Зарождение социальных реформ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

Нормальная «жизнеспособность» государства возможна лишь при условии социальной стабильности общества. Поэтому проблемы социальной защиты были актуальны для всех периодов развития общества. На мой взгляд, история социальной работы имеет единую схему развития для многих стран. Однако необходимо отметить, что система государственной социальной поддержки в каждой стране складывалась с учетом исторических условий и, несмотря на схожесть и однотипность решаемых задач, имеет различия в подходах, методах и организационном оформлении.

Содержание работы

Введение 1
Глава 1: Общественно-христианская модель системы социальной защиты 2
I. Зарождение благотворительности и ее развитие 2
II. Становление и развитие системы общественного призрения 5
Глава 2: Положение социальной работы на рубеже XIX-XX веков в России 14
Глава 3: Социальная работа в послереволюционный и советский периоды 15 I. Биполярная модель управления системой социальной защиты 15 II. Административная модель управления 17
Глава 4: Краткая характеристика развития системы социальной защиты в Западной Европе 19
Глава 5: Социальная помощь и поддержка населения в России в 90-х годах 20
Глава 6: Заключение 23
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

Курсак Зарождение социальных реформ.doc

— 222.00 Кб (Скачать файл)

2) начало 80-х гг.

К основным функциям соцобеспечения добавляют: выполнение заданий Госплана и обеспечение строго соблюдения государственной дисциплины; рационализация и эффективность капитальных вложений; снижение себестоимости и сокращение сроков строительства; своевременный ввод производственных мощностей. Основное направление деятельности – обеспечение нетрудоспособного населения.

3) конец 80-х гг.

Происходит сужение парадигмы помощи, многие виды социального патронажа утрачиваются, так общественное призрение сводится исключительно к проблемам соцобеспечения. В системе помощи доминирующую роль играет государство. Возникает новая проблема для России – проблема беженцев. Так в 1989 г. вынужденная миграция населения из Узбекистана составила порядка 20 тыс. человек [10,c.182].

 Я не буду рассматривать принятие законов данного периода, а ограничусь лишь общей характеристикой данной модели, которая просуществовала до развала СССР и находит отражение во всех государствах СНГ. Ее особенностью являлось то, что власть стремилась всю деятельность по социальному обеспечению замкнуть исключительно на государство, свернув деятельность благотворительных организаций. Это привело к тому, что в стране быстрыми темпами сформировалась административная (патерналистская – с позиции разделения благ) 11 модель управления и финансирования системы социальной защиты. Данная модель основывалась на всесторонней ответственности государства за предоставление социальных услуг, при полном отсутствии ответственности граждан за собственный уровень социальной защищенности. Такая политика иждивения в последствии привела к социальной необразованности и пассивности населения. Государство даже берет на себя многие функции семьи по отношению к детям, получило право контроля над содержанием и качеством семейного воспитания [2,c.293]. В этом просматривается четкая идеологическая политика. Тетерский С.В. отмечает, что в советское время семья рассматривалась как «ячейка общества», которой в полной мере доверять нельзя, т.к. она является и единицей рода, которая хранит в своей социально-генетической памяти «пережитки прошлого», не всегда совместимые с коммунистической идеологией. Поэтому несколько поколений семей деградировали в массе своей как институты социализации подрастающих поколений [2,c.293].

 

 

Глава 4: Краткая характеристика развития системы социальной защиты в Западной Европе

 

Бурное развитие капиталистического способа производства в Европе в XIX веке, сопровождавшегося серией научных открытий, технических и технологических изобретений, находивших немедленное практическое применение в промышленности, выражалось в феноменальном росте производительности во многих отраслях. Высокие темпы развития капитализма создали условия для развития межгосударственной (межнациональной) конкуренции и приводили к неравномерности экономического развития государств – их расслоению по уровню благополучия. Этот период развития характеризовался с одной стороны, «исключительными социальными страданиями» в слаборазвитых государствах, а с другой – «…возможностью повышения жизненного уровня в массовом масштабе которого мир никогда не видел» [12,c.87] в государствах – лидерах экономического развития.

Германия, подходя к рубежу XIX – XX веков являлась экономическим лидером в Европе. Дальнейшее стабильное развитие экономики сдерживалось накопившимися социальными проблемами. Поэтому в 1889 году канцлером Бисмарком впервые в мире была разработана и введена пенсионная система, основной целью которой являлось повышение уровня благосостояния пожилых людей, утрачивающих работоспособность.

Двумя годами позже в 1891 году в Дании  была разработана иная модель, учитывающая слабость экономического развития государства, целью которой было сокращение уровня бедности и поддержка пенсионеров.

Создание пенсионной системы в  этих странах, с различным уровнем  экономического развития, стало примером для других государств.

Франк де Баттер и Удо Кок предлагают краткую трехстадийную модель развития системы социальной защиты в Западной Европе [13]:

Первый этап – благотворительность  была главным источником социальной поддержки для бедных в средние века, а уровень поддержки – уровень физического выживания бедных;

Второй этап – «…после индустриальной революции страны ввели схемы  социального страхования для покрытия рисков по старости, производственных травм и болезней для рабочих в отдельных отраслях» [13,c.247], в дальнейшем эти схемы были расширены на всех рабочих;

Третий этап – после Второй мировой  войны, когда необходимость сохранения стабильности общества привела к тому, что практически все страны Западной Европы были вынуждены расширить систему социальной защиты на все аспекты производственной и частной жизни. А в 1970-х годах большинство стран ввели социальную политику в качестве одного из инструментов макроэкономической политики государств.

Приведенные авторами укрупненные  этапы развития западноевропейской системы социальной защиты совпадают с приведенными в таблице 2 и отличаются только временными характеристиками.

 

Глава 5: Социальная помощь и поддержка населения в России в 90-х годах

 

Фирсов М.В. отмечает, что экономический кризис 90-х, рост социальных проблем в обществе, сопровождаемых такими тенденциями как: снижение уровня жизни, безработица, вынужденная миграция населения, профессиональное нищенство, падение уровня рождаемости, распад института семьи и брака - создали необходимость в организации нового вида деятельности – социальной работы [10,c.181].

В результате проводимой социальной и экономической политики уровень жизни населения существенно снизился, произошло повышение цен и снижение доходов населения [10,c.181]. Наглядно можно представить темпы роста безработицы, анализируя численность безработных в период с 1992 и по 1994 гг. (диаграмма 1).

Диаграмма 1.

Рост безработицы повлек за собой  изменение динамики преступности. Так, если в 1991 году зарегистрировано 2173,1 преступлений, то уже в 1993 году – 2799,6.

Проблема беженцев становится еще  более актуальной, к 1992 году в Российской федерации зарегистрировано 222 тыс. беженцев из стран Закавказья, Средней  Азии, Балтии. Вынужденная миграция привела к осложнению социально-экономической и политической обстановки в регионах [10,c.182].

Сложная социально-экономическая  ситуация отразилась на институте брака  и семьи: увеличилось количество разводов, сократилось число браков. Увеличилась тенденция роста рождения детей вне брака и детей-отказников, оставленных матерями в родительских домах. В целом уровень рождаемости по России только в 1988-1992 гг. сократился на 38% [10,c.182].

В условиях социально-экономической  нестабильности происходит снижение инвестиций в социальную сферу. Так к концу 1992 г. по сравнению с 1991 г. снизился ввод в эксплуатацию домов-интернатов для инвалидов и престарелых до 69%, детских дошкольных учреждений – до 76%, общеобразовательных школ – до 80% [10,c.182].  

Государство предпринимает попытки стабилизировать положение путем применения законодательных мер в области социальной поддержки населения. Всего за год было принято 25 законов, направленных на защиту граждан, вот некоторые из них:

1991 г. - Указ президента «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 г.», который предоставлял исполнительной  власти самостоятельность в определении форм социальной поддержки (талонно-купонная, карточная, целевая денежная компенсация и др.), которые смогли бы защитить население в условиях либерализации цен.

1992 г. – «О государственных  пенсиях РСФСР», «О дополнительных  мерах по охране материнства  и детства», «О защите прав потребителей», «О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат» и д.р. [10,c.182].

Реализацией всех правительственных  мер, начиная с 90-х гг., занимается Министерство социальной защиты (ныне Министерство труда и социального развития). С 26 декабря 1991 г. на него возложены функции по разработке стратегий государственной политики в области защиты нетрудоспособного населения, материнства и детства, организации: пенсионного обеспечения, материально-бытового обслуживания, протезно-ортопедической помощи, медико-социальной экспертизы. На Министерство возлагалась задача по развитию коммерческого начала с целью укрепления отрасли и финансирования социальных программ, осуществления внешнеэкономической деятельности [10,c.186].

В 1993 г. была принята Концепция развития социального обслуживания в Российской Федерации, которая определила переход от принципов социального обеспечения к системе социальной защиты, принятой в европейских странах. В которой отмечается, что все мероприятия социального обслуживания, через систему различных служб, должны содействовать устранению причин, препятствующих достижению оптимального уровня жизни населения, и оказывать индивидуальную помощь людям в трудных ситуациях.

Система социальных служб складывалась из государственных, муниципальных и негосударственных институтов. А формы деятельности: материальная помощь, помощь на дому, предоставление временного приюта, обслуживание в условиях стационара, консультативная помощь, социальный патронаж, социальная реабилитация и адаптация нуждающихся, социальная помощь. М.В. Фирсов отмечает, что важной особенностью данной Концепции, является создание корпуса профессиональных служащих, социальных работников [10,c.186]. В свою очередь С.В. Тетерский выделяет доминирующую роль социальной педагогики в отечественной практике социальной работы с момента ее зарождения и до нашего времени [2,c.294].

В 1994 г. в составе Министерства выделился Департамент социальной защиты для выполнения функций по выработке стратегии пенсионного обеспечения, организации выплат, перерасчетов пенсий и т.д.

В 1993-1995 гг. реализуются различные  федеральные программы, например, по программе «Дети-инвалиды» было создано около 60 реабилитационных центов для детей и подростков [10,c.187].

Помимо государственных структур социальной помощи, существует и широкая сеть благотворительной деятельности:

    • «постсоциалистическая форма» коллективной помощи – благотворительные фонды предприятий;
    • церковь;
    • коммерческие организации;
    • частные фонды (Ярошинской, Каспарова);
    • благотворительные общества.

Благотворительные учреждения существенно  отличаются от заведений данного профиля прошлого века тем, что их организаторы имеют огромный опыт работы, высшее образование, профессиональную квалификацию, а также возможность сотрудничества со специалистами из смежных областей. Таким образом, качество оказываемой социальной помощи населению значительно возросло.

 Однако продолжающийся экономический кризис и долги МВФ вынудили сократить ассигнования на социальные нужды в бюджете на 1999 г.. Политический кризис отразился на доходах и заработной платы населения и,  в первую очередь - на менее защищенных слоях - инвалидах, многодетных семьях, пенсионерах. Даже на данный момент эта проблема является актуальной, и продолжается принятие мер по выводу страны из кризиса [10,c.187].

 

 

 

                             Глава 6: Заключение 

 

 

 

Итогом выше сказанного является положение  социальной работы в настоящее время, в пример приведем замечание С.В. Тетерского: «В какой-то степени мы возвращаемся к дореволюционному механизму призрения, сохраняя в то же время и элементы, выработанные в период советской власти» [2,c.297].

Во избежание многих ошибок в дальнейшем становлении системы социальной защиты, и в частности благотворительности, необходимо изучить и суммировать как зарубежный, так и имеющийся исторический опыт. Изучение которого показывает, что помощь неимущим эффективнее при ее децентрализации с привлечением широкой общественности; при взаимодействии всех сторон, участвующих в процессе - благотворительных, частных, общественных организаций, Церкви и государства, - как в получении исчерпывающей информации о нуждающихся в помощи, так и в координации помощи им. Государство должно создать единую систему законов, нормативной базы, стимулов для оказания помощи нуждающимся через систему льгот и поощрений [2,c.297]. А также необходимым условием является привлечение внимания общественности и СМИ к проблемам социальной защиты.

Таким образом, отталкиваясь от работы А.Д. Григорьева, который предлагает периодизацию становления и развития отечественной социальной работы, охватывающей период жизни общества от «…зарождения и развития форм помощи и взаимопомощи у славянских племен, …до наших дней» [6,c.4], можно построить итоговую таблицу (табл. 2), связывающую формы организации социальной защиты с формами финансирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

 

Модели

Период

Форма организации

Форма финансирования

Общественно-христианская

до XI века

Помощь и взаимопомощь

Предоставление помощи в натуральной форме (пища, одежда, кров, уход и др.).

Взаимопомощь в форме бесплатного  труда (строительства жилья, сельскохозяйственные работы и др.).

Общественная солидарность.

XI-XIII

Княжеская и монастырская поддержка.

 (социальная помощь)

Предоставление крова и пищи, уход за немощными.

Открытие богаделен при религиозных  учреждениях.

Благотворительность.

Зарождение системы сбора и  распределения ресурсов на социальную защиту.

XIII – 70-90-е гг.

XVIII

Государственно-муниципальные формы  призрения с юридическим оформлением благотворительности.

(социальная помощь)

Зарождение основ государственного управления финансированием социальной помощи, при которой государство стимулировало формирование общественных фондов финансовых средств на призрение неимущих.

Расширение благотворительной базы.

70-90-е гг. XVIII – XIX век

До реформ 60-70 гг. XIX века закладывались  основы государственного и общественного призрения.

(социальная помощь)

Государственное управление стимулированием общественной деятельности перерастает в необходимость государственного участия в финансировании социальной сферы через социальный налог. Стимулирование благотворительности через общественные организации.

XX век до 1917 г.

Передача функций общественного призрения благотворительным организациям и органам местного самоуправления.

Пенсионное обеспечение государственных  служащих.

Социальное страхование рабочих.

Государственное финансирование социальной помощи, пенсионного обеспечения государственных служащих.

Основа государственного финансирования – налоги.

Страховая деятельность.

Общественные благотворительные  организации.

Личная благотворительность.

Биполярная

1917-1941

Для промышленного сектора:

Социальная помощь.

Пенсионное обеспечение.

Социальное страхование.

 

 

 

Государственное финансирование за счет перераспределения средств собранных на цели финансирования социальной сферы.

Социальный налог.

Снижение роли благотворительных  организаций в финансирования социальной помощи.

Для сельского хозяйства:

Помощь и взаимопомощь.

Частное финансирование.

Сельские комитеты взаимопомощи перераспределяли возможности крестьянства в оказании помощи.

С 1935 г. кассы взаимопомощи, которые на 100% финансировались за счет доходов крестьянства.

Административная

1945-1964

Становление принципов административной модели управления социальной защитой.

Социальная помощь.

Пенсионное обеспечение.

Социальное страхование.

Одна и единая основа финансирования – социальный налог.

С 1956 г. социальные трансферты из бюджета  СССР в социальную сферу.

С 1964 г. включение крестьянства в сферу государственного социального обеспечения.

1964-1991

Развитие административной системы  управления социальной защитой.

Социальная помощь.

Пенсионное обеспечение.

Социальное страхование.

Одна и единая основа финансирования – социальный налог.

1991 – н/в

Современный этап развития административной модели.

Социальная помощь.

Пенсионное обеспечение.

Социальное страхование.

Социальная работа.

Основа финансирования – социальный налог и перераспределение средств  через Фонд Социальной Защиты.

Зарождение негосударственного пенсионного обеспечения.

Возрождение страховых принципов (социальное страхование).

Возрождение благотворительности.

Гуманитарная помощь.

Информация о работе Зарождение социальных реформ