Уголовное право и судебный процесс Англии, Франции и Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 16:55, контрольная работа

Описание работы

Темой данного реферата является одно из фундаментальных понятий уголовного права – преступление, - основополагающее явление, необходимость регулирования которого и породило данную отрасль публичного права. Согласно общепринятой доктрине преступление является фактором или же юридическим фактом, лежащим в основе предмета уголовного права.

Содержание работы

Введение.
1. Англия.
1.1 Правовая основа.
1.2 Классификация Преступлений.
1.3 Виды уголовных наказаний XVII-XIX в.
1.4 Принципы и формы организаций судебного процесса.
2. Франция.
2.1Правовое основа.
2.2Классификация преступлении.
2.3 Виды уголовных наказаний XVII-XIX.
2.4Принципы и формы организации судебного процесса.
3. Германия.
3.1Прававое основа.
3.2. Классификация преступление.
3.3Виды уголовных наказаний XVII-XIX в.
3.4 Принципы и формы организаций судебного процесса.
Список литературы

Файлы: 1 файл

модуль по игпзс 1.doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)

В январе 1871  г.  было  провозглашено  создание  Германской  империи  в

составе 25 земель (4 королевств: Пруссии, Баварии,  Саксонии, Вюртемберга,

18 более мелких герцогств и  графств и 3 "вольных городов" - Любека, Бремена и Гамбурга). В мае 1871 г. была  принята  Конституция  Германской  империи. Согласно Конституции только империя обладала  всей  полнотой  суверенитета: внешняя  политика,  руководство  вооруженными  силами,  финансы,   принятие законов и  организация  судопроизводства.  В Конституции  были  закреплены господствующее положение Пруссии, приоритет  ее  голоса  при  решении  всех наиболее важных проблем.

Главой государства являлся  кайзер, или император Германской империи.  Им

мог быть только прусский король. Император  обладал обширными полномочиями - от права объявлять войну и заключать мир до  издания  законов  и  созыва  и роспуска парламента.

Делами империи управлял назначаемый императором и  ответственный  только перед ним  имперский  канцлер.  Рейхсканцлер  назначал руководителей  всех ведомств, кроме военного и военно-морского, и руководил их деятельностью.

Высшими органами государственной  власти стали Союзный совет (бундесрат) и парламент (рейхстаг).

Союзный совет состоял  из  представителей  всех  германских  государств,

входящих  в  империю.  Руководил  советом  представитель  Пруссии,  ей   же

принадлежала  треть  голосов  Совета.   Бундесрат   обладал   значительными

полномочиями: имел право принимать  законы совместно с  рейхстагом  и  право самостоятельной законодательной инициативы, выносить  решения  относительно административных предписаний и мероприятий, принимать участие в  назначении высших  должностных  лиц,  выполняя  функции  арбитра  в  конфликтах  между государствами, входящими в империю; его согласие требовалось  при  роспуске рейхстага. Но со временем фактические полномочия бундесрата сокращались.

Рейхстаг формировался на принципах народного представительства. Он  имел право  выработки  и  принятия  законов,  утверждения  бюджета,  утверждения договора, участия в резрешении конституционных споров между землями и т.д.

В конце XIX - начале XX века, в связи  с развитием различных политических

партий, германский рейхстаг  становится  одним  из  наиболее  ярких  трибун

политических споров.

[Подробнее о развитии  государственного  строя  Германии  см.:  Всеобщая

история государства и права. М., 1993. С. 248-258.]

 

3.2. Классификация преступление

Понятие и классификация. Уголовный  Кодекс ФРГ выделяет два вида преступных деяния (Straftat) – преступления и проступки. При этом в основу такого деления  вложен чисто формальный признак  – минимальный размер наказания.

Согласно законодательству Германии преступлением является преступное деяние, минимальным наказанием за которое служит тюремное заключение от одного года и выше, в то время как проступок расценивается, как уголовно-правовое отношение, за совершение которого человека ожидает менее одного года тюремного заключения либо денежный штраф[6]. При данной классификации преступных деяний Уголовным Кодексом не принимается во внимание отягчающие и смягчающие обстоятельства, предусмотренные Общей Частью УК для более тяжких и менее тяжких случаев.

В Уголовном Кодексе ФРГ преступное деяние характеризуется как противоправное, виновное, соответствующее признакам  состава деяния и находящееся  под угрозой наказания деяние[7]. Преступное деяние должно быть следствием либо осознанногодействия либо бездействия виновного в преступлении лица. Осознанность является одним из основных условий признания действия преступным. Неосознанные действия не расцениваются как деяния в уголовно-правовом смысле этого слова. Бездействие же может быть как осознанным, так и неосознанным. Для признания бездействия преступным необходимо наличие двух условий: а) если лицо имело возможность действовать; б) лицо осознавало свою возможность действовать; и в) если лицо, в силу предписаний закона, было обязано действовать.

Одним из признаков преступления по Уголовному Кодексу ФРГ является его противоправность. По старому УК под противоправностью подразумевалась лишь уголовная противоправность (противоречие предписаниям УК). Ныне же этот термин стал употребляться в более широком смысле и означает противоречие правопорядку в целом.

Признак «соответствие составу  закона» понимается как выполнение конкретным деянием законодательно определенных признаков состава  закона, т.е. определенных в соответствующей  норме[8]. Составам уголовного закона уделяется внимание в Особенной части Кодекса. Германское право отличается тем, что согласно его предписаниям вина лица, сознательно совершившего противоправное действие, не признается элементом состава закона. Соответствие признаков деяния признакам состава уголовного закона должно быть полным.

Составы подразделяются уголовно-правовой доктриной ФРГ на следующие основные группы: деликты-действие и деликты-бездействие, формальные и материальные составы. Уголовный Кодекс Германии подразделяет составы на основные, квалифицированные и привилегированные.

Другим признаком преступного  деяния по уголовно-правовой доктрине Германии является наказуемость, под  которой подразумевается, что преступное деяние должно подлежать уголовному наказанию при условии, что наказание за преступное деяние основывается на уголовно-правовой норме, принятой до совершения данного деяния. При этом санкции, налагаемые за совершенное преступление (наказание) не должны превышать по своим размерам те, которые указаны в уголовно-правовой норме.

Таким образом мы подошли к концу  первой части нашей работы, посвященной  тому, как уголовно-правовые системы  и доктрины Англии, Франции и ФРГ  характеризуют и классифицируют одно из фундаментальных концепций  уголовного права и криминалистики, коим является преступление. Как видим, между этими тремя странами есть существенные различия, особенно в вопросах классификации преступлений и степени нормативно-правовой предписанности. Все эти различия в определенной мере основаны на общих различиях правовых систем трех рассматриваемых государств.

 

3.3Виды уголовных наказаний XVII-XIX в

Лишение свободы. Лишение свободы  в юридическом смысле как таковое  является одним из основных видов  наказания и, естественно, предполагает наличие вины. Назначается оно  по приговору суда. Глава первая раздела третьего УК Германии начинается с подзаголовка «Наказание в виде лишения свободы (Freiheitsstrafe)». УК устанавливает* Я.-Д Op.cit. S. 33. 2 Ibid. S. 38.

 

Юридическая природа и виды правовых последствий..

По ч. 1 § 38 лишение свободы (Freiheitsstrafe) является срочным (Zeitig), если закон не предусматривает пожизненного лишения свободы. По ч. 2 § 38 «Высший предел срочного лишения свободы — пятнадцать лет, низший — один месяц». По § 39 лишение свободы до одного года измеряется полными неделями и месяцами; более длительные — полными месяцами и годами. Все нормы, устанавливающие уголовно-правовые запреты в ФРГ, предусматривают лишение свободы1.

Суды, как подчеркивает Герхард  Шефер, не имеют никакого влияния  на способ и условия исполнения наказания 2.

Практически лицо может быть лишено свободы в физическом смысле по УК Германии не только при назначении меры наказания. Это возможно также  при исполнении некоторых мер  исправления и безопасности. Последнее  требует специальных оснований  и рассматривается особо. В Комментарии Г. Трондле и Т. Фишера отмечается, что понятие «лишение свободы» употребляется не только в смысле § 38. Оно охватывает нередко любой вид наказания, связанный с содержанием под стражей, а именно меры наказания молодежи и несовершеннолетних и сохранившийся арест. Различить это можно и нужно только из контекста3. Как и в иных случаях, в Германии также возникают вопросы фактического лишения свободы, юридически связанные с уголовным процессом. Это относится к мерам пресечения, которые восходят к уголовному праву, поскольку на его основе избирается мера пресечения, и которые в силу своей длительности порой заменяют собой наказание. Третья палата (камера) 2-го сената Конституционного Суда ФРГ определила поэтому, что «дальнейшее исполнение предварительного заключения, которое в необычном объеме превышает срок по § 121-1 УПК, нарушает основное право заключенного по ст. 2-П 2 Основного Закона, поскольку органы уголовного преследования не приложили должных усилий, чтобы закончить расследование с необходимым ускорением (Beschleunigung)». В этом случае заявитель находился в следственной тюрьме свыше года без достаточных оснований4.

Наказание в виде лишения свободы  в ФРГ применяется, однако, значительно  реже, чем штрафы, и чаще всего  реально не исполняется.

 

Виды лишения свободы 

Пожизненное лишение свободы (Lebenslange Freiheitsstrafe). Оно применяется как  исключительная санкция только при  убийстве (§ 211) и ряде преступлений, предусмотренных в Международном  уголовном кодексе; как альтернативная санкция при особо тяжких случаях причинения смерти (§ 212) и разбойных нападениях на водителей грузовиков (ч. 3 § 316а), а также по § 80, 81 ч. 1; 94 ч. 2; 97а; 100 ч. 1; 176Ь; 178; 212 ч. 2 и ряде других, т. е. в довольно обширном перечне запретов.

Пожизненное лишение свободы, как  подчеркивается в литературе ФРГ, может  исполняться не полностью. По ряду судебных решений осужденный должен иметь  реализуемые шансы на освобождение; действительно законодатель в 1981 г. ввел § 57а «Освобождение от неотбытой (после 15 лет) части пожизненного лишения свободы»; причем эта норма по требованию Конституционного Суда также изменена в благоприятную для осужденных сторону в 1992 г. По данным Б.-Д. Мейера, 16—17% лиц «сидят» до смерти; средний же реальный срок — 15—19 лет.

Лишение свободы на определенный срок (Zeitige Freiheitsstrafe). Его пределы, как отмечалось, от 1 месяца до 15 лет, что за некоторыми — крайне редкими — исключениями не меняется и при множественности  преступлений. В Особенной части  они определяются по верхней границе (например, до 5 лет), или по нижней (не менее 1 года), или от и до (кража: от одного месяца до пяти лет).

Г. Трондле и Т. Фишер пишут, что  и при общем наказании в  случае совокупности деяний предел в  виде 15 лет лишения свободы не может быть нарушен; однако в редчайших случаях это возможно при исчислении суммы нескольких общих наказаний1.

Краткосрочное лишение свободы. Оно  регламентируется § 47 с показательным  заголовком «Краткое лишение свободы  только в исключительных случаях». По нему в ч. 1 сказано: «Наказание в виде лишения

 

Правовые последствия уголовно наказуемого деяния

ка, но не менее шести месяцев, либо пятнадцати лет при пожизненном  лишении свободы; б) соблюдены интересы общей безопасности; в) согласие осужденного.

Штрафы и их значение. Уголовно-политическое значение штрафов состоит, по мнению ряда ученых, в предупреждении и устрашении, сопряженных с изъятием финансовых средств у преступника. При этом проблема штрафов постоянно осложняется их «неравным воздействием на бедных и богатых». Как об этом пишет проф. Б.-Д. Мейер1, технико-юридически в уголовном законодательстве Германии штрафы как вид наказания регламентированы достаточно подробно. Происхождение принятой системы идет от скандинавской системы2. Денежные штрафы в собственном смысле по правовой регламентации в принципе сходны с российскими денежными штрафами.

Денежный штраф (§ 40—43 УК). Денежный штраф (Die Geldstrafe) выступает как основной и дополнительный вид наказания. Он определяется в дневных ставках  различной величины. По мнению, высказанному в Комментарии Г. Трондле и Т. Фишера, такая система имеет следующие преимущества: а) позволяет назначать наказание, исходя из тяжести деяния, а не бедности или богатства субъекта; б) принуждает судью подходить к назначению наказания более рационально и справедливо; в) решает проблему создания эрзаца замены лишения свободы3.

Вместе с тем в литературе указывается на нерешенные и, вероятно, не разрешаемые до конца проблемы денежного штрафа. Первая — неодинаковое действие на богатых и бедных, о чем уже говорилось. Вторая — штраф не означает сугубо личностного воздействия, поскольку от него страдают близкие (но, впрочем, это же в определенном смысле относится и к лишению свободы, что признается и ч. 2 § 46 УК Германии), а в ряде случаев он возмещается работодателем. Третья — штраф взыскивается в пользу государства; потерпевший остается в стороне.

Эти недостатки стремятся преодолеть с помощью ряда проектов изменения  действующего законодательства.

Однако проблемы такого рода существуют повсеместно. Вероятно, они не устраняют необходимость и возможность использования штрафа как меры наказания и обязывают суды разумно подходить к его применению.

Границы штрафа. Они определяются количеством дневных ставок и  размером дневной ставки. Возможно назначение от 5 до 360 дневных ставок. Эта граница повышается до 720 ставок при наказании по множественности деяний ч. 2 § 54. Собственно дневная ставка опре

 

1 Meier B.-D. Op. cit. S. 54.

2 Stree W. II Schonke, Schroder. Op. cit. S. 694.

3 CM.: Trondle/Fischer. Op. cit. 51 Aufl. S. 306 ff.

 

3.4 Принципы и формы  организаций судебного процесса

 

Это основополагающие принципы судебного  процесса, то есть установленного законом  порядка рассмотрения и разрешения судебных дел .

В полной мере они определены в текущем судебно-процессуальном законодательстве (кодексах уголовного, гражданского, административного судопроизводства и т.п.), но во многих странах ряд важных принципов судебного процесса получает отражение в конституциях. В гл. III (п. 9 § 1) мы уже затрагивали этот вопрос, когда говорили о судебно-процессуальных гарантиях прав и свобод человека и гражданина: некоторые принципы судебного процесса, прежде всего конституционные, сформулированы именно как права человека (право на законный суд, включая право на суд присяжных, хабеас корпус, право на защиту и пр.).

Наиболее часто среди конституционных  принципов судебного процесса встречается  гласность (публичность, открытость судебных заседаний). Этот принцип содержится в первой части разд. 3 ст. III, a также в VI поправке к Конституции США, в ст. 82 японской Конституции, в ч. 1 ст. 120 Конституции Испании и др. При этом обычно указывается на возможность проведения в исключительных случаях закрытых судебных заседаний с тем, что решение по делу объявляется публично. Так, ст. 148 Бельгийской конституции 1831 года в редакции 1993 года устанавливает:

Информация о работе Уголовное право и судебный процесс Англии, Франции и Германии