Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 12:20, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть пути становления, образования этих течений, показать реальность того времени. Образование, грамотность это одно из самых важных необходимостей, без этого сейчас никак. Богатое якутское устное творчество, явилось гарантом создания письменности. Далее в этой курсовой работе, освящена его деятельность при Советской власти, в Российской Империи. Семен Новгородов обладал уникальной особенностью, вносить что-то новое, придумывать. Мы решили показать основные его труды, особенно послереволюционный период.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. Биография С.А.Новгородова……………………………………………...4
Глава II. Основные задачи якутский интеллигенции…………………….............13
Глава III. Якутская грамота и язык в качестве необязательных предметов
……………………………………………………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………........29
Список использованной литературы………………………………………..........30
Министерство образования и науки РФ
ФГАОУ ВПО
«Северо-Восточный Федеральный Университет» им. М.К.Аммосова
Исторический факультет
Кафедра археологии и истории Северо-Востока России
Курсовая работа
«Возникновение якутской письменности»
исторического факультета
гр. ИО-10-1
Сивцев И.И.
Якутск 2012 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Биография С.А.Новгородова………………………………………
Глава II. Основные задачи якутский
интеллигенции…………………….........
Глава III. Якутская грамота и язык в качестве необязательных предметов
………………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….....
Введение
В данное исследование посвящено возникновении якутской письменности и о творчестве Семёна Андреевича Новгородова, уроженца Чурапчинского улуса, создателя Якутской письменности.. Отчетливо видно, что для объединения народа Саха, как и интеллигенции нужен был единый язык, письменность здесь Исходя из цели работы вытекают такие задачи:
Актуальностью исследования является важность языка, его объединяющего значения, осознанности единого народа Саха, богатая самобытная литература, фольклор, Олонхо, становление якутской литературы. Все это сохранилось благодаря возникновении адекватной письменности, не сложным в понимании для людей Саха и не только, которые имеют философские изречения.
Цель исследования: раскрыть пути становления, образования этих течений, показать реальность того времени. Образование, грамотность это одно из самых важных необходимостей, без этого сейчас никак. Богатое якутское устное творчество, явилось гарантом создания письменности. Далее в этой курсовой работе, освящена его деятельность при Советской власти, в Российской Империи. Семен Новгородов обладал уникальной особенностью, вносить что-то новое, придумывать. Мы решили показать основные его труды, особенно послереволюционный период.
Исходя из цели работы были поставлены следующие задачи:
- Описать и раскрыть подробно жизненный путь С.А.Новгородова;
- раскрыть проблемы народа саха относительно письменности
- описывать его педагогические труды, теории, предсказания.
Глава I. Биография Семён Андреевич Новгородов.
Семен Андреевич Новгородов родился 13 февраля 1892 года во 2-м Хатылинском наслеге Ботурусского улуса (ныне Болтогинский наслег Чурапчинского района).
Отец его Андрей Александрович Новгородов по данным С.К.Дмитриева, хотя и происходил из бедного рода, но впоследствии разбогател, в лучшую пору жизни количество его скота подходило к сотне голов, дома содержал двух постоянных, одного приходящего работника1.
С.А.Новгородов слабо владел русской грамотой, умел механически читать церковно-славянские книги, чему быстро научил и маленького Семена. Затем учеба последнего продолжается у малограмотного сонаслежника-псаломщика Андрея Винокурова, у которого научился четырем действиям арифметики и умению переводить небольшие тексты с русского языка на якутский.
Более основательные знания он получает в частной школе политссыльного И.Т.Цыпенко, открытой последним по переселению из Колымской ссылки в Чурапчу.
У Семена Новгородова оказались блестящие способности к учебе, и на основе полученной в ней подготовки в 1905 году поступил в Якутское реальное училище. Он и в реальном училище учился хорошо, "все время шел первым учеником вплоть до VI класса".2
В эти годы молодой Семен Новгородов много читает, пользуется богатой библиотекой политссыльных, которой заведовал В.М.Ионов. Последний, как потом признавался С.Новгородов, "заботливо выбирал мне на неделю до десятка книг".3
В годы учебы в реальном училище Семен Новгородов активно участвует в общественной жизни учащихся, в работе кружков. В эти годы он начинает записывать и собирать произведения устного творчества якутов, восхищаясь его разнообразием художественно-изобразительных средств, богатством и красотами родного языка. Принимает участие в создании первого общественно-политического и литературно-художественного журнала на якутском языке "Саха саната", выходившего в 1912-13 гг. На страницах журнала напечатал свои записи и несколько обработанных им народных песен.
Самое Поразительное то, что молодой Семен Новгородов со старших классов реального училища начинает испытывать критическое отношение, неудовлетворенность существующей якутской письменностью, основанной на русском алфавите. Похоже, что с тех самых пор Семен Новгородов начал задумываться над необходимостью создания новой, более удобной и доступной для приобщения к грамоте широких масс якутского населения письменности. Записи фольклорных произведений он уже в те годы производил не на русском, а на "своем" смешанном алфавите, состоящем как из русских, так и латинских букв.
После успешного окончания реального училища и годичной работы в Еловской начальной школе и Вилюйском городском четырехклассном училище, в 1913 году он выезжает в Петербург и поступает на арабско-персидско-турецкий разряд восточного факультета Петербургского университета.
Через пару месяцев, в декабре 1913 года, 21-летний студент Семен Новгородов участвует в работе Всероссийского съезда народных учителей, выступает с докладом "Краткие сведения об якутах, их школы и их право на образование", в котором делает смелое для того времени требование о создании национальной школы с обучением детей на родном языке, о субсидировании подготовки и издания учебников на якутском языке. (К большому сожалению, полный текст этого доклада до сих пор не обнаружен.)
Через год С.Новгородов переходит на близкий к избранной им специализации монголо-манчжуро-турецкий разряд восточного факультета. В стенах старейшего университета страны он проходит подготовку у таких корифеев русской языковедческой науки, как профессор, впоследствии академик АН СССР Л.В.Щерба, профессор, позже академик АН СССР А.Н.Самойлович, академик В.Л.Котвич, профессор, позже член-корреспондент АН СССР И.А.Бодуэн де Куртенэ, профессор, видный деятель советского языкознания Е.Д.Поливанов и другие.
Занимается Семен Новгородов с большим прилежанием, наряду с усвоением учебного материала постигая секреты и научно-исследовательской работы.
Летом 1914 года по заданию Русского комитета по изучению Средней и Восточной Азии в Таттинском улусе Якутии собирает фольклорный материал, часть которого публикует в сборнике Музея антропологии и этнографии АН СССР.
Летние каникулы 1915 года проводит в Удинской губернии, проходит разговорную практику по татарскому языку, собирает материал по устному народному творчеству тептярей (группы населения, живущего среди башкир).
Наряду с освоением
общей лингвистической теории, изучением
родственных якутскому
Она ему представляется весьма
удобным, почти идеальным как
в научно-теоретическом, так и
в техническом отношении
Возникает вопрос: почему С.А.Новгородов стремился создать новую письменность для якутов, на новом, неизвестном им доселе латинском алфавите, тогда как пусть и небольшая, но вся дореволюционная якутская письменность пользовалась русским алфавитом?
Известно, что некоторые представители якутской интеллигенции, в т.ч. видный якутский поэт А.Е.Кулаковский, ратовали за сохранение кириллицы в качестве основы якутской письменности и возражали против новгородовского реформирования якутской письменности.
В ответ им Новгородов приводил свои доводы:
Первый, хотя и точен в научном отношении, но имеет существенный технический недостаток: обилие надстрочных знаков долготы и краткости и их "смягчения" (умлеутов). Он находил, что этот технический недостаток академического алфавита, не говоря уже о вреде его для органа зрения, крайне замедляет процесс писания и ведет к многочисленным ошибкам при письме, чтении, наборе, корректуре наборных касс. И для печатания надстрочные знаки очень часто стираются, в следствие чего не только популярные, но и научные издания изобилуют ошибками.4
Миссионерские азбуки, в т.ч. хитровскую, он отвергал по причине полного отсутствия в них научной точности.
Зиму 1916-17 гг. по семейным обстоятельствам С.А.Новгородов вынужден был провести на родине, учительствовал в высшем начальном училище г. Якутска. В осенних номерах 1916 года на страницах газеты "Якутские ведомости" публикует большую патриотическую статью "Основные задачи якутской интеллигенции" и рецензию на "Краткий русско-якутский словарь Э.К.Пекарского.
С большой радостью С.А.Новгородов встретил весть о падении царского режима в февральские дни 1917 года, активно участвует во многих митингах и собраниях трудящихся, посвященных этому событию, был избран членом исполкома бюро Комитета общественной безопасности (КОБ) г. Якутска.
В статье "10 марта в якутском сознании" он писал: "Якут в этот светлый и радостный день всеобщей весны чувствует себя свободным и равноправным членом российского государства, впервые подавшего ему, якуту, как прочим представителям угнетенных племен братскую руку… .
Народ надеется, что будет создан государственный строй, основанный на самых широких демократических началах, вполне обеспечивающих самобытное процветание отдельных племен и национальностей, населяющих необъятную Россию".5
В марте 1917 г. проходил "первый
свободный съезд крестьян-
Съезд принял его предложение, были изысканы средства на издание букваря, который был назван "Сахалыы сурук-бичик", и он всю весну и лето 1917 г. был занят работой по переработке и изданию этого букваря, ближайшую помощь ему в этом оказал педагог Н.Е.Афанасьев.
С.А.Новгородов впервые практически опробовал в данном букваре созданную им новую якутскую письменность. Правда, часть знаков латинского алфавита отсутствовала в Якутской типографии, ему пришлось заменить их другими.
При своем несовершенстве это был первый в истории букварь на якутском языке, положивший начало обучению детей на родном языке!
Поздней осенью С.А.Новгородов выезжает в Петроград для продолжения образования. Проучившись зиму, летом 1918 г. он опять выезжает на родину, подрядившись на сей раз в качестве кандидата в переводчики гидрографической экспедиции по обследованию устья реки Лены. Однако к этому времени Сибирь захватили белогвардейцы, и Новгородов вынужден был задержаться в пути. Около четырех месяцев он работает в Эхирит-бухачатском аймаке Иркутской губернии; имея общемонгольскую подготовку, он овладел бурятским языком настолько, что выступал на собраниях бурят.
В марте 1919 г. С.А.Новгородов на страницах газеты "Мысль" выступил с требованием открытия кафедры якутского языка при Иркутском государственном университете. Другая его статья "Якутология", опубликованная 5 мая 1919 г., показывает его хорошую эрудированность в вопросах сравнительного языкознания. Он в ней высказал мысль о большой близости якутского языка к языку орхоно-тюрских памятников, которая получила подтверждение в работах последующих исследователей якутского языка.
Наконец в конце сентября 1919 г. С.А.Новгородов добирается до Якутска и тут же активно включается в работу якутского культурно-просветительного общества "Саха аймах": сначала в качестве его председателя, затем в качестве руководителя его переводческой секции и заведующего курсами якутской грамоты, регулярно выступает с докладами и лекциями на его собраниях.