Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 20:05, контрольная работа
Сегодня, когда продолжается реформа местных органов и проблема взаимоотношений между федеральным центром и местными руководителями обрела особую актуальность, закономерен интерес к тому, как эти вопросы решались в дореволюционной России, через какие органы происходило управление социальными процессами на местах: в губерниях, уездах, городах, волостях, сельских поселений, а также, что входило в круг обязанностей лиц, стоящих во главе административных единиц России.
Введение._________________________________________________________________ _3
1. Предпосылки Земской реформы.____________________________________ __________4
2. Земская реформа, ее основные положения и особенности._______________ _________9
3. Итоги земской реформы.____________________________________________ ________16
Заключение._________________________________________________________________17
Сильному налоговому давлению подверглась и промышленность – налогами стали облагаться не только доходы промышленников, но и недвижимость. Министерство финансов, во главе которого стоял тогда граф Михаил Христофорович Рейтерн, всячески старавшийся поощрять и оберегать крупную промышленность, увидело в таких стремлениях земств угрозу всем своим планам, не говоря уж о прямом подрыве возможности обложения этих же заведений и промышленного капитала со стороны казны. 21 ноября 1866 г. по инициативе Рейтерна был издан закон, в котором было установлено, что земства могут облагать налогами только недвижимую собственность фабрик и заводов, причём по ставкам не выше, чем налог на другую недвижимость в данном районе.
Данный закон сразу поставил
земства в финансовом отношении
в чрезвычайно трудное
Ещё одно стеснение земской деятельности последовало в 1869 г. - положением Комитета министров от 19 сентября 1869 г. земства были лишены права бесплатной пересылки корреспонденции.
Таким образом, несмотря на все ограничения и столь надежный состав земских учреждений, правительство, предоставив им заботу о местном хозяйстве, лишило их самостоятельности даже в указанных пределах. Земские учреждения не имели своих исполнительных органов, не обладали принудительной властью; они были лишены права общаться друг с другом, были поставлены под строгую опеку и контроль губернатора и министра внутренних дел, которые могли приостановить любое постановление земских собраний.
3. Итоги земской реформы.
Нужно отметить, что земская реформа не сформировала стройной и централизованной системы. В ходе ее реализации не было создано органа, возглавляющего и координирующего работу всех земств. Когда в 1865 г. Санкт-Петербургское губернское земское собрание поставило вопрос об образовании такого органа, оно было попросту закрыто правительством. Существование земских учреждений допускалось только на губернском и уездном уровнях.
Реформа не создала также и низшего звена, которое могло бы замкнуть систему земских учреждений - волостного земства. Попытки многих земских собраний на своих первых сессиях оставить этот вопросы были пресечены правительством в самом зародыше. Не решившись сделать земства исключительно дворянскими учреждениями, правительство законодательным путем все же внедрило в руководство земств представителей этого сословия: председателями земских собраний стали предводители губернского и уездного дворянства.
Отсутствие достаточных материальных средств (они формировались за счет обложения специальным налогом местного населения; в 1866 г. было запрещено облагать торговые и промышленные предприятия) и собственного исполнительного аппарата усиливало зависимость земств от правительственных органов.
Тем не менее земство как учреждение прогрессивное содействовало национальному развитию страны. Его служащие наладили статистику по хозяйству, культуре и быту, распространяли агрономические новшества, устраивали сельскохозяйственные выставки, строили дороги, поднимали местную промышленность, торговлю и особенно народное образование и здравоохранение, открывая больницы и школы, пополняя кадры учителей и врачей. Уже к 1880 г. на селе было открыто 12 тыс. земских школ, что составило почти половину всех школ в стране. Врачей на селе до введения земств вообще не было (исключая редкие случаи, когда помещик сам открывал на свои средства больницу и приглашал фельдшера). Земства содержали специально подготовленных сельских врачей (число их за 1866—1880 гг. выросло вчетверо). Земские врачи (как и учителя) заслуженно считались лучшими.
Правительство опасалось земств, так как, несмотря на все ухищрения избирательной системы, в них концентрировались оппозиционные царизму либеральные слои общества. Именно через них буржуазия наиболее эффективно вела борьбу за свои интересы. В высшие звенья государственного аппарата буржуазия пока не получила доступа.
Борьба земств за расширение своих прав, а царских властей против этого закончилась победой последних. В 1890 г. была проведена контрреформа, изменившая порядок выборов в земства. Сохранились три курии, но в первой курии вводился сословный принцип: могли избирать и быть избранными только помещики-дворяне (потомственные и личные). Тем самым уменьшилось представительство буржуазии в земствах. Существенные изменения произошли в крестьянской курии. Отныне крестьяне выбирали только кандидатов в уездные земские собрания. Далее все зависело от губернатора. Из числа избранных кандидатов он назначал гласных. Усилился надзор за составом и деятельностью земств со стороны администрации. Все же контрреформа 1890 г. не превратила земства в дворянские учреждения. Следует также отметить, что в земствах большую роль играли обуржуазившиеся дворяне.
Несмотря на ограниченность Земской реформы, она содействовала развитию местной инициативы, буржуазного хозяйства, буржуазной культуры и была шагом на пути превращения феодальной монархии в буржуазную.
Заключение.
Институты земского самоуправления явились зачатками гражданского общества в России. Их возникновение связано с подъемом общественного либерального и демократического движений, прогрессивной законодательной деятельностью по реформированию государственного управления в соответствии с требованиями нового времени. Практика самоуправления развивала гражданскую активность населения, формировала в массовом сознании ответственность за судьбы своего края и всего Отечества.
Опыт создания и деятельности земских и городских выборных органов убедительно показал, что система местного самоуправления являлась эффективным средством пробуждения хозяйственной и социальной инициативы населения, играла роль школы управления. Эта система практически во многом восполняла серьезные недоработки государственной администрации и чиновников. Учреждения местного самоуправления взяли на себя обеспечение тех сфер социальной жизнедеятельности, которые оказались непосильны для центральной власти.
Земская реформа создала в России новый, современный институт местного самоуправления, приобщила к гражданской жизни ранее абсолютно бесправное крестьянство, она способствовала развитию местного благоустройства. Земский интеллигент — врач и учитель, бескорыстный подвижник и знаток своего дела — стал олицетворением лучших черт русской интеллигенции.
Земский избирательный процесс в России стал одним из ярких примеров политического регулирования государством представительства классов и сословий в местном самоуправлении явился. Земская реформа привела к созданию всесословных выборов органов местного самоуправления, в которых впервые в отечественной истории были представлены интересы всех социальных групп российского общества. Завершился период монопольной власти правительственной бюрократии. При всех недостатках в правилах и процедурах выборов на разных этапах более чем полувекового существования земских учреждений это был в целом позитивный опыт развития формирования органов власти на местах.
Список использованных источников.
Тест.
Раздел I:
16. Автором «Повести временных лет» считается:
а) Прокопий Кессарийский;
б) Нестор; - правильный ответ.
в) Константин Багрянородный;
г) Тацит.
Раздел II:
172. Какой приговор вынес суд
Вере Засулич за покушение
на петербургского
а) смертная казнь;
б) оправдательный; - правильный ответ.
в) ссылка в Сибирь.
Раздел III:
226. Когда в СССР был введен паспортный режим?
а) в 1932–1933 гг.; - правильный ответ.
б) в 1939–1940 гг.;
в) в 1945–1946 гг.
2 В.А. Федоров. История России 1861-1917.РЕФОРМЫ
1863-1874 ГОДОВ. Реформы в области местного
управления // Библиотека "Полка букиниста"
- Электронные данные. - Режим доступа : http://society.polbu.ru/
3 История Государства и права России: Учебник для вузов / под ред. С.А. Чибиряева. М., 2001. С. 202.
4 История. Земская реформа 1864 года. Земские сборы и повинности// Документ опубликован не был //goodhistoria - Электронные данные. - Режим доступа : http://www.goodhistoria.ru