; увеличение сети массовых библиотек до 25 тыс. против 15 тыс. в 1932 г. За вторую пятилетку в СССР появилось до 20 тыс. новых школ — примерно столько же, сколько было во всей Российской империи. Численность учащихся в начальной и средней школе за тот же период увеличилась с 21,3 до 29,4 млн.

В 1930-х  годах были изданы следующие постановления, касающиеся советской системы образования: 1930 год — постановление ЦИК  и СНК СССР «О всеобщем обязательном начальном обучении» (введено всеобщее обязательное начальное обучение детей  в возрасте 8—10 лет, а в городах, фабрично-заводских районах и  рабочих посёлках — всеобщее обязательное 7-летнее обучение);

1931 год  — постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе»;

1932 год  — постановление ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе»;

1933 год  — постановление ЦК ВКП(б) «Об учебниках для начальной и средней школы»;

1934 год  — постановление СНК СССР и  ЦК ВКП(б) «О структуре начальной и средней школы в СССР» (установлены три типа общеобразовательных школ: начальная (1-4 классы), неполная средняя (1-7 классы) и средняя (1-10 классы));

1935 год  — постановление СНК СССР и  ЦК ВКП(б) «Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе»;

1936 год  — постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов»;

1936 год  — постановление СНК СССР «О  работе высших учебных заведений  и о руководстве высшей школой»  (узаконены лекции, семинары и  производственная практика);

1938 год  — постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей».

Сразу после  революции партия большевиков и  советское правительство берут  под контроль развитие системы образования. В конце 1917–начале 1918 г. Были приняты  декреты об отделении церкви от государства  и школы от церкви.

Руководство народным просвещением декретом ВЦИК и СНК РСФСР было возложено  на Государственную комиссию по просвещению  во главе с А.В. Луначарским.

Главным достижением молодого советского государства  явилось создание системы по-настоящему всеобщего начального образования. В первые послереволюционные годы издаются декреты об обязательном обучении грамоте. Несмотря на тяжелое материальное, положение повсеместно создаются школы. В 1923 г. было организовано добровольное общество «Долой неграмотность!». Развернулось всенародное движение за ликвидацию безграмотности. По переписи 1926 г. число грамотного населения в РСФСР увеличилось в два раза и составило 51 процент.

Массовыми стали школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), школы крестьянской молодежи (ШКМ) и техникумы. Для облегчения поступления в ВУЗ рабочих  и крестьян при институтах и университетах  с 1919 г. создаются рабочие факультеты («рабфаки»), «подтягивавшие» их знания до необходимого уровня. Быстро возрастает количество вузов.

Многие  из преподавателей в годы революции  были уничтожены или изгнаны из страны как «буржуазный элемент». Решить проблему призван был Институт красной профессуры, созданный в 1921 г. в Москве. Тем не менее, качество преподавания упало. Особое внимание уделялось подготовке преподавателей общественных наук для высшей школы (Институт красной профессуры). В конце 20-х—30-е гг. прошел целый ряд кампаний по изгнанию из университетов и институтов профессоров и преподавателей, по мнению властей, не освоивших марксистское учение. Жертвами репрессий вместе с педагогами были и студенты (например, в конце 20-х гг. был арестован и сослан на Соловки выдающийся знаток русской литературы академик Д. С. Лихачев, тогда студент Ленинградского университета).

Борьба  за «идейную чистоту» предопределила особенности развития гуманитарных наук. О том, что власть не даст возможности продолжить исследования ученым, чьи научные взгляды отличны от марксистских, было заявлено громко и жестко: в 1922 г. Группа видных философов, историков, экономистов, социологов (П. А. Сорокин, Н. А. Бердяев, С. С. Франк, И. А. Ильин, Л. П. Карсавин, А. А. Кизеветтер и др.) была выслана из страны. С выходом «Краткого курса истории ВКП(б)» появился своеобразный «эталон», с которым сверялось все написанное и высказанное. В 30-е гг. идеологическое давление на ученых-гуманитариев было дополнено прямыми репрессиями (аресты, ссылки, расстрелы).

Информация о работе Судьбы русской и российской интеллигенции в 20–30-е годы