Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 09:43, контрольная работа
Объектом исследования является система исторических представлений, фактов, понятий, причинно-следственных связей по вопросам развития культуры СССР в 20-30-е годы.
Предметом исследования являются нетрадиционные приемы, формы, методы усвоения культуры.
задачи исследования:
- Изучить научно-историческую литературу с целью выявления основных подходов к изучению проблемы;
- Провести анализ научно-методической литературы с целью определения степени освещения вопроса;
- Определить ориентацию основных и дополнительных учебных пособий по истории по отношению к изучаемой проблеме;
- Отобрать содержание на основе новых принципов для экспериментальных уроков;
- Разработать модели нетрадиционных уроков, в соответствии с отобранным содержанием;
В 30-е
годы партийно-государственное
Наука в СССР была одной из наиболее развитых отраслей народного хозяйства. В научных организациях работало 0,3 % населения СССР (1 млн. человек).
Наиболее
были развиты технические науки
и естественнонаучные дисциплины, имелись
значительные достижения и в гуманитарных
науках. Научные сотрудники работали
как в Академии наук СССР, так
и в отраслевых и республиканских
академиях в различных
Отрасли экономики, созданные наукой в СССР — атомная энергетика, самолётостроение, космонавтика, вычислительная техника.
7 учёных были лауреатами Нобелевской премиями по физике и 1 по химии.
За 1918—1920
было создано около 50 научно-исследовательских
институтов, в числе которых такие
известные, как Центральный
По числу публикаций (в тысячах штук; это общепринятый критерий в науковедении) по естественнонаучной тематике за период с 1981 по 1985 год, за конец советской эры, СССР находится на четвертом месте, опережая по числу публикаций все европейские страны, кроме Великобритании и ФРГ, да и от тех отставал не на много. Данная оценка приведена «Ассоциацией участников научной и инновационной деятельности „СибАкадемИнновация“» со ссылкой на Институт научной информации (США).
Кризисная
ситуация, сложившаяся в Советской
России к началу 1920 г., обусловила острую
потребность в разработке программы
возрождения и развития экономики
страны. Такой программой стал первый
в мировой истории единый государственный
план развития народного хозяйства,
обеспечивший комплексное решение
социально-экономических и
Революционный февральско-октябрьский период 1917 г. оказал существенное влияние на развитие научно-организационного творчества ученых. Ведущие члены Академии наук (С.Ф.Ольденбург, В.И.Вернадский др.), еще до революции формировавшие образ науки как мощной социально-преобразующей силы, способной воздействовать на все сферы жизнедеятельности общества, приняли самое активное участие в новом государственном строительстве, реформируя образовательную и научную системы России.
Однако начавшиеся после Октябрьской революции сложные и противоречивые процессы взаимной адаптации науки и новых структур власти, социализации науки в пролетарском государстве, когда власти реально могли блокировать или, наоборот, актуализировать развитие определенных научных направлений, существенно изменили облик академического сообщества.
В годы гражданской войны Академия наук понесла значительные кадровые потери, последствия которых сказывались еще долгие годы. Ученые страдали от тяжелых условий жизни, многие из них становились вольными или невольными жертвами новой государственной политики, основанной на "классовом" подходе.
В течение 1918-1920 гг. Российская Академия наук потеряла 12 академиков - скончались математик А.М. Ляпунов, кристаллограф Е.С. Федоров, ботаник А.С. Фаминцын, зоолог В.В. Заленский, историки М.А. Дьяконов и А.С. Лаппо-Данилевский, геофизик М.А.Рыкачев, востоковед В.В.Радлов, археолог Я.И.Смирнов, слависты А.А.Шахматов и И.С.Пальмов. Вынужденно эмигрировали крупнейшие русские ученые, специалисты с мировыми именами - геолог Н.И.Андрусов, историк искусства и археолог Н.П.Кондаков, историк античности М.И.Ростовцев, политэконом П.Б.Струве и др.
Несмотря на это, в отличие от многих государственных учреждений, Академия наук на путь прямого саботажа мероприятий Советской власти не встала. Алгоритм отношения академических ученых к власти четко выразил в своей речи непременный секретарь РАН академик С.Ф.Ольденбург на заседании Общего собрания РАН 29 декабря 1917 г.: "Работающие в Российской Академии наук должны сказать, что, невзирая ни на что, они работали, продолжают работать и будут работать для Родины и для науки..."
Процесс интеграции Российской Академии Наук в новую систему организации науки оказался очень динамичным. Всего за несколько месяцев 1917-1918 гг. она прошла путь от неприятия новой власти к сотрудничеству с ней. Такая позиция Академии имела тем более важное значение, что на нее, как самое авторитетное научное учреждение, ориентировались все научные силы страны. В свою очередь советская власть немало сделала для изменения отношения к науке в стране. Все заботы о развитии научных исследований взяло на себя государство. Впервые в мире была осуществлена государственная организация науки, к которой впоследствии пришли развитые капиталистические страны.
Советское
правительство придавало
В 20-е годы под руководством ученых Академии проводились исследования Курской магнитной аномалии, геологические исследования Кольского полуострова; возросло число научных экспедиций, направляемых Академией в различные районы страны для изучения природных ресурсов.
Усилилось
внимание к фундаментальным
С этого времени академическая наука начала развиваться и в республиках, входивших в состав СССР. В 1919 г. по инициативе В.И.Вернадского была создана Академия наук Украины; в 1929 г. на базе Института белорусской культуры была образована Академия наук Белоруссии.
Научную
политику 1920-30-х годов, необходимость
развития и поддержки тех или
иных научных направлений или
исследований советское партийно-
В 20 - 30-е годы ученые Академии активно участвовали в разработке народнохозяйственных планов, устанавливали прямые связи с предприятиями и стройками. Своими исследованиями, консультациями на местах они содействовали решению актуальных вопросов социально-экономических преобразований, вели большую работу по подготовке специалистов для новых отраслей народного хозяйства, для культуры.
Советское
руководство понимало необходимость
сохранения и развития научного потенциала
страны. Видным ученым, предоставлялись
условия для работы. Им прощалось
поначалу некоторое политическое вольнодумство,
правда, до известных пределов. Они
продолжали исследования, начатые еще
до революции. Один из основоположников
русской научной школы
Значительных
достижений удалось достичь в
физике. Основоположником современной
полупроводниковой физики стал академик
А. Ф. Иоффе, по инициативе которого были
открыты Физико-технический
Продолжают работу физиолог И. П. Павлов; теоретик ракетной техники К. Э.Циолковский; химик, изобретатель синтетического каучука С. В. Лебедев; изобретатель реактивного двигателя конструктор Ф.А. Цандер; биогеохимик, автор учения о ноосфере В. И. Вернадский.
Неоценимый вклад в развитие отечественной науки был сделан братьями Вавиловыми. Н. И. Вавилов – биолог, основоположник современного учения о биологических основах селекции, академик, первый президент ВАСХНИЛ (Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. Ленина) и С. И. Вавилов – физик, основатель научной школы физической оптики, академик, президент АН СССР.
Лидирующую роль в развитии отечественной науки по-прежнему играла Петербургская академия наук, переименованная сначала в Российскую, а затем в АН СССР (1925 г.) В ее составе организуются новые научно- исследовательские институты. По всей стране открываются филиалы, а с начала 30-х гг. начинают открываться академии наук в союзных республиках.
Информация о работе Судьбы русской и российской интеллигенции в 20–30-е годы