Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 16:33, реферат
В истории человеческой цивилизации есть немало примеров длительного взаимовыгодного культурного и экономического сотрудничества между странами и народами с различными политическими, религиозными и этническими традициями. Например, существовал легендарный путь "из варяг в греки", довольно длительное время действовавший между Русью и скандинавскими странами (Швеция, Норвегия, Дания). Известен в истории и соляной торговый путь, который проходил по Африканскому континенту, пролегая в основном через пустыню Сахару.
Но самым значительным, широко известным в мире являлся Великий шелковый путь, протянувшийся от берегов Атлантического океана до берегов Тихого, пересекавший весь Азиатский континент и соединявший страны Средиземноморья с Дальним Востоком в древности и раннем средневековье. Это была не просто дорога или даже система дорог от океана до океана, это был сложнейший культурно—экономический мост между Востоком и Западом, соединявший народы в их стремлении к миру и сотрудничеству.
1. Введение
2. Формирование и развитие Великого шелкового пути (ВШП):
1. Возникновение ВШП
2. Исторические направления Великого шелкового пути
3. ВШП и Кушанское царство
4. ВШП и Арабский халифат
5. ВШП и Чингизхан
6. ВШП и А. Темур
7. Программа «Шелковый путь»
8. Великий шелковый путь возрождается
3. Заключение
строительстве и реконструкции автомобильных дорог Андижан—
Ош—Иркаштам—Кашгар, дающих выход в Китай и Пакистан, а также Бухара —
Серахс — Мешхед — Тегеран и Термез — Герат — Кандагар — Карачи, позволяющих
выйти к Индийскому океану.
Функционирование этих трансконтинентальных магистралей,
которые практически совпадают с направлением Великого шелкового пути,
обеспечит благоприятные возможности для осуществления внешнеэкономических
связей Узбекистана и стран Центральной Азии, расширения транзитных
перевозок из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Индии и Китая в страны
Ближней Азии, Турцию, а также в Европу, и установление регулярных
культурных и туристических отношений со многими странами мира.
Великий шелковый путь
В столичной гостинице «Интерконтиненталь» 20 сентября 1999 года
началась Международная конференция по реабилитации Великого шелкового пути.
Она организована по инициативе концерна «Узавтойул» в сотрудничестве с
Международной дорожной федерацией.
Заместитель
Премьер-министра Республики
Р. Юнусов, открывая конференцию, зачитал поздравление Президента
Ислама Каримова к участникам встречи:
«Уважаемые участники
Дорогие зарубежные гости!
Я сердечно приветствую всех вас на древней, прекрасной и благодатной
земле Узбекистана.
Еще в глубокой древности более двух тысяч лет назад, через наш край
пролегал Великий шелковый путь, соединявший страны Востока и Запада. На
всем обширном пространстве Великого шелкового пути, на протяжении всей
истории его существования активно шла торговля, взаимное обогащение
различных культур, что сыграло огромную роль в экономическом и культурном
развитии многих стран и целых народов, в развитии общечеловеческой
цивилизации.
И сегодня, в век глобализации, в век динамичного развития процессов
интеграции между странами и целыми регионами, реализация идеи возрождения
Великого шелкового пути бесспорно служит делу укрепления мира и
стабильности, развитию общественного прогресса, экономического роста и
повышения благополучия людей.
Создание
современного транспортного
открывает новые перспективы для развития экономического, научно-
технического, культурного и духовного сотрудничества между многими странами
и народами Евразии. Открывает исключительную возможность альтернативного,
более устойчивого доступа стран к трансевропейским и трансазиатским
транспортным сетям. Открывает
новые возможности в
взаимовыгодной внешнеторговой деятельности стран-участниц проекта.
И что
особенно важно, осуществление
этого грандиозного проекта
способствовать укреплению взаимопонимания и взаимного доверия между людьми,
принадлежащим к разным национальностям и конфессиям, что служит гарантом
мира и безопасности в нашем общем доме – на планете Земля.
Узбекистан
придает огромное значение
возрождению Великого шелкового пути. Целенаправленно ведутся работы по
строительству и реконструкции всех участков транзитных автомобильных дорог,
связывающих восточные и северо-западные регионы республики. В рекордно
короткие сроки уже в текущем году заканчивается строительство двух
высокоскоростных тоннелей на перевалах Камчик и Резак.
Уверен, что предпринимаемые странами-участницами проекта совместные
усилия по развитию транспортного коридора Европа – Кавказ – Азия дадут свои
плоды в самое ближайшее время.
Уверен, что настоящая конференция, обсуждаемые на ней вопросы придадут
новый импульс в реализации имеющего исключительно важное значение для судеб
наших народов транснационального проекта по восстановлению и развитию
древнего Великого шелкового пути.
Желаю всем
участникам конференции
Интерес и внимание к восстановлению Великого шелкового пути стал еще
более возрастать после обретения Узбекистаном независимости. Ибо Узбекистан
в прошлом считался и поныне остается сердцем этого древнего караванного
пути. И поэтому наше государство
является главным инициатором
мероприятий по восстановлению древнего пути.
В нашей
стране под руководством
экономические реформы, процесс международной интеграции. А такую актуальную
задачу трудно осуществить, не развивая местные и международные пути
сообщения. Потому что процесс ускоренной интеграции нашего государства в
мировую экономику непосредственно связан с эффективной работой дорожной
системы. На сегодняшний день в Узбекистане имеется 138 тысяч километров
автомобильных дорог с твердым покрытием, соединяющих друг с другом все
населенные пункты, народнохозяйственные объекты нашей республики. В этом
Узбекистан занимает ведущее место среди стран СНГ.
Восстановление Великого шелкового пути было начато в 1993 году на
Брюссельской встрече
созданием ТРАСЕКА –
Кавказ – Азия. Тогда была принята и декларация по данному вопросу.
Восстановление Великого шелкового пути стало одной из самых актуальных
задач нашего времени. И Узбекистан активно участвует в укреплении этого
крупного международного проекта.
В первый день конференции был заслушан отчет стран-участниц об общем
развитии сети дорожного транспорта, а также дана оценка существующей
инфрастуктуре. Информация показывает, что восстановление Великого шелкового
пути одинаково важно для всех государств, и они намерены активно
сотрудничать.
Одним словом,
все более увеличивается
возрождение Великого шелкового пути это не только идея, а международная
программа, которая в скором времени будет осуществлена. Дороги, по которым
тысячу лет тому назад шли караваны, на пороге XXI века заново привлекают
внимание человечества. Мировое сообщество вновь ощущает потребность в этих
древних дорогах. Потребность, в свою очередь, дает толчок развитию.
Возрождение Великого шелкового пути, безусловно, даст возможность поднять
на новый уровень развитие экономики государств региона, увеличить
благосостояние народов, использовать плоды прогресса. Нет сомнения, что
прошедшая в Ташкенте конференция
станет достойным вкладом в
этого масштабного дела. [6]
На пороге
третьего тысячелетия
необходимостью искать новые пути сотрудничества, или восстанавливать
забытые, занесенные песками времен. Всеобъемлющие, комплексное
изучение и восстановление Великого шёлкового пути как "пути диалога"
вполне соответствует такой необходимости.
Великий
шёлковый путь на протяжении
многих столетий служил
различных народов, обмену идеями и знаниями, взаимному обогащению языков и
культур. Конечно, и в те
далёкие времена случались
вспыхивали войны, но Шёлковый путь неизменно возрождался. Неистребимая тяга
к общению, к разумной выгоде и более высокому благосостоянию постоянно
брала верх над политической и религиозной конфронтацией. Поэтому при
создании модели будущих взаимоотношений народов и сотрудничества необходимо
использовать столь
это история широкого культурного взаимодействия и взаимообмена между
народами Востока и Запада. Она доказывает, что только тесное сотрудничество
и взаимообогащение культур являются основой мира и прогресса для всего
человечества.
— Каримов И.А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия
и гарантии прогресса. — Т.;
Узбекистон, 1997.
— Каримов И.А. Жамиятимиз мафкураси халкли-халк, миллатни-миллат килишга
хизмат этсин. - Т.: Узбекистон, 1998.
— Каримов И.А. Тарихий хотирасиз келажак йук. - Т.: "Шарк" нашриёт —матбаа
концерни бош тахририяти, 1998.
— Каримов И.А. Выступление на заключительном заседании 155-й сессии
Исполнительного совета ЮНЕСКО //Народное слово — 1998, 7 ноября.
— Аскаров А.А. История Узбекистана (с древнейших времён до V в.н.э.) - Т.;
Узбекистон, 1997.
— Бабадясанова Т.И. По древним городам Узбекистана. — М,: Профиздат, 1988.
— Березиков Е. Легенды и тайны Узбекистана. Т.: Изд. литераты и искусства
им. Г. Гуляма, 1991.
— На среднеазиатских трассах Великого шёлкового пути. Очерки истории и
культуры. — Т.: Фан, 1990.
— Наследники Шёлкового пути. Узбекистан — Штутгарт, Лондон: Изд. edition
hansjorg mayer», 1997.
— Радкевич B.A. Великий шёлковый путь, — М.: Агропромиздат, 1990.
— Сагдуллаев А.С. Бактрийская легенда. — Т.: Узбекистон, 1990.
— Сагдуллаев А.С. Огненные стрелы. — Т.: Университет, 1993.
— Сагдуллаев А.С., Костецкий В.А., Норкулов Н.К. История Узбекистана (с
древнейших времён до V в.н.э.): Учебник для учащихся 6 класса. — Т.:
"Шарк", 1998.
— Хукхэм X. Властитель семи созвездий. - Т.: Адолат, 1995.
— Шефер Э. Золотые персики Самарканда. Книга о чужеземных диковинах в
империи Тан. - М.: ГРВЛ, 1981.
. Озерова Н.Г. Великий шелковый путь: формирование и развитие (научно-
методическое пособие) – Т.: Изд. ТЭИС, 1999
. Газета “Деловой партнер Узбекистана” за 9 сентября 1999 г.
. Газета “Народное слово” за 21,22,23 сентября 1999 г.
-----------------------
[1] Озерова Н.Г. «Великий шелковый путь: формирование и развитие» (научно-
методическое пособие). Т.: издательство ТЭИС. Стр. 2-8
[2] «Деловой партнер Узбекистана», 1999, 9 сентября
[3] Аскаров А.А. История народов Узбекистана. Т.: «Узбекистон», 1997, стр.
48
[4] Аскаров А.А. История народов Узбекистана. Т.: «Узбекистон», 1997, стр.
49
[5] «Народное слово», 1999, 21 сентября
[6] «Народное слово», 1999, 23 сентября
Информация о работе Великий Шелковый Путь: формировавние и развитие