Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 15:10, реферат
Уголь — вид ископаемого топлива, образовавшийся из частей древних растений под землей без доступа кислорода. Международное название углерода происходит от лат. carbō («уголь»). Уголь был первым из используемых человеком видов ископаемого топлива. Он позволил совершить промышленную революцию, которая в свою очередь способствовала развитию угольной промышленности, обеспечив её более современной технологией.
Введение ……………………………………………………………………….3
1.Первые идеи создания УКК……………………………………………….4
2.Разработка Урало-Кузнецкого проекта………………………………….6
3.Урало-Кузнецкий проект 1920-21г……………………………………….8
4.Строительство завода в Кузбассе………………………………………..12
5.Урало-Кузбасский маятник……………………………………………....13
6.Комсомольское строительство…………………………………………...18
7.История строительства УКК в 1931-40г………………………………...23
Список литературы………………………………………………………….28
Урало-Кузнецкий
проект предусматривал сооружение на
Востоке четырех
Проектируемые
металлургические заводы были достижением
для своего времени: в дореволюционной
России не было заводов такой мощности,
с таким механизированным производственным
процессом. В этот комплекс входило
развитие каменноугольной и
Таким образом,
в отличие от дореволюционных
наметок решения Урало-
Новой ступенью в разработке Урало-Кузнецкой проблемы явилась постановка вопросов развития Урало-Кузбасса в плане ГОЭЛРО.
Урало-Кузнецкая проблема рассматривалась здесь в связи с развитием других районов страны как составная часть общегосударственного плана экономических преобразований. Молодая Советская республика в своем первом народнохозяйственном плане запроектировала сооружение сети рационально размещенных электростанций - опорных пунктов зарождения новых промышленных центров. Такими новыми мощными центрами промышленности, развивающимися на основе электрификации, должны были стать Урал и Кузбасс.
В те же
годы в Кузбассе развернулось крупное
по тем временам строительство в
области угольной и коксохимической
промышленности, в котором участвовали
иностранные рабочие. 26 ноября 1921 г.
был заключен договор с группой
американских рабочих и инженеров
во главе с голландским
Советское
правительство рассматривало
Учрежденная официально с 1 октября 1922 г. «Автономная индустриальная колония» (сокращенно «АИК - Кузбасс») была советским государственным предприятием, подчиненным непосредственно Совету Труда и Обороны.
В годы восстановительного периода в Кузбассе сформировались значительные для Сибири кадры рабочего класса. В 1926 г. в городах и поселках проживало 97620 человек, в их числе рабочих и служащих 25153 человек. Почти половина из них работала на предприятиях АИК.
Организация
«АИК-Кузбасс» оправдала себя и в
экономическом отношении.В
13 июня 1924
г. была переведена на
Так было положено начало реализации Урало-Кузнецкого проекта и плана ГОЭЛРО, в котором ставилась задача «связать Урал с каменноугольными бассейнами, богатыми коксующимися углями».
4.Строительство завода в
Приглашения
принять участие в
И. П. Бардин с 1925 г. работал главным инженером завода им. Дзержинского на Украине. Его, безусловно, интересовали проблемы сибирской металлургии, но тем не менее на приглашение Тельбесбюро Бардин ответил отказом, так как был увлечен начавшейся реконструкцией завода. Кроме того, у него не было уверенности в том, что дело с заводом в Кузнецке стало на твердые рельсы. По тем же соображениям отказался и Г. Е. Казарновский.
В июне 1926 г. первые отряды разведчиков Тельбесбюро во главе с известным сибирским геологом Михаилом Антоновичем Усовым отправились в Горную Шорию с целью обследовать сырьевую и топливную базу завода, прежде всего, проверить данные о запасах железной руды в Тельбесском районе.
Геологоразведочные работы развертывались в тяжелых условиях горно-таежной местности Кузбасса – Горной Шории. На пути разведчиков недр вставали дикие лесные чащи, пробиться через которые можно было только с топором. Тайга перемежалась с болотами. Иногда за целый день удавалось пройти не более трех-четырех километров. Большинство старых выработок, оставшихся после неудачных разведок дореволюционных лет, не было нанесено на карту; поэтому, чтобы не провалиться в старый шурф, приходилось осматривать каждый участок.
С большим
сочувствием относилось к работам
геологов коренное население Горной
Шории - шорцы. Шорцы служили проводниками
по таежным, одним им известным тропам,
указывали местонахождение
На Осиновском каменноугольном месторождении, намеченном в качестве основной топливной базы будущего завода, наряду с разведкой велась проходка экспертных шахт с целью добычи угля для опытного коксования. Работа в Елбанской штольне, пройденной много лет назад горняками Копикуза и во многих местах уже обрушившейся, требовала не только умения, но и бесстрашия. Работами руководил опытный горный инженер И. А. Фомичев. Организованная здесь партийная ячейка по-боевому боролась за выполнение ответственного задания. Благодаря этому отбор угля для коксования был сделан в установленный срок.
На северном
участке вновь открытого
5.Урало-Кузбасский маятник.
Медленно,
но прочно закладывались первые камни
будущей социалистической стройки,
а вместе с тем и основы нового
быта, новых представлений о труде.
По инициативе первых коммунистов площадки
еще в феврале 1928 г. была организована
ячейка ВЛКСМ, положившая начало будущей
комсомольской организации
Летом появилась новая, более точная классификация запасов полезных ископаемых. После пересчета запасов тельбесских руд оказались даже меньше чем, которые были приняты в Гипромезе в начале 1928 г. 20 и 26 сентября состоялось объединенное заседание Гипромеза и Геолкома, определившее запасы руд Тельбесского района всего в 15 млн. 700 тыс. т. Такие запасы могли обеспечить приблизительно только двадцатилетнюю работу завода производительностью 330 тыс. т чугуна.
Выход был найден в дополнительном снабжении Кузнецкого завода магнитогорской рудой.В 1928 г. по поручению правительства специальная комиссия изучила спорные вопросы, связанные с реализацией Урало-Кузнецкой проблемы. Комиссия рекомендовала организовать коксование кузнецких углей на новых металлургических заводах, строительство которых развертывалось на Урале. Но это значило возить кузнецкий уголь на Урал, а обратно поезда шли бы 2 тыс. км порожняком. Это наталкивало на замечательную и в то же время простую мысль: компенсировать затраты на транспортировку больших масс угля на Урал перевозкой в обратном направлении, в Кузбасс уральской руды. Так была возрождена идея «маятника», высказанная еще на заре Советской власти. Создание «маятника» между Уралом и Кузбассом наряду с большим экономическим эффектом позволяло увеличить производительность металлургического завода в Кузбассе и обеспечивало его работу на очень долгий срок в проекте пятилетнего плана развития народного хозяйства, предусматривался рост годовой выплавки чугуна в СССР к концу пятилетки до 10 млн. т. Строительство Магнитогорского, Тельбесского (Кузнецкого) и других новых мощных заводов должно было обеспечить выплавку этого количества металла.
14 января
1929 г. ВСНХ направил Совнаркому
и Совету Труда и Обороны
обширную докладную записку о
строительстве новых заводов
черной металлургии и
15 января
1929 г... Эта дата стала вехой
в историческом календаре
По отдельным заводам ВСНХ должен был представить правительству дополнительные соображения и обоснования. Только для двух заводов - Магнитогорского и Кузнецкого - было сделано исключение и разрешено приступить к их строительству до утверждения пятилетнего плана: «Исходя, из крайней необходимости всемерно форсировать по объему и срокам капитальное строительство в черной металлургии, обязать ВСНХ СССР вести работы в текущем году по Магнитогорскому и Кузнецкому заводам в размере отпущенных на эти строительства средств».
Предполагалось,
что завод будет работать на привозной
руде, однако выявление железорудной
базы в Сибири должно было продолжаться.В
январе 1929 г. закончился большой период
в истории Кузбасса, наполненный
напряженной борьбой за строительство
металлургического гиганта, который
должен был стать базой
Орджоникидзе на стройках завода.
Ассигнования
на капитальное строительство
В таком
аспекте Урало-Кузнецкий
В первые месяцы 1931 г. Центральный Комитет ВКП(б) принял ряд новых постановлений в помощь гигантам Урало-Кузбасса, в которых обращал особое внимание на комплектование строек квалифицированной рабочей силой и техническим персоналом для строительных, монтажных работ и для эксплуатации заводов, на снабжение их конструкциями и оборудованием, а также углями ко времени пуска заводов.
Выделенные по указанию Совета Труда и Обороны в особую группу 10 строек - Магнитострой, Кузнецкстрой и другие - должны были обеспечиваться в первую очередь финансовыми ресурсами, строительными материалами, транспортом, рабочей силой и продовольственными фондами.
Информация о работе Урало-Кузнецкий комбинат: от идеи до начала строительства