Таможенно - тарифная система России в XVIII – XIX веках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является анализ и осмысление предпосылок, условий и методов формирования таможенно - тарифной системы России в XVIII– XIX веках: выявить особенность таможенной политики в XVIII– XIX вв., как неотъемлемой части общей экономической политики государства. Следуя намеченным целям, я ставлю перед собой задачи: рассмотреть особенности таможенной политики в XIX в., которые определяются направлением государственной политики; исследовать факторы, воздействующие на выбор таможенной политики; выяснить причины изначального появления политики свободной торговли; изучить появление и зарождение фритредерства в XIX в.; исследовать принципы и функции тарифной политики, как важнейшей составляющей таможенной политики.

Содержание работы

Введение 3
Основная часть 6
1. Таможенно – тарифная система в XVIII веке 6
2. Таможенно – тарифная система в XIX веке 15
Заключение 26
Список использованной литературы: 28

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 168.36 Кб (Скачать файл)

В преддверии войны с Францией в 1810 году специальной  таможенной комиссией под руководством М.М. Сперанского был разработан предельно запретительный таможенный тариф. После его введения (первоначально  сроком на 1 год) промышленники стали  группами и в одиночку направлять прошения и записки в Министерство финансов и МВД с просьбами о сохранении тарифа на возможно длительный срок.[21]

В 1810 г. было выработано «Положение о торговле на 1811 год», которое свело внешнеторговые операции России и Франции к полному прекращению. Положение послужило главным поводом к разрыву России с Францией и Отечественной войне 1812 г. В угоду Англии было объявлено полное благоприятствование для английских купцов. В то время, когда Франция практически лишалась права торговать с Россией, около двухсот английских кораблей с товарами вошли в российские порты.

После окончания  войны, чтобы угодить союзным  державам, тариф четыре раза пересматривали, делая более умеренной таможенную политику. 31 марта 1818 г. был принят таможенный тариф, полностью покончивший с запретительной системой, за исключением запретов на ввоз некоторых товаров железоделательной и текстильной промышленности. В 1819 году был принят самый умеренный таможенный тариф, снявший все запреты на импорт иностранных товаров и экспорт российских. В скором времени стало ясно, что не возможна свободная конкуренция  изделий отечественной промышленности с соответствующими западноевропейскими аналогами. Ни одна европейская держава не собиралась следовать принципу свободной торговли. Либеральная политика резко ухудшило экономическое положение России. В целях преодоления кризиса национального производства, в 1822 году был принят охранительный таможенный тариф.[22]

В основу разработки тарифа 1822 г. были положены следующие аргументы: низкими пошлинами облагались товары, необходимые для государства, производство которых возможно в России. Освобождались от пошлин иностранные товары, не производимые в стране, но в которых имеется потребность; всепрощение ввоза иностранных товаров, которые бы конкурировали с отечественной промышленностью; обложение высокими пошлинами предметов роскоши и товаров, которые могут производиться в стране; пошлиной не облагались сырые продукты, вывозимые из России в Польшу и обратно. Некоторые товары совершенно не допускались к ввозу (железо, чугун, набивные ткани, пиво, цикорий).

Активное  участие в разработке таможенно-тарифной политики принимал Е.Канкрин. Он разработал 13 правил о составлении таможенной росписи. Судя по тексту, Канкрин предлагал политику «дозированной конкуренции», которая бы не угрожала развитию русской промышленности, но одновременно стимулировала ее развитие.

Тем не менее, таможенный тариф 1822 г. имел ярко выраженный запретительный характер. Был запрещен вывоз 21 наименования товара и ввоз 301 наименования товара (льняные, более дорогие хлопчатобумажные ткани, медные изделия, стекло, фаянс, железо и т. д.). Действие тарифа 1822 г., препятствовавшего притоку импортных товаров в Россию, благоприятствовало обеспечению активного торгового баланса и развитию внутренней хлопчатобумажной промышленности.

В целом  таможенно-тарифная политика открыла  новый этап в развитии промышленности. Она не только способствовала увеличению доходной статьи, но и защищала вновь  создаваемые заводы и фабрики  от конкуренции западных фирм.

Активный  торговый баланс 1822 г. равнялся 31,7 млн. руб., а в 1825 г. достиг 53,3 млн. рублей. Медленно, но успешно возрастал и вывоз товаров. Если в 1820 г. стоимость его составляла 58,3 млн. руб. серебром, то в 1830 г. – 71,7 млн. руб., в 1840 г. – 85,4 млн. руб., в 1850 г. – 98,1 млн. руб. серебром.

Таможенная  политика оказывала влияние на отечественную  индустрию. Она регулировала таможенно-тарифные ставки и способствовала пробуждению  торгового духа также в сельском хозяйстве. В связи с этим наблюдается  упадок старой мануфактуры, базирующейся на крепостном труде, и рост фабричной  индустрии, основанной на вольном труде. Важной особенностью таможенной политики в рассматриваемый период явилось  ее социальное значение. Положительно воздействуя на развитие промышленности, она способствовала появлению рабочего класса, то есть росту профессионализма и технической грамотности той части населения, которая была занята на производстве. Конечным результатом этого является интеллектуальный рост нации.[23]

Пересмотр таможенной политики России, начавшийся после ухода с поста министра финансов Е.Ф. Канкрина, был ориентирован на отмену вывозных и снижение ввозных пошлин.

Основным  мероприятием в этом деле стала подготовка проекта нового таможенного тарифа, утвержденного в 1850 году. По этому  тарифу снижались пошлины (на 20-30 % против прежних ставок) прежде всего на колониальные товары и продукты питания. В среднем на 10-15 % снижались пошлины  на готовые изделия (хлопчатобумажные, шерстяные, льняные и шелковые ткани, на изделия из металлов). По прежнему запрещались к ввозу сушеные  грибы, сахар-рафинад, спиртные напитки, мед, пиво в бочках, чай, сортовое железо, очищенная селитра, порох и другие товары.Тариф 1850 г. положил начало либерализации в таможенном деле, которая особенно активизировалась в тарифах 1857 и 1868 гг. По 299 статьям тарифа 1850 г. пошлины были уменьшены, по 12 сняты запрещения к ввозу. Особенно облегчен ввоз сырых и полуобработанных материалов. [24]

Начавшиеся  буржуазные реформы побуждали правительство  к смягчению запретительной системы. В основания тарифа 1857 г. были положены следующие правила:

1.     понижение окладов на ввозимые «жизненные припасы» в интересах, во-первых, российских потребителей, во-вторых, доходов казны (за счет роста потребления), в-третьих, с целью предотвращения контрабанды;

2.     понижение пошлин на сырье и полуфабрикаты, если они не производились в достаточном количестве на российских предприятиях – бумажная пряжа, чугун (разрешен к привозу), железо, химические продукты и т.п.

Он сохранил и закрепил сложившийся баланс различных  интересов: внешней торговли и государственного казначейства, промышленности и потребителей. Например, в интересах обрабатывающей промышленности рекомендовалось понижение  таможенных пошлин на сырье и полуфабрикаты, в том числе на олово, поташную соду, щавелевую и серную кислоты. В то же время Государственный  Совет отмечал вполне охранительный  характер проектируемых пошлин, призванных обеспечить защиту интересов обрабатывающей промышленности. В таможенном тарифе от 28 мая 1857 г. насчитывалось всего 367 статей. Из них товары по 298 статьям были обложены таможенной пошлиной, по 60 – разрешены для беспошлинного ввоза, а по 9 – запрещены для ввоза. Таким образом, новый таможенный тариф, принятый в 1857 г., представлял собой еще одну уступку в пользу системы свободной торговли. Несмотря на то, что тариф 1857 г. ограждал основную массу русских промышленников от иностранной конкуренции, призывы фритредеров, ратовавших за свободную конкуренцию, как необходимое условие выхода на мировой уровень промышленного производства, не оставались в России без внимания.

В новом  тарифе предлагалось сохранить баланс различных интересов: внешней торговле и государственного казначейства, промышленности и потребителей. Обсуждение вопросов тарифной политике в проекте нового таможенного тарифа протекало в  острой полемике между сторонниками свободной торговле и приверженцами  протекционистских взглядов. Влияние  протекционистского лобби обусловило осторожность, постепенность правительственных мер в области  таможенно-тарифного регулирования. По этой причине новый таможенный тариф (его утвердил Александр II 25 апреля 1857 года) представлял собой еще одну уступку в пользу системы свободной торговли. Действительно тариф 1857 года ограждал основную массу русских промышленников от иностранной конкуренции. Любые попытки иностранцев убедить их в преимуществах низких ввозных пошлин на товары массового спроса (англичане) или сырья и полуфабрикатов (германия) успеха не имело. В тоже время призывы фритредеров, ратовавших за свободную конкуренцию, как необходимое условие выхода на мировой уровень промышленного производства, не оставались в Росси без внимания. [25]

Тем не менее, таможенный тариф 1857 г. способствовал значительному росту внешней торговли России. Так в 1857-1868 гг. среднегодовой экспорт России составил 189,2 млн. руб., импорт – 180,4 млн. руб., внешнеторговый оборот – 369,6 млн. руб. В результате по сравнению с 1851-1856 гг., экспорт страны увеличился на 85 млн. руб., импорт – на 65,9 млн. руб., оборот – на 150,9 млн. руб. В 1857-1868 гг. было вновь сформировано среднегодовое положительное сальдо, которое составило 8,8 млн. руб.

В период 1857–1868 гг. проводилась таможенная политика, направленная на постепенное облегчение тарифа (за исключением фискальных надбавок в 5% в 1858 и в 1861 году). Были понижены ввозные пошлины на чугун и  железо – сырье для развивающейся  русской промышленности, а в 1863 г. освобожден от пошлины хлопок-сырец. Возрос ввоз в Россию хлопка, пряжи, машин, оборудования, чая, кофе. Вывозился из страны в основном хлеб.

В 1865 г. состоялся очередной пересмотр тарифа. Изменения 1865 года были направлены на сокращение числа статей тарифа посредством соединения некоторых из них, на ликвидацию статей, приносивших казне незначительный доход, а также на общее понижение пошлинного обложения ввозимых товаров. В 1867 году была учреждена новая комиссия попредседательством сенатора Г. Неболсина. Отправной точкой работы тарифной комиссии стала записка вице директора Департамента таможенных сборов (до1864г.-Департамента внешней торговли) Министерство финансов И.Н. Колесова, предложившего значительное понижение пошлин. Новый тариф был утвержден 3 июня 1868 года. [26]

Новый тариф  1868 г. также отвечал принципам свободной торговли, но имел при этом ряд особенностей. Во-первых, понижение ввозных пошлин затронуло в основном сырьевые и потребительские товары с целью поощрения их ввоза, противодействия контрабанде и увеличения таможенного дохода. В тарифе 1868 г. были отменены пошлины по 16 статьям, уменьшены ставки по 152 статьям (на 1410 тыс. руб.) и увеличены по 35 статьям (на 260 тыс. руб.). Таможенное обложение, составлявшее в 1850–1852 гг. 34% цены, в 1862 г. не превышало 16%. Значительно были понижены пошлины на привозное сырье и полуобработанные материалы в тарифе 1868 г.

Во-вторых, тарифом 1868 г. вводилась пошлина на машины, повышалась пошлина на шерстяную и льняную пряжу, полотно, шелк, шелковые ткани, а также некоторые другие товары, что свидетельствовало возросшем влиянии заинтересованных группировок торгово-промышленного класса на сам процесс выработки и принятия правительственных решений в области внешнеэкономической деятельности. Следует также отметить и еще одно обстоятельство – последующее десятилетие было ознаменовано быстрым развитием обрабатывающей промышленности и железнодорожного строительства.

Рост  внешней торговли, которому способствовал  таможенный тариф 1868 г., негативно сказался на состоянии торгового баланса страны – за 1869 – 1876 гг. среднегодовое отрицательное сальдо составило огромную сумму в 75,6 млн. руб. С другой стороны, понижение ставок повлияло на возрастание суммы таможенных доходов в казну. За 1868 – 1875 гг. она составила в среднем 53,32 млн. рублей, что в процентном соотношении составило более чем 50% прироста дохода.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что, несмотря на определенные успехи, таможенно-торговая политика России в период фритредерства  в целом не оправдала надежд правительства. Хотя таможенный тариф 1868 г. и стимулировал значительный прирост производства в главных отраслях отечественной промышленности, однако, в период его действия  страна имела огромный отрицательный внешнеторговый баланс. За 1851-1876 гг. Россия, бесспорно, сделала заметный шаг вперёд в своём развитии, но он оказался явно недостаточным для коренного улучшения её социально-экономического положения.[27]

Период  с 1877 по 1891 г. ознаменовался переходом к охранительным тарифам и преданию таможенной политике значения политического курса, попыткой приостановить экономическую экспансию иностранных государств (и в первую очередь Германии) против России. По оценке специалистов и статистическим данным, 1877 г. является годом перехода к протекционизму. В рассматриваемый период пошлины были еще сравнительно невелики и очень далеки от размеров покровительственных, так как привоз товаров в Россию еще был высокий – 565,314 тыс. руб., вывоз – 369,540 тыс. рублей.

Тем не менее в последующие годы таможенные пошлины неуклонно росли, а также вводились новые на многие товары, ранее пропускавшимися по тарифу 1868 г. беспошлинно. Особенно активно повышались пошлины на сталь и железо. Размеры этой пошлины служили показателем защиты национальной экономики. Ставки пошлин являлись показателем стратегии таможенной политики и развития всех отраслей промышленности. К середине 80-х годов законодательство защитило все отрасли железной индустрии высокими таможенными ставками.

Разработка  нового тарифа осуществлялась по распоряжению Александра III и  началась в 1889 году. Этому предшествовала записка Д.И.Менделеева в адрес министра финансов И.А.Вышнеградского «Материалы для пересмотра таможенного тарифа Российской империи». Для разработки нового тарифа был создан комитет во главе с Д.И.Менделеевым, в который, кроме экспертов, вошли 62 представителя от торгово-промышленных предприятий, 7 профессоров технологического института, представители сельскохозяйственного производства. Новый протекционистский тариф по европейской торговле был разработан и окончательно утвержден 11 июня 1891 г. и введен в действие с 1 июля того же года.

Информация о работе Таможенно - тарифная система России в XVIII – XIX веках