Урало-Кузнецкий комбинат: от идеи до начала строительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 15:10, реферат

Описание работы

Уголь — вид ископаемого топлива, образовавшийся из частей древних растений под землей без доступа кислорода. Международное название углерода происходит от лат. carbō («уголь»). Уголь был первым из используемых человеком видов ископаемого топлива. Он позволил совершить промышленную революцию, которая в свою очередь способствовала развитию угольной промышленности, обеспечив её более современной технологией.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….3

1.Первые идеи создания УКК……………………………………………….4

2.Разработка Урало-Кузнецкого проекта………………………………….6

3.Урало-Кузнецкий проект 1920-21г……………………………………….8

4.Строительство завода в Кузбассе………………………………………..12

5.Урало-Кузбасский маятник……………………………………………....13

6.Комсомольское строительство…………………………………………...18

7.История строительства УКК в 1931-40г………………………………...23

Список литературы………………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 50.92 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

ГОУ ВПО Новокузнецкий  филиал-институт

 Кемеровского  государственного университета

Гуманитарный  факультет

 Кафедра  психологии

 

 

 

 

Урало-Кузнецкий  комбинат:

от  идеи до начала строительства.

 

Реферат по Истории Кузбасса

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы П-09

Фроленко А.

 

 

 

Проверила: кандидат

исторических  наук,

доцент  Макарчева Е.Б.

 

 

 

Новокузнецк 2010г.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3

 

1.Первые идеи создания  УКК……………………………………………….4

 

2.Разработка Урало-Кузнецкого  проекта………………………………….6

 

3.Урало-Кузнецкий проект 1920-21г……………………………………….8

 

4.Строительство завода  в Кузбассе………………………………………..12

 

5.Урало-Кузбасский маятник……………………………………………....13

 

6.Комсомольское строительство…………………………………………...18

 

7.История строительства УКК в 1931-40г………………………………...23

 

Список литературы………………………………………………………….28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Уголь —  вид ископаемого топлива, образовавшийся из частей древних растений под землей без доступа кислорода. Международное  название углерода происходит от лат. carbō («уголь»). Уголь был первым из используемых человеком видов ископаемого  топлива. Он позволил совершить промышленную революцию, которая в свою очередь  способствовала развитию угольной промышленности, обеспечив её более современной  технологией.

В среднем, сжигание одного килограмма этого вида топлива приводит к выделению 2,93 кг CO2 и позволяет получить 6,67 кВт·ч  энергии или, при КПД 30% — 2,0 КВ·ч электричества. В 1960 году уголь давал  около половины мирового производства энергии, к 1970 году его доля упала  до одной трети. Использование угля увеличивается в периоды высоких  цен на нефть и другие энергоносители.

Уголь используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности, а также для извлечения из него редких и рассеянных элементов. Очень перспективным является сжижение (гидрогенизация) угля с образованием жидкого топлива. Для производства 1т нефти расходуется 2-3т каменного угля, в период эмбарго ЮАР практически полностью обеспечивала себя топливом за счёт этой технологии. Из каменных углей получают искусственный графит.

Способы добычи угля зависят от глубины его  залегания. Разработка ведется открытым способом в угольных разрезах, если глубина залегания угольного  пласта не превышает 100 метров. Нередки  и такие случаи, когда при все  большем углублении угольного карьера  далее выгодно вести разработку угольного месторождения подземным  способом. Для извлечения угля с  больших глубин используются шахты. Самые глубокие шахты на территории Российской Федерации добывают уголь  с уровня чуть более 1200 метров.

 

1.Первые идеи создания  УКК.

 

Проблема  истории рождения города Новокузнецка и создания на необжитых местах мощного  индустриального комбината с  развитой инфраструктурой остается еще неисследованной. Учитывая рамки  издания, попытаемся лишь кратко отметить этапы и факты взаимосвязи  строительства завода и города.

Создание  в Кузбассе металлургического предприятия  и города металлургов связано  с общегосударственной идеей  индустриализации страны, реализация которой осуществлялась на местах видными  личностями и высокопрофессиональными  специалистами: М.К. Курако, Г.Е. Казарновским, И.П. Бардиным.

М. К. Курако - колоритная личность в истории  русской металлургии. Достигши исключительно  путем самообразования глубокого  запаса знаний, Курако стал знаком как  приверженец технического прогресса  в металлургии. Его дерзкие идеи совершили натуральную революцию  в доменном деле. Являясь замечательным  конструктором, он создал своеобразные проекты доменных печей, крепко уместившиеся в практику металлургии.

Одаренный организатор и наставник, Курако организовал передовую школу  русских доменщиков, из которой вышли  знатные ученые и инженеры. Воспитанников  «куракинской школы» отличали значительный уровень технических познаний, неизменный поиск путей улучшения производства, особенная сплоченность и товарищество.

Тем не менее, воздвигнуть на юге страны целиком  механизированный доменный цех, отвечавший замыслам М. К. Курако. препятствовали меркантильные заинтересованности заводчиков. Зачастую на линии его  новаторских починов вставали иностранцы, властвовавшие на южных заводах. Отчего Курако с радостью ответил  на предложение принять участие  в строительстве завода в новом  районе, где, как он верил, не было преград  на стези введения новейшей техники, как в старых металлургических центрах.

Вслед за М. К. Курако в Сибирь приехала группа инженеров куракинской школы: Г. Е. Казарновский, Р. В. Лизунов, П. Д. Зайцев, И. М. Демидов, М. Ф. Жестовский и др. Всех их увлекла мысль строить современный  металлургический завод в богатой  природными ресурсами и еще только вступавшей на путь промышленного развития Сибири. Оставшихся на юге доменщиков М. К. Курако приглашал приехать в  Сибирь к пуску завода. Своего лучшего  ученика И. П. Бардина он прочил на место начальника кузнецких домен.

М. К. Курако сразу взял ориентацию на самые крупные  агрегаты, какие только знала техника  того времени. Впервые в России проектировался металлургический завод, где тяжелый  физический труд заменялся машиной. Проект создавался без иностранной  консультации. Но увидеть осуществление  своей мечты М. К. Курако не удалось.

Приобрести  Горбуновскую площадку руководители Копикуза не смогли. Решили строить завод  на Туштулепской площадке в Горной Шории, хотя освоить ее было намного  труднее. Начали заготавливать строительные материалы, но из-за отсутствия средств, работы были вскоре прекращены. К моменту  Октябрьской социалистической революции  Кузнецкий бассейн оставался  сельскохозяйственным краем.

Вся его  промышленность, за исключением угольных рудников на севере и в средней  части Кузбасса и старого Гурьевского  завода, превращенного в подсобное  металлообрабатывающее предприятие, представляла собой мелкие кустарные  заведения, которые перерабатывали сельскохозяйственное сырье.

Основное  богатство Кузнецкого края - первоклассный  каменный уголь - не было использовано даже для удовлетворения потребностей Сибири и тем более для общегосударственных  нужд. Высокие железнодорожные тарифы являлись непреодолимым препятствием для переброски кузнецкого угля и  кокса уральской металлургии.

Ни один из проектов строительства железнодорожных  и водных путей для соединения Урала с Кузбассом не был проведен в жизнь. Безуспешные попытки  строительства в Кузбассе металлургического  завода особенно наглядно показали всю  тщетность в условиях помещичье-капиталистического строя вызвать к жизни колоссальные богатства, скрытые в недрах Кузнецкого края.

 

2.Разработка  Урало-Кузнецкого проекта.

 

Великая Октябрьская социалистическая революция  создала все предпосылки для  расцвета производительных сил Кузбасса.

Сразу же после завоевания власти Коммунистическая партия и Советское правительство  поставили задачу создания мощной тяжелой  индустрии с целью превращения  отсталой России в передовую, независимую  в технико-экономическом отношении  страну.

Весной 1918 г., после того как заключили  Брестский мир, еще молодая Советская  республика обрела перерыв и принялась  за решение экономических задач. В плане социалистических реорганизаций  особенное место уделялось восточным  зонам страны. В. И. Ленин в своем  труде «Очередные задачи Советской  власти» показал на колоссальное народнохозяйственное значение добычи огромных резервов каменного угля в  Западной Сибири и железной руды на Урале.

В. И. Ленин  наметил будущее Урало-Кузнецкого проекта, подал идею комплексного применения природных ресурсов двух богатейших областей на востоке страны. По его  предписанию весной 1918 г. завязалась интенсивная разработка Урало-Кузнецкого вопроса как центральной части  плана социалистического строительства.

Задача  целесообразного размещения индустрии, располагающаяся в основе экономической  политики Советской державы, стала  в этот момент очень острой. По Брестскому договору от Советской республики была отторгнута южная угольно-металлургическая база. В данных обстоятельствах стержневое значение приобретало основание новой угольно- металлургической базы в восточных регионах страны.

В апреле 1918 г. Высший Совет Народного Хозяйства  огласил конкурс на «проект создания единой хозяйственной организации, облегающей область горно-металлургической промышленности Урала и Кузнецкого каменноугольного бассейна». За разработку проекта с согласия ВСНХ взялось  Общество сибирских инженеров. В  Томске был создан «Совет по разработке Урало-Кузнецкого проекта» под председательством  профессора Н. В. Гутовского. Одновременно в работу над Урало-Кузнецким  проектом включились научно-технические  силы Урала (профессор В. Е. Грум-Гржимайло  и др.).

1-й Всероссийский  съезд Советов Народного Хозяйства,  открывшийся 26 мая 1918 г., подчеркнул  необходимость в перемещении  главных центров нашей промышленности  на Урал и в Сибирь, в районы  добычи руды и угля. «Развитие  производительных сил Алтайской  и Уральской областей даст  России чугун и уголь», - записано  в решениях съезда.

Советское правительство предприняло тогда  же ряд мер по реализации этих решений.Весной 1918 г. В. И. Ленин вызвал к себе профессора Горной Академии геолога А. А. Гапеева, одного из участников группы известного исследователя Донбасса и Кузбасса профессора Л. И. Лутутина, и предложил  продолжить работы по исследованию угольных богатств Кузбасса. Участники экспедиции были снабжены большими полномочиями. В 1919 г. были опубликованы первые подсчеты запасов каменного угля в Кузнецком  бассейне.

На предварительные  работы по осуществлению проекта  соединения Кузбасса железной дорогой  с Уралом и на оборудование копей  Куз6асса был ассигнован кредит в 8 млн. руб. 15 июня 1918 г. при горно-металлургическом отделе ВСНХ была учреждена Уральская  комиссия в составе известных  ученых: профессоров А. А. Байкова, В. Е. Грум-Гржимайло, В. Н. Липина, М. А. Павлова, Б. И. Бокия, А. А. Скочинского и др. Перед ней была поставлена задача, разработать мероприятия по развитию на Востоке мощной металлургической промышленности, способной возместить потерю 200 млн. пудов чугуна, которые выплавлялись на Юге России, и провести необходимые для этого изыскания.

Интересен опубликованный в связи с этим план развития черной металлургии в  Сибири. В Кузбассе намечалось построить  два завода: один - возле г. Кузнецка на базе местных магнитных железняков и второй - в северной части бассейна на привозных уральских рудах (уже  в этом раннем документе была высказана  идея «маятника»: уголь Кузбасса - Уралу, руда Урала - Кузбассу). В дальнейшем предполагалось сооружение металлургических заводов в Минусинском крае и  в других районах Сибири.

Со второй половины 1918 г. в связи с гражданской  войной и военной интервенцией работы над Урало-Кузнецкой проблемой  приостановились. В конце декабря 1919 г. из Кузбасса были изгнаны белогвардейцы. Советское Правительство приступило к разрешению вопросов хозяйственного строительства в Кузбассе и прежде всего, национализировало предприятия  и земли Копикуза.

 

3.Урало-Кузнецкий  проект 1920-21г.

 

Страшную  картину представляла собой Сибирь после хозяйничанья интервентов  и белогвардейцев. И без того слабо  развитая промышленность была вконец разрушена, сельское хозяйство пришло в упадок. Движение по железнодорожной  магистрали было дезорганизовано.

В январе 1920 г. в Сибирь прибыла правительственная  экспедиция, возглавлявшаяся уполномоченным Совета Обороны В. М. Свердловым, с  предписанием В. И. Ленина дать стране сибирский уголь и хлеб. Экспедиция приняла меры к быстрому восстановлению работ на копях. В момент глубочайшей  хозяйственной разрухи постройка  металлургического завода в Кузбассе не могла считаться первоочередной. М. К. Курако было предложено поехать на восстановление южной металлургии, и он с грустью вынужден был признать правильность этого решения. Но выехать на юг не пришлось. Свирепствовавший в Сибири сыпной тиф свалил Курако. 5 февраля 1920 г. его не стало. Похоронили М. К. Курако на Туштулепской площадке, где намечалось построить проектируемый им завод.

Куракинцы вернулись на Юг. Курако умер, но идея создания в Кузбассе мощной металлургии  продолжала жить и развиваться. Покидая  Кузбасс, куракинцы знали, что еще  вернутся сюда и будут продолжать дело своего учителя.

Даже в  тот чрезвычайно тяжелый для  страны период вопросам индустриализации восточных районов уделялось  большое внимание. Работа над Урало-Кузнецким  проектом в Сибири продолжалась.

Когда об этом было доложено уполномоченному  Совета Обороны, он предложил сибирякам  заканчивать составление проекта. Весной 1921 г. Урало-Кузнецкий проект, разработанный Обществом сибирских  инженеров, рассматривался в Госплане СССР, был одобрен, но не утвержден, так как экономическая часть  проекта нуждалась в доработке, которая была поручена одной из секций Госплана.

Информация о работе Урало-Кузнецкий комбинат: от идеи до начала строительства