Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 08:57, реферат
Древнейшие торговые пути и их экономическое, политическое и историческое значение.
Основные маршруты Великого шелкового пути и его значение для обеспечения международных, дипломатических и религиозных связей.
Активное участие Узбекистана в реализации программы Юнеско “Программа Великого шелкового пути” в современных условиях.
Издревле развитие человеческой цивилизации неразрывно связано с формированием транспортных коридоров. Древний Шелковый Путь на протяжении многих веков связывал Восток и Запад.
Если раньше (в VIII-IX вв. ) перевозили исключительно предметы роскоши, то при Саманидах (в X в. ) предметы первой необходимости встречаются чаще: это и продукты питания, и ремесленное сырье.
Магистраль, соединявшая Переднюю Азию с Монголией и Китаем, шла от Багдада на Хамадан, Нишапур, Мерв, Амуль (Чарджоу), Бухару, Самарканд, Шаш, Бинакет, Тараз (Джамбул), Кулан (ст. Луговая), Мерке, Баласагун, Суяб, южный берег Иссык-Куля и дальше через Восточный Туркестан в Китай.
Громадное значение имел путь из Средней Азии в Европу. В период борьбы с Хазарским царством он проходил через Мерв, Бухару и Хорезм, т. е. по Среднеазиатской дороге. Из Бухары купцы отправлялись по реке Джейхун (Амударье) до Кята (Хорезма), затем до Ургенча (Джурджании), оттуда на Замджан, а потом по реке Эмбе через Яик (Урал) в Самару, Кинель, Черемшан и до Булгар. Хорезм имел прочные культурные и торгово-экономические связи с Итилем и другими областями Хазарского царства.
Купцы в X в. были объединены
в торговые компании, в торговых
операциях очень часто
Торговля в основном была меновая, деньги служили лишь единицей счета. купцы оценивали свой товар в определенную сумму и меняли его на другой, такой же оцененный товар. при расчетах старались товаром же покрыть разницу в цене. В Китае, например, не признавали серебряных дирхемов и рассчитывались товаром, а в Восточной Европе дирхемы служили и деньгами, и товаром.
Караванная торговля требовала сложного обслуживания. В городах и селениях строились караван-сараи, в них имелись худжры для купцов и обслуживающего персонала, помещения для лошадей и верблюдов, мулов и ослов, необходимый фураж и провиант.
Иногда в караван-сараях можно было продать или купить оптом товар, узнать коммерческие новости и цены.
Существовали специальные купцы или даже компании, которые брали на себя перевозку товара, т. е. организацию транспорта. Вьючных животных обслуживали прислуга и проводники. Караваны имели при себе вооруженную стражу. При караванах часто держали переводчиков (толмачей). Караваны насчитывали от нескольких десятков до нескольких тысяч вьючных животных. Например, в 922 г. от халифа ал-Муктадира направился в страну Булгар караван в 3 тыс. единиц вьючных животных и 5 тыс. человек.
Значительную роль в развитии торговли играли кочевники-скотоводы. Они брались сопровождать караваны, предоставляли скот для питания и в качестве транспортного средства, и целые роды специализировались на караванной торговле. Караванная торговля не смогла бы развиваться без их участия.
Караваны были не только торговой организацией. Зачастую они везли ремесленников, художников, мастеров, ученых, путешественников, дипломатические миссии, иногда купцам поручались дипломатические дела. Так караван 922 г. , кроме торговых целей, выполнял дипломатические, военно-технические и религиозные поручения. В составе посольства был тюрк и славянин, а также араб Ахмед ибн-Фадлан (секретарь посольства), который оставил свои записи. Из Китая в Среднюю Азию привозили шелк, дешевые ткани и шитую золотом и серебром парчу. Из Средней Азии в Китай шло стекло, особенно ценилось своим высоким качеством самаркандское стекло. Оно рассматривалось раньше как предмет роскоши. Из Средней Азии в Китай везли также лошадей.
В Восточную Европу, в Итиль и Булгар из Средней Азии поставлялись чеканные дирхемы, рис, хлопчатобумажные, шерстяные и шелковые ткани. Из Восточной Европы в Хорезм привозилось большое количество кож, меха, пушных зверей, кору для дубления кож, скот и рабы. Из Северной Европы, помимо мехов и кож, везли мед и невольников.
Главной заботой Саманидов было распространение ислама и усиленнию влияния мусульманского духовенства. Буддистские храмы в Средней Азии были превращены в мечети. Забота о развитии торговли была связана также с распространением ислама. Обязанность совершать в течение жизни паломничество в Мекку способствовала развитию торговых путей, увеличивая общую мобильность населения и знания в географии. Существование арабской империи обеспечивало безопасность караванных путей и оживление городской жизни. Утвердившись сначала в Дамаске, а затем в Багдаде, халифат добился создания развитой сети дорог между Индией и Китаем, с одной стороны, и славянскими народами, Византией и Европой - с другой. Главные торговые пути находились в пределах халифата, и его правители посредством установления сложной системы пошлин сделали их источником огромных доходов, часть которых шла на содержание блистательных дворов в Багдаде и Дамаске.
На каждом этапе этих дорог,
в каждом крупном Центре от Испании
до Китая имелись мусульманские
общины, мечети, гостиницы, где принимали
только мусульманских торговцев. И
вскоре практически на всех караванных
дорогах и торговых центрах утвердились
только купцы, принявшие мусульманскую
веру. Мусульманские специалисты
во всех сферах торговли, науки и
письменности охотно принимались во
всех государствах. Вскоре при всех
дворах, во всех крупных центрах
большинство военных
Географы X в. описывают Хорезм как страну, богатую разнообразной продукцией сельскохозяйственного производства со множеством городов и высоким уровнем культуры.
После падения Караханидов в Бухаре зародилась своеобразная династия духовных феодалов-садров, которые держали в своих руках не только духовную, но и светскую власть, владели в городе недвижимостью–лавками на базарах, караван-сараями, мельницами и т. д. , участвовали в караванной торговле. При садре Абд-ал-Азизе Бухара вела независимую политику в системе Караханидского государства.
Материальные ресурсы богатого и Культурного Хорезма в XI в. тоже продолжали расти, Хорезм по развитию ремесел не уступал ни одному городу Мавераннахра. Хорезмийским купцам принадлежало ведущее место в торговле со степью и дальними странами. Неизменно поднималось благосостояние земледельческих хозяйств свободных земледельцев, живших в домах-усадьбах.
В начале XII в. Мавераннахр был завоеван кара-Китаями. Кара-Китаи подчинили огромные территории от Хорезма до Кашгара. Кара-китайские императоры - гурханы - в качестве своей столицы сохранили старую столицу Караханидов - Баласагун. Во всех завоеванных территориях они не тронули прежнюю политическую, экономическую и социальную структуру, ограничившись в ряде случаев назначением наместников. При каждом из старых правителейгурханы поставили своих представителей, большей частью духовных лиц, которые играли роль надзирателей и наблюдателей за исправной уплатой налогов. Ежегодная дань была практически единственной формой подчинения кара-Китаям. Налог взимался в виде подворного обложения - с каждого двора один золотой, независимо от того, сколько человек там проживало.
Влияние кара-Китаев на внутреннюю жизнь Мавераннахра было невелико, но они сыграли огромную роль в возвышении Хорезма, разгромив сельджуков и расчистив таким образом путь к утверждению могущественного государства хорезмшахов, что дало новую ступень в социально-экономическом и политическом развитии Мавераннахра. В условиях оседания кочевой части тюркского населения, роста городов и развития ремесленного производства сложилось переплетение интересов кочевого и оседлого населения и утвердилась форма сосуществования и сотрудничества тех и других в пределах одного централизованного государства. Это была основа всего позднейшего среднеазиатского абсолютизма.
В этом общественно-политическом механизме большое значение имели следующие факторы: международная торговля, которая способствовала росту материального могущества государства и укреплению взаимной заинтересованности оседлого и кочевого населения, выделение значительных средств на содержание государственного аппарата и вооруженных сил и интеграция в социально-экономическую структуру государства тюркских кочевых племен, являвшихся главными поставщиками воинских контингентов. Удачное сочетание этих факторов создало благоприятные условия для быстрого возвышения государства хорезмшахов, которое в XII-XIII вв. становится на короткий исторический миг великой мировой державой.
В X в. город Гургандж, расположенный на левом берегу Амударьи, приобрел большое экономическое и политическое значение благодаря тому, что являлся конечным пунктом караванной торговли с Сибирью и Южной Россией. Отсюда караваны следовали до Отрара, где они вступали в следующий отрезок пути в Китай. Другая дорога вела в Бухару и здесь подходила к разветвлению дорог, которые вели в Китай, в Индию или же через Мерв и Хорасан - на Ближний Восток. Большое военно-политическое и экономическое значение приобрели три города по нижнему течению Сырдарьи, довольно рано принявшие ислам, - Дженд, Хувара и Янгикент. Среди них выделялся Дженд, через который проходил караванный путь из страны кипчаков в Бухару. Отсюда набирались лучшие воинские части армиихорезмшахов и военачальники, отсюда происходило также высшее чиновничество. Достаточно сказать, что легендарный Текеш, до провозглашения его хорезмшахом, являлся наместником Дженда, а заняв престол государства, назначил сюда наместником “самого любимого своего сына” Насир ад-Дина Маликшаха. В указе Текеша говорилось, что Дженд является “основой и началом” государства и ему придавалось такое же значение, как самому Хорезму.
Предметом особых забот хорезмшахов была торговля. Сохранился указ Текеша, в котором предписывалось одинаково справедливо относиться ко всем купцам - дальним и близким, тюркам и иноземцам, не препятствовать торговым сделкам, обеспечивать безопасность на дорогах, защищать товары и жизнь купцов от грабежа и насилий (3. М. Буниятов. Государство хорезмшахов-ануштегенидов. М. , 1986). Хорошо организованная охрана дорог и караванных путей стимулировала развитие внутренней и внешней торговли. Рассказывают, что хорезмийские купцы со своими товарами доходили до Андалузии и Китая. Огромные выгоды приносила хорезмским купцам торговля с южно-русскими княжествами. Отсюда поступали меха (лисьи, волков и бобров), а также различные товары, производившиеся в русских городах. Выросла торговля с Китаем, особенно после того, как в XII в. на некоторое время был закрыт морской путь в Китай из Персидского залива, и весь поток товаров с запада хлынул в Китай через Хорезм. Практически лет на пятьдесят Хорезм стал важным этапом в торговле всего мира с Китаем. Хорезмские купцы захватили в свои руки всю торговлю с Монголией. Сюда они везли ткани, шитые золотом, хлопчатобумажные ткани и бухарскую ткань зендани (грубая хлопчатобумажная ткань). Монголы принимали хорезмских купцов с большим почетом и ставили для них шатры из белого войлока, считавшиеся знаком особого уважения.
Развитие международной торговли стимулировало рост городов и ремесленного производства. Благодаря своему выгодному географическому положению два города приобрели особую значимость - Гургандж и Дженд. Они располагались на пересечении важных путей сообщения и стали центрами международной торговли. Развитие международной торговли стимулировало и развитие ремесленного производства. В Хорезме аккумулировалось искусство ремесленников самых различных стран, и в то же время появилось большое число собственных умельцев, изделия которых высоко ценились во всех уголках Востока. Гургандж стал средоточием самых искусных ремесленников Хорезма, Всего здесь набчитывалось 50 основных специальностей ремесла. Женщины Гурганджа были искусными вышивальщицами. А кузнецы, плотники, резчики по слоновой кости и дереву, швейники, производители шелка славились своим изящным искусством и тонким ремеслом. В городе было много базаров, и на каждом царил строгий порядок. Была введена специальная должность - мухтасиб, который наблюдал за их состоянием. Он проверял качество товаров, чистоту посуды, свежесть продуктов, следил за точностью мер и весов и пресекал обман и мошенничество.
В то время как сын Текеша хорезм-шах Мухаммед объединял земли Мавераннахра, Мангышлака и большей части Персии и включал их в состав Хорезмского государства, в далекой Монголии происходил процесс формирования кочевого феодального государства.
Объединив монголов, в 1209 г. Чингиз-хан совершил поход в страну Тангут (на северо-востоке Китая). В 1211 г. Чингиз-хан с огромным войском начал поход на Северный Китай, и в 1215 г. взяв Пекин, сверг цинскую династию и присоединил Северный Китай к монгольскому государству.
В этот период Хорезм-шах, заканчивая завоевание Мавераннахра, мечтал совершить поход в Китай. Но до него дошли слухи, что Чингиз-хан в 1215 г. взял Пекин. Чтобы проверить слухи, Мухаммед хорезм-шах послал к Чингиз-хану послов, которые нашли его в Китае. Чингиз-хан хорошо принял послов Мухаммеда и просил передать, что считает себя полновластным царем Востока, а Мухаммеда– владыкой Запада. Через некоторое время из Хорезма было отправлено новое посольство к Чингиз-хану северным путем, минуя государство Кучлука. Посольство явилось с большим торговым караваном, во главе которого стояли Ахмед Ходженди и Ахмед Балчич. Купцы продали Чингиз-хану товары по сходной цене. В ответ Чингиз-хан отправил от себя караван с товарами и подарками, а также своих послов. Во главе их был хорезмиец Махмуд, богатый купец, известный под именем Ялавача-посла. Мухаммед принял купцов, по видимому, в Бухаре, выслушал послание монгольского хана, в котором говорилось, что Чингиз-хан слышал о могущественном Мухаммед-хане, желает заключить с ним мирный договор и почитает его наравне с лучшими из своих сыновей. Последенее на языке дипломатии означало, что Чингиз-хан намерен относиться к хорезм-шаху, как к своему вассалу. Это унижало достоинство хорезм-шаха. Такая перспектива не могла ему понравиться–он считал себя вторым Александром, вторым султаном санджаром. И ночью, тайно Мухаммед-шах призвал к себе Махмуда Ялавача, напомнив ему, что он хорезмиец и должен служить ему, а не Чингиз-хану. Потребовал рассказать ему о силах монгольского хана, о его завоеваниях и дальнейших намерениях. В конце разговора Мухаммед предложил Ялавачу стать его шпионом при дворе Чингиз-хана. Махмуд согласился или сделал вид, что согласился.
Хорезм-шах отпустил послов, обещая подписать договор с Чингиз-ханом. Последний остался доволен и в 1218 г. снарядил огромный торговый и посольский караван из 450 человек и 500 верблюдов. Караван вез огромные ценности и подарки. Во главе каравана стояли мусульманские купцы. Караван направился в столицу Хорезма Ургенч, где находился Хорезм-шах, но был задержан по пути в пограничном городе Отраре, где стоял хорезмский гарнизон.