Таможенно - тарифная система России в XVIII – XIX веках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является анализ и осмысление предпосылок, условий и методов формирования таможенно - тарифной системы России в XVIII– XIX веках: выявить особенность таможенной политики в XVIII– XIX вв., как неотъемлемой части общей экономической политики государства. Следуя намеченным целям, я ставлю перед собой задачи: рассмотреть особенности таможенной политики в XIX в., которые определяются направлением государственной политики; исследовать факторы, воздействующие на выбор таможенной политики; выяснить причины изначального появления политики свободной торговли; изучить появление и зарождение фритредерства в XIX в.; исследовать принципы и функции тарифной политики, как важнейшей составляющей таможенной политики.

Содержание работы

Введение 3
Основная часть 6
1. Таможенно – тарифная система в XVIII веке 6
2. Таможенно – тарифная система в XIX веке 15
Заключение 26
Список использованной литературы: 28

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 168.36 Кб (Скачать файл)



 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ


ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Факультет -Гуманитарный

Направление (специальность) - Таможенное дело

Кафедра –Истории и зарубежного регионоведения

 

 

 

«Таможенно - тарифная система России в XVIII – XIXвеках »

Курсовая  работа по дисциплине  «История ТД и  ТП»

 

 

 

 

Выполнил  студент группы гр.11910 ___________ Ищенко А.А.

Проверил преподаватель ________________ Гузарова Н.И.

 

 

 

Томск – 2012 г

Оглавление

Введение 3

Основная часть 6

1. Таможенно – тарифная система в XVIII веке 6

2. Таможенно – тарифная система в XIX веке 15

Заключение 26

Список  использованной литературы: 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях становления в современной России новых экономических отношений  возрастает научный и практический интерес к изучению исторического  опыта формирования и осуществления  таможенной политики России, а также  роли и места таможенных органов  в системе государственного управления. Перевод экономики России на рыночные отношения обусловил необходимость  возрождения таможенной политики как  важнейшей сферы политической, экономической  и правовой деятельности государства, как неотъемлемого инструмента государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, а вместе с ней и коренного преобразования российской таможенной службы. В этой связи актуальное научное и практическое значение приобрела проблема востребования исторического отечественного опыта и традиций разработки и осуществления таможенной политики, формирования по этим вопросам общественного мнения, его отражения в характере и направленности таможенных тарифов, всей таможенной деятельности.

Таможенная  политика - часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию.

Развитие  рыночных отношений в экономике  России, либерализация внешнеэкономической  деятельности способствовали значительному  повышению интереса к торговой политике России.

Значимое  место в истории таможенного  дела занимает деятельность людей, по реализации объективных законов мировой экономики и торговли на основе применения таможенных формальностей. Эти сильные личности своей эпохи оставили глубокие отпечатки в истории нашего государства. Одной из таких личностей, бесспорно, является Пётр I, который в небольшой отрезок времени, охватывающий последние годы XVII - первую четверть XVIII столетия, свершил преобразования, которые затронули все сферы общества.

В своей  курсовой работе я изучаю таможенно-тарифную политику России XVIII– XIX веков, отражающей борьбу между последователями протекционизма и фритредерства. Критическое осмысление опыта и уроков этой борьбы под углом назревших потребностей переживаемого страной переломного времени, с учетом международного опыта и практики является необходимой предпосылкой создания модели современной таможенной политики России.

Хронология  исследования в курсовой работе ограничена периодом с XVIII по XIX века. Данный период представляет большой интерес для историков и экономистов, т.к. именно в это время, во-первых, сложилась традиционная структура российского импорта и экспорта и, во-вторых, началось не прекращавшееся до сих пор противостояние двух основных направлений развития мировой торговли - протекционизма и фритредерства. Для более благоприятного экономического развития страны, для баланса торговли отечественных купцов периодически менялась политика от протекционизма к фритредерству и наоборот. В обоснование хронологических рамок  также хочу привести то, что данный период представляет большой интерес для меня, ведь XIX век является переломным моментом для Российской Империи.

В своей  работе я выделила два основных периода: XVIII век, когда преобладала жесткая протекционистская политика, и XIX век, когда во внешнеэкономических отношениях начали появляться либеральные преобразования, и проглядывались фритредерские тенденции.

По мере исследования данной темы я изучила некоторых авторов, которые внесли в изучение таможенного дела не малый вклад. Например, труды К.Н. Лодыженского «История развития таможенного тарифа» помогли мне разобраться в проблемах тарифов XVIII– XIX веков. Так же благодаря изданиям Ю.Г. Кисловского «История таможенного дела и таможенной политики России» и «Контрабанда: история и современность» я смогла осуществить поставленные мною цели.

Целью моей курсовой работы является анализ и  осмысление предпосылок, условий и  методов формирования таможенно - тарифной системы России в XVIII– XIX веках: выявить особенность таможенной политики в XVIII– XIX вв., как  неотъемлемой части общей экономической политики государства.

Следуя  намеченным целям, я ставлю перед  собой задачи:

  1. рассмотреть особенности таможенной политики в XIX в., которые определяются направлением государственной политики;
  2. исследовать факторы, воздействующие на выбор таможенной политики;
  3. выяснить причины изначального появления политики свободной торговли;
  4. изучить появление и зарождение фритредерства в XIX в.;
  5. исследовать принципы и функции тарифной политики, как важнейшей составляющей таможенной политики.

Объектом  исследования является таможенная система, как составная часть экономической политики России в XVIII– XIX веках.

Предметом исследования является особенности таможенно - тарифной политики XVIII – XIX вв. – дискуссии между представителями фритредерства и протекционизма, таможенные тарифы   и этапы развития таможенной политики России в XVIII– XIX вв., характеризующие  особенности становления российской таможенной политики в исследуемый период, ее содержание и особенности как одной из важнейших составляющих экономической политики государства.

Методом изучения поставленной проблемы является сравнительно – исторический анализ и синтез изученной мной информации, полученной из различных источников. Также обобщение изученных данных.

 

 

 

 

 

Основная часть

  1. Таможенно – тарифная система в XVIII веке

К началу XVIII в. в Российском государстве законодательно была закреплена единая тарифная система пошлин, что способствовало более организованному сбору таможенных доходов и решению задач таможенного  оформления, что в условиях оживления торговли в началеXVIII в. обеспечило совершенствование таможенного механизма.[1]

Начало  активной законодательной деятельности в России в XVIII в. было положено Петром I, провозгласившим себя “единственным субъектом законодательной власти”.[2] При Петре I государство превращается в крупного торгового монополиста, сосредотачивая в своих руках продажу казенных товаров – пеньки, льна, сала, воска, дегтя, поташи, икры и других товаров. Одновременно эти товары нередко отдавались на откуп отдельным купцам или компаниям.[3] Законодательным актом на основании которого взимались таможенные пошлины оставался по прежнему Новоторговый Устав 1667 г. Однако параллельно издавалось множество других актов регулировавших таможенные вопросы. В особенности они касались установления новых внутренних платежей и правительственных торговых монополий. Впрочем, уже в 1715 году «было в принципе решено отменить казенные монополии, касавшиеся внешней торговли».[4]

В первой четверти XVIII века произошли изменения  и в устройстве таможенного управления. Согласно акту от 22 декабря 1718 года «Об управлении во всех Коллегиях и в губерниях дел с 1720 года по новому порядку и о разделении дел между Коллегиями» учреждалась Коммерц - Коллегия призванная «смотреть над всеми торгами и торговыми действиями».[5] В соответствии с Регламентом (Уставом) Государственной Коммерц - Коллегии от 3 марта 1719 года, ей в обязанность, например, вменялось «… со всяким прилежанием стараться о строении и содержании как таможен, так и амбаров…»[6].

В царствование Петра I получает развитие таможенный протекционизм. Свое законодательное  подтверждение он получил в таможенном тарифе 1724 года. Около половины привозных и отпускных товаров были обложены адвалорными пошлинами1. Остальные – пошлинами с меры и массы (аршина, дюжины какого-либо товара, пуда) в фиксированной денежной сумме, исчисленной в рублях и копейках, т.е. специфическими пошлинами. В основу исчисления пошлин был положен «арифметический» прием для определения окладов пошлин на привозимые товары: если в процентном отношении внутреннее производство какого-либо товара достигало 25 % соответствующего импортируемого аналога, то пошлина составляла четвертую часть цены последнего; если трети – третью часть: если половины – 50 %; если превышало привоз – 75 %.

Таким образом, размер пошлинного обложения ввозимых товаров был поставлен в зависимость  от степени развития внутреннего  производства. На товары, которые уже  производились в достаточном  количестве, была назначена 75 %-я пошлина. В их числе оказались: скатерти, салфетки, парусина тафта, ленты, колпаки; очищенный  воск, крахмал, поташ, купорос, скипидарное  масло, железо «не в деле», иглы, пергамент  и др. [7] На вывозимые из России товары существовала 3 %-ная пошлина, кроме промышленного сырья и полуфабрикатов, необходимых для российских фабрик (например, пряжа шерстяная и льняная), которые облагались запретительной пошлиной.Этот тариф применялся сначала только в портах, а затем и на сухопутной польской границе.  Для портов Балтийского моря остались местные тарифы.

Протекционистский тариф 1724 г. регулировал внешнюю торговлю в интересах обеспечения конкурентоспособности российской промышленности, но в то же время способствовал развитию контрабанды. В результате Сенатом было принято решение открыть доступ иностранным товарам.

В 1725 и 1727 гг. тарифы на ряд товаров  были снижены, а в торговле с Англией для большинства товаров устанавливался режим взаимного таможенного благоприятствования. В 30-е годы XVIIIв. поступления от таможенных сборов несколько возросли. Ежегодно в государственную казну поступало в среднем 500 тыс. руб. таможенных доходов. [8]

Вскоре  после смерти Петра I его таможенная политика была подвергнута острой критике. В правящих кругах России пришли к  убеждению в недостаточности  развития внутреннего производства и нецелесообразности его поддержки  путем стеснения привоза товаров. Те же сахарозаводчики возражали  против 30 % пошлины на ввозимый сахар, поскольку иностранные импортеры  занижали в таможне стоимость, чтобы  платить пошлину в меньшем  размере, а это снижало конкурентоспособность  российских сахарозаводчиков. Поэтому  в тариф с 1726г. было внесено изменение: пошлина с сахара взималась не с объявленной купцом цены, а с  цены, твердо установленной сенатским  указом (5-7 руб. пуд в зависимости  от сорта), и, следовательно, не могла  быть ниже 1 руб. 50 коп. - 2 руб. 10 коп.с пуда. Обложение по ценности было заменено обложением специфическим. Важно то, что Комиссии о коммерции удалось привлечь к подготовительной работе представителей купечества. Уже в 1726г Комиссия внесла в тариф ряд отдельных изменений, разрешив экспорт льняной пряжи и французского «горячего вина» и понизив ставки пошлин на запонки, плюмажи, шляпы и каскетки, башмачные пряжки, «женские мушки» и другие галантерейные товары. На основании проекта, подготовленного Комиссией, Верховный тайный совет (ВТС) принял указ о понижении ввозных пошлин на сыры и масло до 6 % от существующих продажных цен. Осенью 1728 г. Комиссия приняла решение об отмене пошлины с продажи за границу построенных в России кораблей, утвержденное ВТС в мае 1729 г. Ею было высказано немало критических суждений о состоянии отечественной промышленности, в частности, об игольном производстве. Одновременно обнаружилась неспособность таможенной службы страны противостоять ввозу контрабанды, приток которой провоцировался тарифом 1724 г. [9]

В 1731 г. был  принят новый Таможенный тариф. Основной принцип построения тарифа заключался в том, чтобы с товаров, производимых в России взимать по 20 %, а с тех, «которые хотя и делаются, но немного, или вовсе не делаются, но государству не нужны - 10 % ». Минимальной 5 % пошлиной предусматривалось обложить те импортные товары (косы, бакан веницейский и др.), которые в России вовсе не производились или производились в недостаточном количестве, а государству нужны. По мнению законодателя 20 % пошлины было достаточно, чтобы оказать покровительство русской промышленности. Тем более, что при ввозе иностранных изделий к этой пошлине добавлялись издержки за провоз, ассекуранцию (страхование), комиссию и прочие накладные расходы, а русские фабрики имели разные преимущества: беспошлинного отпуска большей части изделий, беспошлинной покупки материалов, а также дозволения покупки деревень к фабрикам и заводам и т.д.

Информация о работе Таможенно - тарифная система России в XVIII – XIX веках