Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 16:04, курсовая работа
Целью данной работы является изучение жизни, деятельности и творческого наследия Михаила Васильевича Ломоносова как выдающегося деятеля нашей страны в XVIII веке.
Для достижения указанной цели использовались следующие задачи: выявить вклад М.В. Ломоносова в развитие российского образования и науки; раскрыть значимость идей ученого в современном мире; исследовать наследие деятеля; расширить свой кругозор.
При написании курсовой работы были применены следующие методы:
Теоретический анализ и синтез
Исторический
Индукция и дедукция
Обобщение
Сравнение
Едва вернувшись из-за границы, молодой адъюнкт сразу же начинает хлопоты о создании в Академии научной химической лаборатории. Представления, просьбы, чертежи, доношения, доказательства ее необходимости, отказы, споры, проволочки, снова представления, рапорты, челобитные - и так целых пять лет. Наконец она создана, первая в России научная лаборатория, и Ломоносов с упоением и присущим ему жаром отдается работе, к сожалению, точная дата создания лаборатории не была записана.
Начались годы титанического труда, поисков, открытий. Дым и пламя плавильных печей, ядовитые испарения, анализы образцов руд, опыты с цветным стеклом, разгадывание тайны «золотого рубина», исследование процесса горения, многие тысячи собственноручно проделанных опытов.
Около 1750 года он занимался
составлением рецептуры фарфоровых
масс и заложил основы научного понимания
процесса приготовления фарфора. Он
впервые в науке высказал правильную
мысль о значении в структуре
фарфора стеклообразного
Труды Ломоносова выводят химию на подлинно научный путь и освобождают от средневековых пут, которые мешали ее развитию, оставляли в положении ремесла, которое никак не могло разделаться с фантастическими замыслами и методикой работы алхимиков средневековья.
Ломоносов «изгоняет» из химии
понятие «флогистон» и
Ломоносов установил, что открытый им Великий закон природы находится в неразрывной связи со всем его философским мировоззрением и определяет характер сделанных им многочисленных частных открытий и самого метода экспериментальной работы.
Одним из конкретных проявлений
всеобщего закона Ломоносова был
экспериментально подтвержденный им закон
сохранения вещества при химических
превращениях, установление которого
долгое время приписывалось
Занимаясь химией, Ломоносов подчеркивал ее тесную связь с другими науками и ее место и роль в развитии других наук. Он заложил основы физической химии. Устанавливая, что закон сохранения вещества простирается на правила движения, Ломоносов стремился осознать отношение вещества и движения. Заслуга Ломоносова заключалась в том, что он связал воедино принцип сохранения вещества и принцип сохранения движения.
Ломоносов был основателем физической химии. Физическая химия для Ломоносова – это «наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходило в смешанных телах при помощи химических операций». Он ввел микроскоп в практику химических исследований. Особенное внимание ученый уделил изучению растворов. В 1752-1754 годах Ломоносов читает первый в мире курс этой науки.
В 1753 году он добился ссуды и всего необходимого для фабрики в Усть-Рудице, недалеко от Ораниенбаума. Фабрика принесла много хлопот, убытков и расходов, но лишь там можно было подготовить кадры и условия для производства стекла, хрусталя, фарфора, она обеспечила смальтой Ломоносовскую мозаичную мастерскую.[2, с. 63]
Значительно опережая современную ему науку, Ломоносов выяснил природу образования каменного угля, торфа, янтаря и нефти и доказал общность процесса происхождения торфа и угля.
2.2 Ломоносов – крупнейший историк своего времени
Значение Ломоносова как
исторического деятеля
Многолетняя и целенаправленная работа с историческими источниками и исторической литературой превратила Ломоносова к 1749 г. в высокопрофессионального историка. Об уровне квалификации Ломоносова в этой области знаний свидетельствует его отношение к источникам, и этот уровень диктовался как предыдущими занятиями историей, так и всем кругом научных интересов Ломоносова, в котором он показал себя уже выдающимся ученым, в совершенстве владеющим методами научного познания.
В начале 50-х годов 18 века Ломоносов начал интенсивно заниматься историей, и уже в сентябре 1751 года он сообщил И.И. Шувалову, что работает над составлением плана “Древней Российской истории”, сейчас этот труд больше известен как "Антинорманская теория”. В июле 1758 года Ломоносов завершил работу над первым томом “Древней Российской истории”, а в сентябре был подписан указ о его печати. Выход «Древней Российской истории» стал важным событием в Русской историографии.
Ломоносов был критиком норманнской теории происхождения Российского государства. Книга, в которой он описал несостоятельность этой теории вышла в 1766 году и называлась “Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого, или до 1054 года”. [10, c. 67]
В своей работе Ломоносов пишет о том, что на территории, где позже появилось Русское государство, первоначально жили славяне и чудь, занимавшие примерно равное пространство, но с течением времени территория славян расширялась, и многие территории, занимаемые чудскими племенами, позже были населены славянами. Часть чуди присоединилась к славянам, а часть переселилась на север и на восток. Это соединение двух народов подтверждается согласием в избрании на общие владения князей варяжских, которые переселились к славянам и чуди со своими родами и множеством подданных и, соединив их, утвердили самодержавие.
Основные генетические корни российского народа составляли славяне и даже наш язык происходит от славянского и с тех пор не сильно изменился. Территория, занимаемая славянским народом, и есть главное доказательство его величества и древности. Одна Россия занимает территорию, которую нельзя сравнить ни с одним европейским государством.
Исторические взгляды Ломоносова формировались в острой борьбе против норманской теории, отрицавшей самостоятельное развитие русского народа. Ломоносов разработал историческую концепцию, в которой подчёркивал решающую роль православия, самодержавия и духовно-нравственных ценностей русского народа в формировании Российского государства; не изолировал отечественную историю от европейской, выявлял черты сходства и различий в исторической жизни разных народов.
Ломоносов выделял в русской истории периоды становления, роста, упадка и нового, более высокого подъема, и делил в связи с этим историю России на шесть периодов: 1-й период — “век древний до Рюрика”. Ему посвящена 1-я часть “Древней Российской истории”, в которой доказывается, что создателями Киевского государства являлись не скандинавские завоеватели, а местные, в основном славянские и отчасти чудские (угоро-финские) племена. 2-й период — «от призвания Рюрика до смерти Ярослава I» , ему посвящена 2-я часть “Древней Российской истории”. 3-й период— «до нашествия Батыя». 4-й период –«до княжения Ивана III», Ломоносов выделил в соответствии с утверждением, нарушением и восстановлением политического единства (“самодержавства”) и успехами Руси в борьбе против иноземных захватчиков. 5-й период -«от царствования Ивана IV до смерти Федора Алексеевича» — усиление Русского государства в связи с присоединением новых народов на востоке и западе страны. 6-й период –«от Петра I до Елизаветы Петровны»— превращение России в могучую европейскую державу на основе начавшегося просвещения российского народа.
Выдвинутая Ломоносовым теория славяно-чудского происхождения Древней Руси была принята позднейшей историографией.
2.3 Открытия в области физики
Ученому удалось во многих вопросах открыть новые пути к глубокой материалистической концепции явлений природы. Положив в основание теорию строения материи.
В своих теоретических представлениях, утверждающих материалистическую картину мира Ломоносов, как указывает историк Н.А Фигуровский, «исходил из следующих главных концепций, которые принимал в качестве бесспорных 1) атомно-молекулярной теории строения вещества; 2) кинетической теории материи и 3) принципа сохранения вещества и движения». [9 c. 206].
Ломоносов попытался дать определение материи «…материя есть то, из чего состоит тело и его сущность».
Разработанная ученым атомно-кинетическая
концепция строения вещества характеризует
единство физической картины мира,
рассматривает мир как
Выдающимся научным
К числу работ Ломоносова, посвященных атомно-кинетической концепции строения вещества и основным закономерностям природы, относятся его труды первой половины 40-х годов: «Опыт теории о нечувствительных частицах тел», «О составляющих природные тела нечувствительных физических частицах», «Заметки о тяжести тел» и др. В его работах были сделаны первые шаги в раскрытии диалектики природы.
Основоположник отечественной науки М. В. Ломоносов стоял у истоков всеобщего закона природы. Открытие этого закона явилось величайшим научным подвигом русского ученого.
Заслуга Ломоносова состоит в том, что давнишнюю философскую идею о вечности и неуничтожимости материи он подкрепил данными физико-химических экспериментов. Благодаря этому отвлеченные философские построения приняли конкретную форму естественнонаучного закона.
Он постоянно подчеркивал неразрывную связь материи и движения, и это материалистическое положение явилось основной разработанной им молекулярно-кинетической теории теплоты, которую он противопоставил теории о некоем мистическом «теплороде» - особой невесомой «материи», которая будто бы входит в состав всех тел и является причиной их теплоты.
Вершиной материалистической теории Ломоносова является открытие им закона сохранения материи и движения, который он сформулировал еще в 1748 году. [2, с. 46]
Вся тогдашняя наука доказывала, что мир остается неизменным, раз навсегда созданным. Ломоносов критиковал утверждения о том, что мир остается в том же состоянии, в котором он когда-то будто бы был создан богом. Он утверждал, что все вещи на земле и весь мир совсем не в таком виде были в далеком прошлом, в каком они сейчас. Он утверждал, что качественные различия между телами объясняются лишь тем, что одни и те же атомы соединены различным цвет, вкус, запах.
В центре внимания Ломоносова лежали такие понятия как «элементы» и «корпускулы», «молекулы» и «атомы». Он стремился познать их свойства и законы движения и тем самым получить ключ к объяснению всех физических явлений природы. Исходя из молекулярно-кинетической теории он доказал, что теплота является результатом внутреннего движения частиц самой материи, и открыл путь для изгнания из физики «теплорода» и четкого определения абсолютного нуля.
Ломоносов вел постоянные наблюдения над грозами с 1744 года. А в 1752-1753 годах вместе с другом Рихманом занялся изучением атмосферного электричества, начал строительство «громовой машины», теоретически обосновал и конструировал громоотвод, выяснил природу атмосферного электричества и роль вертикальных потоков воздуха в его образовании, выступил с публичной речью рядом интереснейших работ по этому вопросу [2, с. 54].
Труды Ломоносова в области физики явились крупным вкладом в эту важнейшую науку о природе. Они развивались и дополнялись учёными последующих лет и способствовали тому, что физика стала общепризнанным лидером естествознания.
3 ВКЛАД ЛОМОНОСОВА В ОБРАЗОВАНИЕ
3.1 Состояние российского образования в XVII – начале XVIII веков
Образование – один из самых важных факторов культурного развития нации. Просвещение в XVII веке имело глубокий и всесторонний характер. Значительно возросла грамотность по сравнению с прошлыми веками среди дворян и городских жителей. Во времена Василия III, Ивана Грозного, Федора Ивановича грамотных можно было сыскать преимущественно среди лиц духовного или приказного сословия; в XVII в. их уже немало среди дворян и посадских людей. Особенно вырос уровень грамотности посадского населения, потому что для посадского человека овладение грамотой было необходимо не только для занятий торговлей и ремеслом, оно открывало возможность поступления на службу в какой-нибудь приказ. Заметно распространилась грамотность в среде дворянства. Даже среди крестьян черносошных, отчасти среди крепостных и даже среди холопов имелись грамотеи - старосты и целовальники, приказчики и писцы. Но, конечно, подавляющая масса крестьян люди неграмотные. В целом процент грамотных по стране, хотя и медленно, увеличивался.
Обучались мужчины. Грамотных женщин было очень немного. Учили прежде всего элементарной азбуке по азбуковникам, печатным и рукописным. В 1634 г. был опубликован и в течение столетия неоднократно переиздан букварь В.Бурцова-Протопопова.
К концу столетия
каждый второй или третий
В 1665 году при Заиконоспасском
монастыре открывается «школа грамматического
учения» под руководством Симеона
Полоцкого, готовившая подьячих для
приказов. В 80-х годах действовала
школа при Печатном дворе, где
основной дисциплиной был греческий
язык. А в 1687 году по инициативе Сильвестра
Медведева открывается Славяно-
Информация о работе Вклад М.В. Ломоносова в развитие российской истории