Великое переселение народов. Крещение Руси. Становление абсолютизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:47, контрольная работа

Описание работы

Первые люди на территории России – 100 тысяч лет назад. Первые колонии, основанные греками, появились в 7- 5 вв. до н. э. В 5 веке до н. э. большинство этих колоний объединились в Босфорское царство, которое существовало до 2 века до н. э. Севернее греков жили скифы – кочевники. На территории Азербайджана в 4 веке до н. э. было образовано Скифское царство. В 3 веке они были вытеснены в Крым. Они были разгромлены готами (немецкими племенами). С востока из-за Дона устремилась новая волна кочевников – сарматов. В 3- 7 вв. н. э. в эпоху Великого Переселения народов на территории Северного Причерноморья, а позднее – между Волгой и Дунаем, хлынули гуннские племена или гунны, вышедшие из степей Забайкалья и Монголии.

Содержание работы

1. Древние народы на территории России. Великое переселение народов
2. Происхождение восточных славян. Теории их происхождения
3. Формирование государственности киевской Руси. Проблема славяно-варяжского синтеза
4. Христианизация Киевской Руси
5. Особенности социально- политического строя и феодальных отношений Киевской Руси
6. Особенности гос. системы в 9- 12 в.
7. Особенности феодальной раздробленности Древней Руси. Ее оценка в российской исторической науке
8. Отношения Руси и золотой орды: мифы и реальность
9. Особенности образования российского государства
10. Становление российского абсолютизма: общее и особенное
11. Опричнина и ее роль в установлении самодержавно-крепостической системы в России
12. Эпоха смутного времени. Причины сущность, последствия
13. Этапы закрепощения русского крестьянства

Файлы: 1 файл

Древние народы на территории России.docx

— 100.04 Кб (Скачать файл)
  1. Древние народы на территории России. Великое переселение народов

 

Первые люди на территории России – 100 тысяч лет назад. Первые колонии, основанные греками, появились  в 7- 5 вв. до н. э. В 5 веке до н. э. большинство  этих колоний объединились в Босфорское царство, которое существовало до 2 века до н. э.

Севернее греков жили скифы  – кочевники.

На территории Азербайджана в 4 веке до н. э. было образовано Скифское царство. В 3 веке они были вытеснены  в Крым. Они были разгромлены готами (немецкими племенами).

С востока из-за Дона устремилась  новая волна кочевников – сарматов. В 3- 7 вв. н. э. в эпоху Великого Переселения  народов на территории Северного  Причерноморья, а позднее – между  Волгой и Дунаем, хлынули гуннские племена или гунны, вышедшие из степей Забайкалья и Монголии.

В 5 веке н. э. они дошли  до пределов Северной Франции. После  разгрома их галльскими племенами они  возвращаются обратно, где полностью  растворяются среди тюркских племен.

В 6 веке из пределов Монголии вновь появляются тюркские племена, которые в середине 6 века образовали Тюркский каганат, территории которого простиралась от Монголии до Волги.

Постепенно почти всё  население Восточной Европы (степная  часть) подверглась тюркизации. В  лесостепной зоне утверждается славянский компонент и финно- угорский. На Центральном  Кавказе проживает ираноязычный этнос – аланы. В Западном Предкавказье в 6 веке господствующее положение заняли булгары.

После распада Тюркского каганата в 80х годах 6 века здесь образовалось государство Великая Булгария, которое  существовало до первой трети 7 века: распалось  под ударами хазаров. После распада  часть населения ушла на юго- запад (Балканский полуостров), где и было образовано государство Дунайская Болгария. Другая часть ушла на Северный Кавказ (современные балкарцы). Еще часть двинулась на северо- восток, в область Средней Волги и Камы, где образовалось государство Волжская Булгария. Булгары считаются предками современных чувашей, частично татар, марийцев, удмуртов.

Великое переселение народов - условное название совокупности этнических перемещений в Европе в IV—VII вв., разрушивших Западную Римскую империю  и затронувших ряд территорий Восточной Европы. Прологом Великого переселения народов было передвижение германских племён (готы, бургунды, вандалы) в конце II — начале III вв. к Чёрному  морю. Непосредственным толчком к  Великому переселению народов было массовое передвижение гуннов (с 70- х  гг. IV в.). В VI—VII вв. на территорию Восточной  Римской империи вторгались славянские (склавины, анты) и другие племена.

Великое переселение народов  и проблема этногенеза восточных  славян.

1 век н. э. Тацит говорил  о ВЕНЕДАХ, которые жили в  районах Зап. Польши, Зап. Белоруссии  и Зап. Украины. Под венедами  ученые понимали неизвестный  античному миру народ, который  жил за пределами границ государства. 

4 век до н. э. –  7 век до н. э. – Великое  переселение народов из- за похолодания. 

 

2. Происхождение  восточных славян. Теории их происхождения

 

Происхождение восточных славян составляет сложную научную проблему, изучение которой затруднено из- за отсутствия достаточно полных письменных свидетельств об ареале их расселения и хозяйственной  жизни. Достоверно известно, что наши предки в I - VI вв. н. э. занимали обширные области Центральной и Восточной  Европы. В трудах античных авторов - Плиния Старшего и Тацита (I в. н. э.)- сообщается о венедах , обитающих между германскими и сарматскими племенами. Многие современные историки видят в венедах древних славян, сохраняющих еще свое этническое единство и занимающих приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, а также Волыни и Полесья.

Византийские историки VI в. были более  внимательны к славянам, которые, окрепнув к этому времени, начали угрожать Империи. Иордан возводит современных  ему славян - венедов, склавин и  антов - к одному корню и фиксирует  тем самым начало их разделения, протекавшего в VI- VIII вв. . Относительно единый славянский мир распадался как  в результате миграций, вызванных  ростом численности населения и "давлением" других племен, так  и взаимодействия с разноэтнической  средой, в которой они расселялись (финно- угры, балты, ираноязычные племена) и с которой контактировали (германцы, византийцы). Важно учесть, что в  формировании трех ветвей славянства - восточной, западной и южной - участвовали  представители всех группировок, зафиксированных  Иорданом. Ценнейшие сведения о славянах сообщает нам "Повести временных  лет" (ПВЛ) монаха Нестора (нач. ХII в.). Он пишет о прародине славян, которую  помещает в бассейне Дуная. (Согласно библейской легенде их появление  на Дунае Нестор связывал с "вавилонским  столпотворением", приведшим, по воле Бога, к разъединению языков и их "рассеиванию" по всему миру). Приход славян на Днепр с Дуная он объяснял нападением на них воинственных соседей - "волохов".

Второй путь продвижения славян в Восточную Европу, подтверждаемый археологическим и лингвистическим  материалом, проходил из бассейна Вислы  в район озера Ильмень. Нестор повествует о следующих восточнославянских племенных союзах: поляне, поселившиеся в Среднем Поднепровье "в полях" и потому так и прозвавшиеся; древляне, жившие от них к северо-западу в  дремучих лесах; северяне, обитавшие  к востоку и северо-востоку  от полян по реке Десне, Суле и Северский  Донец; дреговичи - между Припятью и Западной Двиной; полочане - в бассейне р. Полоты; кривичи - в верховьях Волги и Днепра; радимичи и вятичи, по летописи, произошли от рода "ляхов" (поляков), и были приведены, скорее всего, своими старейшинами - Радимом, который "пришел и сел" на р. Соже (приток Днепра) и Вятко - на р. Оке; ильменские словене обитали на севере в бассейне озера Ильмень и р. Волхов; бужане или дулебы (с X в. они назывались волынянами) в верховьях Буга; белые хорваты - в Прикарпатье; уличи и тиверцы - между Днестром и Дунаем. Археологические данные подтверждают границы расселения племенных союзов, указанных Нестором.

О занятиях восточных славян известно, что осваивая огромные лесные и лесостепные  пространства Восточной Европы, они  несли с собой земледельческую  культуру. Помимо подсечного и залежного  земледелия с VIII в. в южных районах  получает распространение полевое  пашенное земледелие , основанное на использовании  плуга с железным лемехом и  тяглового скота. Наряду с животноводством  они занимались и привычными для  себя промыслами: охотой, рыболовством , бортничеством . Развиваются ремесла , которые, правда, еще не отделились от земледелия. Особое значение для  судеб восточного славянства будет  иметь внешняя торговля , развивающаяся  как на Балтийско-волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути "из варяг  в греки", связывающим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.

Теории возникновения  славян:

- автохтонная (славяне  жили всегда на этой территории);

- миграционная (переселение  славян).

4 век до н. э. –  Дунай. Предгосударство Держава  Германариха (вождь ГОТОВ), но  в состав его входили и другие  народы. Эта держава существовала  по договору с Римом, в конце  4 века рухнула, в результате  нашествия на Рим ГУННОВ (во  главе которых стоял Аттила). Очевидно, что славянские племена участвовали  в этом набеге.

6 век – Иордан (Аланский  историк Осетия) стал говорить  об АНТАХ и СКЛАВИНАХ. Он  их относит к венедам. Анты  в 6 веке постоянно нападают  на владения Византии. В. натравила  на них племя АВАРОВ – Анты  были разбиты. После этого Виз.  Разбила Аваров.

7 век – разделение  славян на южных, западных и  восточных. 

8- 9 века – возникают  союзы племен – древляне и  поляне. У каждого есть временные  вожди – князья, дружина, города  и народное собрание – вече.

Северный центр славян - Новгород (словене).

Южный центр славян - Киев (поляне).

Вопрос о происхождении  славян был поставлен еще в  средние века. В «Повести временных  лет» (XII век) монахом Нестором была высказана мысль о том, что  первоначально территорией расселения славян были Дунай и Балканы, а  затем Прикарпатье, Днепр и Ладога.

Согласно «Баварской хронике» (XIII век), предками славян были древние  ираноязычные народы – скифы, сарматы, аланы.

Начало научной разработки вопроса о происхождении славян относится к первой половине XIX века, когда чешский ученый П. Шафарик, проанализировав сведения о славянах у античных авторов и готского историка Иордана, выдвинул гипотезу, согласно которой прародиной славянских народов было Прикарпатье.

Исследования лингвистов в первой половине XIX века показали принадлежность славянских языков к  индоевропейской языковой семье, на основании чего было высказано предположение  о существовании индоевропейской  общности, включавшей в себя предков  германцев, балтов, славян и индоиранцев, которая, по мнению чешского историка Л. Нидерле, распалась в начале 2 тысячелетия  до нашей эры. Выделившаяся в результате этого распада балто- славянская общность в I тысячелетии до нашей  эры разделилась на балтскую и  славянскую.

Отечественный историк и  филолог А. А. Шахматов считал, что  такая индоевропейская общность существовала в бассейне Балтийского  моря. Вначале ее покинули ушедшие на юг предки индоиранцев и фракийцев, а затем от балтов отделились славяне, расселившиеся во II веке нашей эры, после ухода германцев с Вислы, на остальной территории Восточной Европы.

В первой половине XX века зарубежные и отечественные археологи предприняли  попытку уточнить, какие археологические  культуры можно считать праславянскими и какую территорию занимали славяне  на разных этапах исторического развития.

По мнению П. Н. Третьякова, праславянской была культура племен шнуровой керамики, переселившихся на рубеже 3- 2 тысячелетий до нашей эры  из Причерноморья и Прикарпатья  в Центральную Европу, а также  на север и восток.

Собственно славянскими  являлись следующие культуры: между  Вислой и Днепром – тшцинецкая (3- я четверть II тысячелетия до нашей  эры), на территории Польши – лужицкая (XIII- IV век до нашей эры) и поморская (VI- II век до нашей эры), на Висле  – пшеворская, в Среднем Поднепровье  – зарубинецкая (обе – конец I тысячелетия до нашей эры).

Во II- IV веках в результате движения готских племен на юг территория, которую занимали славяне, была рассечена  на две части, что привело к  разделению славян западных и восточных. Приняв участие в великом переселении  народов, славяне в конце V века, после  крушения державы гуннов, расселились  также на юге европейского континента.

Некоторые хронологические  уточнения происхождения славянских народов сделали современные  американские исследователи (Г. Трегер и X. Смит), по мнению которых, во II тысячелетии  до нашей эры древнеевропейское  единство распалось на предков южных  и западных европейцев (кельты и  романские народы) и северных европейцев (германцы, балты и славяне). Североевропейская  общность разрушилась в I тысячелетии  до нашей эры, когда из нее вначале  выделились германцы, а затем балты  и славяне.

Историк и этнограф Л. Гумилев  полагал, что в этом процессе имело  место не только разделение славян с германцами, но и их соединение с германоязычными русами, что, якобы, произошло в ходе заселения славянами  Поднепровья и района озера Ильмень.

Таким образом, вопрос происхождения  славян настолько сложен и запутан, что представить истинную картину  далекого прошлого вряд ли возможно в  силу отсутствия письменных источников того времени

 

3. Формирование  государственности киевской Руси. Проблема славяно-варяжского синтеза

 

Зарождение древнерусского государства обычно связывают с  попыткой разрешения конфликта, возникшего в рамках межэтнического племенного союза словен-ильменских, кривичей, чуди и мери. Для преодоления распрей  они решили пригласить со стороны  некую третейскую силу, которая могла  бы взять на себя ряд управленческих функций. Согласно летописи, в 862 г. некий  варяг Рюрик, со своими братьями и  дружиной, прибыл «из-за моря» и обосновался  в районе Старой Ладоги, недалеко от Новгорода. С ним был заключен «ряд», т. е. договор, по которому Рюрик  должен был выполнять ряд функций  военного и управленческого характера. Это летописное известие в XVIII веке, с легкой руки первого российского  историографа Г. З. Байера, легло в  основу так называемой 9 «норманской  теории». Суть ее состоит в том, что  генезис и становление древнерусского государства у восточных славян, якобы, было всецело связано с  деятельностью норманских (скандинавских) пришельцев. Между тем следует  отметить, что обычай приглашать третейскую силу «из-за моря» являлся вовсе  не уникальным в истории, а прослеживается в истории становления государств у других народов. Наконец, приглашение  правителя со стороны, с целью  преодоления острого социального  конфликта, свидетельствует вовсе  не об отсутствии способности к государственному строительству, а, наоборот, - о мудрости и способности к компромиссу – качествам, которыми еще и сегодня обладают далеко не все политические деятели. Государство, в большинстве случаев, появляется как инструмент в руках общественных сил, которым необходимо было решать очень важные общие проблемы (дела), которые вставали перед обществом на определенном этапе развития. Не исключено, что и в данном случае перед союзом племен стояла необходимость решения такого общего дела. Можно предположить, что таким делом была проводка торговых караванов из Балтики в Черное море («из варяг в греки»), и что этот путь был тогда под контролем Хазарского каганата. Ликвидировать это препятствие и должно было вновь созданная общественная сила. Такое объяснение не противоречит известным фактам, которыми располагает наука. А они свидетельствуют, что Рюрик прибыл в район Новгорода не как завоеватель, а как один из участников договора между равными сторонами. Впоследствии данная норма ярко проявилась в «призвании» новгородцами князей из других земель и заключении с ними «ряда». Поэтому есть основания считать природу зарождавшегося государства у славян полиэтничной (союз славянских и угорских племен) и договорной. Эти особенности сыграли важную роль в дальнейшей эволюции российской государственности. Важной характеристикой начального развития русской истории можно считать процесс интеграции славян и русов (германский этнос). Славяно- русская общность прослеживается вплоть до середины X века. В этот период наблюдается ассимиляция (поглощение) русов - растворение их в славянском мире. Уже в IX веке наблюдается языковое тождество полян (славян проживавших в районе Киева) и русов. Название «русь» стало этнонимом нарождавшейся новой народности. Русские – это те, кто относятся к русам, связаны с русами. Древнерусское государство рождалось не как результат завоевания и господства одного этноса над другим, а как сложная полиэтническая 10 система, в которой каждый элемент, на основе принципа дополнения, играл важную структурообразующую роль в процессе зарождения и становления молодого восточнославянского государства.

Информация о работе Великое переселение народов. Крещение Руси. Становление абсолютизма