Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2012 в 07:50, реферат
Цель реферата - изучение экономических проблем развития железнодорожного транспорта России, показателей его деятельности в указанный период.
Задачи исследования:
- дать понятие и охарактеризовать структуру железнодорожного транспорта в период НЭПа;
- провести анализ и дать экономическую оценку деятельности железнодорожного транспорта;
Введение 2
1. Причины проведения новой экономической политики 5
2. Сущность новой экономической политики 8
3. Железнодорожный транспорт в России в период с 1917 по 1921 г.г. 13
4. Железнодорожный транспорт России в период новой экономической политики 21
Заключение 30
Список используемых источников 33
Ж
Содержание
Введение 2
1. Причины проведения новой экономической политики 5
2. Сущность новой экономической политики 8
3. Железнодорожный транспорт в России в период с 1917 по 1921 г.г. 13
4. Железнодорожный транспорт России в период новой экономической политики 21
Заключение 30
Список используемых источников 33
Введение
Период НЭПа – едва ли не самый сложный из всех периодов советской истории. В то же время именно он наиболее значим для нас сегодня. Каково его общее социально-историческое содержание и значение? Существует три основных ответа на этот вопрос [15, стр. 46].
Согласно первому, безраздельно господствовавшему в советской исторической литературе, НЭП представлял собою один из этапов строительства социализма в СССР. Вынужденный особыми обстоятельствами, сложившимися по окончании гражданской войны, и отличавшийся значительным своеобразием, он при всех издержках, с ним связанных, сыграл в целом полезную роль, дав стране возможность залечить раны, нанесенные войной, и подготовиться к новому, решающему этапу социалистической стройки. К концу 20-х годов значение НЭПа оказалось исчерпанным, вследствие чего он и сошел со сцены, уступив место периоду индустриализации и коллективизации.
Второй ответ можно определить как «сменовеховский»: НЭП - своего рода эпоха Реставрации; наткнувшись на непреодолимые препятствия, большевистская революция покатилась вспять. Правда, не докатилась: исторически позитивный процесс возврата был оборван И.В. Сталиным.
Третий ответ, предлагавшийся рядом западных исследователей, сводился к тому, что НЭП надо рассматривать как особую, рыночную модель социализма, обладавшую рядом достоинств, но не сумевшую справиться с присущими ей противоречиями, почему ей и пришлось уступить место государственному социализму сталинского образца [8, стр. 79].
В каждом из этих ответов есть, мне думается, своя доля истины, но, увы, не более чем доля. Первый нехорош уже тем, что заглаживает и выпрямляет ход исторического процесса, преуменьшает коренную противоположность сталинской и нэповской экономики, игнорирует «взрывной» характер, как рождения НЭПа, так и его пресечения. Второй ответ имел право на существование лишь в пору «отступления», то есть при переходе от «военного коммунизма» к НЭПу; на протяжении последующей, большей части периода о нем уже можно было не вспоминать. Наконец, третий ответ, наиболее убедительный, имеет тот коренной недостаток, что оставляет невыясненным, модель какого социализма в этом случае имеется в виду.
Период НЭПа - единственное время в советской истории, когда бок о бок существовали капитализм и социализм. Социализм и капитализм противостоят друг другу как два социально-экономических уклада: первый - в тотально обобществленной промышленности, второй - в количественно преобладающем частном секторе [18, стр. 58].
НЭП начался с удара по точке наибольшей опасности, как сельскохозяйственная политика, нацеленная на получение большего количества продуктов питания за счет предоставления новых стимулов крестьянству; затем он развился в коммерческую политику поощрения торговли и обмена, включая финансовую политику, направленную на стабилизацию валюты, и, наконец, он стал промышленной политикой. Чтобы составить себе более ясное представление об интересующем нас периоде, лучше всего сопоставить НЭП с его прямым предшественником - периодом "военного коммунизма".
«НЭП» - это короткое слово быстро стало образом, которому суждено было навсегда остаться в памяти народа символом противоречивой, поучительной, хотя и очень короткой полосы в истории страны. А когда понятие «НЭП» родилось, в нем было и энергичное «нет» недавнему прошлому, и созвучие с главным, чего тогда недоставало: «хлеб». Именно НЭП, говорил Ленин, открывал путь к избавлению «от нашего нищенства, от беспрерывных голодовок...» [1, стр. 39].
Историография НЭПа представлена работами многочисленных авторов, но при обилии публикаций на тему можно констатировать, что мы о нем знаем очень и очень мало. При рассмотрении темы мне пришлось столкнуться с различными мнениями и суждениями.
Цель реферата - изучение экономических проблем развития железнодорожного транспорта России, показателей его деятельности в указанный период.
Задачи исследования:
- дать понятие и
- провести анализ и дать
Предмет исследования - экономика России в период НЭПа.
Объект исследования - экономика железнодорожного транспорта России в период НЭПа.
Как и в любом историческом процессе, во введении послевоенных преобразования Советского правительства следует различать экономические и политические причины, вызвавшие эти преобразования.
Среди экономических причин переосмысления правительством экономической политики государства следует прежде всего назвать острейший экономический кризис, который Россия переживала к концу 1920 года [14, стр. 58].
Причиной кризиса послужили огромные потери государства за годы Первой мировой и гражданской войн, общий ущерб от которых оценивался более чем в 50 млрд. золотых рублей. Крупная промышленность России в это время производила продукции в 7 раз меньше, чем в 1913 году, грузооборот железных дорог уменьшился в 4 раза. Велики людские потери: в боях, от ран, голода, болезней, красного и белого террора погибло не менее 10 млн. человек; от 1,5 до 2 млн. человек эмигрировали из страны. Изменился состав производительных сил: годы войны и послевоенной разрухи привели к сокращению численности промышленных рабочих практически вдвое ( 1 млн. 270 тыс. человек в 1920 году против 2 млн. 400 тыс. человек в 1913 году), по оценкам статистики, из-за безработицы и голода в течении 1917-1920 годов около 5 млн. человек перебрались из городов в деревни. В целом, по оценкам историков, Москва потеряла половину своего населения, а Петроград – две трети [8, стр. 56].
Кроме этого, в 1921 году на Россию обрушилось новое тяжкое испытание – голод. Одной из причин голода была жесточайшая засуха в Поволжье, а другой и возможно главной – продразверстка. Весной у крестьян был конфискован даже семенной фонд, следствием чего явилось падение сбора зерна с 801 миллиона центнеров до 503 миллионов. Продовольственные резервы на тот момент в стране давно отсутствовали.
Тяжелая экономическая ситуация стала поводом для обострения политического недовольства режимом. Миллионы крестьян, принявших участие в гражданской войне на стороне большевиков, выражали недовольство политикой "военного коммунизма", не дававшей экономических стимулов к развитию сельского хозяйства. Недовольство крестьян перерастало в антиправительственные восстания, которые в свою очередь, всерьез грозили перерасти в настоящую крестьянскую войну: отряды Махно на Украине и "крестьянская армия" Антонова на Тамбовщине насчитывали в начале 1921 года по 50 тысяч человек, общая численность отрядов, сформированных на Урале, в Западной Сибири, Поволжье, на Кубани и на Дону достигали 200 тысяч человек [6, стр. 85].
Ещё большую опасность представляли выступления рабочих. В феврале 1921 года, в ответ на сокращение на треть хлебного пайка, в Петрограде были организованы забастовки работников Трубочного, Патронного, Балтийского, Путиловского и других заводов и фабрик.
Самым крупным антиправительственным выступлением стал мятеж матросов и солдат крепости Кронштадт.
В марте 1921 года, в своей работе "Урок Кронштадта" В.И.Ленин сформулировал ближайшие цели, определившие дальнейшее развитие государства. Одной из них было названо необходимость немедленно установить соглашение с крестьянством [5, стр. 56].
Переход к новой политике
во многом был обусловлен ещё и
тем, что правительству так и
не удалось добиться выполнения изданных
суровых законов и декретов, и
понимание правительством неизбежности
ещё большей экономической
Руководству РКП(б) стоило больших усилий убедить рядовых членов партии в целесообразности нового экономического курса. Некоторые парторганизации усмотрели в оживлении частной торговли и переговорах с иностранцами о продаже концессий "капитуляцию перед буржуазией", практически во всех парторганизациях имели место случаи выхода из РКП(б) "… за несогласие с НЭПом..". В связи с нарастанием недовольства со стороны "партийных низов" Центральный Комитет РКП(б) решил созвать в мае 1921 года экстренную Всероссийскую партконференцию. В своих выступлениях на конференции В.И.Ленин доказывал необходимость новой экономической политики, подтвердив, что НЭП вводится не для обмана, а "… всерьез и надолго, возможно на пять-десять лет…" [17, стр. 162].
Новая экономическая политика (1921-1927 гг.) — это загадочное «экономическое чудо» России — до сих пор поражает воображение каждого, кто знакомится с ее достижениями и трагическими последствиями демонтажа НЭПа сталинским руководством.
За 6 лет с марта 1921 года по весну
1927 года истерзанная семилетней империалистической
и гражданской войной страна, промышленное
производство которой сократилось
в 7 раз — до 13,8% в 1920 г. от довоенного
уровня 1913 года, сумела восстановить народное
хозяйство и жизненный уровень
почти в довоенных пределах. Франция,
например, потратила на восстановление
промышленности тоже 6 лет, но в 1920 г. она
производила 62% довоенной продукции
(соответственно в 4,5 раза больше России)
и кроме того, Франции помогли
иностранные кредиты и
Сухой язык цифр говорит сам за себя. Прирост промышленной продукции в Советской России в 1921-1926 гг. составил в среднем 40,8%, сельскохозяйственной — около 10%. Таких фантастических темпов экономического роста не знала история России ни до, ни после этих лет [9, стр. 82].
Сколько труда, души, предприимчивости, собственных сбережений вложили крестьяне, рабочие, ремесленники, интеллигенты и часть национальной буржуазии, чтобы за 6 лет восставить разрушенную и разграбленную страну, остановить чудовищную инфляцию, возродить твердую валюту и экспорт сельскохозяйственной продукции в пределах 60% от довоенного уровня [8, стр. 145].
Именно в годы НЭПа стали массовым явлением подлинно добровольный энтузиазм и взаимопомощь среди трудящихся. Тысячи рабочих без принуждения и надрывной агитации бесплатно работали по субботам и воскресеньям, восстанавливали свои предприятия, миллионы крестьян ремонтировали дороги, благоустраивали свои деревни и села.
Начало новой экономической политике положила резолюция X съезда РКП(б) от 15 марта 1921 г. «О замене разверстки натуральным налогом», которая разрешила «…более свободное распоряжение земледельцам своими хозяйственными ресурсами для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности...».
Отныне крестьянин мог продавать на рынке ту часть продукции, которая у него могла остаться после уплаты натурального налога, приблизительно половину того, что у него отбирала раньше Советская власть по продовольственной и сырьевой разверстке.
Это решение возвращало локомотив государственной политики на рельсы экономической целесообразности, ибо двухлетняя насильственная реквизиция у крестьян в годы военного коммунизма продовольствия и фуража без товарной компенсации привела к катастрофическому сокращению сельскохозяйственного производства в стране. «Они всё равно всё возьмут», — говорили крестьяне и делали не больше, чем это было необходимо, для их собственного потребления [18, стр. 132].
Вслед за отменой продовольственной
и сырьевой разверстки в течение
марта-августа 1921 г. последовала серия
партийных и правительственных
постановлений и декретов об обмене,
свободной торговли по свободным
договорным ценам, отмене ограничений
приработка при сдельно-премиальной
оплате труда, о сосредоточении в
руках кооперации всего дела товарообмена,
об установке порайонно товарных
эквивалентов для обмена промышленных
товаров государственной