Вклад М.В. Ломоносова в развитие российской истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение жизни, деятельности и творческого наследия Михаила Васильевича Ломоносова как выдающегося деятеля нашей страны в XVIII веке.
Для достижения указанной цели использовались следующие задачи: выявить вклад М.В. Ломоносова в развитие российского образования и науки; раскрыть значимость идей ученого в современном мире; исследовать наследие деятеля; расширить свой кругозор.
При написании курсовой работы были применены следующие методы:
Теоретический анализ и синтез
Исторический
Индукция и дедукция
Обобщение
Сравнение

Файлы: 1 файл

Курсовая ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ.docx

— 55.28 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В 2011 году исполнилось 300 лет  со дня рождения Ломоносова (19.11.1711 – 15.04.1765). «Гений» М.В Ломоносова проявился в его многогранном таланте: он был литератором, поэтом, языковедом, историком, географом, геологом, металлургом, физиком, астрономом, химиком, художником, педагогом.

Ломоносов – наиболее замечательный  деятель дореволюционной русской  культуры. В короткий срок он достиг вершин мировой культуры, произвел переворот в русской поэзии, поставил и разрешил величайшие научные проблемы, заложил основы естествознания, опередив на целое столетие своих ученых современников. Он основоположник российской науки, самая значительная фигура в её истории, непревзойдённая по значимости вклада – как фундаментального, так и прикладного – в самые разные отрасли знания: химию, физику, астрономию, геологию, географию, историю, филологию… Поднявшись к вершинам науки, он не только понял роль, которую она должна сыграть в развитии России, но и посвятил этому всю свою жизнь.

Он  был первопроходцем не только в науке. Основополагающей была его роль в истории отечественной  словесности. Известно, что современники воспринимали Ломоносова, прежде всего как поэта. Сочетание научного и поэтического дара в одном человеке – редчайшее явление. Для Ломоносова же эта взаимосвязь была органична: он не только чередовал свои научные занятия с поэтическими, но, что гораздо важнее, совмещал их. 

Ломоносов-учёный не просто развивает широкий круг областей знаний (химия, физика, геология, история, филология и т.д.), но и шаг за шагом, кирпичик за кирпичиком (чтение лекций и публикация трудов на русском языке, перевод иностранной научной литературы, редактирование научных журналов, создание химической лаборатории и стекольного завода) возводит здание науки как нового для тогдашней России института.  Из его многочисленных дел, идей и начинаний особенно плодотворным и перспективным проектом стал Московский университет. Колоссальный научный потенциал и научные достижения Ломоносова стали крепким фундаментом и мощным импульсом для развития созданного им первого российского университета и его научных школ, получивших мировое признание.

Вот почему опыт Ломоносова - его жизнь и борьба, его литературное, философское, естественнонаучное наследие - обладает для нас не только исторической, но и вполне актуальной ценностью.

Работа состоит из трех частей, в первой из которых говорится  о пути Ломоносова к науке, его  биографии, во второй о научной деятельности Ломоносова в области химии, физики, истории, в третьей о вкладе Ломоносова в образование.

Целью данной работы является изучение жизни, деятельности и творческого  наследия Михаила Васильевича Ломоносова как выдающегося деятеля нашей  страны в XVIII веке.

Для достижения указанной  цели использовались следующие задачи: выявить вклад М.В. Ломоносова в  развитие российского  образования  и науки;  раскрыть значимость идей ученого в современном мире; исследовать  наследие деятеля; расширить свой кругозор.

При написании курсовой работы были применены следующие методы:

  1. Теоретический анализ и синтез
  2. Исторический
  3. Индукция и дедукция
  4. Обобщение
  5. Сравнение

 

 

 

 

1 ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ 

 

Михайло Васильевич Ломоносов  родился на Большом острове, расположенном  на Северной Двине, прямо против Холмогор 19 ноября 1711 года в среде сильных,  сметливых людей, хорошо знавших  природу в её полярных проявлениях  и часто общавшихся с путешественниками-иностранцами. [8,с. 24] Отец М. В. Ломоносова - помор Василий Дорофеевич, владелец нескольких судов, ходивший на них за рыбой в Белое море и в Ледовитый океан. Мать - Елена Ивановна Сивкова - дочь дьякона из тамошних мест.

 С 9-10 лет Михаил  Ломоносов был с отцом почти  во всех  плаваниях. Учился  у отца его ремеслу, постигал  вековую мудрость поморов, и  в это время – пусть сам  он того и не сознавал –  закладывались основы его грядущих  трудов, опытов и научных исканий. Юного Ломоносова отличало от сверстников  то, что он не просто «смотрел» на окружающий мир, природный свободный ум сам стремился к впечатлениям и познанию, к разгадке тайн природы. И чем больше было впечатлений, тем сильнее было желание знать, объяснить, почему все так, а не иначе. А эти знания могли дать только книги. И Михайло постигает грамоту.

Заниматься науками в  доме родителей становилось труднее,  а когда отец Василий Дорофеевич в 1724 году женился в 3 раз, при новой мачехе  жить Михайле в отцовском доме стало совсем худо.  Отец и слышать не хотел о какой-либо учебе сына, видя в нем единственного наследника, будущего помора промышленника.

Положение казалось совсем безвыходным, и тогда Михайло  решается на отчаянный шаг. «Неявным образом», т. е. тайком от отца, он получает в декабре 1730 года в Холмогорской воеводской канцелярии  паспорт, где было указано, что Ломоносов  «отпущен к Москве и к морю до сентября месяца предбудущего 1731 года». [1, с. 18-19]

Январь 1731 года. Михайло Ломоносов  в Москве. Ему очень хотелось попасть  в «школу математицких и навигацких наук». Но ее перевели в Петербург и преобразовали в Морскую академию. Оставшаяся в Москве школа превратилась в обычную цифирную, где учили письму, чтению, началам геометрии и черчению, но Михайло все это уже знал.

Была в Москве еще Славяно-греко-латинская  академия, однако указом Синода от 1728 года было предписано «… крестьянских детей… впредь не принимать». [1, с. 20] Ломоносов идет на риск:  он объявляет себя сыном холмогорского дворянина, а его блестящие знания в грамоте и арифметике легко убеждают чиновников академии в его принадлежности к дворянскому сословию. Ломоносова принимают в академию. За полтора года он закончил  четыре низших класса, а за следующие два с половиной года – классы пиитики, риторики и логики, на которые отводилось пять лет; в последний год в академии он уже перешел в высший класс – философии.

Учеба в Славяно-греко-латинской  академии много дала Ломоносову. Он хорошо овладел латынью и греческим  языком, изучил античную поэзию и произведения Аристотеля, Платона, Плутарха, Демосфена, других древних и средневековых  авторов. В богатой академической  библиотеке он впервые познакомился с книгами крупных ученых по математике и физике, с трудами Лейбница, Бэкона, Декарта, с русскими летописями.

Трудом и талантом первые рубежи в науке  были взяты, но перед  Ломоносовым все острее вставал  вопрос: а что же дальше?

В 1734 году организатор географических экспедиций, автор «Атласа Всероссийской  степи» И. К. Кириллов готовил экспедицию в «киргиз-кайсацкие степи». В ее составе предусматривались «берг-проберист» (геолог), аптекарь, хирург, ботаник, живописец, инженеры и другие специалисты, а кроме того, «ученый священник». Узнав о том,  Ломоносов стал проситься в экспедицию на эту должность, для чего вынужден был назваться теперь сыном священника. Кириллов, познакомившись  с ним, остался доволен и заявил, что согласен взять его с собой. Но при опросе перед посвящением выясняется, что необходимо письменное свидетельство холмогорских чиновников о том, что отец  Ломоносова – священник в Холмогорах. Все это грозило экзекуцией, сдачей в рекруты, а то и каторгой. Ломоносов нашел единственный выход: он сознается, что он  «дворцовый крестьянский сын», что «сказался поповичем по простоте своей» и желает далее учиться «в оной же Академии». Гроза миновала, Ломоносов остался студентом академии.

В 1735 году по просьбе Академии наук Синод разрешает отобрать из числа учащихся  Славяно-греко-латинской  академии 20 наиболее способных и  направить в Петербург. Исходя из требований, удалось набрать лишь 12 студентов, в их числе был и  Ломоносов.

 В конце декабря  1735 года новоиспеченные студенты  Петербургского академического  университета прибыли в столицу  Российской империи. Но приехавшие  из Москвы студенты «находились  без ученья», поскольку лекции  в академическом университете  не читались.[1, с. 23] Академия наук не знала, куда определить студентов и практически ничем не поддерживала их, и жили Ломоносов и его друзья в крайней нужде. Однако тут выпал случай, который во многом предопределил всю дальнейшую жизнь Ломоносова. Академия наук испытывала острую нужду в химиках и специалистах горного дела, которые требовались в экспедициях. Тогда и было решено отобрать самых способных студентов среди присланных из Москвы и направить их в Германию для обучения нужным дисциплинам. Среди трех отобранных оказался Ломоносов.

Подготовка и оформление нужных бумаг затянулись до осени 1736 года, а пока Ломоносов и его  спутники – студенты Д. И. Виноградов и Г. Рейзен – усердно изучают немецкий язык. Наконец все позади – сборы, прощание с друзьями, с Петербургом, долгое путешествие, и 3 ноября 1736 года трое российских студентов прибыли в г. Марбург; начался новый – почти пятилетний – этап на пути Ломоносова к высотам науки.

В июле 1739 года закончилась  учеба Ломоносова в Марбугском университете.  Марбургский период  жизни Ломоносова – это напряженный, самостоятельный труд над книгами Галилея, Декарта, Ньютона, Бейля, Бургаве и других, работа в лабораториях, осмысление опытов видных европейских ученых. Здесь, в Марбурге, Ломоносов встретил девушку, с которой свяжет свою жизнь, - пройдет совсем немного времени и Елизавета-Христиана Цильх станет его женой. Одним словом, покидал он Марбург с самыми добрыми чувствами.

По распоряжению Академии путь Ломоносова и его товарищей  теперь лежал в Саксонию, в город  Фрейберг, где им предстояло постигать горное дело. Фрейберг был одним из крупнейших центров горной промышленности и металлургии. Трудно было подыскать лучшее место для обучения премудростям горной науки.  Новый наставник Ломоносова – ученый-специалист И. Генкель был не столь прост в обращении и не так добр к студентам, как Вольф. Генкель был, прежде всего, ученым-практиком, не понимал и не принимал многие новые веяния в науке, не помышлял о теоретических обобщениях. Не раз он едко высмеивал, а иногда и резко отчитывал Ломоносова за его стремление отойти от «чистого» опыта, попытаться понять суть и взаимосвязь явлений, вывести научную закономерность.  Ломоносов, будучи человеком прямым, также резко отвечал своему учителю, из-за чего между ними возникали столкновения. Мелочная опека во всем, высокомерие наставника, научные разногласия с ним привели к тому, что Ломоносов в конце 1739 года уезжает из Фрейберга. За недолгое время учения у Генкеля Ломоносов, однако, сумел достаточно основательно освоить минералогию, горное дело и металлургию. Во время учения во Фрейберге он бывал на заводах и обогатительных фабриках, спускался в рудники, подробно изучал расположение и устройство шахт, систему креплений, вентиляции, конструкции подземных машин и т.п. уже в ту пору Ломоносов задумался над тем, как облегчить горняцкий труд, усовершенствовать горную технику. В его сознании все явственнее выступает идея о необходимости прочной связи науки и практики. [7, с. 25]

  Покинув Фрейберг, Ломоносов целый год самостоятельно странствовал по рудникам Германии, в Гессене и Зигене, побывал в Голландии – в Гааге и Роттердаме. В своих скитаниях Ломоносов неоднократно пытается свидеться с российскими дипломатами, чтобы вернуться домой. Но ему долго не везет, лишь летом 1741 года, с помощью все того же Вольфа. Ломоносов получает возможность возвратиться на родину.

Пять лет учения и напряженного труда над трактами и книгами, опыты в лабораториях, работа в  рудниках, на заводах, в солеварнях, знакомство с новыми гипотезами и  научными достижениями открыли Ломоносову настоящие врата науки, сформировали его как исследователя, теоретика  и практика. Благодаря приобретенным  знаниям и опыту Ломоносов  возвращался в Россию подлинным  ученым, специалистом во многих областях.

После возвращения в Россию до января 1742 года Ломоносов числился студентом в Академии, выполняя разную случайную и неблагодарную работу. Наконец в 1742 году ему присваивают  звание адъюнкта.

По совету и проекту  М. В. Ломоносова в 1755 г. в Москве был  открыт университет, ставший затем  одним из основных очагов русского просвещения и науки.

В последнее десятилетие  жизни М. В. Ломоносова с особой силой  проявился его глубочайший патриотизм, любовь к русскому народу, русскому языку, русской истории.

Умер М. В. Ломоносов от случайной простуды 15 апреля 1765 года, в возрасте 54 лет и похоронен  на кладбище Александро-Невской лавры.

 

 

 

 

 

 

2 НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

2.1 Деятельность в области  химии

 

Химия занимала в деятельности Ломоносова одно из центральных мест, он носил звание академика  именно по химии.

Он впервые стал называть химию наукой, в то время как  западноевропейские химики еще определяли ее как «искусство разложения тел  смешанных на их составные части  или искусство соединения составных  частей в тела», как писал в  своих «Основаниях химии» Георг  Шталь (1723) и многие другие до самого конца XVIII века. А для Ломоносова химия — «наука изменений» — учение о процессах, происходящих в телах. Это ломоносовское определение химии близко современному ее пониманию. Для всех химия была ремеслом, «искусством». Для Ломоносова химия — наука. Для всех цель химии — разложение и соединение тел. Для Ломоносова цель химии — изучение веществ и их изменений. Для всех теоретическая часть химии состояла в собрании предвзятых идей, доставшихся в наследство от прошлого, опиравшихся только на авторитет их авторов, практическая же часть — в голом описании разрозненных, не связанных между собой фактов. Для Ломоносова «в химии все высказываемое должно быть доказано», как это принято в настоящей науке. Для него «истинный химик должен быть теоретиком и практиком» [3, с. 14]

Информация о работе Вклад М.В. Ломоносова в развитие российской истории