Зарождение социальной помощи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 09:24, реферат

Описание работы

Краткий исторический очерк развития социальной помощи в России.

Файлы: 1 файл

история.docx

— 28.64 Кб (Скачать файл)
  1. Зарождение  социальной памощи

 Краткий исторический  очерк развития социальной помощи  в России.

 

 

     

Социальная помощь нуждающимся в России имеет давние традиции.

Первые попытки призрения  бедных предпринимались еще в XIV-XV вв.,

нуждающихся поддерживали прежде всего церкви и монастыри. В XVII в. начали

формироваться основы государственной  социальной политики: в соответствии с

царскими указами за счет казны создавались дома призрения  и богадельни для

детей бедняков, где они  могли получить знания и обучиться  ремеслам;

ассигновывались средства на выдачу пособий, пенсий, земельных наделов

нуждающимся. В 1682 г. был принят "Приговор", или решение церковного Собора

о призрении больных и  нищих.

      Важное значения для становления государственной системы социальной

защиты имели указы  Петра I "Об определении в домовыя Святейшего Патриарха

богадельни нищих, больных  и престарелых" (1701 г.) и "Об учреждении во всех

Губерниях гошпиталей" (1712 г.), в котором, в частности, предписывалось "по

всем губерниям учинить  гошпитали для самых увечных, таких, которые ничем

работать не смогут, ни стеречь, также и зело престарелым; также прием

незазрительной и прокормление младенцам, которые не от законных жен

рождены".

      Благотворительностью  активно занималась Лютеранская  Церковь в России.

Помимо чисто богослужебной  практики, в ее ведении находились первоклассные

учебные заведения, больницы, дома престарелых, культурные и образовательные

общества. Следует подчеркнуть, что плодами деятельности этих учреждений

пользовались люди различных  конфессий.

      Особую роль  в укреплении системы социальной  поддержки сыграла

Екатерина II. При ней были созданы дома призрения для бедных в Гатчине,

богадельни для питомцев Воспитательного дома, повивальный  институт с

родильным отделением для  неимущих женщин с присвоением им статуса

государственных. В 1764 г. было создано одно из первых благотворительных

обществ в России - Общество воспитания благородных девиц. В 1775 г. впервые

в истории России законодательным  путем устанавливалась система

общественного призрения "для  всех гражданских сословий". На губернские

органы управления возлагалась  обязанность организовывать и содержать

народные школы, сиротские  дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для

неизлечимых больных, дома для  умалишенных, работные смирительные дома.

Поначалу эти учреждения финансировались из государственной  казны. Позднее

было принято решение  об отчислении на их содержание части  средств из

доходов городов. Города, селения, общества и частные лица наделялись правом

устраивать по своей инициативе дома призрения на общее благо.

      В 1797 г.  Павел I подписал Указ о назначении  своей супруги, Марии

Федоровны, руководителем  всех социальных учреждений. С ее именем связан

важный этап в развитии отечественного благотворения.

      Середина XIX в. отмечена поисками нетрадиционных для нашей страны

подходов к организации  социальной помощи. Так, общество посещения  бедных в

Санкт-Петербурге, созданное в 1846 г. по инициативе князя В.Ф.Одоевского,

привлекало людей к  помощи нуждающимся, с одной стороны, на трудовых

началах, с другой - обращаясь к чувству общественного долга. Вторая

половина 60-х годов связана  с расширением меценатства и

благотворительности. Возникающие  благотворительные общества и фонды

пытались объединить вокруг себя людей, не согласных с существующим

распределением материальных ценностей и социальным расслоением. Стали

появляться организации, объединявшие людей по месту жительства, уровню

образования, виду трудовой деятельности (Общество женского труда, Общество

дешевых квартир и др.). Особое развитие получили воскресные народные школы,

где обучение было бесплатным, а труд учителей - безвозмездным. Основной

причиной бедности их организаторы считали невежество, неграмотность  масс,

поэтому социальную помощь ограничивали рамками просвещения. Однако их

усилия не могли радикально изменить социальное самочувствие широких  масс.

      До 1912 г.  государственное пенсионное обеспечение  в России охватывало

только военнослужащих и  чиновников. С принятием же страхового закона оно

распространилось и на 2,5 млн. рабочих и служащих, занятых  в фабрично-

заводской и горной промышленности.

      Упомянем  и о заботе об инвалидах. Уже при царе Федоре Алексеевиче

(старшем брате будущего Петра Первого) в 1682 г. в Москве возникли две

богадельни, к концу века их стало около десяти, а к 1718 г. при Петре уже

90 с 400 "призреваемыми". В их числе знаменитая Матросская  Тишина на Яузе.

      Екатерина  Великая в 1775 г. учредила приказы  общественного призрения

(прообразы комитетов соцзащиты), но и частые лица при этом  поощрялись за

устройство благотворительных  заведений. Затем возникло Ведомство  учреждений

императрицы Марии, а ее сын  Александр 1 основал Императорское

человеколюбивое общество. Тогда  же графом Шереметевым был построен

Странноприимный дом с  больницей для сирых и убогих (ныне знаменитый

Институт скорой помощи им. Склифосовского). Также при Александре 1, не

получив ожидаемой поддержки  на родине у Наполеона, в Петербург  приехал

доктор Гаюи, радениями которого здесь был основан первый в России институт

для слепых. Это было до Отечественной  войны 1812 года, а годом позже после

ее завершения в столице  благодаря издателю П. Пезаровиусу появилась газета

"Русский инвалид", уделявшая  внимание прежде всего ветеранам и издававшаяся

вплоть до Октябрьской  революции. В Крымской, Русско-Турецкой и Русско-

Японской войнах стали возникать общины сестер милосердия. У истоков первой

из них Крестовоздвиженской стояли великая княгиня Елена Павловна и

знаменитый хирург Пирогов. Впоследствие многие из них перешли к Обществу

Красного Креста.

      В 80-ых  годах помещица Анна Адлер  устроила типографию для слепых, в

которой в 1885 г. была напечатана шрифтом Брайля первая книга на русском

языке. К началу ХХ века в России уже существовало несколько десятков школ

для слепых, тогда же родился  журнал "Слепец".

 

Глава 5. Формирование античной модели социальной помощи в Древней  Греции и Риме

 

5.1. Возникновение государственной  (властной) социальной помощи

 

Социальная помощь как  система отношений поддержки  не способных к самообеспечению людей возникает в первобытной родовой общине. Это помощь, основанная в первую очередь на кровном родстве, традициях взаимопомощи и религиозных представлениях.

 

Развиваясь, человечество вступает в качественно новую эпоху, отличающуюся не только более совершенным производством, но и принципиально иными общественными  отношениями. Изменения в социально-экономических  отношениях неизбежно порождают  новые отношения и связи в  социальной помощи.

 

Что происходит с социальной помощью в рабовладельческом  обществе? Почему она вообще существует, когда рвутся родственные связи, общество разделяется на антагонистические  классы и возникает эксплуатация человека человеком? Какие природные, общие закономерности реализации связей и отношений социальной помощи оформились в период рабовладельческого строя?

 

Попробуем ответить на эти  вопросы на примере наиболее развитых и изученных (классических) рабовладельческих  государств – Древней Греции и  Рима.

 

Как известно, с развитием  производства и дальнейшим разделением  труда в рамках первобытно-общинного строя произошло оформление отношений частной собственности и обмена. Рабочая сила стала давать избыток над расходами по ее содержанию, производить больше, чем необходимо для существования. С ростом ее цены убиваемые, а еще ранее – съедаемые “военнопленные” превращались в даровую рабочую силу – рабов. Родовой строй постепенно изжил себя, не выдержав наступления разделения труда и развития товарно-денежных отношений. Рабство сделалось господствующей формой производства.

 

С VIII в. до н.э. формировались  первые рабовладельческие города-государства (полисы): Афины, Коринф и другие, затем  и Древний Рим. На фоне стремительной  дифференциации общества и процесса разделения труда между городом  и деревней, городскими отраслями  труда формировались новые социальные группы. Ставшее городским население  утрачивало связь с родом и  лишалось его попечения. Теряли свою силу и родовые органы власти (совет  старейшин, вожди и т. п.), ранее  обеспечивавшие помощь внутри рода. Граждане нередко разорялись и переходили в разряд городской бедноты. Рост количества людей, лишенных поддержки  со стороны рода, не мог не беспокоить государственную власть, так как  они представляли собой “горючий”  материал для восстаний и беспорядков. Система социальной помощи родового общества разрушилась вместе со старыми  общественно-экономическими отношениями, и перед обществом встала задача формирования новой системы помощи, адекватной изменившимся общественным отношениям.

 

В этот период возникают неизвестные  родовому обществу виды помощи: государственная  социальная помощь и филантропия.

 

Теоретические подходы к  вопросу о роли и значении государства  в отношениях помощи можно найти  в трудах философов Древней Греции и Рима. Так, Платон (460-370 гг. до н.э.) рассматривает  социальную помощь в контексте общественной пользы, с его точки зрения, эта  деятельность – прерогатива государства, а не отдельного частного служения. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) рассматривает  порядок справедливого распределения  как ряд прав и обязанностей и  ставит вопрос о государственной  системе вспомоществования.

 

 

 

Римский философ-стоик Эпиктет (50-140 гг. до н.э.) требовал раздачи имущества  в пользу бедных. Он считал, что стремление к помощи людям вытекает не из сострадания, но из познания прав и обязанностей.

 

Таким образом, древние философы подошли к осознанию необходимости  гарантированной общественной помощи, рассматривая ее как результат прав гражданина и обязанности государства, а не воли филантропа.

 

В Древних Афинах значительная часть государственных расходов направляется на выдачу пособий. Считается, что Солон (640 / 635-559 гг. до н.э.) принял закон, согласно которому все граждане, изувеченные на войне, содержались  за счет государства. Позднее эти  преференции были распространены на всех неспособных к труду неимущих. Размер пособия назначался народным собранием, а права “пенсионеров”  определялись советом собрания. Периодически они были обязаны являться в совет  для освидетельствования, под угрозой  лишения пенсии.

 

Сыновья воинов, убитых на войне, также воспитывались за казенный счет до своего совершеннолетия, а затем  получали от государства полное вооружение. Иногда в неурожайные годы голодающим оказывалась помощь в виде даровой  раздачи или дешевой продажи  хлеба, закупленного казной. Имеются  также сведения о том, что в IV в. до н.э. Афины выделяли бедным девушкам – гражданкам средства для приданого (своего рода помощь неимущим гражданам  в условиях усиливавшегося имущественного расслоения). В Коринфе и Афинах возникают первые общественные гостиницы  для приезжих, расположенные, как  правило, вблизи знаменитых храмов, финансируемые  из государственной казны.

 

В классической Греции в период правления Перикла вводятся театральные  деньги, которые выдавались неимущим гражданам для посещения театральных  представлений, предполагавших еще  и угощение. Инвалидам выплачивались  государственные пособия в размере 1 обола в день, что составляло минимальный заработок ремесленника. Перикл ввел и общественные работы по укреплению, благоустройству города, дорог, куда привлекались незанятые, неимущие слои населения. Оплачивались эти работы из государственной казны.

 

Как отмечал Р. Пельман*24, власть в Афинах законодательно устанавливала твердые цены на хлеб и не допускала их роста, скупала хлеб в местах урожая и продавала гражданам по низкой цене, занималась бесплатной раздачей зерна, рыбы, соли, угля и дров, что при Перикле стало нормой. Бедные содержались за счет государства. Аналогичные меры принимались и в других городах Древней Греции.

 

*24: {См.: Пельман Р. История античного коммунизма и социализма. – СПб., 1910. – С. 430.}

 

Доимперский период истории Рима также знал помощь социально уязвимым слоям, осуществляемую государством. Так, народным трибуном Гаем Гракхом был предложен “хлебный закон” (123 г. до н.э.), установивший права на получение хлеба – по два пуда на каждого члена семьи ежемесячно по “социально низким” ценам.

 

Как и в Древней Греции, в Риме использовались общественные работы – форма трудовой помощи. Для поддержки неимущих, нетрудозанятых граждан Рима Гаем Гракхом вводится “дорожный закон”, предусматривающий введение обширных общественных работ – дорожного строительства по всей Италии*25.

 

*25: {См.: История древнего мира. – М., 1981. – С. 534.}

 

В эпоху Римской империи  закрепляется привилегия бедного населения  – получение бесплатного хлеба. Начиная со времени правления  императора Септимия Севера (146-211 гг. до н.э.) вдобавок к бесплатному хлебу бесплатно выдают масло, а со времени правления Аврелиана (219-275 гг. до н.э.) – мясо.

 

Римское государство учреждает  специальный институт префектов  и особые должности (эдилы) для закупки, хранения и раздачи хлеба, проведения общественных работ, празднеств и т. п.

 

Наряду с постоянными  выдачами появляются и растут экстраординарные (condiaria) выдачи денег, вина, соли, одежды, закусок, театральных билетов.

 

В неурожайные годы происходила  раздача или продажа населению  по низким ценам хлеба, закупаемого  государством.

 

В Древнем Риме государство  обеспечивало опеку и попечительство над несовершеннолетними сиротами, одинокими женщинами, безумными, накладывало  бремя “общественной повинности”  попечительства нуждающихся на уважаемых  граждан, зачастую не являющихся родственниками опекаемым.

Информация о работе Зарождение социальной помощи