Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 08:52, реферат
В данной работе мы рассмотрим вопросы возникновения советской судебной системы, а также её роль для российской, современной судебной системы.
Введение
1.Предпосылки к проведению судебной реформы 1922г.
2.Дореформенные судебные органы
3.Новая судебная система
3.1 Судейские кадры
3.2 Создание прокуратуры и адвокатуры
4. Итоги судебной реформы 1922 г.
Заключение
Список использованной литературы
В качестве народных заседателей могли избираться все трудящиеся граждане РСФСР, обладающие правом избирать и быть избранными в местные советы. Избрание народных заседателей осуществлялось на предприятиях, в воинских частях, волостных и сельских советах. И опять-таки советская власть, боясь проникновения в суды классово нежелательных лиц, устанавливает существенные ограничения по классовому составу заседателей: 50% должны избираться от рабочих, 35% – от селений и волостей и 15% из воинских частей.
Народный суд стал основной ячейкой судебной системы, рассматривающей по первой инстанции большую часть уголовных и гражданских дел. Губернский суд выступал судом первой инстанции по наиболее сложным гражданским делам и наиболее опасным преступлениям. Так, в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР к подсудности губернского суда относились все дела о государственных преступлениях, некоторые дела о преступлениях против порядка управления, дела о должностных преступлениях с тяжелыми последствиями или совершенными из корыстных либо иных личных побуждений, дела о других особо тяжких преступлениях.
Помимо рассмотрения уголовных и гражданских дел по первой инстанции губернский суд выполнял еще две задачи: 1) выступал в качестве судебного центра губернии и органа непосредственного надзора за деятельностью подведомственных ему народных судов: 2) рассматривал кассационные жалобы и протесты прокурора на приговоры и решения народных судов и частные жалобы на определения этих же судов.
Губернский суд состоял
из председателя и двух его заместителей
– одного по гражданскому отделу и
другого по уголовному отделу, двенадцати
постоянных членов губернского суда
и народных заседателей. Председатель
суда и его заместители должны
были иметь стаж практической работы
в должности народного судьи
или члена революционного трибунала
не менее трех лет. В этих же должностях
не менее двух лет должны были проработать
члены губернского суда. Кандидатуры
народных заседателей подбирались
специальной комиссией и
В составе губернского суда действовали пленум, уголовный и гражданский отделы, дисциплинарная коллегия. Пленум губернского суда состоял из всех наличных членов губернского суда и был правомочен решать вопросы определения границ и числа судебных участков, перемещения народных судей, возбуждения дисциплинарной ответственности против судей и народных следователей, рассматривать ситуации, связанные с неполнотой или неясностью законов и др. Уголовный и гражданский отделы рассматривали дела по первой инстанции и выступали кассационной инстанцией по отношению к определениям и приговорам народных судов.[7]
Верховный Суд РСФСР представлял
высшее звено единой судебной системы,
способной активно
Верховный Суд РСФСР действовал в составе Президиума Верховного Суда, пленарного заседания Верховного Суда, кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам, судебной коллегии, военной и военно-транспортной коллегии, дисциплинарной коллегии. Председатель и члены Верховного Суда РСФСР назначались Президиумом ВЦИК. Пленум Верховного Суда состоял из всех членов суда и занимался толкованием законов по вопросам судебной практики, рассмотрением, отменой и изменением приговоров судебных и кассационных коллегий Верховного Суда, равно как и любого иного суда и некоторыми другими вопросами.
Согласно Положению в
систему судебных учреждений входили
и народные следователи. Они находились
при соответствующих
Организованная подобным
образом система судов
Прокуратура и адвокатура.
В борьбе за укрепление единой
российской законности и окончательное
прекращение практики нормотворческой
самодеятельности местных органов
власти, противоречащей положениям законов
РСФСР, были введены дополнительные
силы в виде прокурорского надзора.
Оказалось, что прокуратура является
необходимым компонентом
28 мая 1922 г. ВЦИК принял
Положение о прокурорском
На сессии ВЦИК при обсуждении проекта Положения из 12 выступивших в прениях 9 выступили против создания прокуратуры на строго централизованных началах. Ораторы боялись, что если уместных работников «опутать сетью юридических тонкостей», то работать станет совершенно невозможно. «Часть своих товарищей мы отдадим под суд при помощи этих юристов-прокуроров, а часть сама разбежится. В чьих же руках очутиться наша страна?»
Другой довод против создания прокуратуры независимой от местных властей виделся в ее беспомощности. Оторвав прокурора от исполкома, говорили ораторы, вы сделаете его слабым, хилым, никуда не годным. Прокурор не будет опираться на всю силу местной власти, хотя и будет иметь в своем кармане мандат Прокурора республики.
По итогам обсуждения ВЦИК
принял решение отправить проект
Положения в специальную
Ленин выступил с резкой критикой
сторонников двойного подчинения прокуратуры.
В письме «О «двойном» подчинении
и законности», обосновал необходимость
единой для РСФСР законности и
подчинения прокуратуры только центру.
«Я прихожу к выводу, – писал
он, – что защита «двойного» подчинения
по отношению к прокуратуре и
отнятие у нее права
С учетом мнения Ленина ВЦИК принял Положение о прокурорском надзоре, основанном на строго централизованных началах. Центральная прокуратура РСФСР представляла собой отдел в составе Наркомата юстиции. Прокуратуру возглавлял Нарком юстиции, который одновременно по должности осуществлял обязанности Прокурора Республики. В его непосредственном подчинении находились помощники и губернские прокуроры.
Помощники Прокурора республики утверждались Президиумом ВЦИК по представлению Прокурора. Один из помощников занимал должность заместителя Наркома юстиции, старшего помощника Прокурора республики и фактически руководил работой прокуратуры. Другой помощник выполнял прокурорские обязанности при Верховном трибунале. Губернские прокуроры и их помощники назначались, перемещались и увольнялись Прокурором республики. В ином порядке назначались прокуроры автономных республик. Их назначение осуществлял ЦИК республики. При этом прокуроры автономных республик подчинялись прокурору РСФСР только по вопросам действия федерального законодательства.[8]
На прокуратуру возлагалось осуществление трех взаимосвязанных функций: 1) надзор за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и граждан (так называемый общий надзор); 2) наблюдение за деятельностью следственных органов и органов дознания, а также ГПУ и поддержание обвинения в суде; 3) наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.
Выявленные нарушения
законности в деятельности наркоматов
РСФСР и других центральных учреждений
и организаций
В области борьбы с преступностью,
прокуроры наделялись правом возбуждать
судебное преследование против виновных
лиц, осуществлять надзор за производством
дознания и предварительного следствия;
давать указания по вопросам меры пресечения
и другим, связанным с расследованием
вопросам; утверждать обвинительные
заключения по делам, по которым проводилось
предварительное следствие; направлять
в суд или прекращать дела, поступающие
от органов дознания, поддерживать
обвинение в суде, а также опротестовывать
в кассационном порядке приговоры
и определения судов. Прокуроры
могли опротестовывать в
В процессе реализации своих прав прокуроры и их помощники имели право присутствовать на всех заседаниях местных исполкомов с правом совещательного голоса, а также требовать от всех действующих в губернии государственных и иных учреждений и должностных лиц необходимые сведения и материалы.
Была восстановлена в правах адвокатура.[9] Согласно Положению ВЦИК от 26 мая 1922 г., коллегии защитников по гражданским и уголовным делам образовывались при губернских отделах юстиции. Коллегии развивались и действовали практически самостоятельно. Руководящим органом коллегии являлось общее собрание адвокатов губернии, которое избирал Президиум. На Президиум коллегии возлагалось наблюдение и контроль за исполнением защитниками своих обязанностей, наложение дисциплинарных взысканий на членов коллегии, распоряжение денежными суммами, поступающими в фонд коллегии, назначение бесплатной защиты, организация консультаций населению по заданиям губернского отдела юстиции.
Первый состав коллегии утверждался
президиумом губернского
Положение устанавливало
оплату труда адвокатов в зависимости
от материального состояния лиц,
пользующихся их услугами. Лица, признанные
судом неимущими, освобождались
от оплаты вознаграждения своим адвокатам.
Рабочие государственных и
Создание коллегии адвокатов не лишало права выступать защитником обвиняемого или потерпевшего и иных лиц, в том числе близких родственников, уполномоченных представителей государственных учреждений и организаций, профессиональных и иных общественных организаций.
3. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1923 г.
Гражданский процессуальный кодекс (ГПК), закрепляющий порядок рассмотрения гражданских дел, защиты имущественных прав был особенно нужен в период НЭПа. Именно благодаря этому акту закреплялись процедуры, направленные на выяснение истины по гражданским делам, судебная практика становилась действительно единообразной, а граждане и иные лица получали возможность реально, на законных основаниях отстаивать свои имущественные права и интересы.
Гражданский процессуальный кодекс РСФСР был принят ВЦИК 10 июля 1923 г. и вступил в действие с 1 сентября этого же года. ГПК состоял из пяти частей. Первая часть содержала основные положения по вопросам представительства в суде, подсудности, судебных расходов, процессуальных сроков и др. Вторая часть была посвящен вопросам искового производства, т.е. закрепляла порядок предъявления иска, разбирательства дела судом, обеспечения доказательств, участия в процессе нескольких истцов и др. Третья часть регулировала особое производство, четвертая – порядок и пересмотр решений по гражданским делам, пятая – исполнение судебных решений и определений.[10]
Таким образом, ГПК РСФСР
последовательно
ГПК РСФСР закреплял ряд действенных гарантий объективного и всестороннего рассмотрения гражданских дел судами. Это прежде всего ст.5 ГПК, согласно которой суд должен всемерно стремиться к уяснению действительных прав и взаимоотношений истца и ответчика. Не ограничиваясь представленными объяснениями и материалами, он должен был своими вопросами способствовать выяснению и подтверждению существенных для разрешения дела обстоятельств. Суд обязывался также оказывать трудящимся активное содействие в ограждении их прав и законных интересов от всяких посягательств.