Вклад М.В. Ломоносова в развитие российской истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение жизни, деятельности и творческого наследия Михаила Васильевича Ломоносова как выдающегося деятеля нашей страны в XVIII веке.
Для достижения указанной цели использовались следующие задачи: выявить вклад М.В. Ломоносова в развитие российского образования и науки; раскрыть значимость идей ученого в современном мире; исследовать наследие деятеля; расширить свой кругозор.
При написании курсовой работы были применены следующие методы:
Теоретический анализ и синтез
Исторический
Индукция и дедукция
Обобщение
Сравнение

Файлы: 1 файл

Курсовая ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ.docx

— 55.28 Кб (Скачать файл)

Значительно расширился круг чтения. От XVII в. сохранилось очень  много книг, печатных и особенно рукописных. У царей и знатных  бояр имелись библиотеки с сотнями  книг на разных языках. Владельцами  книг были не только цари и бояре, а  так же дьяки, подьячие, купцы, рядовые  дворяне, крестьяне и даже дворовые люди. Таким образом, книга проникла во все слои русского общества. Рост образованности населения обусловил повышение книжного спроса. В течении  XVII века Печатный двор издал около 500 наименований книг, среди которых значительное место занимает светская литература. В 60-х годах в Москве открывается книжная лавка.

Большое внимание уделялось  постановке учебного дела. К 1701 году в  Москве были основаны две школы нового типа: Пушкарская (артиллерийская) и  Навигацкая. Последняя выпускала  не только моряков, но и инженеров, учителей цифирных школ, геодезистов, архитекторов и даже гражданских чиновников. В 1715 году в Петербурге была основана Морская академия. Были открыты Медицинская  школа (1707), а также инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные  школы.

В провинции начальное  образование осуществлялось в трех типах школ: 46 епархиальных, готовящих  священнослужителей; 42 цифирных – для  подготовки местных мелких чиновников; в гарнизонных школах – для  обучения солдатских детей. Помимо этого, в 1703 – 1715 годах в Москве работала особая общеобразовательная школа – гимназия пастора Э. Глюка, в которой обучали в основном иностранным языкам.

Светское образование  потребовало новых учебников. В 1703 году вышла в свет «Арифметика, сиречь наука числительная…» Л.Ф. Магницкого, в которой были введены арабские цифры вместо буквенных. Затем Магницкий  и английский математик А. Фарварсон  выпустили «таблицы логарифмов и  синусов». В создание новых учебников  и учебных пособий большой  вклад внесли Ф.П. Поликарпов, Г.Г  Скорняков-Писарев, Ф. Прокопович. [9]

 

3.2 Ломоносов как организатор  российской системы образования

 

Многие учёные внесли большой  вклад в развитие русского образования. Благодаря их стараниям, рвению, желанию  служить отечеству и народу в  России появлялись всё новые и  новые школы, гимназии, институты.  Но Ломоносов  занимает особое место  в российском образовании.

Ломоносов утверждал, что  при обучении детей следует обратить внимание на наследственные и индивидуальные способности каждого из них. Он также  выявил взаимосвязь между общим, средним и высшим образованием. Одна из важнейших заслуг Ломоносова - основание  Московского университета, где высшее образование получали не только дворяне, но и представители низших сословий.

Ломоносов опубликовал в 1757 году "Российскую грамматику", которая стала на тот момент лучшим учебником для русской школы, правила которого до сегодняшних  дней остаются неизменными.

В педагогической деятельности Ломоносова условно можно выделить ряд этапов.

Первый этап (1742-1745) непосредственно  связан с преподавательской работой  ученого. Ломоносов сделал вывод, что  большинство населения империи  неграмотно. Следует открыть ряд  школ, централизовать народное просвещение. Ломоносов отстаивал мысль о том, что все члены Академии наук должны заниматься педагогической деятельностью.

Второй этап (1745-1749) связан в основном с методической работой  ученого (уже в 1745 году Ломоносов  получил должность профессора). Одновременно с подготовкой учебных пособий  Ломоносов разрабатывает лекции на русском языке. По указу Сената от 17 октября 1745 г. о печатании перевода "Экспериментальной физики" Ломоносову предписывалось прочесть цикл лекций по физике с использованием необходимых  физических приборов. Первая лекция ученого  прошла, по отзывам современников, в  торжественной обстановке 20 июня 1746 г. На ней присутствовали "сверх  многочисленного собрания воинских и гражданских разных чинов слушателей и сам господин президент академии с некоторыми придворными кавалерами и другими знатными персонами". Значение этого факта для развития национальной науки велико, поскольку  до Ломоносова все лекции читались на латинском языке.

Занятия с гимназистами и  студентами убедили Ломоносова в  необходимости преобразования учебной  части Академии наук.

28 апреля 1746 года он подготовил  документ в академическое собрание "О привлечении семинаристов  в университет и об увеличении  числа учеников гимназии". В  документе Ломоносов предложил  отобрать студентов из семинарий  и обучать их академическим  упражнениям. Этим, по его мнению, можно приобрести "для Академии  наук звание подлинного Петербургского  университета".

Ломоносов считал также, что  гимназия должна вмещать в себя как  можно больше учеников, из числа  которых потом будут отбираться самые способные. Члены Академического собрания отвергли инициативу Ломоносова об отборе способных учеников из монастырских школ, об увеличении числа гимназистов, о широком распространении научных  знаний на русском языке.

Третий этап педагогической деятельности Ломоносова (1750- 1755) совпал с периодом, когда ученый работал  над серией документов о высшем и среднем образовании.

Четвертый этап - педагогическая деятельность Ломоносова в 1756-1765 годах. Ломоносов завершает работу над  программой развития среднего и высшего  образования в России. Программа  была построена на основе принципов  демократизма, гуманизма и народности.

В "Проекте переустройства Академии наук" Ломоносов предлагал  особо выделить тех, кому требуется "жалованье". При составлении "Проекта  регламента московских гимназий" была определена сумма содержания на каждого  гимназиста - 15 рублей в год. Эти деньги предназначались для приобретения одежды, книг и письменных принадлежностей. Кроме того, учащиеся должны быть обеспечены пищей. Но эта статья расходов не входила  в сумму содержания. Изменение  рыночных цен затрудняло составление  определенной сметы.

Ломоносов считал, что "гимназия является первой основой всех свободных  искусств и наук. Молодые люди должны приучаться там к правильному  образу мышления и добрым нравам". Но академическая гимназия не совсем соответствовала его требованиям. Главной причиной такого положения  Ломоносов называл "недоброхотство к учащимся россиянам в наставлении, в содержании и в произведении". Оно выражалось в отсутствии обучения на русском языке.

Ломоносов первым представил гимназию как прогрессивную форму  средней общеобразовательной школы, обозначил ее структуру, выделил  особые подразделения:

- российская;

- латинская;

- "первых оснований  в науках";

- "знатнейших европейских  языков".

Для каждой из них устанавливались  три класса: нижний, средний, верхний, закреплялся трехгодичный срок обучения. Ломоносовская программа образования, предусматривавшая расширение сети гимназий и школ в России, отвечала общественным интересам. Она оказала  положительное влияние на развитие народного просвещения XVIII - начала XIX века. Ломоносов явился действительно  создателем отечественной общеобразовательной  школы.

Ломоносов распространил  сочинения великого чешского педагога Я. А. Коменского, книгу которого "Видимый  мир в картинках" он считал необходимым  учебным пособием в гимназии. В  последствие конференция Московского  университета в 1756 году постановила  перевести и данную работу. В 1768 году книга вышла первым изданием, а  в 1788 году была издана вторично.

Некоторые итоги педагогической деятельности подвел сам Ломоносов  в отчете "О завершенных и  незавершенных научных и литературных работах": "В Гимназии хотя немало было гимназистов, однако в весьма бедном и бесполезном состоянии, затем что

1)жалованье им давалось  в руки, которое брали к себе  их родители или свойственники  и держали больше на себя, нежели  на школьников, так что в школы  приходили в бедных рубищах,  претерпевали наготу и стужу,  и стыдно было показать их  посторонним людям; притом же  пища их была весьма бедная, и чуть иногда хлеб с водою,  в таких обстоятельствах наука  мало шла им в голову;

2)да и времени им  к тому не было, затем что  дома должны были служить отцу  и матери для бедности, а в  Гимназию ходя по дальнему  расстоянию, теряли лучшие часы  и всегда случай имели резвиться  и от школы отгуливать.

Итак, не дивно, что через  семь лет не было произведено из Гимназии в университетские студенты ни единого человека. Ломоносов имел все основания утверждать, что  доверенные ему университет и  гимназия, "невзирая на великие соперников противления и хулу, состоят в хорошем порядке".

Таким образом, Ломоносову удалось  заложить прочный фундамент для  дальнейшего развития народного  образования в России. Его идея непрерывности начального, среднего и высшего образования во многом определила дальнейший прогресс отечественной  науки. В конце XVIII в. Сенат страны признал, что создание гимназии и  начальных училищ "весьма полезно  обществу". Но только вначале  XIX в. была осуществлена последовательная система образования - от начальной ступени до высшего учебного заведения в масштабах всей страны.

 

3.3 Создание Московского  государственного университета

 

Еще Пушкин называл Ломоносова « первым нашим университетом» [7, 211].

Создание национального  центра высшего было общенародной задачей. Выбирая место расположения университета, Ломоносов понимал, что Петербург  не подходит, потому что там было ничего не добиться. Выход  он нашел  в городе Москва. Университету было отведено здание бывшей дворцовой аптеки, на том самом месте, где ныне находится Государственный исторический музей и где, правда, на другой стороне его здания, помещена в честь этого мемориальная доска. Первыми кураторами Московского университета стали И.И. Шувалов и бывший первый президент Академии наук Л.Л. Блюментрост. Спустя некоторое время, ранним утром 26 апреля (7 мая) 1755 года открылся первый Московский университет. [2, 103]

Ломоносова не пустили  на открытие университета. Но все-таки он там оказался. Он был там в речах профессоров, подготовленных им для молодого университета. Он был там в самом факте открытия университета, в победе русской культуры. Да и университет нашел великолепный способ отблагодарить того, кому он был обязан своим существованием.

Первой большой книгой, которая была напечатана  в типографии университета, было собрание сочинений  Ломоносова. Впервые была издана книга, в которой впервые в истории  России раскрывался портрет ученого  и поэта, «низкое» происхождение  которого было известно всем. В этом издании впервые был помещен  ряд его научных, научно-популярных и публицистических работ.

Благодаря Ломоносову университет  получил демократическое направление, в нем могла развиваться передовая  материалистическая наука. Во всех университетах  мира главным факультетом был  факультет богословия, в то время  как в Московском университете не было такого факультета.

Ломоносов ввел в университет  четкое деление на три факультета: философский, медицинский и юридический. На философском факультете изучалась  физика, точные и гуманитарные науки. Он являлся обязательным для всех студентов, своего рода общеобразовательным  факультетом. Лишь окончив его, студенты могли переходить на другие факультеты или оставаться на философском для специализации по одной из изучавшихся там наук. Такое построение обучения в тех исторических условиях, когда науки были еще слабо дифференцированы, давало студентам возможность получать общее широкое образование одновременно со специальной подготовкой в области определенной науки. Что касается других факультетов, то медицинский, в отличии от современных медицинских институтов, охватывал не только медицину, но и весь комплекс естественных наук.

Благодаря стараниям Ломоносова при университете была открыта университетская  гимназия. Это было необходимо, так  как в стране отсутствовали общеобразовательные  средние школы.

Университет Ломоносову обязан тем, что только с его основанием наука заговорила полным голосом  на русском языке.

Созданная при университете собственная типография позволила  Московскому университету с 1755 года развернуть огромную работу по изданию  научной, учебной, философской, общественно-политической и художественной литературы и начать с этого же года издание второй газеты в России – «Московские  ведомости». Университетская типография издала множество книг и произведений русских авторов, а также впервые познакомила русских читателей с произведениями Шекспира и Мильтона, Мольера и Гольдони, Сервантеса и Бэкона, Яна-Амоса Коменского и Руссо.

Ломоносову университет  также обязан созданием материальной базы для научной и учебной  работы. В университете были созданы  химическая лаборатория и анатомический  театр. Благодаря чему университет  с первых же дней своего существования  имел возможность строить свою работу на сочетании лекции с экспериментом  и наблюдением.

Открытие московского  университета стало самым значимым событием в жизни России. Это событие  помогло образованию и культуре в России встать на новый уровень. Несмотря на многочисленные трудности, Московский университет за первые 150 лет своего существования внес огромный вклад в развитие российской науки  и культуры.

Информация о работе Вклад М.В. Ломоносова в развитие российской истории