Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2015 в 20:13, реферат
После Второй мировой войны политика Италии была пассивной, страна следовала в русле НАТО и США в частности. В стране доминировало представление о роли Италии как о роли «средней державы». В конце 80-х эта идеология начала меняться в связи с событиями в соседней Югославии. Италия начала уделять больше внимания процессам на постъюгославском пространстве и в целом в Средиземноморье. Италия принимала участие в Балканской операции НАТО, в Косовской операции, а также отправила своих солдат в Ирак и Афганистан.
Введение
После Второй мировой войны политика Италии была пассивной, страна следовала в русле НАТО и США в частности. В стране доминировало представление о роли Италии как о роли «средней державы». В конце 80-х эта идеология начала меняться в связи с событиями в соседней Югославии. Италия начала уделять больше внимания процессам на постъюгославском пространстве и в целом в Средиземноморье. Италия принимала участие в Балканской операции НАТО, в Косовской операции, а также отправила своих солдат в Ирак и Афганистан. Именно после кризиса в Косово произошла трансформация идеи «средней державы» в идею «мира протагонистов»[1], то есть мира, в котором Италии отведено важное место. Позже Италия объявила Балканы зоной своей «ответственности» в рамках НАТО.
К внешнеполитическим приоритетам Италии относятся: Средиземноморье, Балканский регион, США, Европейский союз, страны Центральной и Восточной Европы, Россия.
Внешняя политика Италии на протяжении 1945-1991 годов была непосредственно связана и с политикой военно-политического блока НАТО, и с политикой Европейского союза.
Глава I. Внешняя политика Италии в 1945-1957 годах
Поражение Италии во Второй мировой войне нанесла итальянцам большую моральную травму. Страна находилась в состоянии хаоса. Послевоенная ситуация осложнялась тем, что страна потеряла одну треть национального богатства, 330 тысяч погибли и 85 тысяч были ранены. По окончании войны остро ощущался недостаток продуктов питания, процветала спекуляция и черный рынок. Инфляция приобрела огромные размеры, безработица охватила 2 млн человек. Территория страны была оккупирована англо-американскими войсками. Такой ценой заплатила Италия за участие в войне.1
Вместе с тем итальянцы приобрели опыт борьбы с фашизмом, а характер и традиции движения Сопротивления наложили свой отпечаток на развитие демократии первых послевоенных лет. Партии рабочего класса, игравшие ведущую роль в антифашистском Сопротивлении, стали массовыми (компартия насчитывала свыше 1,5 млн членов, социалистическая партия — 0,7 млн) и имели большой политический вес. Между левым и правым полюсами, в центре политической шкалы находилась еще одна массовая партия (свыше 1 млн чел.), имевшая заслуги в Сопротивлении — Христианско-демократичеcкая партия (ХДП) . Она была основана в 1943 г. на базе католической Народной партии «Пополари», созданной в 1919 г. Термин «христианская демократия» принадлежал итальянскому священнику дону Луиджи Стурцо, основателю Народной партии. Текст программы ХДП был опубликован 25 июля 1943 г.2
С учетом традиций Сопротивления наметилось сотрудничество этих партий и в первые послевоенные годы, хотя практически всем было понятно, что бороться против фашизма с оружием в руках было легче, чем договориться о создании нового итальянского общества. Итальянцы успели отвыкнуть от буржуазно-либеральной демократии, попранной фашистским режимом Муссолини. Кипели политические страсти, шли поиски ответа на вопрос, какой быть Италии и какими станут новые пути ее развития. Наибольшего накала приобрела борьба вокруг вопроса о форме правления в стране, мае 1946 г. король Виктор Эммануил III предпринял маневр — отрекся от престола в пользу своего сына принца Умберто II, прозванного итальянцами «майским королем».
С крахом фашизма изменилось отношение итальянцев к монархии, прежде положительное, а по окончании войны негативное из-за поддержки, оказанной монархией фашистскому режиму Муссолини. В обществе крепли республиканские настроения, но было достаточно сторонников и у монархии, особенно среди либералов, части христианских демократов и, конечно, монархистов. В июне 1946 г. состоялся референдум о форме государственного правления, который отличался исключительно высоким процентом головсовавших, в том числе впервые участвовавших в голосовании женщин.3 За установление республики было подано на 2 млн голосов больше. «Майский король» Умберто II объявил подсчет голосов неверным и отказался покинуть страну. В ответ на это состоялись грандиозные демонстрации протеста, правительство подтвердило правильность результатов референдума, и Умберто II, пробывшему на троне около месяца, не оставалось ничего иного, как признать волю большинства народа и навсегда покинуть родину. Италия стала республикой.
Одновременно с референдумом прошли выборы в Учредительное собрание, по их результатам лидер ХДП Альчиде Де Гаспери стал премьер-министром. Де Гаспери (1881—1954) — один из общественных деятелей Италии, обладавших в то время несомненными качествами общенационального политического лидера.4 Он был высокообразованным человеком, антифашистом, его деятельность и богатый жизненный опыт позволили ему стать видной фигурой в католическом движении и приобрести решающий авторитет главы христианских демократов. В соответствии с антифашистским духом Сопротивления Де Гаспери, сторонник межклассового характера ХДП и консенсуса с другими ведущими партиями, сформировал коалиционное правительство из представителей различных партий, в том числе социалистов и коммунистов. Пост заместителя председателя Совета министров и министра юстиции получил генеральный секретарь, массовой в то время компартии, Пальмиро Тольятти, популярный и авторитетный политический деятель.
Избранное одновременно с референдумом Учредительное собрание, 80% участников которого составляли депутаты-антифашисты, приступило к выработке конституции. Депутатам потребовалось на это 272 дня, утвержденная ими в декабре 1947 г. новая конституция вступила в силу 1 января 1948 г.5 В результате послевоенной расстановки политических сил конституция Италии стала одной из самых демократических конституций развитых стран. Согласно положениям конституции в Италии запрещалось восстановление в какой бы то ни было форме распущенной фашистской партии, а лицам, занимавшим при фашизме ответственные посты, в течение пяти лет после принятия конституции запрещалось голосовать и быть избранными в органы государственной власти.6 Отменялись дворянские титулы, членам и потомкам Савойской династии запрещалось пребывание на территории страны, а их собственность переходила к государству. Первые статьи конституции содержали основные государственные принципы — провозглашение Италии демократической республикой, основанной на труде, и признание неотъемлемых прав человека и их гарантии. К таким правам относились, в частности, права на общественное достоинство, на нерушимость свободы личности и равенство всех перед законом. Провозглашался отказ от войны «как орудия посягательства на свободу других народов и как способа разрешения международных конфликтов». Часть I текста конституции состояла из статей о правах и обязанностях граждан. За всеми гражданами признавалось право на труд и поощрение «условий, которые делают это право реальным». Вводился принцип равной оплаты за равный труд, право на еженедельный отдых и ежегодный оплачиваемый отпуск, на социальное обеспечение. Признавалась свобода профсоюзов и право на стачку.
По конституции устанавливались два вида собственности — государственная и частная. В отдельных случаях, предусмотренных законом, определялось, что «частная собственность может быть отчуждаема в общественных интересах при условии вознаграждения за убытки», по закону предусматривалось также установление предельных размеров земельной собственности.
Часть II конституции определяла регламент органов государственной власти на основе принципа разделения властей. Глава государства — президент избирается парламентом на 7 лет из числа граждан, достигших 50-летнего возраста.7 Президент обладает широкими полномочиями: назначает председателя Совета министров, а также пять пожизненных сенаторов из граждан, прославивших родину выдающимися заслугами; направляет в парламент правительственные законопроекты, распускает парламент, назначает референдум, издает декреты, имеющие силу закона, является главнокомандующим вооруженными силами и объявляет по решению парламента состояние войны. Правительство состоит из председателя и министров, назначаемых президентом по предложению председателя, и подконтрольно парламенту. Парламент состоит из Палаты депутатов и Сената республики, имеющих равные законодательные функции и избираемых всеобщим прямым голосованием на 5 лет на основе пропорционального принципа. Помимо парламента, право участвовать в законодательном процессе имеет итальянский народ. Конституция предусматривает народную инициативу форме референдумов — петиционных (внесение законопроектов имени 50 тыс. избирателей) и отлагательных («народное вето» на отмену закона от лица 500 тыс. избирателей).8
Устойчивое влияние конфессиональной
традиции в стране придавало большое значение
вопросу о взаимоотношениях церкви и государства.
Статья 7 определяла, что «государство
и католическая церковь независимы и суверенны
в принадлежащей каждому из них сфере»,
их отношения базируются на Латеранских
договорах 1929 г. (согласно которым церковь
сохраняет влияние на область семейного
законодательства, и школьного образования).
Такая формулировка означала определенный
компромисс между левыми партиями и христианскими
демократами. Конституция 1947 г. установила
административно-
Важным политическим событием первых послевоенных лет стало подписание в феврале 1947 г. в Париже мирного договора союзников с Италией. Согласно договору в Италии распускались фашистские организации, определялись границы, подтверждалось наказание военных преступников, выводились оккупационные войска, запрещалось размещение военных баз на итальянской территории, определялись репарации в пользу СССР (100 млн долл.), Югославии (125 млн долл.), Греции (105 млн долл.), Албании (5 млн долл.) и Эфиопии (25 млн долл.). Италия отказывалась от своих колоний и уступала в пользу Югославии часть Хорватии, возвращала Греции Додеканесские острова (Южные Спорады) в Эгейском море.9 Триест, находившийся под контролем англо-американских военных властей, становился свободным городом под контролем ООН (спустя 7 лет в 1954 г. по соглашению с Югославией и союзниками Триест был передан Италии).10 К концу 1947 г. англо-американские войска и их военная администрация покинули итальянскую территорию. Мирный договор предоставил Италии право содержать собственные вооруженные силы, необходимые для обороны, численностью 250 тыс. солдат и офицеров. Личный состав ВМС и ВВС ограничивался по 25 тыс. человек. Италии запрещалось иметь подводные лодки, авианосцы и торпедные катера.
В социально-экономическом плане перед Италией стояла актуальная и сложная задача — восстановить разрушенное войной народное хозяйство, переведя его на мирное производство, провести демобилизацию и трудоустроить демобилизованных. С этой целью в июне 1948 г. было подписано американо-итальянское соглашение о предоставлении Италии помощи по плану Маршалла сроком на 2 года. Общий объем поставок (продукты питания и промышленное оборудование) по плану Маршалла составил 1,5 млрд долл. В то же время политическая цена американской помощи — это нажим на премьера Де Гаспери для устранения из правительства представителей левых партий. Всем было понятно, что из-за разницы в конечных целях партий, входивших в правительство, сотрудничество между ними не могло продолжаться долго. Однако именно нажим извне ускорил распад этого сотрудничества, хотя поводом к этому послужили внутренние события: в 1947 г. банда мафиози стреляла в участников первомайской демонстрации рабочих на Сицилии.11 Это вызвало кризис и роспуск правительства. В состав нового правительства Де Гаспери коммунисты и социалисты включены не были. Лидер социалистов Пьетро Ненни с горечью отмечал, что чем дальше, тем больше итальянские внутренние дела будут зависеть от внешних факторов — Ватикана и Соединенных Штатов. Заместителем премьер-министра был назначен Джузеппе Сарагат, лидер правого крыла социалистов, вышедший со своими сторонниками из состава социалистической партии и возглавивший социал-демократическую партию (ИСДП), выступавшую против сотрудничества с коммунистами. Антикоммунистическую линию поддержал Ватикан, издавший декрет об отлучении коммунистов от церкви. В первые послевоенные годы организационно оформилось неофашистское движение. Несмотря на то что итальянский фашизм потерпёл сокрушительное поражение и по новой конституции запрещалось восстановление в какой бы то ни было форме распущенной фашистской партии, определенные группы итальянского общества сохранили симпатии к фашизму и воспринимали его крах с сожалением. К числу сторонников фашизма относились некоторые монополисты, военные и чиновники (занимавшие, как правило, высокое положение в годы диктатуры Муссолини), часть мелкой буржуазии. В декабре 1946 г. была основана неофашистская партия Итальянское социальное движение (ИСД). Ее возглавили Дж. Альмиранте, а затем А. Микелини. Программа ИСД содержала положения об установлении фашистской корпоративной системы, о социальной защите граждан, об антимарксизме, об активной «имперской» внешней политике. Иногда среди членов партии возникали тактические разногласия, приводившие к фракционной борьбе, но в целом ИСД держала курс на легальную политическую деятельность и консолидацию неофашистов с праворадикальными либерально-монархическими кругами. В итальянском истеблишменте ИСД относилась к числу малых партий, электорат которых на парламентских выборах обычно не превышал 6 %.
Весной 1948 г. состоялись выборы в парламент. Шла большая политическая игра. Неофашисты набрали всего 2 % голосов. За блок коммунистов и социалистов проголосовала 1/3 избирателей, а христианские демократы победили с блеском, набрав почти половину голосов и став крупнейшей и господствующей партией в парламенте. Де Гаспери, оказавшийся в зените славы и успеха, сформировал свое пятое правительство, большинство членов которого принадлежали к ХДП. Началась эра правления ХДП.12
Получив руководящие позиции
в политической области, христианские
демократы возглавили процесс восстановления
экономики. Основу для этого заложила
финансовая помощь США, в том числе по
плану Маршалла, на реализацию которого
на рубеже 40—50-х гг. было ассигновано 3,2
млрд долл.13 Кроме того, для восстановления
и дальнейшего развития экономики использовались
различные средства, главными из которых
стали государственно-
Информация о работе Внешняя политика Италии после Второй мировой войны