Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 23:45, курсовая работа
Вторая половина XIX века занимает особое место в истории России. Проведенные в 60-70 годы преобразования, сравнимые по своей масштабности с реформами Петра I, оказали огромное влияние на развитие государственных и общественных отношений. Они были вызваны к жизни изменившимися условиями общественного развития России. Их подготовка, направленность, содержание, противоречивый характер и порой прямо противоположные подходы в практическом осуществлении, отражали новое соотношение различных социально-политических сил как внутри всего российского общества, так и внутри правящей элиты.
Разрешение это было дано в январе 1862 г. высочайшим повелением. Начала европейского публичного права и науки, проникавшее до этого в Россию «контрабандой», получило, наконец, открытый доступ и к отечественной законодательной практике.
Комиссия продолжала вести работу, заимствуя из судебных уставов европейских государств все лучшее, справедливое и оправдавшее себя на практике.
В апреле
- сентябре 1861 г. подготовленные комиссией
«Основные положения
Тем не менее, руководствуясь этими положениями, другая комиссия под председательством В.П. Бутков взялась за составление самих судебных уставов. Комиссия состояла из трех секций: гражданской, уголовной и судопроизводства. В ее состав вошли 30 человек, в том числе С.И. Зарудный, К.П. Победоносцев, Н.В. Калачев, Н.А. Буцковский, Д.А. Ровинский. В течение 11 месяцев к осени 1863 г. работа была в основном закончена. Подготовленные уставы сначала были рассмотрены во II Отделении канцелярии и министром юстиции Д.Н. Замятниным в декабре 1863 г. судебные уставы были переданы в Государственный совет, где рассматривались в течение 1864 г. вплоть до 20 ноября.
Заканчивая
работы по судебной реформе, С.И. Зарудный
привел в порядок обширный материал
«Дела о преобразовании судебной
части в России», разделив его
на 74 объемных тома.
Глава 2. Проведение реформирования судоустройства. Судоустройство и судопроизводство после реформирования
2.1
Судоустройство в
уставах 1864 года
2-го
октября 1864 г. Было окончено
рассмотрение Судебных Уставов,
В результате реформы создавались две судебные системы: первая - местные (мировые) суды, другую составляли - суды общие.
К местным относились волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей.
1.Мировой суд:
Мировой
суд вводился для разбора уголовных
преступлений и решения незначительных
гражданских дел, если ущерб не превышал
500 руб.
Мировой
суд был единоличным в лице
мирового судьи в возрасте не ниже
25 лет. Как правило, он стремился
примирить стороны, но вместе с тем
обладал и правом вынесения приговора.
Закон определял сферу
Помимо
участковых мировых судей, аналогичным
порядком избирались почетные мировые
судьи, которые не получали жалованья
и осуществляли судейские обязанности
периодически, не оставляя своих повседневных
занятий. Как правило, это были крупные
помещики, отставные чиновники и
военные. Почетные мировые судьи
имели все права участкового
судьи. В их компетенцию входило
рассмотрение дел в пределах всего
мирового округа в случае, если обе
заинтересованные стороны предпочитали
обратиться именно к данному почетному
судье, а не к участковому. Кроме
того, они выполняли судейские
функции в случае отсутствия, болезни
или отъезда участкового
2. Общие судебные места
По судебным уставам 1864 г. общий (коронный) суд имел три инстанции: окружные суды для нескольких уездов (как правило, один на губернию); судебные палаты (одна на несколько губерний или областей); сенат.
Наиболее важные дела, неподсудные мировым судьям, рассматривались в окружных судах. Судебные округа не всегда совпадали с реальным тогда административным делением России. В отдельных губерниях было несколько окружных судов.
Окружные суды учреждались на несколько уездов и состояли из председателя и членов. Новым институтом, введенным реформой на уровне первого звена общей судебной системы (окружных судов), были присяжные заседатели. На суд присяжных предлагались дела «о преступлениях и проступках, влекущих за собой наказания, соединенные с лишением всех прав состояния, а также всех или некоторых особенных прав и преимуществ».
Избранная континентальная модель института присяжных заседателей (они отвечали на вопрос: Виновен ли подсудимый?») определила организацию и порядок их работы.
Присяжными
заседателями (поверенные) могли быть
лица в возрасте от 25 до 70 лет. Для
избирания присяжных
3. Прокуратура
Во главе
прокуратуры был поставлен
Судебная
реформа установила, что сущность
прокурорской обязанности заключается:
1) в надзоре за единообразным
и точным соблюдением законов; 2)
в обнаружении и преследовании
перед судом всякого нарушения
законного порядка и в
4. Судебные следователи
При окружных
судах учреждался институт следователей,
осуществлявших под надзором прокуратуры
предварительное расследование
преступлений на закрепленных за ними
участках. До реформы предварительное
следствие осуществляли земский
суд и управа благочиния. Надзор
за ними осуществляли прокуроры, стряпчие
правления. Обвинительное заключение
составлялось в канцелярии суда. Тем
самым следствие не было отделено
от суда. Расследование делилось на
генеральное (предварительно, без предъявления
обвинения) и специальное (формальное,
с предъявлением обвинения). Реформа
отделяет предварительное следствие
от судебного расследования.
5. Адвокатура
Для обеспечения
состязательности в процессе учреждался
институт присяжных поверенных (адвокатов).
Образцом для него послужил немецко-австрийский
тип, главная черта которого заключалась
в соединении в одном лице функций
правозаступничества и
Что же касается
организационного строения адвокатуры,
то оно было близко к французскому
типу. В округе каждой судебной палаты
создавалась корпорация присяжных
поверенных. Здесь действовал выборный
Совет адвокатов как
В присяжные поверенные могли быть избраны лица с высшим юридическим образованием, имеющие 5-летний стаж работы по судебному ведомству или в качестве помощника присяжного поверенного, достигшие 25-летнего возраста и, как и претенденты на судейские должности, не имеющие пороков. Избранные приписывались к судебной палате и избирали себе местожительство в одном из городов округа этой палаты. Однако для них ценза оседлости не существовало, и они могли действовать на территории всей империи.
Участие адвоката в деле было обязательным. Тем, кто не мог оплатить его услуги (пользовался правом бедности), назначался казенный защитник за государственный счет, а точнее за счет отчислений от доходов самих адвокатов, поступавших в общую кассу Совета. Как и судьи, адвокаты принимали присягу (потому и назывались присяжными поверенными) и могли быть подвергнуты Советом разным наказаниям, вплоть до исключения из сообщества и предания уголовному суду. Решения Совета можно было обжаловать в Общем Собрании присяжных поверенных.
Вознаграждение за свой труд адвокаты получали по соглашению с клиентом, оформленному в письменном договоре. При этом существовала практика ежегодного утверждения министром юстиции общепринятой по представлениям советов таксы, данные о которой публиковались и печати. Таким образом, граждане знали, сколько стоят те или иные услуги адвоката.
Как для
судей, так и для адвокатов, существовали
ограничения в их деятельности. Так,
они не могли выступать в суде
против своих близких родственников
(родителей, жены, братьев, сестер и
др.), не могли разглашать тайн своего
доверителя даже после отстранения
от дела или его окончания. Они
не имели права представлять в
суде интересы обеих сторон одновременно
и возмещали убытки потерпевшему
ущерб по их вине клиенту.
2.2 Судопроизводство после судебных установлений 1864 г. Сложившиеся трудности осуществления судебной реформы в России
1.Угловное судопроизводство
Вопросы уголовного судопроизводства регламентировались уставом уголовного судопроизводства 20 ноября 1864 года, состоявшим из трех книг и шестидесяти глав. Книга первая посвящена порядку судопроизводства в мировых судебных установлениях, книга вторая - судопроизводству в общих судебных местах, в третьей книге говорится об изъятиях из общего порядка судопроизводства. Такая структура позволяла без труда и быстро найти нужную норму. Формулировки статей устава четки и достаточно лаконичны. Все это выгодно отличало новое процессуальное законодательство от дореформенного.
Мировой судья должен был приступать к рассмотрению дел, которые относились к его компетенции, в следующих компетенциях: 1) по жалобам частных лиц, потерпевших, понесших убытки, или лиц, которым был причинен вред; 2) по сообщениям полицейских или других административных властей; 3) по непосредственному усмотрению мирового судьи в случаях, когда имело место деяние, подлежащее преследованию вне зависимости от наличия жалобы частного лица.
Информация о работе Судебная система России второй половины XIX в