Великое переселение народов. Крещение Руси. Становление абсолютизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:47, контрольная работа

Описание работы

Первые люди на территории России – 100 тысяч лет назад. Первые колонии, основанные греками, появились в 7- 5 вв. до н. э. В 5 веке до н. э. большинство этих колоний объединились в Босфорское царство, которое существовало до 2 века до н. э. Севернее греков жили скифы – кочевники. На территории Азербайджана в 4 веке до н. э. было образовано Скифское царство. В 3 веке они были вытеснены в Крым. Они были разгромлены готами (немецкими племенами). С востока из-за Дона устремилась новая волна кочевников – сарматов. В 3- 7 вв. н. э. в эпоху Великого Переселения народов на территории Северного Причерноморья, а позднее – между Волгой и Дунаем, хлынули гуннские племена или гунны, вышедшие из степей Забайкалья и Монголии.

Содержание работы

1. Древние народы на территории России. Великое переселение народов
2. Происхождение восточных славян. Теории их происхождения
3. Формирование государственности киевской Руси. Проблема славяно-варяжского синтеза
4. Христианизация Киевской Руси
5. Особенности социально- политического строя и феодальных отношений Киевской Руси
6. Особенности гос. системы в 9- 12 в.
7. Особенности феодальной раздробленности Древней Руси. Ее оценка в российской исторической науке
8. Отношения Руси и золотой орды: мифы и реальность
9. Особенности образования российского государства
10. Становление российского абсолютизма: общее и особенное
11. Опричнина и ее роль в установлении самодержавно-крепостической системы в России
12. Эпоха смутного времени. Причины сущность, последствия
13. Этапы закрепощения русского крестьянства

Файлы: 1 файл

Древние народы на территории России.docx

— 100.04 Кб (Скачать файл)

С изменением положения князя изменяется и положение остальных слоев  населения. Служба у князя для  свободного человека всегда была делом  добровольным. Теперь бояре и дети боярские получают возможность выбирать, какому князю служить, что было зафиксировано  в так называемом праве отъезда. Сохраняя свои земельные владения, они должны были платить дань тому князю, в княжестве которого находились их вотчины.

 

Удельный князь

Служилые люди

Военные слуги с правом отъезда

Служилые люди без права  отъезда


 

Феодальная раздробленность как  закономерный этап исторического развития человеческого общества характеризуется  следующими факторами:

 

Положительные:

  • Рост городов, ремесла и торговли;
  • Культурное и хозяйственное развитие отдельных земель.

Отрицательные:

  • Слабая центральная власть;
  • Самостоятельность местных князей и боярства;
  • Распад государства на отдельные княжества и земли;
  • Уязвимость для внешних врагов.

 

С XV века появляется новая форма  службы - поместная. Поместье - земля, держатель  которой должен был нести обязательную службу в пользу князя и не пользовался  правом отъезда. Такое владение называется условным, так как владелец поместья не являлся его собственником в полном объеме. Он владел им, только пока длилась его служба. Князь мог передать поместье другому, отобрать совсем, сохранить владение под условием службы сыновей помещика.

Вся земля княжества делилась на государственную ("черную"), дворцовую (принадлежащую лично князю), боярскую (вотчины) и церковную.

 

Земли княжества

Государственные земли

Дворцовые земли

Частные боярские земли

Церковные земли


 

На земле проживали свободные  общинники, имевшие, так же как и  бояре, право перехода от одного землевладельца к другому. Этим правом не пользовались только лично зависимые люди - пашенные холопы, закупы, челядь.

 

8. Отношения Руси  и золотой орды: мифы и реальность

 

До начала XII в. территорию, где живут современные монголы, населяли собственно монголы, найманы, татары и многие другие племена, ведшие между собой постоянные войны. Во второй половине XII в. борьба за объединение  монгольских племен и создание единого  Монгольского государства особенно обострилась. В 1206 г. Чингисхан на всемонгольском курултае был провозглашен ханом  всей Монголии. Единое Монгольское  государство представляло собой  абсолютную военно-феодальную монархию, организованную по десятичной системе. Вся территория страны была разделена  на два больших округа, которые  в свою очередь делились на “тьмы” (с населением по 10 тыс. человек каждая), “тысячи”, “сотни” и “десятки”. Во главе этих военно-административных подразделений стояли преданные  Чингисхану нукеры. Приблизительно в 1219 г. монгольские войска вторглись  в Среднюю Азию. Этот поход стал начальным этапом завоевания монголами стран Западной Азии и Восточной Европы. 10- 20гг. 13в. покорили Китай; завоевывают Иран и проходят по берегу Каспийского моря Северного Кавказа.

Русь и орда в XIII – XV вв.

Начало политической истории  Золотой Орды относится к 1243 году, когда Батый возвратился из похода в Европу. В этом же году великий  князь Ярослав первым из русских  правителей прибыл в ставку монгольского хана за ярлыком на княжение. Монголы  сохраняли местные династии, не размещали  воинские гарнизоны, не совершали гонений  на церковь. Князья были вассалами Батыя  и его наследников. Монголы использовали систему заложничества. 1257- 1259- перепись русского населения для сбора  дани. Главный вид дани, собиравшейся серебром, называется ордынский выход. Всего было 14 видов дани, в том  числе и дань кровью (юношей забирали в монгольскую армию). Сначала  дань собирали баскаки, после восстаний - князья. Отношения Руси с Ордой  приняли предсказуемые и устойчивые формы - рождается явление, получившее название "монгольского ига". При  этом, однако, практика периодических  карательных походов не прекращалась до 14 века. Многие русские князья подверглись  террору и запугиванию с целью  не допустить с их стороны антиордынских  выступлений. Деятельность православной епархии в Орде не прошла даром. После 1318 года на Русь двинулся поток православных татар. Они в большинстве своем  принимались на военную службу к  московскому князю, находившемуся  в союзе с православной церковью. Москва затмила могуществом другие княжества, получив в свою дружину  воинов, не имевших себе равных за счет совершенной боевой выучки и особой воинской солидарности. Уже в конце 13 века сбор дани Орда передала русским  князьям, что облегчало им возможности  для финансового и политического  маневрирования. Иван Калита и другие потомки Александра Невского продолжали проводить политику "смиренной  мудрости", постепенно накапливая предпосылки  для перелома в происходящем. Золотая  Орда разделилась на 2 части по Волге. 1371 дань более не выплачивалась Донским. Мамаю необходимо было вновь завоевывать Русь. Перелом произошел в 1380 году, когда на Куликовом поле московское войско, вбирая в себя массы добровольцев из всех русских земель, выступило против ордынского темника Мамая, поддержанного Литвой и Генуей. Значения: Руси удалось отстоять свои интересы, меняются отношения Орды и Руси, на открытые сражения монголы не выходили, дань, восстановленная после 1382, приобретает роль откупа, усиление московского войска, идея объединения становится доминирующей. После присоединения Новгородской земли Московское княжество превратилось в большое и сильное государство. К этому времени Золотая Орда распалась. От неё отделились Казанское, Астраханское, Крымское и Сибирское ханства, жившие в постоянной вражде между собой. Заключив союз с крымским ханом Менгли-Гиреем, Иван III начал готовиться к разрыву с Ордой. В 1478 году Иван III в присутствии московских бояр и ордынских послов разорвал и растоптал договор с Ордой, заявив, что больше не будет подчиняться хану и платить дань. Ханских послов выгнали из Москвы. Ордынское иго оказало мощное воздействие на ход русской истории. Через 200 лет после создания ханом Батыем монгольского государства оно распалось на несколько составных: Большую Орду, Астраханское, Казанское, Крымское, Сибирское ханства, Ногайскую Орду. В то же самое время Московская Русь - напротив - консолидировалась и набирала мощь. После распада Золотой Орды ее геополитическое наследство неизбежно должно было кому- то перейти - оно перешло к Руси.

Основные  даты и события: 1237—1240 гг. — походы Батыя на Русь; 1380 г. — Куликовская битва; 1480 г. — стояние на реке Угре, ликвидация ордынского господства на Руси.

Основные  термины и понятия: иго; ярлык; баскак.

Исторические  деятели: Батый; Иван Калита; Дмитрий Донской; Мамай; Тохтамыш; Иван III.

План ответа: 1) основные точки зрения на характер взаимоотношений Руси и Орды в XIII—XV вв.; 2) особенности хозяйственного развития русских земель под властью монголо-татар; 3) изменения в организации власти на Руси; 4) Русская Православная Церковь в условиях ордынского владычества; 5) последствия господства Золотой Орды на русских землях.

Материал  к ответу: Проблемы ордынского владычества вызывали и продолжают вызывать в отечественной исторической литературе разные оценки и точки зрения.

1. С. М. Соловьев, В. О.  Ключевский и большинство историков à Иго для Руси являлось большим бедствием

Иго - система отношений  завоевателей (монголов) и побежденных (русских), которая проявлялась в:

  • Политической зависимости русских князей от ханов Золотой Орды, выдававших ярлыки (грамоты) на право княжения в русских землях;
  • Даннической зависимости Руси от Орды. Русь платила дань Золотой Орде (продовольствием, ремесленными изделиями, деньгами, невольниками);

—Военной зависимости — поставкой русских воинов в монгольские войска.

2. Н. М. Карамзин отмечал,  что монголо-татарское господство  на Руси имело одно важное  положительное последствие —  оно ускорило объединение русских  княжеств и возрождение единого  Российского государства. Это  дало основание некоторым историкам  более позднего времени говорить  о положительном влиянии монголов.

3. А. Фоменко, В. Носовский  считают, что монголо-татарского  ига вообще не было. Взаимодействие  русских княжеств с Золотой  Ордой больше напоминало союзнические  отношения: Русь платила дань (причем ее размер был не  столь велик), а Орда взамен  обеспечивала безопасность границ  ослабленных и разрозненных русских  княжеств.

Думается, каждая из этих точек  зрения охватывает лишь часть проблемы. Следует различать понятия «нашествие»  и «иго»: в первом случае речь идет о Батыевом нашествии, разорившем Русь, и о тех мерах, которые время  от времени предпринимали монгольские  ханы в отношении непокорных князей; во втором — о самой системе  взаимоотношений между русскими и ордынскими властями и территориями.

Русские земли рассматривались  в Орде как обладавшая известной  долей самостоятельности часть  ее собственной территории. Княжества  были обязаны платить довольно значительную дань Орде (ее платили даже те земли, которые не были захвачены ордынцами); при подготовке к новым походам  ханы требовали от русских князей не только денег, но и солдат; наконец, «живой товар» из русских земель высоко ценился на невольничьих рынках Орды.

Русь оказалась лишена прежней независимости. Князья могли  править, лишь получив ярлык на княжение. Монгольские ханы поощряли многочисленные конфликты и усобицы между  князьями. Поэтому, стремясь получить ярлыки, князья были готовы идти на любые  шаги, что постепенно меняло сам  характер княжеской власти в русских  землях.

Вместе с тем ханы не покушались на позиции Русской Православной Церкви — они, в отличие от немецких рыцарей в Прибалтике, не мешали подвластному им населению верить в  собственного Бога. Это, несмотря на тяжелейшие условия иноземного господства, позволило  сохранить, национальные обычаи, традиции, менталитет. Хозяйство русских княжеств после периода полного разорения  восстанавливалось довольно быстро, а с начала XIV в. начало стремительно развиваться. С этого же времени  в городах возрождается каменное строительство, началось восстановление разрушенных во время нашествия  храмов и крепостей. Установленная  и фиксированная по размеру дань вскоре уже не считалась тяжким бременем. А со времен Ивана Калиты значительная часть собранных средств направлялась на внутренние нужды самих русских  земель.

Форма зависимости. После  нашествия Русь попала в зависимость  от монгольского государства, получившего  в дальнейшем название Золотая Орда и простиравшегося от Карпат до Западной Сибири и Хорезма. Его столицей был  основанный Батыем в низовьях Волги  город Сарай. Монголы были обессилены, а кроме того, русские земли, покрытые лесом, казались кочевникам дикими и  непригодными для скотоводства. Поэтому  Русь сохранила свои внутренние порядки.

Ее экономическая зависимость  ограничивалась выплатой дани (т. н. "ордынского выхода", который до начала Х1У  в. собирали специальные уполномоченные хана - баскаки), чрезвычайных поборов, а также назначением великого князя владимирского ханом, который  становился для русских князей верховным  сюзереном - "царем" по терминологии того времени. От налогов освобождалось  только духовенство, а также ученые, врачи и нищие. Монголы провели  перепись русского населения - "число", чтобы иметь возможность учитывать  подворную дань.

Политическая и военная  зависимость. Кроме того русские  воины по приказу верховного правителя  вынуждены были участвовать в  военных действиях на стороне  монголов, зачастую далеко за пределами  Руси. Лишь Александру Невскому удалось  добиться от хана уступки, освобождающей  от этой повинности "кровью".

Русь, сохраняя свою государственность, стала частью Золотой орды - сначала  западного улуса монгольской  империи, а к 80- им гг. XIII в. самостоятельного государства. Вассальная зависимость  русских князей от ордынского хана проявлялась в получении "старшего" русского князя ярлыка на Великое  княжение Владимирское.

Политическое развитие Руси под игом. Первым князем, получившим в Орде ярлык на великое княжение стал брат погибшего Юрия - Ярослав  Всеволодович, вскоре отравленный в  Каракоруме из- за политических интриг.

К середине Х111 в. среди русских  князей сложились две группировки. Одна во главе с Андреем Ярославичем (великий князь владимирский с 1249 по 1252 гг. ) и Даниилом Романовичем  Галицким, поддерживаемая князьями западных наименее пострадавших от нашествия  земель, выступила против признания  зависимости от Орды. Другая, куда входили  в основном князья северо-восточной  Руси, склонялась к соглашению. Эту  позицию поддерживала и церковь, получившая от завоевателей ряд привилегий и подозрительно относящаяся  к расчетам представителей антимонгольской  группировки на соглашение с западными  странами и папской курией. Политику компромисса с Ордой стал активно  проводить в жизнь Александр  Невский. Считая гибельным открытое противостояние монголам, он надеялся использовать их мощь для борьбы с  западной католической опасностью, которая  в сознании людей той эпохи  воспринималась как более серьезная  угроза православной вере, а следовательно, и существованию самой Руси. К  тому же и Запад подталкивал Русь к борьбе, способной полностью  истощить ее силы, из- за опасений новых  походов монголов, не собираясь при  этом оказывать ей реальную военную  помощь.

По словам русского историка- эмигранта Г. В. Вернадского: - "Александр  Невский, дабы сохранить религиозную  свободу, пожертвовал свободой политической, и два подвига Александра - его  борьба с Западом и его смирение перед Востоком - имели единственную цель - сбережение православия как  источника нравственной и политической силы русского народа").

С помощью татар Александр  сверг своего брата Андрея и получил  ярлык на великое княжение (1252- 1263). Ему приходилось подавлять народные антиордынские движения, вызванные  переписью населения. (Одно из них  вспыхнуло в 1257 г. в Новгороде  под руководством его сына Василия). Однако, несмотря на это, он остался  в памяти народа мудрым правителем и защитником земли русской.

Информация о работе Великое переселение народов. Крещение Руси. Становление абсолютизма