Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 16:33, реферат
В истории человеческой цивилизации есть немало примеров длительного взаимовыгодного культурного и экономического сотрудничества между странами и народами с различными политическими, религиозными и этническими традициями. Например, существовал легендарный путь "из варяг в греки", довольно длительное время действовавший между Русью и скандинавскими странами (Швеция, Норвегия, Дания). Известен в истории и соляной торговый путь, который проходил по Африканскому континенту, пролегая в основном через пустыню Сахару.
Но самым значительным, широко известным в мире являлся Великий шелковый путь, протянувшийся от берегов Атлантического океана до берегов Тихого, пересекавший весь Азиатский континент и соединявший страны Средиземноморья с Дальним Востоком в древности и раннем средневековье. Это была не просто дорога или даже система дорог от океана до океана, это был сложнейший культурно—экономический мост между Востоком и Западом, соединявший народы в их стремлении к миру и сотрудничеству.
1. Введение
2. Формирование и развитие Великого шелкового пути (ВШП):
1. Возникновение ВШП
2. Исторические направления Великого шелкового пути
3. ВШП и Кушанское царство
4. ВШП и Арабский халифат
5. ВШП и Чингизхан
6. ВШП и А. Темур
7. Программа «Шелковый путь»
8. Великий шелковый путь возрождается
3. Заключение
Протяженность
этой первой мировой
С древних времен Тянь-Шань и территорию современного Кыргызстанапересекали три ветви ВШП:
Памиро-Алтайский путь. От Средиземного моря, пересекая Иран, караваны приходили в большой город Мерв, Здесь путь раздваивался. Одни караваны шли в г. Термез, переправлялись через Амударью, затем по берегу ее правого притока Кызыл-Су поднимались на Алтайское нагорье. Здесь путь их лежал к удобному проходу Иркештам и по течению реки Кук-Су направлялись В пределы Восточного Туркестана. Ферганский путь. Другие караваны из Мерва направлялись через Бухару и Самарканд к Ходженту и приходили в Ферганскую долину. Далее на Восток путь вел по предгорьям с обширными богатыми пастбищами. Караваны заходили в города Ош и Узгенд. Затем вверх по реке Яссы предстоял трудный путь в Центральный Тянь-Шань к г. Атбаши. Отсюда одни двигались на юг в пределы Восточного Туркестана, а другие - на озеро Иссык-Куль к г. Барсхан.
Чуйский путь. В раннем средневековье он был самым оживленным. Караваны из Самарканда шли в Ташкент. Затем вдоль предгорий Кыргызского хребта они приходили в Чуйскую долину. Здесь с запада на восток тянулась цепочка городов, через которые проходили караваны. Самыми крупными из них были Невакет и Суяб. Из Суяба через ущелье Боом торговцы попадали на озеро Иссык-Куль. Вдоль его южного побережья, минуя города Яр, Ход и Тон, караваны проходили в г. Барсхан (р-он Кайсары). Из Барсхана было два пути. Один вел на север через перевал Сан-Таш в степи Монголии и к кыргызам в Южную Сибирь. Другой через перевал Джуук в Центральный Тянь-Шань и через перевал Бедель в Восточный Туркестан. Из Восточного Туркестана все пути вели в Китай.
В середине II в. н.э. Клавдий Птоломей дал описание античного варианта ВШП. По нему дорога вела через Месопотамию (Междуречье), Ассирию (Адиабена) и Мидию в Экбатану, оттуда поворачивала к Кастийским воротам (горный перевал восточнее Рея), затем проходила через Парфию в Гекатомпил, Арию (Герат), Бактру (Балх) и Маргианскую Антиохию (Мерв). Путь, описанный Птоломеем, делился на три отрезка: от переправы через реку Евфрат до Балха, от Балха до Каменной башни и от нее до Серы (Чаньянь). Установление контактов и связей между странами, находившимися на всем пространстве от Рима до Китая, привело к активизации тогдашней мировой торговли.
В III - первой половине IV в.в. положение стран Передней Азии на путях мировой торговли подверглось существенным изменениям. С возникновением Византийской империи эти маршруты стали ориентироваться на Константинополь, превращавшийся в крупнейший торговый и культурный центр на стыке Европы и Азии. Тогда, наряду с сирийским участком «Южной дороги», сформировалась новая континентальная магистраль, направившаяся через Экбатану и Арташат в Константинополь.
В скором
времени необходимость
В IV-VI вв.
между Византией и Ираном
Оживление мировой торговли. наметившееся в V -начале VII вв., привело к открытию новых путей. Китайские источники того времени описывают три дороги: «Северную», «Среднюю» и «Южную». Последняя вела в Северо-западную Индию. «Северная дорога», минуя ставку тюркского кагана (близ озера Иссык- Куль), огибала Каспийское море и выходила к Причерноморью. Что касается «Средней дороги», то она выходила через Цунлин (Памир), проходила через страны Цао, Хе, Большую и Малую Ань, Самарканд, Бухару, Мерв, доходила до
Босы (Иран) и достигала Западного моря.
«Средняя дорога», отходившая от Двина в Константинополь, вела через Карин (Феодосиополь, Эрзерум), Колонию (Койли, Гисар), от нее в Никию (Езник), Амасию, Гангру и Ангрию (Анкюра, Анкара). Дорога в южном
направлении проходила через Хлат, Хлимар, Урфу Одесса) и Дамаск в Иерусалим, а оттуда в Александрию. Другая дорога вела в Басру через Нахичеван, Гандзак-Шахастан, Тизбон (Ктеси-фон), Аколию (Куфа). От Гандзака-Шахастана дорога отходила на Ниневию (Мосул), Мцбин (Низибин) и Урфу Одесса). На северо-восток дорога проходила через города Восточного Закавказья с выходом к Каспийскому морю. Северо-западное ответвление от Двина вело к Фазису (Поти) и Диоскурии (Сухуми).[2]
ВШП и Кушанскео царство
В 1 в. н. э. на территории Средней Азии образуется Кушанское государство, первым правителем которого был Кудзула Кадфиз. Столицей государства, вероятно, был город на месте Дальверзинтепа, в долине Сурхандарьи. Во время правления Кудзулы Кадфиза в состав Кушанского государства наряду с южными районами Узбекистана и Таджикистана вошли Афганистан и Кашмир. В период правления Канишки (78—123 гг. н.э.) Кушанская держава расширяет экспансию на Восток: укрепляет свои владения в Индии, столица государства была переведена из Бактрии в Пешавар (на севере Индии)[3], а Кушанское государство превратилось в огромную империю, занимавшую территорию от Индии и Хотана до юга Узбекистана и Афганистана. Строятся новые города, развиваются ремесла и устанавливаются торговые связи с Индией, Китаем и Римской империей. В торговле особенно высоко ценились лошади из Ферганы.
Именно в Кушанский период широкий размах принимает международная торговля, способствовавшая укреплению Великого шелкового пути. Направление торговых связей определялось следующим образом: на востоке — с Китаем, куда из Средней Азии везли шерстяные ткани, ковры, украшения, лазурит и породистых лошадей: а из Китая доставлялись шелковые ткани, железо, никель, меха, чай, бумага, порох; на юге — с Индией, откуда вывозили пряности и благовония. Путь в Индию был назван "висячим перевалом" из-за узких, повисших на большой высоте, карнизов в горах; на западе — через Иран с Сирией и Римом, где китайский шёлк ценился на вес золота; на севере — через Хорезм с Восточной Европой.[4]
Главная
дорога проходила через
Одна ветвь вела через Хорезм на Волгу, в Восточную Европу. Таким образом товары из Китая, Индии, Средней Азии достигали Руси: Киева, Новгорода, а позже и Москвы. В Москве на рынке был особый, как его называли, "индийский" ряд, где торговали в основном восточные, индийские купцы.
Другая ветвь шла через Балх и земли современного Афганистана в Индию. Третья направлялась к Багдаду и далее к Средиземному морю. Здесь товары перегружались на корабли и попадали в Египет, Византию, Италию.
Примечательно,
что кроме основных дорог
Н.Норкулова он был назван так из-за сказочных богатств Кураминских и Алтайских гор, а также реки Зарафшан и шёл в направлении к Папу и Заркенту, к поселениям рудокопов и стоянкам кочевников. А по мнению А.Аскарова — это был путь в Сибирь, проходивший через Давань (Фергану) по побережью озера Иссык-Куль, по которому возили золото. Но вполне вероятно, что функционировали оба эти пути.
Существовал и так называемый "серебряный" путь, по которому шли караваны с центрально-азиатским серебром в те государства, где его не хватало: через Хазарский каганат, Булгарское государство — в Киевскую Русь и страны Европы. Серебро, добываемое в рудниках Шаша и на горе Кухи—сим ("Серебряная гора"), шло на чеканку монет. Судя по находкам серебряных монет – дирхемов — на территории России, Германии и стран Балтики, они вывозились и как деньги, и как товар. Торговля в основном была меновая, деньги служили лишь единицей счета. Купцы оценивали свой товар в определенную сумму и меняли его на другой товар такой же стоимости.
С караванами на Запад и Восток по Великому шелковому пути шли купцы, дипломаты, искатели лёгкой наживы и приключений, простые труженики — ремесленники и земледельцы, а также паломники— пилигримы. Особенно много бродило по караванным путям буддийских монахов и :служителей культа Будды. Их движение не было бесцельным, по сути они осуществляли распространение религии. Постепенно буддизм из Индии проникает и в страны, расположенные вдоль Великого шёлкового пути. Временем активного проникновения буддизма в
Среднюю Азию датируется известное буддийское святилище Айртам (Северная Бактрия, II в. н.э.).
Особенно сильный центр буддизма был обнаружен археологами при раскопках в Термезе, в местечке Дальверзин-тепа. Здесь находится целый комплекс храмов, посвященных Будде. Судя по раскопкам, это был мощный и весьма долговременный центр буддизма на юге Средней Азии, откуда началось широкое распространение этой религии по всей территории Средней Азии,
ставшей в период Кушанской империи государственной религией.
Затем по караванному пути буддизм постепенно распространился в
Китай, далее двинулся в Японию, Юга—Восточную Азию и страны Индокитая.
Сейчас мы знаем, как глубоко внедрился буддизм во всех этих странах.
Особенно прочно он укоренился в Китае и Японии. То есть самая активная и
самая непосредственная роль в распространении буддизма принадлежит именно
Великому шелковому пути.
Буддизм был не единственным учением, попавшим в Среднюю Азию и Китай о
Запада. Наряду с зороастризмом
здесь имели место
и манихейство.
Несторианцы бежали в Среднюю Азию и Китай от преследований, которые
начались, когда их толкования христианских сюжетов были объявлены
православной церковью в Сирии ересью, в частности, они считали, что Иисус
был рожден человеком, а затем уж стал мессией (Христом).
Китайцы называли христианство "учением света" и отличали его от
зороастризма, который они обозначали как "учение огня". В Китае зороастризм
не получил широкого распространения и оставался большей частью религией
чужеземцев.
Манихейство, "учение о двух принципах", имело в противоположность
этому большой успех. Оно сочетает в себе элементы зороастрийских и
христианских религиозных представлений. Характерным также является строгий
дуализм, утверждаемый двумя непримиримыми принципами Добра и Зла.
Запрещенное в Персии в III в., манихейство прочно обосновалось в Согдиане,
а начиная с VIII в. нашло многочисленных сторонников в Средней Азии среди
уйгуров. Период его расцвета длился вплоть до Х в. Отношение китайцев к
манихейцам большей частью зависело от их отношений с уйгурами, а они, в
свою очередь, были жизненно важными для функционирования торговли на
Великом шёлковом пути.
В период
после Х в. манихейство в
западной части Центральной
окончательно вытеснено исламом, а в восточной части — буддизмом.
Но этот путь, соединявший многие страны, способствовал только
миграции религий, параллельно с этим шёл столь же активный культурный
взаимообмен, в том числе письменности и музыки.
Средняя
Азия всегда отличалась
её выгодное географическое положение в период функционирования Великого
шёлкового пути способствовало оживлению и в сфере её музыкальной жизни.
Средняя Азия выступала не только посредником, но и активным участником
процесса музыкального взаимообогащения народов. Политическая обстановка,
сложившаяся в регионе, в результате которой Средняя Азия, Восточный
Туркестан и Северная Индия
вошли в государственное
империи (I— IV вв.), государства эфталитов (V— сер. VI вв.), Тюркского
каганата (сер. VI— VII вв.), способствовала установлению наиболее тесных
контактов с восточными странами. В этот период усиливается их этническая и
культурная общность, укрепляются связи с Китаем.
В монографии Э.Шефера "Золотые персики Самарканда" приведены данные о
разнообразных дарах императорскому дворцу, а также о широкой торговле. Это
знаменитые среднеазиатские кони и собаки — очевидно охотничьи,
пользовавшиеся широким спросом в придворной среде. С охотничьими забавами
связан был привоз в Китай ловчих соколов, а также гепардов. Из Хорезма
поступали меха пушных зверей — соболей, белок, лисиц, куниц, бобров,
Информация о работе Великий Шелковый Путь: формировавние и развитие