Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 16:04, курсовая работа
Целью данной работы является изучение жизни, деятельности и творческого наследия Михаила Васильевича Ломоносова как выдающегося деятеля нашей страны в XVIII веке.
Для достижения указанной цели использовались следующие задачи: выявить вклад М.В. Ломоносова в развитие российского образования и науки; раскрыть значимость идей ученого в современном мире; исследовать наследие деятеля; расширить свой кругозор.
При написании курсовой работы были применены следующие методы:
Теоретический анализ и синтез
Исторический
Индукция и дедукция
Обобщение
Сравнение
ВВЕДЕНИЕ
В 2011 году исполнилось 300 лет со дня рождения Ломоносова (19.11.1711 – 15.04.1765). «Гений» М.В Ломоносова проявился в его многогранном таланте: он был литератором, поэтом, языковедом, историком, географом, геологом, металлургом, физиком, астрономом, химиком, художником, педагогом.
Ломоносов – наиболее замечательный
деятель дореволюционной
Он был первопроходцем не только в науке. Основополагающей была его роль в истории отечественной словесности. Известно, что современники воспринимали Ломоносова, прежде всего как поэта. Сочетание научного и поэтического дара в одном человеке – редчайшее явление. Для Ломоносова же эта взаимосвязь была органична: он не только чередовал свои научные занятия с поэтическими, но, что гораздо важнее, совмещал их.
Ломоносов-учёный не просто развивает широкий круг областей знаний (химия, физика, геология, история, филология и т.д.), но и шаг за шагом, кирпичик за кирпичиком (чтение лекций и публикация трудов на русском языке, перевод иностранной научной литературы, редактирование научных журналов, создание химической лаборатории и стекольного завода) возводит здание науки как нового для тогдашней России института. Из его многочисленных дел, идей и начинаний особенно плодотворным и перспективным проектом стал Московский университет. Колоссальный научный потенциал и научные достижения Ломоносова стали крепким фундаментом и мощным импульсом для развития созданного им первого российского университета и его научных школ, получивших мировое признание.
Вот почему опыт Ломоносова - его жизнь и борьба, его литературное, философское, естественнонаучное наследие - обладает для нас не только исторической, но и вполне актуальной ценностью.
Работа состоит из трех частей, в первой из которых говорится о пути Ломоносова к науке, его биографии, во второй о научной деятельности Ломоносова в области химии, физики, истории, в третьей о вкладе Ломоносова в образование.
Целью данной работы является изучение жизни, деятельности и творческого наследия Михаила Васильевича Ломоносова как выдающегося деятеля нашей страны в XVIII веке.
Для достижения указанной цели использовались следующие задачи: выявить вклад М.В. Ломоносова в развитие российского образования и науки; раскрыть значимость идей ученого в современном мире; исследовать наследие деятеля; расширить свой кругозор.
При написании курсовой работы были применены следующие методы:
1 ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ
Михайло Васильевич Ломоносов
родился на Большом острове, расположенном
на Северной Двине, прямо против Холмогор
19 ноября 1711 года в среде сильных,
сметливых людей, хорошо знавших
природу в её полярных проявлениях
и часто общавшихся с путешественниками-
С 9-10 лет Михаил
Ломоносов был с отцом почти
во всех плаваниях. Учился
у отца его ремеслу, постигал
вековую мудрость поморов, и
в это время – пусть сам
он того и не сознавал –
закладывались основы его
Заниматься науками в
доме родителей становилось труднее,
Положение казалось совсем безвыходным, и тогда Михайло решается на отчаянный шаг. «Неявным образом», т. е. тайком от отца, он получает в декабре 1730 года в Холмогорской воеводской канцелярии паспорт, где было указано, что Ломоносов «отпущен к Москве и к морю до сентября месяца предбудущего 1731 года». [1, с. 18-19]
Январь 1731 года. Михайло Ломоносов в Москве. Ему очень хотелось попасть в «школу математицких и навигацких наук». Но ее перевели в Петербург и преобразовали в Морскую академию. Оставшаяся в Москве школа превратилась в обычную цифирную, где учили письму, чтению, началам геометрии и черчению, но Михайло все это уже знал.
Была в Москве еще Славяно-греко-латинская академия, однако указом Синода от 1728 года было предписано «… крестьянских детей… впредь не принимать». [1, с. 20] Ломоносов идет на риск: он объявляет себя сыном холмогорского дворянина, а его блестящие знания в грамоте и арифметике легко убеждают чиновников академии в его принадлежности к дворянскому сословию. Ломоносова принимают в академию. За полтора года он закончил четыре низших класса, а за следующие два с половиной года – классы пиитики, риторики и логики, на которые отводилось пять лет; в последний год в академии он уже перешел в высший класс – философии.
Учеба в Славяно-греко-латинской академии много дала Ломоносову. Он хорошо овладел латынью и греческим языком, изучил античную поэзию и произведения Аристотеля, Платона, Плутарха, Демосфена, других древних и средневековых авторов. В богатой академической библиотеке он впервые познакомился с книгами крупных ученых по математике и физике, с трудами Лейбница, Бэкона, Декарта, с русскими летописями.
Трудом и талантом первые рубежи в науке были взяты, но перед Ломоносовым все острее вставал вопрос: а что же дальше?
В 1734 году организатор географических экспедиций, автор «Атласа Всероссийской степи» И. К. Кириллов готовил экспедицию в «киргиз-кайсацкие степи». В ее составе предусматривались «берг-проберист» (геолог), аптекарь, хирург, ботаник, живописец, инженеры и другие специалисты, а кроме того, «ученый священник». Узнав о том, Ломоносов стал проситься в экспедицию на эту должность, для чего вынужден был назваться теперь сыном священника. Кириллов, познакомившись с ним, остался доволен и заявил, что согласен взять его с собой. Но при опросе перед посвящением выясняется, что необходимо письменное свидетельство холмогорских чиновников о том, что отец Ломоносова – священник в Холмогорах. Все это грозило экзекуцией, сдачей в рекруты, а то и каторгой. Ломоносов нашел единственный выход: он сознается, что он «дворцовый крестьянский сын», что «сказался поповичем по простоте своей» и желает далее учиться «в оной же Академии». Гроза миновала, Ломоносов остался студентом академии.
В 1735 году по просьбе Академии наук Синод разрешает отобрать из числа учащихся Славяно-греко-латинской академии 20 наиболее способных и направить в Петербург. Исходя из требований, удалось набрать лишь 12 студентов, в их числе был и Ломоносов.
В конце декабря
1735 года новоиспеченные студенты
Петербургского академического
университета прибыли в
Подготовка и оформление нужных бумаг затянулись до осени 1736 года, а пока Ломоносов и его спутники – студенты Д. И. Виноградов и Г. Рейзен – усердно изучают немецкий язык. Наконец все позади – сборы, прощание с друзьями, с Петербургом, долгое путешествие, и 3 ноября 1736 года трое российских студентов прибыли в г. Марбург; начался новый – почти пятилетний – этап на пути Ломоносова к высотам науки.
В июле 1739 года закончилась учеба Ломоносова в Марбугском университете. Марбургский период жизни Ломоносова – это напряженный, самостоятельный труд над книгами Галилея, Декарта, Ньютона, Бейля, Бургаве и других, работа в лабораториях, осмысление опытов видных европейских ученых. Здесь, в Марбурге, Ломоносов встретил девушку, с которой свяжет свою жизнь, - пройдет совсем немного времени и Елизавета-Христиана Цильх станет его женой. Одним словом, покидал он Марбург с самыми добрыми чувствами.
По распоряжению Академии путь Ломоносова и его товарищей теперь лежал в Саксонию, в город Фрейберг, где им предстояло постигать горное дело. Фрейберг был одним из крупнейших центров горной промышленности и металлургии. Трудно было подыскать лучшее место для обучения премудростям горной науки. Новый наставник Ломоносова – ученый-специалист И. Генкель был не столь прост в обращении и не так добр к студентам, как Вольф. Генкель был, прежде всего, ученым-практиком, не понимал и не принимал многие новые веяния в науке, не помышлял о теоретических обобщениях. Не раз он едко высмеивал, а иногда и резко отчитывал Ломоносова за его стремление отойти от «чистого» опыта, попытаться понять суть и взаимосвязь явлений, вывести научную закономерность. Ломоносов, будучи человеком прямым, также резко отвечал своему учителю, из-за чего между ними возникали столкновения. Мелочная опека во всем, высокомерие наставника, научные разногласия с ним привели к тому, что Ломоносов в конце 1739 года уезжает из Фрейберга. За недолгое время учения у Генкеля Ломоносов, однако, сумел достаточно основательно освоить минералогию, горное дело и металлургию. Во время учения во Фрейберге он бывал на заводах и обогатительных фабриках, спускался в рудники, подробно изучал расположение и устройство шахт, систему креплений, вентиляции, конструкции подземных машин и т.п. уже в ту пору Ломоносов задумался над тем, как облегчить горняцкий труд, усовершенствовать горную технику. В его сознании все явственнее выступает идея о необходимости прочной связи науки и практики. [7, с. 25]
Покинув Фрейберг, Ломоносов целый год самостоятельно странствовал по рудникам Германии, в Гессене и Зигене, побывал в Голландии – в Гааге и Роттердаме. В своих скитаниях Ломоносов неоднократно пытается свидеться с российскими дипломатами, чтобы вернуться домой. Но ему долго не везет, лишь летом 1741 года, с помощью все того же Вольфа. Ломоносов получает возможность возвратиться на родину.
Пять лет учения и напряженного труда над трактами и книгами, опыты в лабораториях, работа в рудниках, на заводах, в солеварнях, знакомство с новыми гипотезами и научными достижениями открыли Ломоносову настоящие врата науки, сформировали его как исследователя, теоретика и практика. Благодаря приобретенным знаниям и опыту Ломоносов возвращался в Россию подлинным ученым, специалистом во многих областях.
После возвращения в Россию
до января 1742 года Ломоносов числился
студентом в Академии, выполняя разную
случайную и неблагодарную
По совету и проекту М. В. Ломоносова в 1755 г. в Москве был открыт университет, ставший затем одним из основных очагов русского просвещения и науки.
В последнее десятилетие
жизни М. В. Ломоносова с особой силой
проявился его глубочайший
Умер М. В. Ломоносов от случайной простуды 15 апреля 1765 года, в возрасте 54 лет и похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.
2 НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
2.1 Деятельность в области химии
Химия занимала в деятельности Ломоносова одно из центральных мест, он носил звание академика именно по химии.
Он впервые стал называть химию наукой, в то время как западноевропейские химики еще определяли ее как «искусство разложения тел смешанных на их составные части или искусство соединения составных частей в тела», как писал в своих «Основаниях химии» Георг Шталь (1723) и многие другие до самого конца XVIII века. А для Ломоносова химия — «наука изменений» — учение о процессах, происходящих в телах. Это ломоносовское определение химии близко современному ее пониманию. Для всех химия была ремеслом, «искусством». Для Ломоносова химия — наука. Для всех цель химии — разложение и соединение тел. Для Ломоносова цель химии — изучение веществ и их изменений. Для всех теоретическая часть химии состояла в собрании предвзятых идей, доставшихся в наследство от прошлого, опиравшихся только на авторитет их авторов, практическая же часть — в голом описании разрозненных, не связанных между собой фактов. Для Ломоносова «в химии все высказываемое должно быть доказано», как это принято в настоящей науке. Для него «истинный химик должен быть теоретиком и практиком» [3, с. 14]
Информация о работе Вклад М.В. Ломоносова в развитие российской истории