Время сложения и развития эпоса «Манас»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 12:00, реферат

Описание работы

Кыргызы — древнейший народ Центральной Азии. Как и у любого другого народа мира, на протяжении многих веков у них складывались и появлялись памятники духовной культуры, составляющие неотъемлемую часть традиционной этнической культуры. Как показывает история развития человечества, никакому народу не удавалось создавать свою культуру на пустом месте, не опираясь на наследие прошлого.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 .ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ СЛОЖЕНИЯ ЭПОСА «МАНАС»
1.1 Ч.Ч.ВАЛИХАНОВ
1.2 В.РОДЛОВ
1.3 Б.СОЛТЛНОЕВ
1.4 М.О.АУЭЗОВ
1.5 Ы.АБДЫРАХМАНОВ
1.6 Б.ЮНУСАЛИЕВ
1.7 О. КАРАЛАЕВ
2.РАЗВИТИЕ ЭПОСА «МАНАС»
3.ПЕРИОДЫ ЭПИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ ЭПОСА «МАНАС»
4.ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 18 В.- ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ 20 В
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

реферат манасоведение.docx

— 43.22 Кб (Скачать файл)

Кыргызский фольклорист-манасовед Р. Сарыпбеков в вопросе определения эпохи сложения эпоса «Манас» относит «эпическое ядро» эпоса «Манас» к VI—Х вв.31. В этом диапазоне времени, по его мнению, в эпосе отразились исторические события времен Барс-бега (ЫнанчуАлпБилге): его поражение от восточных тюрков в 711 г., победа кыргызов над уйгурами в IX в. и, наконец, поражение кыргызов от кара-кытаев в Х в. Причем, Р. Сарыпбеков считает, что поражение кыргызов от восточных тюрков в 711 г. отражено в эпизодах поражения Ногой-хана (Кара-кана) и его четырех сыновей от Алооке, а победа над уйгурами в IX в. и поражение от кара-кытаев в Х в. стали основой эпизода «ЧонКазат» («Великий поход»)32.

Проблема эпохи сложения и генезиса эпоса «Манас» интересовала и зарубежных ученых. Однако к их точкам зрения следует относиться сугубо критически, с учетом того, что они не владели кыргызским языком, а пользовались переводами.

Таким образом, на сегодняшний день мы имеем самые различные концепции проблемы времени сложения эпоса, начиная с тех, что истоки эпоса относят к мифу, и кончая теми, что рассматривают «Манас» как отражение времен Джунгарского ханства XV—XVIII вв. Отдельные авторы отмечают и более позднее время—вплоть до 20—30-х годов XX в. и рассматривают в этом результат наслоения времени.

 

3. Периоды эпических событий  эпоса «Манас»

Большинство исследователей «Манаса» так или иначе, сходятся в одном: кыргызский эпос более историчен, нежели эпические произведения народов Сибири.

Рассматривая эпос с такого исторического ракурса, можно все его эпические события разделить на 7 периодов:

1) хуннский и гуннский (XVIII в. до  н. э.—V в. н. э.);

2) древнетюркский и кыргызский (VI—IX вв.);

3) кара-кытайский и караханидский (X—XII вв.);

4) монгольский (XIII в.);

5) события времен Золотой Орды  и других ханств (XIV—XVI вв.);

6) джунгарский или ойрот-калмакский (xv—xviiibb.);

7) поздние наслоения (XIX—нач. XX в.).

В эпосе «Манас» имеются несколько заманчивых моментов в пользу того, что в нём могли отразиться отголоски гуннского времени. Например, в 203—202 гг. до н. э. гуннский предводитель Моде в числе других народов подчинил гэгуней, т. е. кыргызов, располагавшихся тогда в Северо-Западной Монголии вокруг озера Кыргыз-Нор33.

Т. Оторбаев в 1992 г. выпустивший брошюру под названием «МанасАтатарыхы» («История МанасАта»). Он также связывает все эпические события с реальной историей гуннов. Начинает он с 209 г. до н э., с основателя государства хунновТуманнья, которого отождествляет с эпическим Кара-ханом—первопредком в генеалогии эпического Манаса. А кончает отождествлением некоего исторического Ван Мана с Манасом. И все другие главные герои эпоса соотносятся автором с историческими лицами гуннского периода. По его утверждению, Манас родился в 29 г. до н. э.34.

Следующий исторический период, отраженный в эпосе — древнетюркское и древнекыргызское время, охватывает примерно VI—IX вв. Этот этап отражен в эпосе более заметно, чем гуннский.

Немаловажным свидетельством отражения в эпосе древнетюркского и древнекыргызского времени (примерно VI—IX вв.) является, что ряд исследователей (М. О. Ауэзов, А. Н. Бернштам, А. X.Маргулан, О. Караев, Р. Сарыпбеков) считают, что в эпосе отразился реальный исторический факт—время «кыргызского великодержавия», берущее начало с 840—847 гг., когда енисейские кыргызы одержали победу над уйгурами и некоторое время господствовали в Центральной Азии.

При этом А. Н. Бернштам и некоторые другие исследователи говорят об исторических прототипах эпических персонажей: Манас — это Яглакар-хан, Алмамбет — Гюйлу Бага и т. д. А в эпизоде «Великий поход» видят отражение событий 840 г., когда кыргызы взяли штурмом г. Бэйтин (Бешбалык) — столицу уйгуров. По эпосу это г. Бээжин.

Следующий исторический пласт, отраженный в «Манасе»—кара-кытайский и караханидский периоды (X— XII вв.). Главное доказательство в пользу того, что кара-кытайский период отражен в эпосе,— содержание самого его текста. Во всех существующих вариантах и версиях «Манаса» врагами кыргызов являются кытаи, калмаки или кара-калмаки.

Следующий период, получивший эпическое отражение в «Манасе», это монгольское время, а вслед за этим могольское время. В первую очередь следует отметить наличие в «Манасе» определенной доли антропонимов, этнонимов, топонимов и др. монгольских слов, обозначающих предметы материальной культуры и различные явления духовной культуры. В эпосе отражены свыше двадцати топонимов монгольского происхождения, среди которых интерес представляет Кара-Корум (в эпосе Кара-Курум). Как известно, Кара-Корум был древней столицей монголов, построенной в XIII в. Эпос располагает его близко к действительному Кара-Коруму—в степях Монголии.

Как известно по многим письменным источникам, в 1207 г. из тюркских народов первыми покорились монголам енисейскиекыргызы. Начиная с этого времени и на протяжении всего XIII в. волею судьбы кыргызы находились то в дружеских, то во враждебных отношениях с монголами. Все это не могло исчезнуть из памяти народа и получило отражение в «Манасе».

Вероятно, кыргызы находились с монголами и в брачных отношениях. Так, четвертая «главная» жена Угедея (третий сын Чингис-хана) была кыргызка, которую звали Джачин.

Таким образом, монгольское время, вернее, взаимоотношения кыргызов и монголов получили достаточное эпическое отражение в «Манасе». Можно было бы указать и на такой факт: военное дело и вооружение и в связи с этим военная терминология эпоса во многом совпадает с военным искусством монголов. Это и естественно: кыргызы в XIII в. принимали участие во многих феодальных междоусобицах чингизидов. Как известно, основной костяк кыргызского этноса сохранился до наших дней. Наоборот, они впитали в свой состав некогда мощных кара-кытаев и найманов, частично даже и самих монголов.

С монгольским периодом сливается могольский. Однако о моголах в «Манасе» упоминает лишь «Маджмуат-таварих», в разделе, где содержится изложение эпизодов из эпоса. Моголы—народ, образовавшийся из тюркских и отюреченных монгольских племен государства Моголистан, основанного в сер. XIV в. Тоглук-Темиром.

Согласно «Тарих-и Рашиди», в первой четверти XVI в. кыргызы «фигурируют как основное население Моголистана—от долины реки Талас на западе до Чалыша и Турфа-на на востоке, от заилийских степей на севере до Кашгара на юге. Основной территорией их расселения был район Иссык-Куля, но в зависимости от различных условий племена киргизов перемещались то западнее на Талас, то восточнее—в район Турфана. В начале XVI в. киргизы господствовали в могольских степях, оттеснив моголов в Кашгарию35.

В «Манасе» отражен и период Золотой Орды — ему посвящен соответствующий раздел. Отметим лишь, что, начиная с правления Батыя (1242—1255) и кончая правлением Акмата (1465—1481), Золотой Ордой правило 48 человек. В «Маджмуат-таварих» наряду с эпическимиМанасом, Жолоем, Якуб-беком упоминаются реальные исторические лица, правители Золотой Орды Тимур-ходжа (1361), Тохтамыш (1376—1377 и вторично 1380—1398), Тимур-Кутлуг (1396—1399) и другие. Для наглядности обратимся к следующему отрывку из этого сочинения: «Сейид Джелалад-Дин определил Тимур-ходжу (на службу) к Тохтамыш-хану, дал Тимур-ходже Ульмас Кулан, Манаса сардаром сделал. Тохтамыш-хан для Манаса город построил, назвал тот город Манасия»36.

Следующий исторический период, отраженный в эпосе «Манас»,— это ойратское и джунгарское, или калмакское, время. Ойратский период восходит ко времени монголов. «История взаимоотношений киргизов и ойратов имеет глубокие корни, берущие начало еще с начала XIII в. В эпоху монгольского господства киргизы и ойраты в числе других лесных народов были сведены в четыре тумена ойратов. В составе ойратского союза киргизы выступали как его самостоятельная часть. С освоением ойратами области Восьмиречья (Сегизмурен) киргизы вступают в тесное соприкосновение с ними»37.

По мнению большинства ученых, ойраты (или западные монголы), выходцы из Центральной Азии, являются предками калмыков.

Вслед за ойратским периодом в эпосе «Манас», а также в целом в кыргызском героическом эпосе отражена борьба и с калмаками. Калмакский период заслонил все предыдущие события.

4.Исторические события второй  половины 18в.-первой четверти 20 в.

В «Манасе» отражены исторические события более позднего периода: второй половины XVIII в.—первой четверти XX в.

Э. Абдылдаев выделил в этом периоде два этапа:

  1. вторая пол. XVIII в.—первая пол. XIX в.;
  2. вторая пол. XIX в. — 20—30-е годы XX в

На этом этапе «Манас» в своеобразной форме отразил события, происшедшие после разгрома Цинским Китаем в 1758 г. (не без помощи кыргызов) Джунгарского ханства. Этим можно объяснить и тот факт, что наряду с этнонимами калмак, кара-кытай как синоним употребляется этноним кытай. Действительно, с Китаем кыргызы после разгрома калмаков были во враждебном отношении. Они принимали активное участие в различных выступлениях народов Восточного Туркестана против китайского гнета.

«Манас» отразил и процесс взаимоотношений русских с кыргызами, начиная с середины XIX в. до начала XX в. Примером этого является радловский вариант «Манаса». В. Радлов считал это время «истинно эпическим» периодом. Уже в советский период С. Орозбаков вводит чуждые основной ткани эпоса сообщения о войне Манаса с Ильей Муромцем, Наполеоном и др.

Эпос отразил также некоторые реалии начала XX в. и даже первых лет советской власти. В основном это отразилось в лексике эпоса: барабан, амбар, сотуке (сутки), илегер (лекарь), боруму (форма), миллион, зоот (завод), барданке (берданка), бут (пуд), самоор (самовар), дилгирем (телеграмма), чен (чин) и т. д.—эти слова отражены в различных вариантах эпоса и не требуют особых доказательств. В свое время известный собиратель и знаток «Манаса» Ы. Абдырахманов заметил: «В прошлые времена манасчи рассказывали о жизни кочевников-калмаков, а теперь они настоящую культуру преподносят так, как будто это было во время «Манаса»38.

Таким образом, эпос «Манас» отразил в своих поэтических строках исторические события разных эпох, начиная с гуннского времени или, говоря другими словами, с того времени, когда появился этноним кыргыз, и кончая первой четвертью XX в. Датировать эпос каким-то конкретным годом невозможно.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Героический эпос «Манас» занимает самое видное место в фольклорном наследии кыргызского народа. Именно в нем кыргызский народ сумел в художественно-поэтической форме отразить исторические события и сведения из жизни кыргызов, начиная с тех времен, когда они стали известны на исторической арене. В известной мере мы можем сказать, что сам герой эпоса—Манас ассоциируется с кыргызским народом. Для народа дорого имя не только самого Манаса, но и каждого положительного персонажа эпоса.

В условиях кочевого быта эпос был источником духовного обогащения людей, ибо он вобрал в себя поистине энциклопедические сведения из жизни не только кыргызов, но и более чем ста народов, упоминаемых в его строках. Многие эти народы имели действительные этнокультурные и международные связи с кыргызами в течение нескольких веков. Потому для кыргызов эпос «Манас» является выдающимся памятником духовной культуры. В то же время «Манас» по праву считается и памятником мировой культуры.

Несмотря на то, что в «Манасе» в силу специфики эпического жанра немало сказочного, мифического, он, на наш взгляд, отличается от многих тюрко-монгольских эпосов своей большей историчностью. Это, конечно, не означает, что в нем следует искать следы прямых исторических событий и т. д. Вместе с тем почти каждый, кто вплотную читал эпос «Манас», отмечает в нем обилие материала омеждународных отношений и дипломатии кыргызов. Именно эти аспекты по мере нашей возможности рассмотрены в настоящей работе.

Изучение эпоса «Манас» в историко-этнографическом плане способствует реконструкции этнокультурной истории кыргызского народа. Вышеизложенные положения позволяют нам подвести некоторые итоги. Исследование эпоса «Маяас» началось еще в середине XIX в. До сегодняшних дней библиография по «Манасу» насчитывает более тысячи названий, хотя полного перечня работ до сих пор нет. Однако в историко-этнографическом плане кыргызский эпос все еще не достаточно изучен. Мы можем назвать лишь единичные имена (Ч. Валиханов, Б. Солтоноев, А. Н. Бернштам, С. М. Абрамзон, А. X.Маргулан, В. А. Ромодин, О. Караев и некоторые другие), которые пытались привлечь материалы «Манаса» в историко-этнографических и археологических трудах. И все же ни один из них специально изучением эпоса как источника в области международных отношений и дипломатии не занимался. Потому работы в этом плане остаются актуальными и для современных исследователей в облати международных отношений и сулят немало интересных открытий.

Можно сказать, что нет единства в вопросе определения времени сложения эпоса «Манас». Многие авторы склонны датировать его определенным временем, что, на мой взгляд, является не совсем верным и противоречит специфике фольклорного произведения. На самом деле можно говорить о возникновении и развитии эпоса. На основе анализа исторических событий я пришел к выводу, что «Манас», вернее, отдельные его сюжеты, могли возникнуть в гуннское время, а затем постепенно разрастались и развивались вплоть до первой четверти XX в. Вместе с тем это не исключает того, что основное ядро эпоса кыргызы могли сложить в результате взаимоотношений с кара-кытаями в Х—XII вв. Кстати, именно с этим временем можно связывать 1000-летний рубеж эпоса. Но к этой дате следует отнести довольно условно, с учетом всех закономерностей развития эпоса.

Истоки происхождения кыргызского народа ведут в Южную Сибирь и Центральную Азию. Этот тезис неплохо подтверждается не только письменными источниками, но и этнографическими и лингвистическими данными. Важный материал содержит эпос «Манас», а также другие жанры кыргызского фольклора. Причем следует отметить, что легенды и предания о народе «кыргыз» или об уходе кыргызов имеются в фольклорном наследии почти всех тюрко-монгольских народов Сибири. А это уже весомое подтверждение в пользу центральноазиатского происхождения кыргызов. Если истоки этнической истории кыргызов следует искать на территории Центральной Азии, то в народность они оформились в Средней Азии. В этом плане строки эпоса дают обильный материал. Да и сам «Манас» окончательно сложился в среднеазиатско-казахстанской этнографической области.

Информация о работе Время сложения и развития эпоса «Манас»