Урало-Кузнецкий комбинат: от идеи до начала строительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 15:10, реферат

Описание работы

Уголь — вид ископаемого топлива, образовавшийся из частей древних растений под землей без доступа кислорода. Международное название углерода происходит от лат. carbō («уголь»). Уголь был первым из используемых человеком видов ископаемого топлива. Он позволил совершить промышленную революцию, которая в свою очередь способствовала развитию угольной промышленности, обеспечив её более современной технологией.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….3

1.Первые идеи создания УКК……………………………………………….4

2.Разработка Урало-Кузнецкого проекта………………………………….6

3.Урало-Кузнецкий проект 1920-21г……………………………………….8

4.Строительство завода в Кузбассе………………………………………..12

5.Урало-Кузбасский маятник……………………………………………....13

6.Комсомольское строительство…………………………………………...18

7.История строительства УКК в 1931-40г………………………………...23

Список литературы………………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 50.92 Кб (Скачать файл)

За вторую пятилетку намечалось увеличить  добычу угля в Кузбассе до 20 миллионов тонн. На XVII съезде ВКП (б) был выдвинут лозунг «Превратим Кузбасс во второй Донбасс». Отличительной чертой развития Кузбасса стало строительство крупных шахт, особенно для добычи коксующихся углей. Управление бассейном стал осуществлять трест «Кузбассуголь», просуществовавший до 1936 года, когда его заменил комбинат «Кузбассуголь». Руководителем угольной промышленности в Кузбасс был назначен М.Л. Рухимович.

Исключительное  внимание уделялось в Кузбассе механизации  процесса угледобычи. Широко внедрялись отбойные молотки, электросверла, конвейеры, замена конной откатки электровозной. В шахтах создавалась принудительная вентиляция, бензиновые шахтерские лампы  заменялись аккумуляторными.

Побывавший  в 1933 году в Кузбассе нарком тяжелой  промышленности Г. К. Орджоникидзе затем говорил: «Для того, чтобы посмотреть образцы хорошей работы, хорошей механизации, для этого нашим угольщикам надо ехать не в Германию и Америку, а съездить в Кузбасс и посмотреть, как дело там поставлено».

Шахтеры Кузбасса активно поддержали почин  донецкого забойщика Алексея Стаханова. А передовой забойщик И. А. Борисов вызвал Стаханова на соревнование и добился выполнения за смену 48 норм. За достигнутые успехи в работе группа передовых угольщиков Кузбасса удостоилась высших правительственных наград. Среди них И. А. Борисов, Р. И. Мачехин, И.М. Чарухин, B.C. Подкорытов, Мингалей Шакиро, М.Л. Рухимович.

Форсированное задание увеличить угледобычу в  Кузбассе до 20 миллионов тонн, как  и в основных отраслях промышленности страны, выполнить не хватило возможностей. Но за две пятилетки добыча угля в бассейне возросла более чем  в 7 раз и достигла в 1937 году 17,8 миллиона тонн. В том числе 40 процентов составляли необходимые металлургам коксующиеся угли. Вторая угольная база страны была создана.

Вместе  с созданием угольного звена  УКК строился основной объект его  металлургического звена в Кузбассе — Кузнецкий металлургический завод. На базе Тельбессбюро уже в 1929 году было создано.управление Кузнецкстроя, которое непосредственно организовывало строительство металлургического завода. На стройку направлялись многие опытные инженерно-технические работники. Главным инженером Кузнецкстроя был назначен известный металлург И.П. Бардин, а начальником — видный хозяйственник С. М- Франкфурт. Руководителем парторганизации

был избран бывший генеральный секретарь Коммунистического  интернационала молодежи (КИМ) Р. М. Хитаров.

Управление  Кузнецкстроя из Томска было переведено непосредственно в Кузнецк. Все  строительство стало вестись  без подрядчиков — стройка  и завод сливались в единый комплекс. На площадку Кузнецкстроя в 1931 году перевели металлургический факультет Томского индустриального института и создали Сибирский металлургический институт.

По инициативе инженеров Кузнецкстроя был пересмотрен  представленный иностранной фирмой проект завода. За счет увеличения объема не заложенных еще двух доменных печей  и строительства дополнительно  трех мартеновских печей годовая  производительность завода вместо 800 тысяч  тонн чугуна повышалась до 1 200 тысяч тонн чугуна и до 1 455 тысяч тонн стали и 1 300 тысяч тонн проката. Для изготовления многих деталей, узлов и инструмента Кузнецкстрою был передан Гурьевский завод. Из сибирских сел и из Европейской России на Кузнецкстрой прибывало пополнение строителей, в основном молодежи. За 1931 год их количество возросло с 17 511 до 46 287 человек. Они активно включились в движение ударничества. На стройке работало 1 923 ударных бригады. Дружно рыли котлованы, возводили корпуса, устанавливали оборудование и т.д.

21 января 1932 года стройка засияла новыми огнями — вступила в строй заводская ТЭЦ. 24 февраля вступила в строй первая батарея коксовых печей. 3 апреля выдала чугун доменная печь № 1 и 17 июня — домна № 2. 19 сентября пошла сталь мартеновской печи. 6 ноября из создававшегося собственного рудника Темир-Тау прибыл первый эшелон железной руды. А 31 декабря 1932 года начал работать рельсобалочный стан. Металлургический цикл был замкнут. Вступил в строй Кузнецкий металлургический комбинат — КМК.

Наращивая производство металла и создавая собственную рудную базу, КМК продолжал строиться. В начале второй пятилетки возникли трудности в коксовом цехе. Но коксохимики сумели обновить состав шихты и улучшить качество кокса. Это вдохновило доменщиков. В 1934 году была пущена последняя, 4-я доменная печь. По выпуску чугуна комбинат вышел на проектную мощность. Вошли в строй новые мартеновские печи. Выплавка стали увеличилась в 2,4 раза. Успешно работали прокатчики. В дополнение к получаемой руде из Магнитогорска наращивалась добыча местной руды в Горной Шории на Темиртаусском и Тельбесском рудниках, которая обогащалась на Мундыбашской аглофабрике.

За достигнутые  успехи группа работников комбината  удостоилась высоких правительственных  наград. В том числе И. П. Бардин, С. М. Франкфурт, Л. К. Ровенских, М. Н. Роганов, А. С. Филиппов, P.M. Хитаров.

Достигнутые успехи послужили базой, на которой  в 1935 году развернулось на комбинате  стахановское движение. Оно эффективно продолжалось и нарастало. Снова  передовые металлурги были удостоены правительственных наград. Среди них горновые С. А. Бойко, П.Е. Инютин, Л. В. Селицкий, старший газовщик Л. Т. Герасимов, сталевары М. Я. Бурацкий, И. Я. Васильев, М. М. Привалов, вальцовщики М. Н. Русских, И. А. Сорокин и другие, являвшиеся гордостью комбината.

Создание  и освоение КМК вместе с одновременно построенным Магнитогорским металлургическим комбинатом означало, что металлургическое звено УКК было сформировано. Страна получила мощную угольно-металлургическую базу в своих восточных районах.

Одновременно  с ее созданием, в связи с развернувшейся химизацией в стране, получила развитие в Кузбассе химическая промышленность, которую здесь стали называть третьим звеном УКК. Значительную часть химической продукции давали обновлявшийся коксохимический завод в бывшем Щегловске, переименованном в 1932 году в город Кемерово, и коксовый цех КМК. Строился в Кемерове опытный углеперегонный завод, на котором пытались из барзасских углей получать бензин. Идею создания завода решительно поддерживал и отстаивал посетивший его в 1933 году Г. К. Орджоникидзе. Началось строительство в Кемерове крупного азотнотукового завода. В городе создавался комбинат боеприпасов. Сооружение этих объектов вела специальная организация «Кемеровокомбинатстрой», которую возглавил опытный хозяйственник Б. О. Норкин.

Продолжали  действовать и развиваться предприятия  золотодобывающей промышленности, объединенные в трест «Запсибзолото». Энергетическую базу промышленности Кузбасса составили построенные ТЭЦ КМК и Кемеровская ГРЭС. Строительство железнодорожной линии от ст. Проектная до ст. Инская обеспечило создание второго железнодорожного выхода из Кузбасса на Транссибирскую магистраль.

Железнодорожная сеть Кузбасса в 1940 году достигла 1 130 километров. Возрастали перевозки грузов, а также  пассажиров. Идея превращения Кузбасса в мощный индустриальный край была выполнена. Добыча угля в нем составляла 75 процентов всей угледобычи в бывшей России, выпуск кокса — 66,5; производство стали — 45, проката — 40, электроэнергии — 70 процентов. Кузбасс стал второй после Донбасса угольной и третьей после юга страны и Урала металлургической базой СССР. Опираясь на нее, осуществлялись индустриальные преобразования других восточных районов страны.

 

Список литературы:

 

1. Журавков Ю.М. Роль Кузнецкого  металлургического комбината 

в формировании градостроительной  структуры г. Новокузнецка

 

2.Из истории КМК http://www.tometaxy.net/metallurgiyu__kuzbassu_19181928/razrabotka_uralokuzneckogo_proekta

 

3.Интернет библиотека  http://ru.wikipedia.org/wiki/Ископаемый_уголь

 

4. Смирнов Л.Н. Истоки архитектурного  авангарда на Урале.http://www.kapitel-spb.ru/index.php/component/content/article/24-smirnov?showall=1

 

5.Шуранов Н.П. История Кузбасса. ИПП «Кузбасс», «Скиф» 2006г.

 


Информация о работе Урало-Кузнецкий комбинат: от идеи до начала строительства