Железные дороги в эпоху НЭПа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2012 в 07:50, реферат

Описание работы

Цель реферата - изучение экономических проблем развития железнодорожного транспорта России, показателей его деятельности в указанный период.
Задачи исследования:
- дать понятие и охарактеризовать структуру железнодорожного транспорта в период НЭПа;
- провести анализ и дать экономическую оценку деятельности железнодорожного транспорта;

Содержание работы

Введение 2
1. Причины проведения новой экономической политики 5
2. Сущность новой экономической политики 8
3. Железнодорожный транспорт в России в период с 1917 по 1921 г.г. 13
4. Железнодорожный транспорт России в период новой экономической политики 21
Заключение 30
Список используемых источников 33

Файлы: 1 файл

Реферат жд дороги в эпоху НЭПа.docx

— 68.63 Кб (Скачать файл)

Ж

Содержание

 

Введение 2

1. Причины проведения новой экономической политики 5

2. Сущность новой экономической политики 8

3. Железнодорожный транспорт в России в период с 1917 по 1921 г.г. 13

4. Железнодорожный транспорт России в период новой экономической политики 21

Заключение 30

Список используемых источников 33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Введение

 

 

Период НЭПа – едва ли не самый сложный  из  всех  периодов  советской истории. В  то же время именно он наиболее значим для  нас  сегодня.  Каково его  общее социально-историческое  содержание  и  значение?  Существует  три  основных ответа на этот вопрос [15, стр. 46].

Согласно  первому,   безраздельно   господствовавшему   в   советской исторической литературе, НЭП представлял собою один из этапов строительства социализма в  СССР. Вынужденный особыми  обстоятельствами,  сложившимися  по окончании гражданской  войны, и отличавшийся значительным  своеобразием,  он при всех издержках, с ним связанных, сыграл  в  целом  полезную  роль,  дав  стране возможность залечить раны,  нанесенные  войной,  и  подготовиться  к новому, решающему  этапу  социалистической  стройки.  К  концу  20-х  годов  значение НЭПа оказалось исчерпанным, вследствие чего он и сошел  со  сцены, уступив место периоду  индустриализации и коллективизации.

Второй ответ можно  определить как «сменовеховский»: НЭП - своего рода эпоха Реставрации; наткнувшись  на непреодолимые препятствия, большевистская революция покатилась вспять. Правда, не докатилась: исторически  позитивный процесс возврата был оборван  И.В. Сталиным.

Третий ответ, предлагавшийся рядом западных исследователей,  сводился к тому, что НЭП надо рассматривать как особую, рыночную модель  социализма, обладавшую рядом  достоинств, но  не  сумевшую  справиться  с  присущими  ей противоречиями,  почему  ей  и  пришлось  уступить  место  государственному социализму сталинского образца [8, стр. 79].

В каждом из этих ответов  есть, мне думается, своя  доля  истины,  но, увы, не  более  чем  доля.  Первый  нехорош  уже  тем,  что  заглаживает  и выпрямляет    ход    исторического    процесса,    преуменьшает    коренную противоположность сталинской и нэповской экономики,  игнорирует  «взрывной» характер, как рождения НЭПа, так и его пресечения. Второй ответ имел  право на существование лишь  в  пору  «отступления»,  то  есть  при  переходе  от «военного коммунизма» к НЭПу;  на  протяжении  последующей,  большей части периода о нем уже можно было не вспоминать. Наконец, третий ответ, наиболее убедительный, имеет тот коренной недостаток,  что  оставляет  невыясненным, модель какого социализма в этом случае имеется в виду.

Период НЭПа - единственное время в советской истории, когда  бок о бок существовали капитализм и социализм. Социализм  и  капитализм  противостоят друг другу как два социально-экономических  уклада:  первый  -  в  тотально обобществленной промышленности,  второй  -  в  количественно  преобладающем частном секторе [18, стр. 58].

НЭП  начался   с  удара   по   точке   наибольшей   опасности,   как сельскохозяйственная политика, нацеленная на получение  большего  количества продуктов питания за счет предоставления новых стимулов крестьянству;  затем он развился в коммерческую политику поощрения  торговли  и  обмена,  включая финансовую политику, направленную на стабилизацию  валюты,  и,  наконец,  он стал промышленной политикой. Чтобы составить себе более ясное  представление об интересующем нас периоде,  лучше  всего  сопоставить  НЭП  с  его  прямым предшественником - периодом "военного коммунизма".

«НЭП» - это короткое слово  быстро стало  образом,  которому  суждено было  навсегда   остаться   в   памяти   народа   символом   противоречивой, поучительной, хотя и  очень  короткой  полосы  в  истории  страны.  А  когда понятие «НЭП» родилось, в нем было и энергичное «нет» недавнему прошлому,  и созвучие с главным, чего тогда  недоставало:  «хлеб».  Именно  НЭП,  говорил Ленин, открывал путь к избавлению  «от  нашего  нищенства,  от  беспрерывных голодовок...» [1, стр. 39].

Историография НЭПа представлена работами многочисленных авторов,  но при обилии публикаций на тему можно  констатировать,  что  мы  о  нем  знаем очень и очень мало.  При рассмотрении  темы  мне пришлось  столкнуться с различными мнениями и суждениями.

Цель реферата - изучение экономических  проблем развития железнодорожного транспорта России, показателей его  деятельности в указанный период.

Задачи исследования:

- дать понятие и охарактеризовать  структуру железнодорожного транспорта  в период НЭПа;

- провести анализ и дать экономическую  оценку деятельности железнодорожного  транспорта;

Предмет исследования - экономика  России в период НЭПа.

Объект исследования - экономика  железнодорожного транспорта России в период НЭПа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Причины проведения новой экономической политики

 

 

Как и в любом историческом процессе, во введении послевоенных преобразования Советского правительства следует различать экономические и политические причины, вызвавшие эти преобразования.

Среди экономических причин переосмысления правительством экономической  политики государства следует прежде всего назвать острейший экономический кризис, который Россия переживала к концу 1920 года [14, стр. 58].

Причиной кризиса послужили  огромные потери государства за годы Первой мировой и гражданской войн, общий ущерб от которых оценивался более чем в 50 млрд. золотых рублей. Крупная промышленность России в это время производила продукции в 7 раз меньше, чем в 1913 году, грузооборот железных дорог уменьшился в 4 раза. Велики людские потери: в боях, от ран, голода, болезней, красного и белого террора погибло не менее 10 млн. человек; от 1,5 до 2 млн. человек эмигрировали из страны. Изменился состав производительных сил: годы войны и послевоенной разрухи привели к сокращению численности промышленных рабочих практически вдвое ( 1 млн. 270 тыс. человек в 1920 году против 2 млн. 400 тыс. человек в 1913 году), по оценкам статистики, из-за безработицы и голода в течении 1917-1920 годов около 5 млн. человек перебрались из городов в деревни. В целом, по оценкам историков, Москва потеряла половину своего населения, а Петроград – две трети [8, стр. 56].

Кроме этого, в 1921 году на Россию обрушилось новое тяжкое испытание  – голод. Одной из причин голода была жесточайшая засуха в Поволжье, а другой и возможно главной –  продразверстка. Весной у крестьян был конфискован даже семенной фонд, следствием чего явилось падение  сбора зерна с 801 миллиона центнеров  до 503 миллионов. Продовольственные  резервы на тот момент в стране давно отсутствовали.

Тяжелая экономическая ситуация стала поводом для обострения политического недовольства режимом. Миллионы крестьян, принявших участие  в гражданской войне на стороне  большевиков, выражали недовольство политикой "военного коммунизма", не дававшей экономических стимулов к развитию сельского хозяйства. Недовольство крестьян перерастало в антиправительственные восстания, которые в свою очередь, всерьез грозили перерасти в настоящую крестьянскую войну: отряды Махно на Украине и "крестьянская армия" Антонова на Тамбовщине насчитывали в начале 1921 года по 50 тысяч человек, общая численность отрядов, сформированных на Урале, в Западной Сибири, Поволжье, на Кубани и на Дону достигали 200 тысяч человек [6, стр. 85].

Ещё большую опасность  представляли выступления рабочих. В феврале 1921 года, в ответ на сокращение на треть хлебного пайка, в Петрограде были организованы забастовки работников Трубочного, Патронного, Балтийского, Путиловского и других заводов и фабрик.

Самым крупным антиправительственным  выступлением стал мятеж матросов и  солдат крепости Кронштадт.

В марте 1921 года, в своей  работе "Урок Кронштадта" В.И.Ленин  сформулировал ближайшие цели, определившие дальнейшее развитие государства. Одной  из них было названо необходимость  немедленно установить соглашение с  крестьянством [5, стр. 56].

Переход к новой политике во многом был обусловлен ещё и  тем, что правительству так и  не удалось добиться выполнения изданных суровых законов и декретов, и  понимание правительством неизбежности ещё большей экономической катастрофы в том случае, если оно продолжит  настаивать на выполнении этих декретов. Началом проведения государством новой  экономической политики следует  считать Х съезд РКП (б), состоявшийся в марте 1921 года. Съезд, кроме прочего, принял решение о замене продразверстки продналогом, что означало коренное изменение способов заготовки продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Также на съезде было принято решение о допущении свободного товарообмена

Руководству РКП(б) стоило больших усилий убедить рядовых членов партии в целесообразности нового экономического курса. Некоторые парторганизации усмотрели в оживлении частной торговли и переговорах с иностранцами о продаже концессий "капитуляцию перед буржуазией", практически во всех парторганизациях имели место случаи выхода из РКП(б) "… за несогласие с НЭПом..". В связи с нарастанием недовольства со стороны "партийных низов" Центральный Комитет РКП(б) решил созвать в мае 1921 года экстренную Всероссийскую партконференцию. В своих выступлениях на конференции В.И.Ленин доказывал необходимость новой экономической политики, подтвердив, что НЭП вводится не для обмана, а "… всерьез и надолго, возможно на пять-десять лет…" [17, стр. 162].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность новой экономической политики

 

 

Новая экономическая политика (1921-1927 гг.) — это загадочное «экономическое чудо» России — до сих пор поражает воображение каждого, кто знакомится с ее достижениями и трагическими последствиями демонтажа НЭПа сталинским руководством.

За 6 лет с марта 1921 года по весну 1927 года истерзанная семилетней империалистической и гражданской войной страна, промышленное производство которой сократилось  в 7 раз — до 13,8% в 1920 г. от довоенного уровня 1913 года, сумела восстановить народное хозяйство и жизненный уровень  почти в довоенных пределах. Франция, например, потратила на восстановление промышленности тоже 6 лет, но в 1920 г. она  производила 62% довоенной продукции (соответственно в 4,5 раза больше России) и кроме того, Франции помогли  иностранные кредиты и репарации  по Версальскому договору.

Сухой язык цифр говорит сам за себя. Прирост промышленной продукции  в Советской России в 1921-1926 гг. составил в среднем 40,8%, сельскохозяйственной — около 10%. Таких фантастических темпов экономического роста не знала  история России ни до, ни после этих лет [9, стр. 82].

Сколько труда, души, предприимчивости, собственных сбережений вложили  крестьяне, рабочие, ремесленники, интеллигенты и часть национальной буржуазии, чтобы за 6 лет восставить разрушенную  и разграбленную страну, остановить чудовищную инфляцию, возродить твердую  валюту и экспорт сельскохозяйственной продукции в пределах 60% от довоенного уровня [8, стр. 145].

Именно в годы НЭПа стали массовым явлением подлинно добровольный энтузиазм  и взаимопомощь среди трудящихся. Тысячи рабочих без принуждения  и надрывной агитации бесплатно  работали по субботам и воскресеньям, восстанавливали свои предприятия, миллионы крестьян ремонтировали дороги, благоустраивали свои деревни и села.

Начало новой экономической  политике положила резолюция X съезда РКП(б) от 15 марта 1921 г. «О замене разверстки натуральным налогом», которая разрешила «…более свободное распоряжение земледельцам своими хозяйственными ресурсами для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности...».

Отныне крестьянин мог продавать  на рынке ту часть продукции, которая  у него могла остаться после уплаты натурального налога, приблизительно половину того, что у него отбирала раньше Советская власть по продовольственной  и сырьевой разверстке.

Это решение возвращало локомотив  государственной политики на рельсы экономической целесообразности, ибо двухлетняя насильственная реквизиция у крестьян в годы военного коммунизма продовольствия и фуража без товарной компенсации привела к катастрофическому сокращению сельскохозяйственного производства в стране. «Они всё равно всё возьмут», — говорили крестьяне и делали не больше, чем это было необходимо, для их собственного потребления [18, стр. 132].

Вслед за отменой продовольственной  и сырьевой разверстки в течение  марта-августа 1921 г. последовала серия  партийных и правительственных  постановлений и декретов об обмене, свободной торговли по свободным  договорным ценам, отмене ограничений  приработка при сдельно-премиальной  оплате труда, о сосредоточении в  руках кооперации всего дела товарообмена, об установке порайонно товарных эквивалентов для обмена промышленных товаров государственной промышленности на сырье и продовольствие крестьян, о сдаче в аренду частным лицам и кооперативам государственных предприятий и другие.

Информация о работе Железные дороги в эпоху НЭПа