Судьбы русской и российской интеллигенции в 20–30-е годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 09:43, контрольная работа

Описание работы

Объектом исследования является система исторических представлений, фактов, понятий, причинно-следственных связей по вопросам развития культуры СССР в 20-30-е годы.
Предметом исследования являются нетрадиционные приемы, формы, методы усвоения культуры.
задачи исследования:
- Изучить научно-историческую литературу с целью выявления основных подходов к изучению проблемы;
- Провести анализ научно-методической литературы с целью определения степени освещения вопроса;
- Определить ориентацию основных и дополнительных учебных пособий по истории по отношению к изучаемой проблеме;
- Отобрать содержание на основе новых принципов для экспериментальных уроков;
- Разработать модели нетрадиционных уроков, в соответствии с отобранным содержанием;

Файлы: 1 файл

др вопрос.docx

— 65.51 Кб (Скачать файл)

В 30-е  годы партийно-государственное руководство  культурой приняло формы грубого  административного диктата. Массовые репрессии 30-х годов привели к  невосполнимым потерям в области  культуры, отразились на нравственном отношении общества. Изменение социально-экономических  и политических условий жизни  людей коммунисты рассматривали  в единстве с культурными преобразованиями. Задачи экономического развития страны требовали технически грамотных, квалифицированных  работников. Вместе с тем развитие народного хозяйства создавало  определенную материальную базу для  культуры. Монополию коммунистической идеологии охраняла жесткая цензура. Ни одна книга, статья, иллюстрация, плакат и даже просто печатное приглашение  не выходили из типографии без разрешения Главлита – Главного управления по делам печати, ни один спектакль  или концерт – без разрешения Главреперткома – Главного комитета по делам репертуара театров.

Наука в  СССР была одной из наиболее развитых отраслей народного хозяйства. В  научных организациях работало 0,3 % населения СССР (1 млн. человек).

Наиболее  были развиты технические науки  и естественнонаучные дисциплины, имелись  значительные достижения и в гуманитарных науках. Научные сотрудники работали как в Академии наук СССР, так  и в отраслевых и республиканских  академиях в различных предприятиях Министерств. Благодаря высоко развитой науке (6-7 место в мире по нобелевским  лауреатам, 1/4 часть всех научных  работников мира ), на достаточно высоком уровне находились образование и здравоохранение, впервые в мире построенное на научных основах, неоднократно продемонстрировавшее свою эффективность и по многим параметрам считавшееся едва ли не лучшим в мире.

Отрасли экономики, созданные наукой в СССР — атомная энергетика, самолётостроение, космонавтика, вычислительная техника.

7 учёных  были лауреатами Нобелевской  премиями по физике и 1 по  химии.

За 1918—1920 было создано около 50 научно-исследовательских  институтов, в числе которых такие  известные, как Центральный аэрогидродинамический  институт (ЦАГИ), Государственный физико-технический институт, Институт изучения мозга и психической деятельности, Рентгенологический и радиологический институт, Институт по изучению Севера.

По числу  публикаций (в тысячах штук; это общепринятый критерий в науковедении) по естественнонаучной тематике за период с 1981 по 1985 год, за конец советской эры, СССР находится на четвертом месте, опережая по числу публикаций все европейские страны, кроме Великобритании и ФРГ, да и от тех отставал не на много. Данная оценка приведена «Ассоциацией участников научной и инновационной деятельности „СибАкадемИнновация“» со ссылкой на Институт научной информации (США).

Кризисная ситуация, сложившаяся в Советской  России к началу 1920 г., обусловила острую потребность в разработке программы  возрождения и развития экономики  страны. Такой программой стал первый в мировой истории единый государственный  план развития народного хозяйства, обеспечивший комплексное решение  социально-экономических и научно-технических  проблем и получивший название ГОЭЛРО (Государственная электрификация России). Идеи электрификации и развития промышленности на плановых началах высказывались  российскими и зарубежными учеными  и до революции, однако возможность  реализовать эти идеи возникла лишь в Советской России. В январе 1920 г. Г.М.Кржижановский представил В.И.Ленину проект статьи "Задачи электрификации промышленности", а уже 24 марта  того же года Совет рабоче-крестьянской обороны принял положение о Государственной  комиссии по электрификации России. Председателем  Комиссии стал Кржижановский, всего  в разработке плана участвовало  более 200 специалистов и такие организации, как Комитет государственных  сооружений, Центральный электротехнический совет, Электроотдел ВСНХ, Отдел по электрификации железных дорог и др. Для успешной работы Комиссии был выделен специальный кредит, помещения, необходимые технические средства и транспорт. В ноябре 1920 г. план был завершен и представлен на рассмотрение делегатам открывшегося 22 декабря VIII Всероссийского съезда Советов. План ГОЭЛРО получил одобрение съезда и 21 декабря 1921 г. СНК принял постановление "О плане электрификации России". Важной особенностью плана ГОЭЛРО было активное участие в его разработке ученых, что позволило избежать ведомственной узости и обеспечить комплексность подхода, учитывающего различные аспекты развития народного хозяйства и применение математических моделей, предвосхитивших современные методы экономико-математического моделирования. План ГОЭЛРО не только обеспечил основу для быстрого развития отечественной промышленности, но и науки. Так, за период с 1929 по 1931 гг. численность НИИ в системе ВСНХ возросла на 33%, а численность научных кадров в этих институтах возросла почти в 2 раза. При этом соответствующие отделы были созданы и в системе АН СССР. Таким образом, план ГОЭЛРО оказал существенное воздействие и на развитие фундаментальной науки и может с полным правом считаться началом научной политики в СССР.

Революционный февральско-октябрьский период 1917 г. оказал существенное влияние на развитие научно-организационного творчества ученых. Ведущие члены Академии наук (С.Ф.Ольденбург, В.И.Вернадский др.), еще до революции формировавшие образ науки как мощной социально-преобразующей силы, способной воздействовать на все сферы жизнедеятельности общества, приняли самое активное участие в новом государственном строительстве, реформируя образовательную и научную системы России.

Однако  начавшиеся после Октябрьской революции  сложные и противоречивые процессы взаимной адаптации науки и новых  структур власти, социализации науки  в пролетарском государстве, когда  власти реально могли блокировать  или, наоборот, актуализировать развитие определенных научных направлений, существенно изменили облик академического сообщества.

В годы гражданской  войны Академия наук понесла значительные кадровые потери, последствия которых  сказывались еще долгие годы. Ученые страдали от тяжелых условий жизни, многие из них становились вольными или невольными жертвами новой государственной  политики, основанной на "классовом" подходе.

В течение 1918-1920 гг. Российская Академия наук потеряла 12 академиков - скончались математик  А.М. Ляпунов, кристаллограф Е.С. Федоров, ботаник А.С. Фаминцын, зоолог В.В. Заленский, историки М.А. Дьяконов и А.С. Лаппо-Данилевский, геофизик М.А.Рыкачев, востоковед В.В.Радлов, археолог Я.И.Смирнов, слависты А.А.Шахматов и И.С.Пальмов. Вынужденно эмигрировали крупнейшие русские ученые, специалисты с мировыми именами - геолог Н.И.Андрусов, историк искусства и археолог Н.П.Кондаков, историк античности М.И.Ростовцев, политэконом П.Б.Струве и др.

Несмотря  на это, в отличие от многих государственных  учреждений, Академия наук на путь прямого  саботажа мероприятий Советской  власти не встала. Алгоритм отношения академических ученых к власти четко выразил в своей речи непременный секретарь РАН академик С.Ф.Ольденбург на заседании Общего собрания РАН 29 декабря 1917 г.: "Работающие в Российской Академии наук должны сказать, что, невзирая ни на что, они работали, продолжают работать и будут работать для Родины и для науки..."

Процесс интеграции Российской Академии Наук в новую систему организации  науки оказался очень динамичным. Всего за несколько месяцев 1917-1918 гг. она прошла путь от неприятия  новой власти к сотрудничеству с  ней. Такая позиция Академии имела  тем более важное значение, что на нее, как самое авторитетное научное учреждение, ориентировались все научные силы страны. В свою очередь советская власть немало сделала для изменения отношения к науке в стране. Все заботы о развитии научных исследований взяло на себя государство. Впервые в мире была осуществлена государственная организация науки, к которой впоследствии пришли развитые капиталистические страны.

Советское правительство придавало большое  значение Академии наук, вокруг которой  были сосредоточены ведущие научные  силы России, привлекало Академию к  активному участию в решении  коренных задач экономической и  технической реконструкции, культурного  строительства. В труднейшее время  гражданской войны советское  правительство изыскивало средства для финансирования исследований, проводимых в Академии наук, и для помощи ученым, создавало условия для  научной работы. Однако находились и такие "реформаторы", которые  стремились уничтожить Академию наук "как совершенно ненужный пережиток  ложноклассической эпохи развития классового общества". Планы радикал-коммунистов были прерваны В.И. Лениным, рассматривавшим науку как непосредственную производительную силу общества, основу военно-промышленного потенциала страны и ее международной репутации.

В 20-е  годы под руководством ученых Академии проводились исследования Курской  магнитной аномалии, геологические  исследования Кольского полуострова; возросло число научных экспедиций, направляемых Академией в различные  районы страны для изучения природных  ресурсов.

Усилилось внимание к фундаментальным исследованиям  по проблемам естественных и гуманитарных наук. Были созданы новые научно-исследовательские учреждения, в том числе Физико-математический институт, который возглавил В.А.Стеклов (впоследствии на базе института были созданы Физический институт им. П.Н.Лебедева и Математический институт им. В.А. Стеклова), Оптический институт во главе с Д.С.Рождественским, Радиевый институт во главе с В.И.Вернадским, Институт физико-химического анализа во главе с Н.С. Курнаковым, Институт по изучению платины во главе с Л.А.Чугаевым.

С этого  времени академическая наука  начала развиваться и в республиках, входивших в состав СССР. В 1919 г. по инициативе В.И.Вернадского была создана  Академия наук Украины; в 1929 г. на базе Института белорусской культуры была образована Академия наук Белоруссии.

Научную политику 1920-30-х годов, необходимость  развития и поддержки тех или  иных научных направлений или  исследований советское партийно-государственное  руководство прямо связывало  с "нужностью" и "практичностью" науки, ее ролью в обеспечении  создания экономического фундамента грандиозного проекта построения коммунистического общества. Соответственно новой социальной роли был существенно повышен и социальный статус академической науки и ее институций. Академии наук с ее высококвалифицированным научным составом отводилась роль ведущего научного центра страны, что подкреплялось со стороны власти особым вниманием к Академии - увеличением финансирования научных исследований, строительством новых зданий институтов и лабораторий, расширением персонального состава Академии, предоставлением "высшему научному сословию" многих дополнительных прав. Отражением возраставшей роли Академии наук в жизни общества явилось правительственное постановление 1925 г., в котором Академия была признана "высшим всесоюзным ученым учреждением". Она получила наименование "Академия наук СССР". Однако партийно-государственная власть - единственный источник финансовых ресурсов ставшей к этому времени капиталоемкой науки - требовала подчинения деятельности академического сообщества своей идеологической доктрине и своему толкованию государственных интересов. Что произойдет с "неугодными" учеными - даже академиками и членами-корреспондентами - сталинский режим широкомасштабно продемонстрировал в 1929-1931 гг., сфабриковав печально знаменитое "дело Академии наук", по которому было арестовано свыше 100 человек.

В 20 - 30-е  годы ученые Академии активно участвовали  в разработке народнохозяйственных планов, устанавливали прямые связи  с предприятиями и стройками. Своими исследованиями, консультациями на местах они содействовали решению  актуальных вопросов социально-экономических  преобразований, вели большую работу по подготовке специалистов для новых  отраслей народного хозяйства, для  культуры.

Советское руководство понимало необходимость  сохранения и развития научного потенциала страны. Видным ученым, предоставлялись  условия для работы. Им прощалось  поначалу некоторое политическое вольнодумство, правда, до известных пределов. Они  продолжали исследования, начатые еще  до революции. Один из основоположников русской научной школы физиологов растений, член-корреспондент РАН, естествоиспытатель-дарвинист  К. А. Тимирязев, автор трудов по фотосинтезу, агрономии, истории науки, был депутатом  Моссовета. Большую роль в развитии сельского хозяйства сыграла  деятельность академика И. В. Мичурина, селекционера, автора более чем 300 сортов плодово-ягодных культур. Продолжали работу отечественные авиаконструкторы. В 1918 г. был основан Центральный  аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Создателями его были Н.Е. Жуковский и С.А. Чаплыгин.

Значительных  достижений удалось достичь в  физике. Основоположником современной  полупроводниковой физики стал академик А. Ф. Иоффе, по инициативе которого были открыты Физико-технический институт, Институт полупроводников АН СССР и  др. В 20-е гг. начинал свою исследовательскую  деятельность П.Л. Капица, впоследствии академик, основатель Института физических проблем АН СССР, лауреат Нобелевской  премии (1978 г.).

Продолжают  работу физиолог И. П. Павлов; теоретик ракетной техники К. Э.Циолковский; химик, изобретатель синтетического каучука  С. В. Лебедев; изобретатель реактивного  двигателя конструктор Ф.А. Цандер; биогеохимик, автор учения о ноосфере В. И. Вернадский.

Неоценимый  вклад в развитие отечественной  науки был сделан братьями Вавиловыми. Н. И. Вавилов – биолог, основоположник современного учения о биологических  основах селекции, академик, первый президент ВАСХНИЛ (Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. Ленина) и С. И. Вавилов – физик, основатель научной школы физической оптики, академик, президент АН СССР.

Лидирующую  роль в развитии отечественной науки  по-прежнему играла Петербургская академия наук, переименованная сначала в  Российскую, а затем в АН СССР (1925 г.) В ее составе организуются новые научно- исследовательские  институты. По всей стране открываются филиалы, а с начала 30-х гг. начинают открываться академии наук в союзных республиках.

Информация о работе Судьбы русской и российской интеллигенции в 20–30-е годы