Урало-Кузнецкий комбинат: от идеи до начала строительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 15:10, реферат

Описание работы

Уголь — вид ископаемого топлива, образовавшийся из частей древних растений под землей без доступа кислорода. Международное название углерода происходит от лат. carbō («уголь»). Уголь был первым из используемых человеком видов ископаемого топлива. Он позволил совершить промышленную революцию, которая в свою очередь способствовала развитию угольной промышленности, обеспечив её более современной технологией.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….3

1.Первые идеи создания УКК……………………………………………….4

2.Разработка Урало-Кузнецкого проекта………………………………….6

3.Урало-Кузнецкий проект 1920-21г……………………………………….8

4.Строительство завода в Кузбассе………………………………………..12

5.Урало-Кузбасский маятник……………………………………………....13

6.Комсомольское строительство…………………………………………...18

7.История строительства УКК в 1931-40г………………………………...23

Список литературы………………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 50.92 Кб (Скачать файл)

Если  на этих стройках возникало какое-либо затруднение, им оказывалась экстренная помощь. Так, в апреле 1931 г. в Совнарком  поступили сведения о критическом  положении на Кузнецкстрое с лесоматериалами, металлом, цементом и огнеупорами. Заместитель  председателя Совнаркома и Совета Труда и Обороны Я. Э. Рудзутак обязал ВСНХ и Наркомат путей сообщения представить в двухдневный срок «конкретный план срочных мероприятий, обеспечивающих быстрейшее получение материалов, необходимых для полного разворота работ на строительстве». Немедленно были даны распоряжения об отгрузке на Кузнецкстрой 600 вагонов вольского цемента, 120 вагонов боровичского шамота. В Иркутский крайисполком была послана телеграмма за подписью Я. Э. Рудзутака с предписанием, принять срочные меры к отгрузке лесоматериалов Кузнецкстрою. Находившийся в Сибири заместитель председателя ВСНХ И. В. Косиор взял под свое наблюдение отгрузку 2000 вагонов с лесом. Наркомат путей сообщения дал железным дорогам приказ о немедленном продвижении грузов на Кузнецкстрой.

Огромную  оперативную помощь стройкам Урало-Кузбасса оказывал Высший Совет Народного  Хозяйства, которым с 1930 г. руководил  Г. К. Орджоникидзе. Особенно это касалось размещения заказов на оборудование, которое затруднялось тем, что из-за неготовности чертежей Магнитострой и  Кузнецкстрой оформили заказы машиностроительной промышленности уже после установления программы на 1931 г. Благодаря личному  вмешательству Г. К. Орджоникидзе к 15 октября 1931 г. было размещено 96% заказов  на оборудование, необходимое для  пуска первой очереди Кузнецкого завода. Этим занялись около 120 заводов, расположенных преимущественно  на Украине, в Ленинграде и Москве.

Г. К. Орджоникидзе не только руководил огромной работой  по обеспечению Кузнецка и Магнитки материальными и людскими ресурсами, но и ежедневно лично проверял, как выполняют заводы-поставщики и центральные организации, возложенные  на них обязанности по обслуживанию строек. Г. К Орджоникидзе знал до мелочей  положение дел на стройке. Кузнечане  постоянно ощущали внимание, заботу со стороны наркома. Его помощи во многом обязаны своими успехами и  строители, и металлурги Кузнецка.

6.Комсомольское  строительство.

 

С 25 марта  по 15 апреля 1931 г. по решению Центрального Комитета ВКП(б) проводилась декада помощи Кузнецкстрою и Магнитострою. Задачи декады - проверить, как выполняется  постановление ЦК партии от 25 января. В дальнейшем эта форма массового  контроля получила широкое распространение.

Благодаря организаторской и пропагандистской работе партии в массах лозунг «Весь  пролетариат строит Урало-Кузнецкий  комбинат» стал в третьем году пятилетки программой действия для  миллионов советских людей.

На призыв партии, прежде всего, откликнулся комсомол. IX Всесоюзный съезд ВЛКСМ, состоявшийся в январе 1931 г., записал в своих  решениях, что помощь в создании второй угольно-металлургической базы нашей страны является центральным  участком в работе комсомола.

Свыше 1500 комсомольцев, рабочей молодежи, хозяйственников  и работников учреждений и организаций, участвующих в строительстве  второй угольно-металлургической базы, собрались 19 февраля 1931 г. в Москве на вечер, устроенный «Комсомольской правдой» и посвященный строительству  Урало-Кузнецкого комбината. На этом вечере В. В. Куйбышев, который был страстным  пропагандистом Урало-Кузнецкой проблемы, бросил клич комсомолу: «В бой за Урало-Кузнецкий  комбинат!» «Неверно было бы думать, - говорил он, что это великое  дело может быть обеспечено одним  постановлением, одним приказом. Неверно  представлять, что съезд постановил, Советское правительство приняло  соответствующее решение - и дело сделано, дальше все пойдет самотеком. Все великие исторические завоевания Советского Союза возможны только потому, что в выполнении каждого из заданий  партии и рабочего класса принимают  участие многомиллионные массы... Постройка грандиозного Урало-Кузнецкого комбината возможна только при величайшей мобилизации всех сил рабочего класса и всей пролетарской общественности».

В телеграмме, посланной секретарю Западно-Сибирского крайкома ВКП(б) Р. И. Эйхе и редакции «Советской Сибири», участники вечера заверили, что они превратят дело строительства Большого Урала и  Большого Кузбасса в дело всего рабочего класса.

По всей стране был организован массовый комсомольский «сквозной» контроль над строительством Кузнецкого завода. Созданные на заводах, на транспорте, в организациях и учреждениях  посты комсомольского контроля и  комитеты содействия контролировали и  продвигали выполнение заявок и заказов  Кузнецкстроя.

Московские  комсомольцы и «Рабочая газета»  были инициаторами быстрейшей доставки грузов на Кузнецкстрой.

В разгар строительного сезона 1931 г. на Кузнецкстрое обнаружился острый недостаток цемента. Комсомольцы далекого волжского  города Вольска, где находился главный  поставщик цемента завод «Красный Октябрь», по-ударному грузили на воскресниках вагоны и специальными маршрутами, при содействии в пути следования станционных комсомольских ячеек, доставляли цемент на Кузнецкстрой в  рекордно короткие сроки. В июле маршрут  с цементом, сопровождаемый комсомольской  бригадой, находился в пути всего 13 дней вместо 35.

В рекордные  сроки комсомольские бригады  доставляли на Кузнецкстрой и эшелоны  с оборудованием. 19 августа комсомольская  бригада, сопровождавшая эшелон им. «Рабочей газеты» и Московского комитета комсомола, обнаружила на пути следования и включила в состав маршрута отставшие  в пути вагоны с железными конструкциями, отсутствие которых задерживало  монтаж доменных печей.

Подготовка рабочих кадров.

Широчайший  размах получила в 1931 г. деятельность профсоюзов, которые вовлекали весь рабочий  класс СССР в ряды активных строителей Урала-Кузнецкого комбината.21 мая 1931 г. Президиум ВЦСПС принял постановление «О работе профорганизаций в части обеспечения первой очереди Магнитогорского и Кузнецкого заводов оборудованием и кадрами». ВЦСПС обязал центральные комитеты профсоюзов организовать на предприятиях широкий контроль за выполнением заказов в установленные сроки. С той же целью при ВЦСПС была создана специальная группа по Урало-Кузбассу. Центральному комитету Союза железнодорожников поручалось взять под особое наблюдение железные дороги, по которым шли основные потоки грузов на Кузнецкстрой и Магнитострой.

Инженерно-техническим  секциям было предложено мобилизовать своих членов на досрочное изготовление рабочих чертежей.

Партийные и профсоюзные организации Украины, Урала, Ленинградской и Московской областей возглавили общественный контроль за подбором и подготовкой кадров.

В конце  мая 1931 г. был проведен всесоюзный рейд по проверке того, как выполняется  постановление ЦК партии о кадрах для Магнитогорского и Кузнецкого заводов. ВЦСПС дал указание центральным  комитетам союзов и советам профсоюзов совместно с «Рабочей газетой» принять  самое деятельное участие в этой проверке. На всех заводах, готовящих  кадры, создавались проверочные  бригады из представителей партийных  и комсомольских ячеек, заводских  газет. «Рабочая газета» и местная  пресса выделяли для участия в  рейде рабкоровские группы.

10 сентября 1931 г. было объявлено днем всесоюзной  проверки состояния подготовки  кадров для Кузнецкстроя и  Магнитостроя. По решению президиума  Западно-Сибирского Краевого Совета  профсоюзов было создано постоянное  бюро контроля и содействия  Кузнецкому заводу в этом вопросе.

На заводах  рождалось социалистическое соревнование за лучшую подготовку специалистов для  ударных строек. Металлурги завода им. Дзержинского обязались перевыполнить  план подготовки рабочих для кузнецкого завода, обратить особое внимание на качество кадров.

В начале марта с заводов им. Дзержинского и им. Петровского прибыли на Кузнецкстрой первые 70 квалифицированных рабочих. Рабочие Надеждинского завода внесли предложение - создать «социалистический  фонд рабочей силы» для гигантов Урало-Кузбасса. «Надо сделать дело подготовки кадров для Урало-Кузнецкого комбината, - говорилось в их обращении  к металлургам страны, - делом всего рабочего класса».

Реальность  этого лозунга была подтверждена самой жизнью. К осени 1931 г. на Кузнецкстрое из-за недостатка монтажников создались  большие затруднения в выполнении плана монтажных работ. По инициативе Г. К. Орджоникидзе, «Правда» обратилась к рабочей общественности Москвы, Ленинграда, Украины с призывом помочь Кузнецкстрою. Московский областной  Совет профсоюзов призвал ударников  столицы по-боевому откликнуться на этот призыв.

Завод «Серп  и молот» послал на Кузнецкстрой бригаду  из лучших ударников и вызвал на соревнование Ленинградский завод  «Красный гвоздильщик» и Харьковский  паровозостроительный. Коллектив Ленинградского завода подъемных сооружений им. Кирова выделил для Кузнецкстроя 10 квалифицированных  монтажников. Прибытие на площадку строительства  около 800 ударников Москвы, Ленинграда и Украины обеспечило перелом  в ходе монтажных работ.

Рабочие кадры завода.

Постоянный  контроль и содействие со стороны  общественности помогли создать  на новостройках крепкое пролетарское ядро. К 1 сентября 1931 г. металлургические заводы Юга и Урала полностью  выполнили планы контрактации кадров для Магнитогорска и Кузнецка.

1573 человека  были подготовлены для Кузнецкстроя  на южных заводах и 709 - на  уральских. Заводская общественность  старых металлургических центров  направляла на Кузнецкий завод  лучших кадровых рабочих. Для  повышения качества обучения  были выделены специальные агрегаты, созданы квалифицированные комиссии, вводилось премирование специалистов за выполнение количественных и качественных заданий по подготовке кадров.

Не осталась в стороне и колхозная деревня. Кузнецкстрой все время испытывал  недостаток в рабочих-строителях, поэтому  огромное значение приобретало плановое поступление рабочей силы из колхозов. В марте 1931 г. первый съезд уполномоченных колхозов Западной Сибири предложил  объявить с 25 марта по 15 апреля двадцатидневник  социалистической помощи Урала-Кузнецкому комбинату, основной задачей которого являлось выделение свободной рабочей  силы из колхозов на рудники и стройки  Кузбасса. А комсомольцы сельскохозяйственной коммуны Кузнецкого района обратились ко всем колхозным комсомольским  ячейкам страны с открытым письмом-призывом - дать сибирскому гиганту квалифицированных  рабочих, заранее подготовив их для  работы на строительстве и заводе. Члены коммуны поставили перед  собой задачу изыскивать излишки  рабочей силы в колхозе путем  лучшей организации труда и механизации  сельскохозяйственного производства.

Колхозы посылали на Кузнецкстрой лучших ударников  социалистических полей. Кандидатуры  будущих строителей тщательно обсуждались  на крестьянских сходах. В одной  из алтайских деревень, где жило много бывших красных партизан, сельчане дали наказ отъезжавшим на великую  сибирскую стройку не посрамить  чести и боевых традиций села.

Почин колхозной  деревни был закреплен в постановлениях партийных и советских организаций  Западно-Сибирского края, решивших послать  на Кузнецкстрой 4000 колхозников. В горячие  дни, в июне 1931 г., часть их уже  работала на площадке. Их представитель, выступая с приветствием на IV районной партконференции, просил создать им условия для ударной работы. К  концу 1931 г. по договорам с колхозами  на стройку прибыло несколько  тысяч человек.

В результате помощи, оказанной Кузнецкстрою, в 1931 г. уже 32 % рабочих-строителей прибыло  на площадку в порядке организованного  набора. Что касается территориальных источников комплектования строительных рабочих, то 64 % их дала Сибирь, 25 % - Европейская часть. Примерно 79 % рабочих прибыли из сельской местности и 13 % - из городов.

Эти цифры  отражают характерный для первой пятилетки процесс формирования кадров рабочего класса путем вовлечения в строительство и в промышленность многотысячных масс крестьянства, в  данном случае сибирских крестьян-единоличников  и колхозников.

 

7.История строительства УКК в 1931-40г.

 

Активно организовывала труд кузбассовцев западно-сибирская  партийная организация, которую  возглавлял Р. И. Эйхе. Важнейшим звеном УКК являлось развитие добычи угля в Кузбассе. Вместо предусмотренного пятилетним планом увеличения угледобычи к концу пятилетки до 6 миллионов тонн было дано задание форсировать ее до 8,2 миллиона тонн, а затем по годовым планам до 10,5 миллиона тонн.

С начала пятилетки развернулась реконструкция 12 действовавших шахт. А в 1931 —1932 годах было построено 23 новых шахты, годовая производительность каждой из которых составляла 270—325 тысяч тонн.

Руководство бассейном осуществлял созданный  в Новосибирске трест «Сибуголь», в 1930 году преобразованный в «Востокуголь». Шахтеры активно трудились на строительстве шахт и добыче угля. Шло создание «Большого Кузбасса».С  началом движения ударничества многие из них стали ударниками и членами  ударных бригад. Всему бассейну были известны имена лучших ударников: Р. Вахтигареева, СВ. Шишлянникова, СИ. Латышева, И. Н. Новикова.

Хотя  форсированные задания дать 10,5 миллиона тонн угля в 1932 году Кузбасс выполнить  не смог, но бассейн выдал около 7 миллионов тонн, увеличив объем угледобычи за пятилетку в три раза. Возросший  в связи с этим объем углеперевозок, предполагавшийся еще планом ГОЭЛРО, потребовал реконструкции железнодорожной линии Кузнецк-Челябинск.

Информация о работе Урало-Кузнецкий комбинат: от идеи до начала строительства