Великий Шелковый Путь: формировавние и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 16:33, реферат

Описание работы

В истории человеческой цивилизации есть немало примеров длительного взаимовыгодного культурного и экономического сотрудничества между странами и народами с различными политическими, религиозными и этническими традициями. Например, существовал легендарный путь "из варяг в греки", довольно длительное время действовавший между Русью и скандинавскими странами (Швеция, Норвегия, Дания). Известен в истории и соляной торговый путь, который проходил по Африканскому континенту, пролегая в основном через пустыню Сахару.
Но самым значительным, широко известным в мире являлся Великий шелковый путь, протянувшийся от берегов Атлантического океана до берегов Тихого, пересекавший весь Азиатский континент и соединявший страны Средиземноморья с Дальним Востоком в древности и раннем средневековье. Это была не просто дорога или даже система дорог от океана до океана, это был сложнейший культурно—экономический мост между Востоком и Западом, соединявший народы в их стремлении к миру и сотрудничеству.

Содержание работы

1. Введение
2. Формирование и развитие Великого шелкового пути (ВШП):
1. Возникновение ВШП
2. Исторические направления Великого шелкового пути
3. ВШП и Кушанское царство
4. ВШП и Арабский халифат
5. ВШП и Чингизхан
6. ВШП и А. Темур
7. Программа «Шелковый путь»
8. Великий шелковый путь возрождается
3. Заключение

Файлы: 1 файл

Великий Шелковый Путь.docx

— 81.47 Кб (Скачать файл)

      Протяженность  этой первой мировой трансконтинентальной  торговой трассы превышала 7000 км. Основное направление ВШП никогда не менялось, нолокальные изменения на равнинах происходили довольно часто. Практически неизменными были горные дороги, пролегавшие по ущельям, перевалам и высокогорным тропам.

      С древних  времен Тянь-Шань и территорию  современного Кыргызстанапересекали три ветви ВШП:

      Памиро-Алтайский  путь. От Средиземного моря, пересекая  Иран, караваны приходили в большой город Мерв, Здесь путь раздваивался. Одни караваны шли в г. Термез, переправлялись через Амударью, затем по берегу ее правого притока Кызыл-Су поднимались на Алтайское нагорье. Здесь путь их лежал к удобному проходу Иркештам и по течению реки Кук-Су направлялись В пределы Восточного Туркестана.      Ферганский путь. Другие караваны из Мерва направлялись через Бухару и Самарканд к Ходженту и приходили в Ферганскую долину. Далее на Восток путь вел по предгорьям с обширными богатыми пастбищами. Караваны заходили в города Ош и Узгенд. Затем вверх по реке Яссы предстоял трудный путь в Центральный Тянь-Шань к г. Атбаши. Отсюда одни двигались на юг в пределы Восточного Туркестана, а другие - на озеро Иссык-Куль к г. Барсхан.

      Чуйский  путь. В раннем средневековье  он был самым оживленным. Караваны из Самарканда шли в Ташкент. Затем вдоль предгорий Кыргызского хребта они приходили в Чуйскую долину. Здесь с запада на восток тянулась цепочка городов, через которые проходили караваны. Самыми крупными из них были Невакет и Суяб. Из Суяба через ущелье Боом торговцы попадали на озеро Иссык-Куль. Вдоль его южного побережья, минуя города Яр, Ход и Тон, караваны проходили в г. Барсхан (р-он Кайсары). Из Барсхана было два пути. Один вел на север через перевал Сан-Таш в степи Монголии и к кыргызам в Южную Сибирь. Другой  через перевал Джуук в Центральный Тянь-Шань и через перевал Бедель в Восточный Туркестан. Из Восточного Туркестана все пути вели в Китай.

      В середине II в. н.э. Клавдий Птоломей дал описание античного варианта ВШП. По нему дорога вела через Месопотамию (Междуречье), Ассирию (Адиабена) и Мидию в Экбатану, оттуда поворачивала к Кастийским воротам (горный перевал восточнее Рея), затем проходила через Парфию в Гекатомпил, Арию (Герат), Бактру (Балх) и Маргианскую Антиохию (Мерв). Путь, описанный Птоломеем, делился на три отрезка: от переправы через реку Евфрат до Балха, от Балха до Каменной башни и от нее до Серы (Чаньянь). Установление контактов и связей между странами, находившимися на всем пространстве от Рима до Китая, привело к активизации тогдашней мировой торговли.

     В III - первой половине IV в.в. положение стран Передней Азии на путях мировой торговли подверглось существенным изменениям. С возникновением Византийской империи эти маршруты стали ориентироваться на Константинополь, превращавшийся в крупнейший торговый и культурный центр на стыке Европы и Азии. Тогда, наряду с сирийским участком «Южной дороги», сформировалась новая континентальная магистраль, направившаяся через Экбатану и Арташат в Константинополь.

      В скором  времени необходимость дальнейшего  сокращения, выпрямления пути в Константинополь привела к тому, что стали использоваться дороги, проходящие через Рей (близ Тегерана), и дороги из Междуречья (Низибин) в Малую Азию (через Самосату). Дорога от Рея пошла по местам, где впоследствии возникли Казвин, Зенджан, Миане и Тебриз.

      В IV-VI вв. между Византией и Ираном заключались  соглашения, по которым обмен товарами и, главным образом, китайским шелком, между персидскими и византийскими купцами производился в специально отведенных местах - Низибине (река Тигр), Калинникуме (река Евфрат) и Арташате (река Араке), впоследствии его функции перешли к Двину.

      Оживление  мировой торговли. наметившееся в V -начале VII вв., привело к открытию новых путей. Китайские источники того времени описывают три дороги: «Северную», «Среднюю» и «Южную». Последняя вела в Северо-западную Индию. «Северная дорога», минуя ставку тюркского кагана (близ озера Иссык- Куль), огибала Каспийское море и выходила к Причерноморью. Что касается «Средней дороги», то она выходила через Цунлин (Памир), проходила через страны Цао, Хе, Большую и Малую Ань, Самарканд, Бухару, Мерв, доходила до

Босы (Иран) и достигала  Западного моря.

      «Средняя  дорога», отходившая от Двина  в Константинополь, вела через Карин (Феодосиополь, Эрзерум), Колонию (Койли, Гисар), от нее в Никию (Езник), Амасию, Гангру и Ангрию (Анкюра, Анкара). Дорога в южном

направлении проходила через Хлат, Хлимар, Урфу Одесса) и Дамаск в Иерусалим, а оттуда в Александрию. Другая дорога вела в Басру через Нахичеван, Гандзак-Шахастан, Тизбон (Ктеси-фон), Аколию (Куфа). От Гандзака-Шахастана дорога отходила на Ниневию (Мосул), Мцбин (Низибин) и Урфу Одесса). На северо-восток дорога проходила через города Восточного Закавказья с выходом к Каспийскому морю. Северо-западное ответвление от Двина вело к Фазису (Поти) и Диоскурии (Сухуми).[2]

 

                           ВШП и Кушанскео царство

 

      В 1 в.  н. э. на территории Средней  Азии образуется Кушанское государство, первым правителем которого был Кудзула Кадфиз. Столицей государства, вероятно, был город на месте Дальверзинтепа, в долине Сурхандарьи. Во время правления Кудзулы Кадфиза в состав Кушанского государства наряду с южными районами Узбекистана и Таджикистана вошли Афганистан и Кашмир. В период правления Канишки (78—123 гг. н.э.) Кушанская держава расширяет экспансию на Восток: укрепляет свои владения в Индии, столица государства была переведена из Бактрии в Пешавар (на севере Индии)[3], а Кушанское государство превратилось в огромную империю, занимавшую территорию от Индии и Хотана до юга Узбекистана и Афганистана. Строятся новые города, развиваются ремесла и устанавливаются торговые связи с Индией, Китаем и Римской империей. В торговле особенно высоко ценились лошади из Ферганы.

      Именно  в Кушанский период широкий размах принимает международная торговля,   способствовавшая   укреплению Великого шелкового пути. Направление торговых связей определялось следующим образом: на востоке — с Китаем, куда из Средней Азии везли шерстяные ткани, ковры, украшения, лазурит и породистых лошадей: а из Китая доставлялись шелковые ткани, железо, никель, меха, чай, бумага, порох; на юге — с Индией, откуда вывозили пряности и благовония. Путь в Индию был назван "висячим перевалом" из-за узких, повисших на большой высоте, карнизов в горах; на западе — через Иран с Сирией и Римом, где китайский шёлк ценился на вес золота; на севере — через Хорезм с Восточной Европой.[4]

      Главная  дорога проходила через Дуньхуан, Хами, Турфан, Кашгар, Узген, Ош, Куву, Андижан, Коканд, Самарканд, Бухару и Мерв (см.карту). В Мерве (современный город Мары в Туркменистане) великий шелковый путь разветвлялся.

      Одна ветвь  вела через Хорезм на Волгу,  в Восточную Европу. Таким образом товары из Китая, Индии, Средней Азии достигали Руси: Киева, Новгорода, а позже и Москвы. В Москве на рынке был особый, как его называли, "индийский" ряд, где торговали в основном восточные, индийские купцы.

      Другая  ветвь шла через Балх и   земли современного Афганистана в Индию. Третья направлялась к Багдаду и далее к Средиземному морю. Здесь товары перегружались на корабли и попадали в Египет, Византию, Италию.

      Примечательно,  что кроме основных дорог Великого  шёлкового пути существовали и примыкавшие к ним караванные тропы. Известно, что существовал "золотой" путь. По мнению А.Сагдуллаева, В.Костецкого,

Н.Норкулова он был назван так из-за сказочных богатств Кураминских и Алтайских гор, а также реки Зарафшан и шёл в направлении к Папу и Заркенту, к поселениям рудокопов и стоянкам кочевников. А по мнению А.Аскарова — это был путь в Сибирь, проходивший через Давань (Фергану) по побережью озера Иссык-Куль, по которому  возили  золото.   Но  вполне  вероятно,   что функционировали оба эти пути.

      Существовал  и так называемый "серебряный" путь, по которому шли караваны с центрально-азиатским серебром в те государства, где его не хватало: через Хазарский каганат, Булгарское государство — в Киевскую Русь и страны Европы. Серебро, добываемое в рудниках Шаша и на горе Кухи—сим ("Серебряная гора"), шло на чеканку монет. Судя по находкам серебряных монет – дирхемов — на территории России, Германии и стран Балтики, они вывозились и как деньги, и как товар. Торговля в основном была меновая, деньги служили лишь единицей счета. Купцы оценивали свой товар в определенную  сумму и меняли его на другой товар такой же стоимости.

      С караванами  на Запад и Восток по Великому  шелковому пути шли купцы, дипломаты, искатели лёгкой наживы и приключений,  простые  труженики  — ремесленники и земледельцы, а также паломники— пилигримы. Особенно много бродило по караванным путям буддийских монахов и :служителей культа Будды. Их движение не было бесцельным, по сути они осуществляли распространение религии. Постепенно буддизм из Индии проникает и в страны, расположенные вдоль Великого шёлкового пути. Временем активного проникновения буддизма в

Среднюю Азию датируется известное  буддийское святилище Айртам (Северная Бактрия, II в. н.э.).

      Особенно  сильный центр буддизма был  обнаружен археологами при раскопках в Термезе, в местечке Дальверзин-тепа. Здесь находится целый комплекс храмов, посвященных Будде. Судя по раскопкам, это был мощный и весьма долговременный центр буддизма на юге Средней Азии, откуда началось широкое распространение этой религии по всей территории Средней Азии,

ставшей в период Кушанской империи государственной религией.

      Затем   по  караванному  пути  буддизм   постепенно распространился в

Китай, далее двинулся в  Японию, Юга—Восточную Азию и страны Индокитая.

Сейчас мы знаем, как глубоко  внедрился буддизм во всех этих странах.

Особенно прочно он укоренился в Китае и Японии. То есть самая  активная и

самая непосредственная роль в распространении буддизма принадлежит  именно

Великому шелковому пути.

      Буддизм  был не единственным учением,  попавшим в Среднюю Азию и  Китай о

Запада. Наряду с зороастризмом  здесь имели место несторианское  христианство

и манихейство.

      Несторианцы бежали в Среднюю Азию и Китай от преследований, которые

начались, когда их толкования христианских сюжетов были объявлены

православной церковью в  Сирии ересью, в частности, они  считали, что Иисус

был рожден человеком, а затем  уж стал мессией (Христом).

      Китайцы  называли христианство "учением  света" и отличали его от

зороастризма, который они  обозначали как "учение огня". В  Китае зороастризм

не получил широкого распространения  и оставался большей частью религией

чужеземцев.

      Манихейство, "учение о двух принципах", имело в противоположность

этому большой успех. Оно  сочетает в себе элементы  зороастрийских  и

христианских  религиозных  представлений. Характерным также  является строгий

дуализм, утверждаемый двумя  непримиримыми принципами Добра  и Зла.

Запрещенное в Персии в III в., манихейство прочно обосновалось в Согдиане,

а начиная с VIII в. нашло  многочисленных сторонников в Средней  Азии среди

уйгуров. Период его расцвета длился вплоть до Х в. Отношение китайцев к

манихейцам большей частью зависело от их отношений с уйгурами, а они, в

свою очередь, были жизненно важными для функционирования торговли на

Великом шёлковом пути.

      В период  после Х в. манихейство в  западной части Центральной Азии  было

окончательно вытеснено  исламом, а в восточной части  — буддизмом.

      Но этот  путь, соединявший многие страны, способствовал  только

миграции религий, параллельно  с этим шёл столь же активный культурный

взаимообмен, в том числе  письменности и музыки.

      Средняя  Азия всегда отличалась своеобразием  музыкального искусства. А

её выгодное географическое положение в период   функционирования   Великого

  шёлкового   пути  способствовало оживлению и в  сфере её музыкальной жизни.

Средняя Азия выступала не только посредником, но и активным участником

процесса музыкального взаимообогащения народов. Политическая обстановка,

сложившаяся в регионе, в  результате которой Средняя Азия, Восточный

Туркестан и Северная Индия  вошли в государственное объединение  Кушанской

империи (I— IV вв.), государства  эфталитов (V— сер. VI вв.), Тюркского

каганата (сер. VI— VII вв.), способствовала установлению наиболее тесных

контактов с восточными странами. В этот период усиливается их этническая и

культурная общность, укрепляются  связи с Китаем.

      В монографии  Э.Шефера "Золотые персики Самарканда" приведены данные  о

разнообразных дарах императорскому дворцу, а также о широкой торговле. Это

знаменитые среднеазиатские  кони и собаки — очевидно охотничьи,

пользовавшиеся широким спросом в придворной среде. С охотничьими забавами

связан был привоз в  Китай ловчих соколов, а также  гепардов. Из Хорезма

поступали меха пушных зверей — соболей, белок, лисиц, куниц, бобров,

Информация о работе Великий Шелковый Путь: формировавние и развитие