Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 13:44, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является анализ и осмысление предпосылок, условий и методов формирования таможенно - тарифной системы России в XVIII– XIX веках: выявить особенность таможенной политики в XVIII– XIX вв., как неотъемлемой части общей экономической политики государства. Следуя намеченным целям, я ставлю перед собой задачи: рассмотреть особенности таможенной политики в XIX в., которые определяются направлением государственной политики; исследовать факторы, воздействующие на выбор таможенной политики; выяснить причины изначального появления политики свободной торговли; изучить появление и зарождение фритредерства в XIX в.; исследовать принципы и функции тарифной политики, как важнейшей составляющей таможенной политики.
Введение 3
Основная часть 6
1. Таможенно – тарифная система в XVIII веке 6
2. Таможенно – тарифная система в XIX веке 15
Заключение 26
Список использованной литературы: 28
Отличительная особенность тарифа заключалась в том, что он носил строго охранительный покровительственный характер для всей русской промышленности и добывающих производств, т.е. от сырья и до изготовления готовых изделий. Составители тарифа стремились к тому, чтобы в каждой группе товаров размеры пошлин для сырого материала, полуфабриката и готовых изделий были согласованы между собой, чтобы охранительные функции тарифа равномерно распределялись на все товары. Таким образом, были скоординированы пошлины в группе металлов: на руду, чугун, железо и на изделия из этих металлов.
К началу 90-х годов в стране сформировалась разветвление систем таможенных платежей, различавшихся в зависимости от источника поступления: внешние пошлины (ввозные и отпускные) складочные и канцелярские сборы, сборы за наложение таможенных клейм, за бандероли, штрафные деньги, и т.д. Тариф 1891 года рассматривался правительством России в качестве минимального. Вдополнению к нему путем прибавок создавался максимальный тариф. В 1893 году он был воплощен в жизнь в законе о двойном таможенном тарифе, согласно которому товары из стран, отказавших России предоставлении льготных условий для ввоза или транзита российских товаров, облагались пошлинам на 15-20% превышавшими обычные ставки. Закон 1893 года был направлен против Германии, которая отказывалась предоставить на товар из России режим наибольшего благоприятствования и подписать с ней торговый договор. [28]
Таможенный тариф 1891 г. являлся кульминационным пунктом во взаимоотношениях между Россией и Германией, так как ставки пошлин по некоторым его статьям были столь высоки, что носили прямо запретительный характер. Между тем интересы России и Германии сталкивались и ранее, причем не только в области промышленной конкуренции, но и в области сельского хозяйства. Германия являлась важным рынком сбыта сельскохозяйственной продукции для России. Однако русские сельскохозяйственные товары представляли угрозу экономическим интересам прусского юнкерства.
В условиях осуществления со стороны России охранительной таможенной политики в 90-е гг. и принятия тарифа 1891 г., это соперничество между двумя странами привело к таможенной войне. До 1892 г. Германия, как и Россия, применяла повышение таможенной ставки одинаково ко всем государствам. В 1892 г. и начале 1893 г. Германия заключила с 22-мя государствами, в том числе и со всеми российскими конкурентами по привозу к ней сельскохозяйственной продукции. В результате Россия фактически устранялась с Германского рынка.
Разгоревшаяся таможенная война наносила значительный ущерб экономике обеих государств, но в большей степени для Германии, которая нуждалась в сбыте своей промышленной продукции. По данным германской статистики, стоимость ввезенных в Россию Германией товаров в 1892 г. составила 239,5 млн марок, в 1893 г. – 184,6 млн марок.
Что же касается России, то ей удалось найти партнеров по торговле в других странах (в Англии, Франции и других государствах) и реализовать на 80% запасы хлеба.
Давление таможенной войны не выдержала Германия. Она предложила сесть за стол переговоров, в результате которых 29 января 1894 г. был заключен русско-германский торговый договор сроком на десять лет. Согласно договору был разработан и принят Конвенционный тариф. Пошлины на российский хлеб были значительно ниже не только боевых, но и прежних по Общему Германскому тарифу. Россия же снижала пошлины по 125 статьям и пунктам тарифа 1891 г. на 10 – 30 %, по химическим же продуктам снижение составило до 37 %, а по металлоизделиям – 10 – 50%.Приложенные к этому договору «конвенционный тариф» 1894 года частично смягчил систему протекционизма. По 125 статьям тарифа 1891 года понижение пошлин составило 10-33%. Договор 1894 года знаменовал собой принципиальный поворот в развитии международных торговых отношений. Во избежание похожих конфликтов европейские государства в 90-е годы XIX века стали отказываться от принципа таможенно-тарифной автономии и подписывать двусторонние торговые конвенции, предусматривающие взаимные уступки и обязательства при выработке и корректировке национальных таможенных тарифов.[29]
В целом Германия извлекла более выгод, чем Россия, так как она вывозила из России главным образом сырье, а возвращала ей обработанные фабричные изделия. Кроме того, следует учесть, что германские промышленники, желая обойти таможенные стеснения, основали ряд фабрик и заводов в пределах самой России.
После заключения торгового договора с Германией наступил этап господства конвенционных тарифов4, что отражало общую тенденцию роста экономических связей между странами в период империализма, и невозможность в этих условиях проводить сугубо автономную таможенную политику. Конвенциональные соглашения были заключены Россией не только с Германией, но также с Францией (еще в 1983 г.), Австро-Венгрией, Болгарией, Италией и Португалией.
Практически тариф положил начало новому подходу к таможенной политике. В нем заново была переработана редакция и номенклатура товаров. Весь тариф разделялся на 10 групп – 218 статей (в тарифе 1868 г. было 442 статьи).
По тарифу 1891 г. ставки пошлин по статьям тарифа были повышены в среднем до 25–30%. А по таким предметам, как керосин, – в 3 раза, на нефть – в 2 раза, на медь – от 6 до 8 раз, чугун – в 10 раз, железо – от 3 до 4,5 раза, паровозы – в 4 раза, рельсы – в 4 раза, хлопчатобумажные ткани – в 2 раза и т.д. Тариф, в смысле охранительной политики, превосходил все существующие до этого в Европе запретительные пошлины. По официальным правительственным взглядам, принятие тарифа 1891 г. имело своей целью не конкуренцию на внешних рынках, где европейские страны достигали высокого уровня экономического развития, а введение защитных мер от экономической экспансии извне. [30]
Таможенно - тарифная политика XVIII – XIX века открыла новый этап в развитии промышленности. Медленно, но успешно увеличивалась доля экспорта товара. Под действием таможенно - тарифной политики улучшилось положение отечественной индустрии и сельского хозяйства. Под действием тарифных ставоквсе больше пробуждался торговый дух страны.
Развитие
таможенной системы в России происходило
неравномерно, внешние и внутренние
неурядицы не давали возможности
для последовательного
На протяжении XVIII – XIX веков политика протекционизма и фритредерства постоянно конкурировала. Протекционистских тарифов было 10 (1724, 1725, 1727, 1731, 1757 (умеренно-протекционистский тариф), 1797, 1822, 1850, 1857, 1891 гг.). Фритредерских тарифов было 2 (1820, 1868 вв). Либеральные тарифы – 1766, 1782, 1819 гг. Фритредерская таможенная политика не оправдала надежд правительства, она не смогла способствовать ни крупному росту таможенного дохода, ни увеличению положительного внешнеторгового баланса, ни заметному развитию промышленности России. Надо отметить, что тариф 1868 года хотя и стимулировал значительный прирост производства в главных отраслях отечественной промышленности, однако в период его действия страна имела огромный отрицательный внешнеторговый баланс.
Покровительственная политика, пришедшая на смену фритредерству, тоже не вполне удовлетворяла российское правительство, так как сильно мешала расширению внешнеторговых связей, не давая возможности для коренного улучшения социально-экономического положения в стране. Таким образом, постепенно вызревала идея торговых договоров двухстороннего благоприятствования.
Общественное мнение стало постепенно переходить от свободной торговли к политике протекционизма. В исторической литературе эта политика получила название охранительной.
В последней четверти XIX в. можно выделить 2 основных этапа проведения охранительной политики. Первый этап – с 1877 по 1891 г. – переход к охранительным тарифам и попытка приостановить экономическую экспансию Германии и других государств в Россию. Второй этап (с 1892 по 1894 г.) характеризовался таможенной войной с Германией.
Этап с 1877 по 1890 г. является этапом резко выраженной покровительственной политики, что дало свои выгоды – повышение таможенного дохода с 42,3 млн. руб. до 80,2 млн. руб. (после введения золотой пошлины). Ввоз товаров в страну заметно сократился, что дало толчок к развитию отечественной промышленности.
Таким образом, комплекс внешних и внутренних экономических проблем, с которыми столкнулась Россия в XVIII – XIX века, настоятельно требовал, в числе прочих мероприятий, отказа от меркантилистической таможенной политики и перехода к новым, более прогрессивным формам таможенных отношений.
1 АДВАЛОРНЫЕ ПОШЛИНЫ (от лат. ad valorem - сообразно цене, по стоимости) – вид таможенных пошлин, характеризующихся тем, что они взимаются в процентном отношении к таможенной стоимости товара.
2 КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ БЛОКАДА, торговая блокада Великобритании, объявленная Наполеоном I в 1806. Всем союзным и подвластным Франции государствам запрещалось вести торговлю, поддерживать почтовые и другие сношения с Британскими островами. Формально отменена с отречением Наполеона от престола (апрель 1814)
3 Тильзитский мир — мирный договор, заключённый 25 июня 1807 года в Тильзите между Александром I и Наполеоном после войны 1806 и 1807 годов, в которой Россия помогала Пруссии.
4 КОНВЕНЦИОННЫЙ ТАРИФ - договорной таможенный тариф, ставки таможенных пошлин, устанавливаемые в торговых договорах или соглашениях между государствами для отдельных товаров, ввозимых с территории одного договаривающегося государства на территорию другого.
Информация о работе Таможенно - тарифная система России в XVIII – XIX веках