Влияние Григория Распутина на царскую семью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

О Распутине так много написано, что кажется, что всё о нём известно. Действительно преимущественно в двадцатые годы прошлого века, вышло большое количество книг, брошюрок, статей. Но если читать их внимательно, стремясь найти первоисточники того или иного факта, то попадаешь в какой-то заколдованный круг. Большая часть авторов публикаций о Распутине использовали одни и те же скабрезные примеры, считая их за достоверное доказательство, не утруждая себя ссылкой на конкретные источники. Историей жизни Распутина никогда серьёзно не занимались. Большинство существующих ныне сочинений и статей о Распутине являются пересказом в разной комбинации одних и тех же исторических легенд и анекдотов.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 84.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема нашей курсовой работы влияние Григория Распутина на царскую семью. Распутин  — одна из самых загадочных личностей XХ века.

Актуальность данной темы основывается на неугасаемом интересе к жизни и деятельности такой  исторической фигуры как Григорий Ефимович Распутин (Новый). Оценка его личных качеств, образа жизни, поведения, интересов, жизненных позиций весьма, и весьма неоднозначна. Особенный интерес, как при жизни старца, так и сейчас вызывает вопрос о его отношениях с Николаем II и его семьёй. Подавляющее большинство современников отзывалось о Распутине крайне пренебрежительно, как впрочем, и значительная часть общества в наши дни. Но есть и те, кто даёт ему положительную характеристику. На данный момент существует две доминирующие точки зрения на проблему Распутина в целом - резко негативная и позитивная. Сейчас происходит пересмотр всего, что известно о Григории Распутине. Заново изучаются документы, воспоминания, материалы в той или иной мере относящиеся к этому человеку. Это привело к тому, что в последнее время вышло довольно много книг, статей, научных работ способных изменить наше представление о Григории Распутине. Прежде всего, это касается господствующей на данный момент версии событий, что якобы простой сибирский крестьянин, обладавший чудодейственными способностями и невероятным половым магнетизмом, сумел подняться на самый верх общества, покорить «сильных мира того», смог «втереться в доверие к самому Царю», «став соправителем» Российской Империи. А также утверждение что «святой старец» обладает исключительным влиянием на царя и императрицу. Исходя из выше изложенного актуальность нашей курсовой работы основывается на следующих положениях:

- личность  Григория Распутина заслуживает  более детального изучения и  переосмысления;

- в свете  современной литературы и пересмотра, известных науке источников исторический  портрет Григория Ефимовича уже  не выглядит так однозначно  в негативном ключе;

- весьма актуальными  являются вопросы, связанные с  изучением отношений Распутина  и царской семьи.

Объектом  данной исследовательской работы является влияние Григория Распутина на царскую  семью.

Предметом данной курсовой работы является изучение личности Григория Распутина и попытка  определить причины его сближения  с царской семьёй.

Цель исследования – изучив причины сближения царской  семьи и Григория Распутина, попробовать  определить степень его влияния  на императорский дом.

Данная цель определяет следующие задачи:

- рассмотреть  личность Григория Распутина;

- проанализировать  причины сближения Григория Распутина  с царской семьёй;

- оценить  степень и характер влияния  Григория Ефимовича на царскую  семью;

- изучить  причины появления различных  слухов и мифов о Распутине;

- рассмотреть  некоторые из «сплетен» о Григории  Распутине.

Данная курсовая работа основывается  на мемуарах и  воспоминаниях современников. Основными  из них являются воспоминания Мориса Палеолога, бывшего французского посла  в России, дающего далеко не лесную характеристику «святому старцу». На мемуарах генерала П.Г. Курлова и воспоминаниях  А.А. Танеевой (Вырубовой) фрейлины и  близкой подруге императрицы. Важнейшим источником являются письма из переписки императрицы и царя.

В данной работе использовалась преимущественно современная  литература. В наше обозрение попали многочисленные статьи и издания. Наиболее интересными являются книги Олега  Платонова, Боханова А. Н. и Мироновой Т. Л..

Эта работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы.

В первой главе я более  детально рассмотрела начало жизни  и становление личности Григория Распутина.

Вторая глава состоит  из двух параграфов, в которых раскрываются причины сближения с царской  семьёй, и говорится о характере  влияния «старца» на императорский  дом.

В третьей главе, также  поделённой на два параграфа, рассматриваются  причины  появления такого количества негативных слухов о Григории Распутине. И для детального изучения предоставляются  некоторые из них.

В работе использованы методы: сравнительно-исторический, идеографический, метод теоретического анализа исторических источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Из жизни Григория Распутина до знакомства с царской семьёй

§1.Начальный период

 

Известнейший персонаж русской  истории XX века — Григорий Распутин. Об этом легендарном герое написано и сказано невероятно много. Но, тем  не менее, мало кто может достоверно изложить его биографию. Да и этого,  кажется,  не требуется.  Сто лет  назад, как и сейчас многие сочинители убеждены: какая же может быть «биография»  у простого малограмотного русского крестьянина из далекого сибирского села? Он же не был ни мыслителем, ни полководцем, ни государственным деятелем, ни церковным иерархом, ни «пламенным революционером»,  ни «творцом изящного».

Поклонники Распутина  называли его старцем, но в бездуховном  мире, как сейчас, так и раньше, сочинители не в состоянии понять подобное звание. Для них «духовность» — некая сумма интеллектуальных знаний и представлений. И всё. Но при этом надо как-то объяснить феноменальность  исторической роли Григория Распутина.  И объясняют просто, «без затей», создавая  множество в той или  иной степени неизменно пошлых произведений. Суть их проста, ведь, как кажется  немалому числу людей, главное о  Распутине «давно известно».

Распутин Григорий Ефимович родился в селе Покровском Тюменского уезда Тобольской губернии. В большинстве советских изданий годом рождения Распутина считается 1864-й или 1865-й. Морис Палеолог в своей книге «Распутин. Воспоминания» называет совершенно другую дату. С полной уверенностью он пишет, что – «Григорий Распутин родился в 1871 году». При этом совершенно непонятно откуда взята данная информация. Также ни один советский историк не удосужился заглянуть в метрические книги церкви села Покровского, где родился и провел большую часть своей жизни этот человек. Согласно церковным книгам Григорий Распутин не мог родиться в период с 1863 по 1868 год. Зато остались заполненные бланки Всероссийской переписи населения за 1897 год, согласно которым Григорию Ефимовичу Распутину в этом году исполнилось 28 лет. Перепись велась очень тщательно, поэтому можно считать год рождения Распутина установленным - 1869-й. В семейном формуляре значится, что у хозяина, пятидесятипятилетнего Ефима Распутина в состав семейства входили: жена Анна Васильевна (57), сын Григорий (28), жена сына Прасковья Фёдоровна (30) и внук хозяина Дмитрий (1 год).

Многие считают, что фамилия  Распутин производится от слова распутство и, как утверждается, обуславливается  аморальным поведением. Тот же самый  Палеолог пишет, что данное прозвище Распутин получил от своих товарищей в молодые годы, за вполне определённое поведение. В действительности же всё иначе. Всего в селе Покровском, в начале 20 века, проживало 7 семей, носящих фамилию Распутины. И именно из-за этого Григорий попросил у Царя разрешение приставить к своему имени слово Новый. Кстати говоря, фамилия эта встречается в Сибири довольно часто и обыкновенно имеет происхождение от слова "распутье", что, по словарю Даля: "разъездная дорога, развилина, развилы пути, место, где сходятся или расходятся дороги, перекресток". Люди, жившие в подобных местах, нередко получали прозвище Распутьины, впоследствии превратившееся в фамилию Распутины.

Село Покровское, в котором  появился на свет Григорий Распутин, располагается  на берегу Туры, возникло оно в самом  начале освоения этих мест русскими людьми, на путях, отвоеванных для России Ермаком Тимофеевичем. Именно через  него пролегал старинный сибирский  тракт, связывающий самые отдаленные города Сибири с центром России. Здесь между Тобольском и Тюменью  шла напряженная экономическая  и культурная жизнь, проходили крупнейшие торговые пути. Документы рассказывают о развитии здесь кожевенных, обувных, кузнечных, мыловаренных и котельных  промыслов. В самом селе Покровском еще в XVIII веке существовало несколько  мыловаренных производств.

Здесь развивалась и своя школа иконописи. В XVII веке в Тюмень переселился замечательный русский  иконописец Спиридон, ставший родоначальником  местного купеческого рода Иконниковых. Недалеко, в Тобольске, в 1701 году возникла первая в Сибири - и одна из первых в России! общеобразовательная школа.

В этих местах сформировался  тип людей очень активных и  энергичных, к которым можно применить  описание, данное в краеведческой  характеристике середины 19 века жителям  города Тюмени: «Красивейшее племя  в целой Сибири... крепкого сложения, белы, с выразительными черными глазами, стройным станом и ярким румянцем, характера живого, щеголеваты, трудолюбивы, смышлены и расторопны».

Ещё раз обратимся к  книге Мориса Палеолога: «Григорий  Распутин родился, жалком посёлке расположенным  на границе Западной Сибири, между  Тюменью и Тобольском».

Гриша Распутин рос единственным ребенком в семье, к тому же слабого  здоровья. Можно предположить, что  в этих условиях, после смерти первых четырех детей, родители Гриши уделяли  ему больше внимания, чем это возможно в обыкновенной крестьянской семье, где много детей, и, наверное, даже баловали. Но, как единственный помощник отца, Григорий рано стал работать, сначала  помогал пасти скот, ходил с  отцом в извоз, затем участвовал в земледельческих работах, помогал  убирать урожай, но и, конечно, ловил  рыбу в Type и окрестных озерах. В  Покровском школы не было, и Гриша  вплоть до начала своего странничества, как и его родители, был неграмотен. В общем, он ничем не выделялся  среди других крестьян, разве только своей болезненностью, которая в  крестьянских семьях понималась как  ущербность и давала повод к насмешкам. [1]

В 1887 году, в возрасте 18 лет, Григорий Распутин женится на девице из соседнего села Прасковье Фёдоровне Дубровиной. У Григория и Прасковьи было трое детей: сын Дмитрий (1895 – 1933), дочери Матрёна, которую часто называли Мария (1898 – 1977) и Варвара (1900, начало 1930).Судьба членов семьи Григория Распутина не будет счастливой. Мать, сын Дмитрий и дочь Варвара погибли в советских концлагерях, а Матрёна выбралась из России вместе с психически-неуравновешенным мужем поручиком Б.Н.Соловьёвым.[2]

 

 

 

§2.Переломный момент

Пpиблизительно в 1892 году в душе его начинают происходить перемены. Не сразу, а постепенно. Распутин сначала посещает сравнительно недалеко расположенные монастыри: Абалакский, Тюменский, Тобольские; отказывается, есть мясо (он не употреблял его вплоть до своей гибели), а через пять лет бросает "курить табак и пить вино". Начинается период далеких странствий по святым местам и  монастырям России. Позже недобросовестные журналисты будут писать, что к этому его подтолкнул случай, когда якобы он был схвачен с поличным то ли на воровстве лошадей, то ли чего-то иного. Внимательное изучение архивных документов свидетельствует, что этот случай полностью выдуман. Ни один, даже самый враждебно настроенный к Распутину свидетель, не обвинил его в конокрадстве или воровстве.

Что же все-таки побудило Григория начать новую жизнь? Ответ на вопрос - в его записках.

    "Вся жизнь  моя, - пишет он, - была болезни.  Всякую весну я по сорок  ночей не спал. Сон будто как  забытье, так и проводил все  время с 15 лет до 28 лет. Вот  что тем более толкнуло меня  на новую жизнь. Медицина мне  не помогала, со мною ночами  бывало как с маленьким, мочился  в постели. Киевские сродники  исцелили, и Симеон Праведный  Верхотурский дал силы познать  путь истины и уврачевал болезнь  бессонницы. Очень трудно это  было все перенесть, а делать  нужно было, но все-таки Господь  помогал работать, и никого не  нанимал, трудился сам, ночи  с пашней мало спал".

 В книге Олега Платонова  говорится, что, внешний вид  Григория Распутина не соответствовал  тому образу, который создавался  леворадикальной прессой. Он был  не только слабого здоровья, но  физически не очень силен, невысокого  роста. Жители села Покровского,  когда в 1980-е годы показывали  фильм о Распутине "Агония", вначале "бежали" на него, чтобы  посмотреть на своего земляка,  но старики, помнившие Григория  Ефимовича, как один сказали: "Совсем  не похож". "В фильме, - по  мнению стариков, - огромный, высокий  и страшный, а мы его помним  совсем другим, ну, может быть, чуть-чуть  выше среднего роста, даже тщедушный.  И все манеры, и поведение другие  были. Лицо бледное, глаза впалые, вид, как правило, измученный. Ходил с посохом".

   В полицейских  бумагах сохранилось множество  описаний Распутина. "Телосложения - обыкновенного; цвет волос - светлый  шатен; лицо продолговатое; нос  - умеренный; борода - кружком, темно-русая;  тип русский".

  Из воспоминаний генерала  Георгия Курлова:

   «К назначенному времени я находился в министерском кабинете, куда дежурный курьер Оноприенко вскоре ввел Распутина. К министру подошел худощавый мужик с клинообразной темно-русой бородкой, с проницательными умными глазами.»[3]

Существовали крестьяне, которые совершали странничество. Со своими  хозяйствами, домами. После  странствий возвращаясь, домой, они  продолжали крестьянствовать. По словам Распутина, таким регулярным, опытным, странником и был Григорий. Он не бросал своего крестьянского хозяйства  вплоть до смерти и, где бы ни был, как  правило, на весенние работы и уборку урожая приезжал в Покровское. Настоящих странников можно было узнать по внешнему виду - серьезный, строгий, пронизывающий взгляд, одежда из крестьянского, грубого, сукна, перепоясанная просто веревкой или ремнем . Из-под одежды иногда выглядывала власяница или даже вериги. В руках посох, ноги босы. Примерно так выглядел во времена своих странствий и Григорий Распутин, три года он носил вериги. Это подтверждают и слова А.А. Танеевой ( Вырубовой) фрейлины императрицы. Скорее всего, первым монастырем, где совершил свое богомолье Григорий Распутин, был Абалакский мужской монастырь, находившийся в красивейшем месте на берегу Иртыша. В древние времена здесь стояла крепость татарского хана Кучума. Монастырь располагался в 25 верстах от Тобольска. Историю этого монастыря Распутин часто рассказывал и в Петербурге, и в Москве. В 1918 году в этом монастыре побывала на последнем своем богомолье царская семья. Располагавшийся в Пермской губернии, Верхотурский Николаевский монастырь, Григорий Распутин обычно посещал не один, а собирал на паломничество крестьян из окрестных сел. Шли пешком сотни верст старым сибирским трактом от Тюмени на Туринск, а потом на город Верхотурье. Есть версия, что именно после посещение Распутиным Верхотурского Николаевского монастыря, способствовало перерождению Григория. Очевидцы замечают, как он изменился после паломничества в этот монастырь. Именно в это время Распутин приобретает прозвища «странник» и «старец». Чаще всего его называют «старцем». Примечательно, что для Распутина странничество - не самоцель и тем более не средство ухода от жизни, а внесение в нее духовного начала, придание ей высшего смысла через подвижническое служение. Григорий осуждает странников, которые избегают труда, для которых богомолье стало своего рода профессией. Он не принимает этого.

Информация о работе Влияние Григория Распутина на царскую семью