Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 13:44, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является анализ и осмысление предпосылок, условий и методов формирования таможенно - тарифной системы России в XVIII– XIX веках: выявить особенность таможенной политики в XVIII– XIX вв., как неотъемлемой части общей экономической политики государства. Следуя намеченным целям, я ставлю перед собой задачи: рассмотреть особенности таможенной политики в XIX в., которые определяются направлением государственной политики; исследовать факторы, воздействующие на выбор таможенной политики; выяснить причины изначального появления политики свободной торговли; изучить появление и зарождение фритредерства в XIX в.; исследовать принципы и функции тарифной политики, как важнейшей составляющей таможенной политики.
Введение 3
Основная часть 6
1. Таможенно – тарифная система в XVIII веке 6
2. Таможенно – тарифная система в XIX веке 15
Заключение 26
Список использованной литературы: 28
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет -Гуманитарный
Направление (специальность) - Таможенное дело
Кафедра –Истории и зарубежного регионоведения
«Таможенно - тарифная система России в XVIII – XIXвеках »
Курсовая работа по дисциплине «История ТД и ТП»
Выполнил студент группы гр.11910 ___________ Ищенко А.А.
Проверил преподаватель ________________ Гузарова Н.И.
Томск – 2012 г
Оглавление
Введение 3
Основная часть 6
1. Таможенно – тарифная система в XVIII веке 6
2. Таможенно – тарифная система в XIX веке 15
Заключение 26
Список использованной литературы: 28
В условиях
становления в современной
Таможенная политика - часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию.
Развитие
рыночных отношений в экономике
России, либерализация
Значимое место в истории таможенного дела занимает деятельность людей, по реализации объективных законов мировой экономики и торговли на основе применения таможенных формальностей. Эти сильные личности своей эпохи оставили глубокие отпечатки в истории нашего государства. Одной из таких личностей, бесспорно, является Пётр I, который в небольшой отрезок времени, охватывающий последние годы XVII - первую четверть XVIII столетия, свершил преобразования, которые затронули все сферы общества.
В своей курсовой работе я изучаю таможенно-тарифную политику России XVIII– XIX веков, отражающей борьбу между последователями протекционизма и фритредерства. Критическое осмысление опыта и уроков этой борьбы под углом назревших потребностей переживаемого страной переломного времени, с учетом международного опыта и практики является необходимой предпосылкой создания модели современной таможенной политики России.
Хронология исследования в курсовой работе ограничена периодом с XVIII по XIX века. Данный период представляет большой интерес для историков и экономистов, т.к. именно в это время, во-первых, сложилась традиционная структура российского импорта и экспорта и, во-вторых, началось не прекращавшееся до сих пор противостояние двух основных направлений развития мировой торговли - протекционизма и фритредерства. Для более благоприятного экономического развития страны, для баланса торговли отечественных купцов периодически менялась политика от протекционизма к фритредерству и наоборот. В обоснование хронологических рамок также хочу привести то, что данный период представляет большой интерес для меня, ведь XIX век является переломным моментом для Российской Империи.
В своей работе я выделила два основных периода: XVIII век, когда преобладала жесткая протекционистская политика, и XIX век, когда во внешнеэкономических отношениях начали появляться либеральные преобразования, и проглядывались фритредерские тенденции.
По мере исследования данной темы я изучила некоторых авторов, которые внесли в изучение таможенного дела не малый вклад. Например, труды К.Н. Лодыженского «История развития таможенного тарифа» помогли мне разобраться в проблемах тарифов XVIII– XIX веков. Так же благодаря изданиям Ю.Г. Кисловского «История таможенного дела и таможенной политики России» и «Контрабанда: история и современность» я смогла осуществить поставленные мною цели.
Целью моей курсовой работы является анализ и осмысление предпосылок, условий и методов формирования таможенно - тарифной системы России в XVIII– XIX веках: выявить особенность таможенной политики в XVIII– XIX вв., как неотъемлемой части общей экономической политики государства.
Следуя намеченным целям, я ставлю перед собой задачи:
Объектом исследования является таможенная система, как составная часть экономической политики России в XVIII– XIX веках.
Предметом исследования является особенности таможенно - тарифной политики XVIII – XIX вв. – дискуссии между представителями фритредерства и протекционизма, таможенные тарифы и этапы развития таможенной политики России в XVIII– XIX вв., характеризующие особенности становления российской таможенной политики в исследуемый период, ее содержание и особенности как одной из важнейших составляющих экономической политики государства.
Методом изучения поставленной проблемы является сравнительно – исторический анализ и синтез изученной мной информации, полученной из различных источников. Также обобщение изученных данных.
К началу XVIII в. в Российском государстве законодательно была закреплена единая тарифная система пошлин, что способствовало более организованному сбору таможенных доходов и решению задач таможенного оформления, что в условиях оживления торговли в началеXVIII в. обеспечило совершенствование таможенного механизма.[1]
Начало активной законодательной деятельности в России в XVIII в. было положено Петром I, провозгласившим себя “единственным субъектом законодательной власти”.[2] При Петре I государство превращается в крупного торгового монополиста, сосредотачивая в своих руках продажу казенных товаров – пеньки, льна, сала, воска, дегтя, поташи, икры и других товаров. Одновременно эти товары нередко отдавались на откуп отдельным купцам или компаниям.[3] Законодательным актом на основании которого взимались таможенные пошлины оставался по прежнему Новоторговый Устав 1667 г. Однако параллельно издавалось множество других актов регулировавших таможенные вопросы. В особенности они касались установления новых внутренних платежей и правительственных торговых монополий. Впрочем, уже в 1715 году «было в принципе решено отменить казенные монополии, касавшиеся внешней торговли».[4]
В первой четверти XVIII века произошли изменения и в устройстве таможенного управления. Согласно акту от 22 декабря 1718 года «Об управлении во всех Коллегиях и в губерниях дел с 1720 года по новому порядку и о разделении дел между Коллегиями» учреждалась Коммерц - Коллегия призванная «смотреть над всеми торгами и торговыми действиями».[5] В соответствии с Регламентом (Уставом) Государственной Коммерц - Коллегии от 3 марта 1719 года, ей в обязанность, например, вменялось «… со всяким прилежанием стараться о строении и содержании как таможен, так и амбаров…»[6].
В царствование Петра I получает развитие таможенный протекционизм. Свое законодательное подтверждение он получил в таможенном тарифе 1724 года. Около половины привозных и отпускных товаров были обложены адвалорными пошлинами1. Остальные – пошлинами с меры и массы (аршина, дюжины какого-либо товара, пуда) в фиксированной денежной сумме, исчисленной в рублях и копейках, т.е. специфическими пошлинами. В основу исчисления пошлин был положен «арифметический» прием для определения окладов пошлин на привозимые товары: если в процентном отношении внутреннее производство какого-либо товара достигало 25 % соответствующего импортируемого аналога, то пошлина составляла четвертую часть цены последнего; если трети – третью часть: если половины – 50 %; если превышало привоз – 75 %.
Таким образом,
размер пошлинного обложения ввозимых
товаров был поставлен в
Протекционистский тариф 1724 г. регулировал внешнюю торговлю в интересах обеспечения конкурентоспособности российской промышленности, но в то же время способствовал развитию контрабанды. В результате Сенатом было принято решение открыть доступ иностранным товарам.
В 1725 и 1727 гг. тарифы на ряд товаров были снижены, а в торговле с Англией для большинства товаров устанавливался режим взаимного таможенного благоприятствования. В 30-е годы XVIIIв. поступления от таможенных сборов несколько возросли. Ежегодно в государственную казну поступало в среднем 500 тыс. руб. таможенных доходов. [8]
Вскоре
после смерти Петра I его таможенная
политика была подвергнута острой критике.
В правящих кругах России пришли к
убеждению в недостаточности
развития внутреннего производства
и нецелесообразности его поддержки
путем стеснения привоза
В 1731 г. был принят новый Таможенный тариф. Основной принцип построения тарифа заключался в том, чтобы с товаров, производимых в России взимать по 20 %, а с тех, «которые хотя и делаются, но немного, или вовсе не делаются, но государству не нужны - 10 % ». Минимальной 5 % пошлиной предусматривалось обложить те импортные товары (косы, бакан веницейский и др.), которые в России вовсе не производились или производились в недостаточном количестве, а государству нужны. По мнению законодателя 20 % пошлины было достаточно, чтобы оказать покровительство русской промышленности. Тем более, что при ввозе иностранных изделий к этой пошлине добавлялись издержки за провоз, ассекуранцию (страхование), комиссию и прочие накладные расходы, а русские фабрики имели разные преимущества: беспошлинного отпуска большей части изделий, беспошлинной покупки материалов, а также дозволения покупки деревень к фабрикам и заводам и т.д.
Информация о работе Таможенно - тарифная система России в XVIII – XIX веках