Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2012 в 07:50, реферат
Цель реферата - изучение экономических проблем развития железнодорожного транспорта России, показателей его деятельности в указанный период.
Задачи исследования:
- дать понятие и охарактеризовать структуру железнодорожного транспорта в период НЭПа;
- провести анализ и дать экономическую оценку деятельности железнодорожного транспорта;
Введение 2
1. Причины проведения новой экономической политики 5
2. Сущность новой экономической политики 8
3. Железнодорожный транспорт в России в период с 1917 по 1921 г.г. 13
4. Железнодорожный транспорт России в период новой экономической политики 21
Заключение 30
Список используемых источников 33
Содержание целей, методов, правовых
и этических норм нового экономического
курса изложено в 114 центральных
директивных партийных и
Основная цель НЭПа — восстановить
с помощью кооперации сельское хозяйство,
главным образом силами крестьян,
увеличить товарность их хозяйств,
обеспечить сырьем промышленность и
на базе увеличения производства и
экспорта сельскохозяйственной продукции
восстановить промышленность и затем
на условиях сбалансированного роста
сельского хозяйства и
В самом общем виде Новая экономическая
политика включала в себя переход
от административно-командных
Разумеется, в условиях рыночной экономики
с государственным
Но, поскольку экономика была многоукладной,
а советское государство
Промышленные тресты в основном
сложились в 1921-1922 гг. Формирование
синдикатов (сбытовых и снабженческих
объединений трестов) началось в 1922
году и продолжалось до конца 20-х
годов. Синдикаты постепенно сосредоточили
в своих руках сбыт продукции
трестов, снабжение их сырьем, материалами,
оборудованием, распределение кредитов,
финансирование, расчеты, планирование
номенклатуры продукции. Между трестами
и синдикатами нередко
Параллельно с синдикатами руководство трестами осуществляли государственные административные органы-главки (главные управления), центры и функциональные управления Высшего Совета народного хозяйства (ВСНХ). Они утверждали производственные программы и сметы, обязательные для трестов, а главное — распределяли прибыли. Тресты, а тем более предприятия, не могли продавать основные фонды — строения, оборудование, машины.
Государство зарезервировало право устанавливать обязательные цены в необходимых случаях на многие товары, предназначенные для свободной продажи.
Производственная демократия тоже была урезана. Руководителей предприятий назначали, а не выбирали. Демократический институт производственного совещание на предприятиях из представителей рабочих, профсоюзов и администрации был совещательным органом.
Следует сказать, что экономика НЭПа не была свободна от кризисов сбыта, роста цен на потребительские товары и безработицы. Высокие темпы роста промышленности объяснялись также вводом в строй в основном ранее; бездействующих предприятий [5, стр. 203].
И все-таки свежий воздух экономической
свободы, конкуренции творил чудеса.
Стремительно возникали самые разнообразные
социально-экономические
Таким образом, многообразие кооперативных хозяйственных форм сложилось потому, что:
- во-первых, доминирующий в Советской России мелкотоварный уклад (сельскохозяйственное производство, мелкая промышленность, торговля, сфера услуг) получил наибольшую свободу хозяйственного оборота;
- во-вторых, крестьяне, ремесленники, средние городские слои, как никогда раньше, тянулись к взаимопониманию, взаимопомощи, просвещению и культуре. Они поняли, что сами могут организовать свой труд и получить доход прямо пропорционально его эффективности;
- в-третьих, советская кооперация развивалась на фундаменте опыта, материальных ресурсов и кадров дореволюционного кооперативного движения.
Возникла необходимость - от военного коммунизма, т.е. от чрезвычайных мер, имевших задачей поддержать хозяйственную жизнь осажденной крепости, перейти к такой системе мероприятий, которая обеспечивала бы постепенный подъем производительных сил страны даже и без содействия социалистической Европы. Военная победа, которая была бы невозможна без военного коммунизма, в свою очередь позволила от мер военной необходимости перейти к мерам хозяйственной целесообразности. Таково происхождение так называемой новой экономической политики. Ее часто называют отступлением. Но чтобы правильно оценить, в чем, собственно, это отступление состоит, чтобы понять, как мало это отступление похоже на "капитуляцию", нужно взглянуть на хозяйственное положение в тенденции его развития [11, стр. 245].
В марте 1917 года был низвергнут царизм.
В октябре рабочий класс взял
в руки власть. Почти вся земля,
национализированная
Особенность, однако, в том, что этот успех был достигнут не путем непрерывного прямолинейного развития, а зигзагообразным движением: сперва был режим "коммунизма", затем открылись ворота рыночным отношениям. Этот поворот в политике стал трактоваться в буржуазной печати как отказ от коммунизма и капитуляция перед капитализмом. Незачем говорить, что социал-демократы разъясняют, углубляют и комментируют эту версию. Нельзя, однако, не признать, что кое-кто даже из числа наших друзей впадал в сомнение: нет ли тут действительно скрытой капитуляции перед капитализмом? Нет ли действительно опасности, что на основе восстановленного нами свободного рынка капитализм будет развиваться все больше и больше и возьмет верх над начатками социализма? Чтобы дать правильный ответ на этот вопрос, нужно предварительно устранить основное недоразумение. В корне неверно, будто экономическое развитие Советской России идет от коммунизма к капитализму. Коммунизма не было. Не было социализма и не могло быть. Власти национализировали дезорганизованное хозяйство буржуазии и установили, в самый острый период борьбы не на жизнь, а на смерть - режим потребительского "коммунизма". Победив буржуазию на поле политики и войны, они получили возможность приступить к хозяйству и оказались вынуждены восстановить рыночные формы взаимоотношений между городом и деревней, между отдельными отраслями промышленности и между отдельными предприятиями [13, стр. 54].
Без свободного рынка крестьянин не
находит своего места в хозяйстве,
теряет стимул к улучшению и расширению
производства. Только мощное развитие
государственной
Но новая экономическая
Рассмотрим этот вопрос на примере
железных дорог. Именно железнодорожный
транспорт является той областью,
которая в наибольшей степени
подготовлена для социалистического
хозяйства, так как железнодорожная
сеть была в большей своей части
национализирована еще при
Итак, старые способы хозяйственной проверки ходом гражданской войны были устранены прежде, чем успели создаться новые. При этих условиях вся железнодорожная сеть оказывалась формально объединенной, но каждая часть этой сети отрывалась от всей остальной хозяйственной среды и повисала в воздухе. Рассматривая сеть, как самодовлеющее техническое целое, объединяя железнодорожный и вагонный парки всей сети, централистически сортируя паровозы и централизуя ремонт, т.-е. преследуя абстрактный, технически-социалистический план, мы рисковали окончательно утратить всякий контроль над нужностью или ненужностью, выгодностью или невыгодностью каждой отдельной дороги и всей сети в целом. Какие линии развернуть, а какие сократить, какой подвижной состав и какой рабочий персонал нужен на данной линии, сколько грузов может провезти государство для своих нужд, какую часть провозной способности оно должно предоставить для нужд других организаций и частных лиц, все эти вопросы - на данном историческом основании - не могут разрешиться иначе, как путем установления платы за провоз, правильной бухгалтерии и правильной коммерческой калькуляции. Только на основе бухгалтерского балансирования различных частей железнодорожной сети, в сочетании с таким же балансированием других отраслей хозяйства, мы придем к выработке методов социалистического учета и нового хозяйственного плана. Отсюда вытекает необходимость и после перехода всех дорог в руки государства - предоставить отдельным железнодорожным линиям или группам их хозяйственную самостоятельность, в смысле их приспособления ко всем остальным хозяйственным предприятиям, от которых они зависят, или которые ими обслуживаются. Одних абстрактно-технических планов и формально-социалистических целей недостаточно для того, чтобы перевести железнодорожное хозяйство с капиталистических рельс на социалистические. В течение определенного - и притом продолжительного - времени рабочему государству, даже для управления железнодорожной сетью, приходится пользоваться капиталистическими методами, т.-е. методами рынка [15, стр. 247].
Сказанное относится с еще большей
очевидностью к промышленным предприятиям,
которые и в отдаленной степени
не были при капитализме так