Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 08:57, реферат
Древнейшие торговые пути и их экономическое, политическое и историческое значение.
Основные маршруты Великого шелкового пути и его значение для обеспечения международных, дипломатических и религиозных связей.
Активное участие Узбекистана в реализации программы Юнеско “Программа Великого шелкового пути” в современных условиях.
Издревле развитие человеческой цивилизации неразрывно связано с формированием транспортных коридоров. Древний Шелковый Путь на протяжении многих веков связывал Восток и Запад.
Источники не сохранили нам ясной картины происшедших в Отраре событий. Известно только, что Инальчик - комендант крепости Отрара, отдал распоряжение разграбить караван, а всех людей его перебить. Спасся только один человек - погонщик верблюдов. Ему удалось добраться до ставки Чингиз-хана и рассказать о трагической судьбе каравана.
Чингиз-хан был крайне оскорблен, но сдержал свой гнев и отправил Хорезм-шаху послом ибн-Кефрадж Богру в сопровождении двух верных ему лиц с требованием наказать виновных и наказать Инальчика. Хорезм-шах в ответ на это приказал убить посла, а товарищей отпустить, предварительно сняв с них бороды. Все это обозначало полный разрыв торговых и дипломатических отношений. Во II половине XII в. Хорезм стал крупнейшим центром международной торговли. Сюда приезжали купцы из Поволжья, Индии, Ирана, отсюда шли торговые караваны на Ближний Восток, в Восточный Туркестан и Китай. Из Ургенча - столицы Хорезма, шли пути в Монголию, через половецкие степи - в Саксин (портовый город в устье Волги), в русские княжества и в Европу.
В 1970-е годы каракалпакские геологи после раскопок на плато Устюрт обнаружили остатки средневековых караван-сараев Белеули, Кос-Булак, Булак, открыли развалины пограничных крепостей и сторожевых сигнальных башен XII - начала XIII в. Особенно интересна крепость Пульжай, развалины которой находятся на юге, Восточном подъеме, на плато, в старинных летописях называемом “Ворота народов”. Открыты “мертвые” города крепости, с развитой системы фортификации, стенами из каменных блоков и с башнями, с караван-сараями, мавзолеями и родовыми усадьбами. Только от побережья Мангышлака с северо-востока и юго-востока Каспия протянулось около десяти крепостей.
Развитие системы коммуникаций подтверждает рассказы очевидцев о том, что в конце XII - начале XIII в. купцы Хорезма держали в своих руках большую часть товарооборота в Средней Азии и имели хорошо укрепленные города. К началу XIII в. кочевое феодальное государство монголов достигло своего могущества. Имя Чингиз-хана стало известно не только Центральной, но и Средней и Передней Азии.
Разгром каравана в Отраре и убийство посла Чингиз-хана ибн-Кефраджа Богры ускорило решение Чингиз-хана начать поход на культурные и богатые земли Мавераннахра, который он намечал на более позднее время.
До лета 1220 г. монголы захватили всю восточную и центральную части современного Узбекистана. В 1221 г. Чингиз-хан взял Балх, затем г. Мерв. После падения Ургенча на территории Средней Азии уже не было никакой другой власти, кроме монгольской.
Для управления областями Средней Азии монголы прибегли к помощи купцов. Чингиз-хан, а затем Угедей отдали области Средней Азии, которые входили в улус Чагатая, в частности Маверанахр, на откуп в управление одному из богатейших купцов - Махмуду Ялавачу.
Махмуд Ялавач вследствие столкновения с Чагатаем вынужден был покинуть Мавераннахр в 1238 г. , но Угэдей в знак признательности за его заслуги назначил его губернатором Пекина, и в этой должности он пребывал вплоть до своей смерти в 1254г. Ему наследовал его сын Масудбек, который сохранил эту должность до 1289 г. , ему затем наследовали три сына, последний из которых вступил в эту должность в 1303 г. Масудбеку удалось благодаря дипломатическому лавированию продержаться довольно долго и добиться ряда сдвигов в отношениях со своими господами. В Бухаре было построено крупное медресе, восстановлен Отрар, как крупный торговый центр, по его инициативе было начато строительство нового города Андижана, который оставался до начала XVIII в. главным городом Ферганы. В Хорезме недалеко от прежнегоГурганджа был построен новый город - Ургенч, превратившийся в важный торговый центр, связавший шелковый путь с Золотой Ордой и русскими княжествами. Восстанавливается его значение как одного из главных центров развития тюркской литературы и культуры.
Рост торговых отношений,
складывание единого
Центром Золотой Орды была
выбрана Нижняя Волга, на восточном
берегу которой была основана столица
Сарай (дворец), ставшая временной
резиденцией ханов, так как в
течение большей части года они
оставались кочевниками. Не случайно было
выбрано это место. Здесь концентрировались
обширные пастбища, богатые зерновые
области и торговые пути. Самая
важная из этих дорог шла параллельно
Волге к югу от булгар, где она
соединялась с великой
Теперь настала очередь и Сарая Берке. Город был захвачен без всякого сопротивления со стороны жителей, практически у Золотой Орды армии не было и защищать город было некому. Он был сожжен дотла, все здания разрушены до основания. Там, где раньше была столица, остался лишь небольшой холм. Раскопки, произведенные в XIX в. , обнаружили торговые подвалы, полные испорченных товаров. Это то, что не сумели унести победители, а все останки людей были без головы, без рук и ног. Сарай Берке больше никогда не был восстановлен и канул в вечность. С уничтожением Сарая Берке и сокрушением силы Золотой Орды северная торговая дорога, связывавшая Ближний и Дальний Восток, была ликвидирована и всякараванная торговля переориентирована на юг. Караваны из Китая на Ближний Восток вновь взяли курс через Отрар, Ташкент, Самарканд, Балх, Герат и Султанию на Тир и Силой. Венецианские путешественники Барбара и Контарини в XV столетии сообщали о полном упадке и разорении Таны и Астрахани, а английский посол Дженкинсон в 1558 г. нашел Астрахань “убогим и нищим” городом, а торговые дороги разрушенными и опасными. Ибн Арабшах Бекаре полсле смерти Тимура писал: “Обрабатываемая земля Дашти-Кипчак стала пустынной и сухой, жители бежали, рассеялись, так что если бы кто-либо пошел через нее без проводника или разведчика, он, конечно, сгинул бы, потеряв дорогу, даже летом, так как ветры, поднимающие и разносящие пески, скрыли дорогу, замели и стерли ее”.
Теперь весь поток грузов хлынул по дорогам, проходящим через Мавераннахр. Поступления от торговли стали важной частью доходов Тимура, не менее важной, чем поступления от грабежа других городов. На дорогах был установлен полный порядок, и купцы могли без опасений путешествовать по ней. Клавихо, совершивший путешествие от Трапезунда до Самарканда за четыре месяца, находил, что “вся страна была в мире под правлением и управлениемТимура”. От Тебриза по всей хорасанской дороге на станциях держали постоянно готовых лошадей для послов и курьеров, дежурили охранники, которые заботились о безопасности послов и купцов, их багаже и транспорте.
Здесь собирались купцы из Сирии, Венгрии, Генуи, Турции, Багдада, Ормузда, и в сопровождении экскорта караваны направлялись через Мешхед и Балх в Мавераннахр. Отсюда шел поток тканей, стекла, металлических изделий. Из Индии шла дорога через Гинду-куш, Балх. По ней привозили мускатный орех, гвоздику, имбирь и корицу. Из кипчакских земель через Сырдарью везли меха, кожаные изделия, холст. По караванному пути с востока, с реки Хуанхэ, по краю Таримского бассейна везли из Китая самые дорогие из иностранных товаров - шелка, драгоценные камни, включая агат и жемчуг, лекарства и фарфоровые изделия.
Тимур получал от этой торговли огромную прибыль. Этот бывший кочевник, безграмотный лихой наездник, хорошо понял, что государство одним грабежом не создашь и что подлинные богатства государства создаются на основе торговли. Таможенные пошлины и налоги взимались во всех караванных городах и узлах дорог. С немусульман пошлину взимали вдвое большую, чем с мусульман. Большую часть этих поступлений получал самТимур. Неудивительно поэтому, что он старался гарантировать купцам сохранность их товаров. В случае, если товары были разграблены на территории его империи, вся провинция, где был ограблен купец, должна была компенсировать ему потери в двойном размере, а самому Тимуру уплатить в пятикратном размере от потерянной суммы. Если представить, как сообщали западно-европейские купцы, что правитель Азербайджана от одногоТебриза получал доход, во много раз превышавший доходы самого мощного из европейских государств, то можно понять, какие огромные поступления шли ежегодно в имперскую казну от торговых пошлин. Вместе с тем Тимур занялся и промышленной деятельностью, которая практически была лишь одной из составных частей его грабительской политики. Он объявил все минеральные ресурсы своей собственностью и распространил свою монополию на эксплуатацию месторождений драгоценных камней. Все шахтыБадахшана, где добывались рубин, ляпис-лазурь и сапфир, взяты были под его охрану, и все добытое доставлялось лично ему, а затем по завышенным ценам отправлялось на рынок. Все караванные торговые пути сходились в Самарканде, столице империи. Город стал перекрестком Азии, центром континента. В средневековье географы и историки делили Азию в зависимости от расположения к нему. По замыслу Тимура, Самарканд должен был достойно представлять его могущественную империю и стать самым красивым городом мира. По величине и роскоши он должен был превосходить все то, что могло придумать человеческое воображение. Здесь сконцентрировались все самые честолюбивые устремления завоевателя. По сравнению с его столицей все другие столицы мира должны были выглядеть как жалкие деревушки. С этой цельювокруг Самарканда был создан ряд небольших поселений, которым давали названия крупных городов мира - Багдад, Дамаск, Каир, Шираз, Султания и даже Париж, трансформировавшийся позднее в Фариш. Созидательная деятельность в Самарканде имела для Тимура главным образом политическое значение. Все постройки, произведенные при нем, должны были поражать воображение и донести до потомков силу и могущество его империи. А купцы должны были увозить из Самарканда вместе с товарами и впечатление о подавляющем величии империиТимура и безнадежности сопротивления его воле. Новые постройки должны были по размерам превосходить все прежние сооружения, затмить уже существующие памятники других эпох. Вся огромная империя должна была участвовать в возведении имперски величественного державного Самарканда. Через пустыни и горные перевалы спешили к Самарканду обозы, груженные добычей и всем, что можно было вывезти для его украшения. Из Индии шли караваны слонов с сокровищами из опустошенных и разграбленных храмов и дворцов Пенджаба и Делийского султаната. Из Дамаска и Багдада, из Анатолии и Ормузда, с берегов Волги и с Кавказа день и ночь двигались телеги, перевозившие с руин непокорных городов строительные материалы и произведения искусства. В начале XVI в. государство тимуридов пало, одной из причин которого была феодальная раздробленность, стремление к сепаратизму отдельных владетелей. Шейбани-хан, используя дипломатию и силу, постепенно прибрал к рукам земли Мавераннахра.
Кочевые узбеки, приведенные Шейбани-ханом в Мавераннахр, обосновались в лучших местах: около Ташкента, в долине Заравшана, Кашкадарьинском и Сырдарьинском районах; значительная часть кочевников перешла Амударью и заняла территорию современного Северного Афганистана.
Хозяйственная жизнь городов стала постепенно восстанавливаться. В XVIв. широких размеров достигла ремесленная и торговая деятельность городов Бухары, Самарканда и Ташкента. До наших дней сохранились построенные при Абдулле-хане чорсу– купольные здания, караван-сараи, мечети и другие здания в Бухаре. С развитием ремесла оживилась торговля. В XVIв. бухарские и хивинские посольства вместе с торговыми караванами направились в Москву, Индию, Иран, Кашгар, в Сибирь, казахские степи, к ногайцам и т. п. Ответные посольства прибывали и в Бухару.
После присоединения Казанского, а затем Астраханского ханств к Московскому государству, здесь появились в 1557 г. купцы из Хорезма, а в Бухаре– купцы из Московии. В 1558 г. в Бухару прибыл англичанин Дженкинсон, совмещающий в своем лице представителя английской “Московской компании” и официального посла Ивана Грозного. В 1559 г. с ним приехали в Москву посольства из Бухары, Балха и Ургенча для заключения торгового договора. В дальнейшем Абдулла-хан направлял несколько раз послов к Ивану Грозному и его сыну.
Из Московского государства доставлялись “рыбий зуб” (моржовые клыки), меха, выделанные кожи, мед и воск, деревянная посуда, металлические изделия, соколы и кречеты. Из Западной Европы через Московию возили сукно, бархат, зеркала, оружие (тайком, оно было запрещено к вывозу). По особым царским разрешениям в Бухару ввозились серебро и монета.
Из Средней Азии в Московскую
Русь шли шелковые, шерстяные и
хлопчатобумажные ткани, мерлушка, шелк-сырец,
ковры, разные пряности, сушеные фрукты
и пр. В Средней Азии торговали
рабами, в основном иранцами, захваченными
узбеками при набегах на Хорасан,
и русскими, которых они покупали
у кочевников Дашти-Кипчака.
Возобновились связи с Китаем по Великому
шелковому пути.
В начале XVIIIв. междоусобные распри и феодальные мятежи парализовали хозяйственную и культурную жизнь Мавераннахра и привели к кризису.
Одной из внешних причин экономического упадка, очевидно, следует считать открытие морских путей вXVI в. и прекращение торговли по древним караванным путям. Великий шелковый путь вновь приобретает свое историческое значение. История по сути своей - это великий учитель. Никто не думал, что исторический опыт накануне 21 века, будет оцениваться в качестве самого удобного и современного фактора.