Таможенно - тарифная система России в XVIII – XIX веках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является анализ и осмысление предпосылок, условий и методов формирования таможенно - тарифной системы России в XVIII– XIX веках: выявить особенность таможенной политики в XVIII– XIX вв., как неотъемлемой части общей экономической политики государства. Следуя намеченным целям, я ставлю перед собой задачи: рассмотреть особенности таможенной политики в XIX в., которые определяются направлением государственной политики; исследовать факторы, воздействующие на выбор таможенной политики; выяснить причины изначального появления политики свободной торговли; изучить появление и зарождение фритредерства в XIX в.; исследовать принципы и функции тарифной политики, как важнейшей составляющей таможенной политики.

Содержание работы

Введение 3
Основная часть 6
1. Таможенно – тарифная система в XVIII веке 6
2. Таможенно – тарифная система в XIX веке 15
Заключение 26
Список использованной литературы: 28

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 168.36 Кб (Скачать файл)

 Тариф  1731 г. отличался от предыдущего  не только пониженными ставками, но и самим способом начисления  пошлин. За редким исключением  товары облагались не с их  объявленной стоимости, а со  счета, меры или массы. Таким  образом, преобладали специфические  ставки. Адвалорные пошлины были  оставлены лишь на галантерейные  товары. При такой системе, возникла  необходимость установить многие  подразделения по каждой статье  привоза, так как различные  сорта и виды привозного товара, имея неодинаковую ценность, должны  были оплачиваться различными  пошлинами. Так, в тарифе 1731 г.  статья «чулки» имела 12 подразделений.  Если по тарифу 1724 г. все ввозимые  бутылки облагались по единой  ставке 12,5 % (фактически 25 %), то по  тарифу 1731 г. за дюжину ввозимых  бутылок большого объема (в ведро  и больше) следовало уплатить 11 коп., за дюжину средних (от 1/2 ведро  и выше) - 6 коп., за сотню бутылок  в 1/4 ведра и выше - 30 коп.и за такое же количество малых - 15 коп. Таким образом, с изданием тарифа 1731 г. была почти совершенно оставлена покровительственная система Петра I. Пошлины по тарифу 1731 г. как с привозных, так и с отпускных товаров надлежало взимать «полновесными ефимками в фунте по 14 ефимков с довесом, считая каждый ефимок по 50 коп.». Русские купцы при этом имели привилегию уплаты таможенной пошлины российской валютой по курсу 125 коп.за ефимок.[10] 

В годы царствования Елизаветы Петровны (1741 – 1761) в таможенный тариф 1731 года  вносились изменения. Однако до последних лет ее царствования тариф 1731 года не был подвергнут серьезному пересмотру. Таможенно-тарифная политика характеризовалась покровительством национальной промышленности. Другим знаменательным событием в царствование Елизаветы Петровны стала отмена внутренних таможенных и мелочных сборов.[11] 

В марте 1757 г. состоялось утверждение  нового таможенного тарифа России (опубликован  в апреле 1757 г.), разработкой которого, начиная с 1754 г., занималась особая комиссия, учрежденная при Сенате. [12] Правящие круги России начали склоняться к фритредерским воззрениям. Тариф 1757 г. также колебался между фритредерством и протекционизмом. [13] Согласно тарифу 1757 г. «для сбора пошлин в портовых и пограничных таможнях» ввозимые сырье и полуфабрикаты для российских мануфактур были обложены низкими пошлинами; готовые изделия были обложены в зависимости от освоения производства и степени обработки аналогичных товаров в самой России. Неудивительно, что высшие сорта товаров, которые не вырабатывались в России, по-прежнему были обложены в меньшем размере, чем низшие, которые производились. По сравнению с 1724 г. минимальный размер пошлинного оклада повышался с 6 % до 12,5 %. В среднем же импортная («портовая ефимочная») пошлина составляла 15 – 20 % с цены товара. Помимо нее в портовых и пограничных таможнях взималась еще и «внутренняя» пошлина, размер которой варьировался от 6 до 16 % (в среднем 13 %) к таможенной стоимости. [14]

Тариф 1757 г. оказался неудобным в практическом отношении. Пошлины продолжали взиматься как металлической валютой, так и «ходячими» деньгами. Многочисленность и излишняя детализация статей, по которым производилось таможенное оформление однородных товаров, затрудняли применение тарифа. Его высокоохранительный характер стимулировал контрабандный ввоз.

Наиболее дорогие товары с целью сокращения контрабанды были обложены незначительными пошлинами, но это привело к тому, что тариф не способствовал развитию и защите национальной промышленности России. [15]

Вскоре после воцарения Екатерины II в стране началась работа по пересмотру таможенного законодательства. В 1763 г. при Дворе была учреждена Комиссия о коммерции во главе с Я.П. Шаховским, которой удалось выявить  серьезные недостатки тарифа 1757 г.: 1) импортируемый ширпотреб (даже тот, который в стране не производился) облагался такой же пошлиной, что и ввозимые предметы роскоши; 2) отдельные товары русского экспорта были «чрезвычайно отягощены налогами», что препятствовало их экспорту; 3) потребительские товары «равной надобности» были «не равно» обложены пошлинами.

Работа комиссии по составлению  нового тарифа началась с составления  так называемых «тарифных регул». Это были категории как привозным, так и отпускным товарам. Против каждой из них была определена цель, которую надлежало преследовать при назначении пошлины на приписанные к категории товары: следовало ли поощрять ввоз или вывоз каких-либо товаров и для сего облагать их самой умеренной пошлиной, или назначать покровительственную пошлину в интересах поощрения внутреннего производства, или стеснять привоз и отпуск наложением запретительных пошлин, и т.д. Здесь же был определен и размер пошлины в виде процента со стоимости, которой положено было обложить товары, относящиеся к каждой категории. Таких тарифных секретных правил было выработано семнадцать. После этого комиссия занималась тем, что относила каждый привозной и отпускной товар к одной из 17 категорий. На этом этапе к ее работе привлекались представители Мануфактур-коллегии.

В общей сложности работа комиссии продолжалась около двух с половиной  лет. В мае 1766 г. ее результаты были доложены императрице и получили высочайшее одобрение. 1 сентября 1766 г. новый тариф  был опубликован и тотчас переведен  на французский, немецкий, английский и голландский языки. С 1 марта 1767 г. он был введен в действие во всех таможнях империи, кроме Оренбургской и Троицкой, сибирских, Выборгской, Фридрихсгамской и остезейских, в которых пошлины взимались на особых основаниях.Импортная пошлина в размере 30 % признавалась совершенно достаточной для поощрения внутреннего производства. Особенностью тарифа было и то, что половину таможенной пошлины положено было взимать русскими деньгами, а другую половину ефимками, реальный курс которых в то время составлял 125 коп.за 1 ефимок. С 1772 г. пошлина с иностранцев взималась полновесными ефимками. Однако это правило не распространялось на русских и английских купцов, которые по-прежнему могли платить за ввоз и вывоз товаров русской монетой по расчету 125 коп.за один ефимок.[15]

В конце 1781 г. Комиссия о коммерции  приступила к работе по составлению  нового тарифа. При этом она руководствовалась указаниями Екатерины II о том, чтобы, во-первых, российские товары (особенно высокой степени обработки) по возможности поощрялись к отпуску «наложением на них умеренных пошлин» (правило 1) и, во-вторых, иностранные товары, которые «необходимы для русского народа и производятся в России в незначительном количестве» также облагались умеренной пошлиной, при условии, однако, что это не вело к подрыву российской промышленности (правило 2). 27 сентября 1782 года проект тарифа был утвержден Екатериной II и передан в Сенат для опубликования. С принятием нового тарифа до 2% в среднем понижался размер пошлинного обложения ввозимого сырья, умеренной пошлиной облагались импортные полуфабрикаты, а на дорогую мебель и ткани,  которые производились в России, была определена высокая ввозная пошлина, но не более 20% и т.д[16]Новый тариф был введен в действие во всех таможнях империи (только в Астраханской губернии и Сибири товары должны были пропускаться по особому тарифу). В черноморских портах пошлины должны были взиматься с уменьшением на 25 %. Для товаров, привезенных к балтийским портам, не было сделано никаких отступлений от нового тарифа, но для товаров литовского и польского происхождения, вывозимых через Ригу, был выработан особый тариф, приложенный к тарифу 1782 г.

Характеризуя импортный тариф, важно установить основные товарные группы, различающиеся в зависимости  от степени таможенного обложения. Пошлинное обложение сырья понизилось в среднем до 2 %. Весьма умеренной пошлиной были обложены полуфабрикаты. Умеренной пошлиной (6-8 %) были обложены товары, которые «сделались уже нужными, а к большой роскоши однакож не принадлежат» (всякие коренья, кофе, шоколад, сахар и т.п.). Умеренной пошлиной (8-12 %) были обложены продовольствие и потребительские товары для «средних классов»; высокой (но не выше 20 %) - дорогая мебель, ткани высших сортов и т.п. товаров для высших классов. Высокой пошлиной (до 30 %) были обложены товары, «которые производятся в России в достаточном количестве, но все таки продолжают привозится в Россию» (ранее были обложены запретительной пошлиной или запрещены к привозу).

Обложение экспортных товаров понизилось в среднем до 2 - 4 %. При этом высокая  пошлина (до 30 %) была направлена против тех товаров, которые по тарифу 1767 г. были запрещены к отпуску или  обложены запретительной пошлиной. Было разрешено вывозить селитру, бомбы, пушечные ядра, пушки и некоторые  другие товары, которые по тарифу 1767 г. запрещались к вывозу. Тем не менее, сохранялся запрет на вывоз сырых  кож, хлебного вина, соли, ревеня, бадьяна, русской монеты, вещей со священными изображениями.

Тариф 1782 г. вполне соответствовал идеям физиократизма и свободной торговли. За редким исключением в нем отсутствовали запретительные статьи. Большинство импортных товаров было обложено 10 % пошлиной. Множество товаров (главным образом экспортных) было вообще освобождено от пошлин. [17]

События Французской революции (1789 -1792) послужили поводом к дальнейшему ужесточению курса торгово-таможенной политики России. 8 февраля 1793 г. Екатерина II подписала указ «О прекращении сообщения с Францией, по случаю произшедшего в оной возмущения и умерщвления короля Людовика XVI, и о высылке французов из России, исключая тех, которые под присягою отрекутся от революционных правил, во Франции распространившихся», прекративший действие российско-французского торгового договора 1786 г. и наложивший запрет на заход в российские порты судов под французским национальным флагом. Одновременно российским купцам и судовладельцам запрещалось направлять торговые суда во французские порты. Спустя два месяца, 8 апреля, правительством России был издан манифест, запретивший привоз в Россию «французских товаров как на российских и на иностранных судах, так и сухим путем» и отпуск из России во Францию каких бы то ни было товаров.

 В  1793 г. Екатерина повелела Комиссии  о коммерции приступить к составлению  нового таможенного тарифа. Повод  к общему пересмотру тарифных  ставок давало не только неудовлетворительное  финансовое положение государства.  К этому также побуждали некоторые хозяйственные успехи, вызванные мерой 1793 г.: более благоприятным становился торговый баланс, отмечалось укрепление курса российской валюты. Кроме того, законодатель исходил из того, что за время, истекшее после принятия тарифа 1782 г., цены на многие товары сильно изменились, отчего действующие ставки перестали удовлетворять своему первоначальному назначению. Более того, вследствие развития промышленности и торговли, в привозе появилось много товаров, не предусмотренных тарифом 1782 г. По сведениям Петербургской таможни, их насчитывалось свыше 150 наименований. Также требовалось учесть в новом тарифе постановления, изданные после 1782 г., внести изменения в роспись товаров, запрещенных к привозу в 1793 г. С помощью нового тарифа правительство рассчитывало достигнуть выгодного торгового баланса и удовлетворить интересы казначейства.

 При  составлении тарифа Комиссия  о коммерции руководствовалась  теми же общими принципами, которые  были положены в основание  тарифа 1782 г. Важнейшая перемена  заключалась в том, что пошлины  было постановлено взимать ефимками, считая по 1 руб. 25 коп.за штуку, как с иностранцев, так и с русских купцов. Одновременно расширялись права таможенных чиновников, стимулировалась их деятельность, направленная на задержание незаконно перемещаемых товаров и транспортных средств. Отныне, если товар, облагаемый ценовой пошлиной, заявлялся по слишком низкой цене, то таможенники имели право оставлять его себе за объявленную цену с приплатой купцу 10 % интереса, а не 20 % , как было прежде.

 Новый  таможенный тариф, опубликованный 14 сентября 1796 г., должен был вступить  в силу с 1 января 1797 г. Этого  не произошло только потому, что  в ноябре 1796 г. на российский  престол вступил Павел I, который,  порой действовал весьма неожиданно. В начале 1797 г. он разрешил ввоз  голландских товаров (кроме тех,  которые были вообще запрещены  к привозу) на нейтральных судах.  Одновременно было дозволено  привозить из Франции через  порты (на нейтральных судах)  и через сухопутные границы  вино, прованское масло, оливки, каперсы,  анчоусы; при этом запрет на  привоз мануфактур и предметов  роскоши сохранялся. И все же 14 октября 1797 г. Павел пошел на опубликование тарифа. При этом на большинство товаров пошлина была сохранена с незначительным округлением. Увеличение обложения произошло по 120 статьям: на вино, сахар, фрукты, гастрономию, олово. Валютой платежа были определены ефимки, которые котировались по курсу 1 руб. 40 коп за 1 талер. [18]

Таможенная политика Александра I также не отличалось последовательностью. Так, вслед за введением протекционистского тарифа 1797 года и снятием запрещения на вывоз из России разных продуктов  и товаров, последовала череда указов, постановлений и практических мер, направленных на облегчение торговли и ослабление таможенных запретов. [19]

  1. Таможенно – тарифная система в XIX веке

С начала XIX века система таможенного управления упрочилась, а тарифная политика стала  более последовательной. При учреждении министерств в 1802 году, таможенное управление было передано Министру коммерции. При последующих административных реформах, с 1810 года главное управление таможнями оказалось в составе Министерства финансов, где позднее сосредоточилось во втором отделении Департамента внешней торговли. В первой четверти XIX века усилилось административное начало в таможенно–тарифном регулировании. [20]

Таможенная  политика России в началеXIX в. оказалась под влиянием расстановки сил в Европе. Политическая конъюнктура, новые территориальные приобретения России, расширение границ государства, прокладывание новых торговых путей сказались на изменении структуры таможенной охраны и формировании основных направлений таможенной политики. В первые два десятилетия таможенная политика претерпевала взлеты и падения. Происходили переходы от чисто протекционистских тарифов к фритредерским, но при этом преобладали тенденции свободной торговли.

В начале века внешнеполитическая обстановка сложилась  так, что Россия пошла на уступки  Франции. В период континентальной  блокады2, объявленной Наполеоном Англии, в Петербурге была создана ликвидационная контора Министерства финансов для решения взаимных расчетов между русскими и английскими купцами. Контора была упразднена 3 сентября 1802 г. и вновь восстановлена после заключения Тильзитского мирного договора3. Все это потребовало пересмотра таможенной политики и тарифов.

Информация о работе Таможенно - тарифная система России в XVIII – XIX веках