Женщины воительницы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 21:05, доклад

Описание работы

Актуальность данной темы возрастает также в связи с возникновением качественно нового фундаментального понятия – теории гендера и гендерных отношений. В их основе лежит признание того факта, что женщины и мужчины вместе воспроизводят не только человеческую жизнь, но и семейные, социальные и культурные ценности, экономические и политические отношения. Поэтому был необходим и исторически оправдан переход от концепции «женского вопроса» к гендерной политике, которая сегодня является одним из путей достижения равноправия полов в Казахстане.

Содержание работы

1. Введение
2. Теоретическая часть - кто занимался этой темой подробно 3. Исследовательская часть.
3.1. Амазонка- история легенды
3.2. Сакские царицы Томирис, Зарина, Амарги…
3.3. Женщины средневековья и нового времени - ханши-политики и военноначальники.
3.4. Женщины новейшего времени- героини Великой Отечественной и бойцы современной казахстанской армии.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

проект.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

                                                                                                                                                                                      

  1. Введение   

2. Теоретическая часть - кто занимался этой темой подробно                                                                               3. Исследовательская часть.

3.1. Амазонка- история  легенды

3.2. Сакские царицы Томирис, Зарина, Амарги…                               

     3.3. Женщины средневековья и нового времени - ханши-политики и       военноначальники. 

     3.4. Женщины новейшего времени- героини Великой Отечественной и    бойцы  современной   казахстанской  армии.                                                                   

Заключение                                                                                                          

Список использованной литературы                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования. ХХI век – эпоха грандиозных социальных трансформаций и политических потрясений, научно-технического прогресса и глобализации. В течение всего столетия вместе с социально-экономическими, политическими, и культурными изменениями в обществе менялся и социальный статус казахстанской  женщины.  Положение женщины в современном обществе Казахстана  и пути решения «женского вопроса» оказались столь же противоречивыми, сколь противоречива была сама историческая действительность. В этой связи  проблема казахстанской - казахской  женщины нуждается в объективном исследовании с позиций ее уникального историко-культурного содержания, выявлении ее своеобразных черт, особенностей проявления на разных этапах истории, определении тенденций развития гендерной политики в ближайшей исторической перспективе. 

В истории Казахстана - казахской   истории накоплен богатый эмпирический материал, представляющий разнообразные стороны «женского вопроса», персонифицированные в ярких его представительницах, оказавших серьезное влияние на становление и развитие национальной  государственности. Однако актуальным остается достижение  в обществе равноправного к женщине отношения как «де-юре», так и «де-факто», с учетом преемственности исторических культурных традиций казахского  народа и современных мировых тенденций.

Актуальность  данной темы возрастает также в связи с возникновением качественно нового фундаментального понятия – теории гендера и гендерных отношений. В их основе лежит признание того факта, что женщины и мужчины вместе воспроизводят не только человеческую жизнь, но и семейные, социальные и культурные ценности, экономические и политические отношения. Поэтому был необходим и исторически оправдан переход от концепции «женского вопроса» к гендерной политике, которая сегодня является одним из путей достижения равноправия полов в Казахстане.

Изучение  роли и места казахской  женщины в истории народа вызывает особый интерес в современных условиях. С одной стороны, в обществе сохранились и стали частью культуры традиционные представления о том, что социальные роли предопределены биологически, и это составило основу проявлений гендерной дискриминации. С другой стороны, прорыв женщин в политику, деятельность  многих женских организаций и объединений дают возможность существенно расширить базу демократии в стране, поднять на более высокий уровень общественно-политический, социально-экономический статус женщины, расширить феномен женщины-лидера. Все это требует вдумчивого критического и объективного осмысления  исторической  роли казахских  женщин  в жизни  страны.  Тем более с учетом того, что фундамент для обеих сторон  действительности  ищется  в  национальной  истории  казахского  народа.

Обзор источников (кратко)

Цель-

Задачи 3-4

Методы-

Научная новизна

Практическая  значимость

 

 

1.  Амазонка в истории и мифологии

 

К наиболее древним литературным источникам, свидетельствующим о существовании матриархальных обществ можно отнести древнегреческие мифы об амазонках. До недавнего времени считалось, что мифы об амазонках, как об обществе воинственных женщин, живущих без мужей, воспитывавших дочерей в воинском духе, подчиняющихся строгой иерархии и дисциплине, являются выдумкой античных авторов. Однако последние раскопки подтвердили гипотезу, что миф об амазонках мог быть основан на исторических фактах. Были найдены курганные захоронения знатных женщин, в могилу которых было положено драгоценное оружие, мечи, луки и стрелы. Что свидетельствовало о том, что эти женщины при жизни занимались военным ремеслом.

Тема общества, построенного по матрицентристскому принципу, давно занимала умы писателей, художников и поэтов. В античности образ амазонки, отразился в различных произведениях литературы, и изобразительного искусства. Излюбленный сюжет древнегреческой скульптуры раненая амазонка. 

Амазонки - в древнегреческой  мифологии народ, состоявший исключительно  из женщин, не терпевших при себе мужей, выходивший в походы под предводительством  своей царицы и образовавший особое воинственное государство. Для воспроизведения потомства амазонки вступали в связь с мужчинами других народов. Родившихся мальчиков они отсылали отцам (по другой легенде - попросту убивали), девочек же оставляли у себя и воспитывали из них новых амазонок.

Амазонки жили на побережье  Чёрного моря, при реке Фермодоне и близ реки Ирис, сейчас Иешил-Ирмак. Историк А. Б. Снисаренко считает, что ареал обитания амазонок практически совпадал с контурами турецких вилаетов Амасия, или Амазья, и что, возможно, этот топоним хранит следы названия легендарного племени, и Самсун («Курс - Море Мрака»). Отсюда они предпринимали свои походы в Азию. Ими, согласно преданию, построены Эфес, Смирна и другие города.

Уже Гомер упоминает  о войнах Беллерофонта и фригийцев  с амазонками. Царица их Ипполита (по другим рассказам, Антиопа) была убита Гераклом, которому Еврисфей поручил отнять у неё пояс. Во время этого похода Тесей расположил к себе Антиопу, вследствие чего амазонки вторглись в Аттику. В «Жизнеописаниях» Плутарх со ссылкой на Гелланика рассказывает о том, как амазонки, переправившись по льду через Боспор Киммерийский, пошли покорять Аттику, когда там правил Тесей, и после неудачной четырёхмесячной войны возвратились на родину.

Кроме того, они под  начальством своей царицы Пенфесилии выступили против греков, на помощь троянскому царю Приаму. В позднейших сказаниях упоминается о царице амазонок Фалестре, посетившей Александра Македонского, чтобы иметь от него детей (см. Женщины Александра Великого).

Миф об амазонках вошёл  не только в эпическую поэзию, но и стал предметом образовательного греческого искусства. Самые замечательные греческие художники древности, например, ваятель Фидий Поликлет, живописец Микон и другие изобразили амазонок в статуях, рельефах и картинах (битвы амазонок, приключения Тесея с амазонками и пр.). Сохранились античные подражания статуям великих мастеров, рельефы из Галикарнаса, изображения на вазах и пр. На них амазонки предстают в идеально красивых формах женщин с обеими грудями, но с весьма развитыми мускулами.

Амазонки считали своей  богиней-покровительницей Артемиду, как воплощение женщины-воина.

Споры о том, были ли амазонки на самом деле продолжаются до сих  пор. В пользу версии о существовании  племени женщин-воительниц говорит  тот факт, что амазонки присутствуют на множестве античных изображений, причем как вместе с мифическими, так и с реальными историческими персонажами. Многие историки считают, что опровержению факта существования амазонок лишь поспособствовало огромное количество мифов, которыми окружили их. Вышеупомянутое вторжение амазонок в Аттику также изображено на древних рисунках. Сторонники теории существования амазонок отмечают, что последнее историческое упоминание амазонок относится к периоду правления Александра Македонского, после этого след амазонок теряется. Кроме того, на территории Украины и в других местах, где предположительно жили амазонки, не так давно были найдены захоронения женщин, в которых покоились мечи, копья и прочее оружие, однозначно указывающее на род занятий тех, кому принадлежали эти останки.

            В древних Афинах женщины уже с 600 г. до н.э. не имели права не то что принимать участие в политической жизни страны, а даже ходить в театр или на спортивные соревнования. Тем более странным было то, что про мужество амазонок и их умение воевать античные авторы вспоминают с почтением и уважением.

Откуда же они, все-таки, взялись? Геродот считал, что они  отделились от скифов, мигрировали, потом, после Троянской войны, часть  амазонок опять соединились со скифами, так получилось племя савроматов, где женщины пользовались равноправием. В истории возникновения этого племени тоже есть много загадочного. Амазонки несколько раз осаждали Афины, но были отброшены. Окончательное поражение девы-воительницы получили во время Троянской войны, после чего уцелевшие и оставшиеся на свободе, ушли в ущелья современного Северного Кавказа. Некоторые историки утверждают, что их встречали там вплоть до 17 века.

Отчасти эту гипотезу могут подтвердить и легенды, и исторические факты. Вот некоторые  из них. Игра по-крупному началась с  того, что Гераклу было поручено достать пояс царицы амазонок Ипполиты (или Антиопы), дочери Ареса, который делал ее неуязвимой для любого оружия. Несмотря на опасения, это ему удалось очень даже успешно - царица сама отдала ему пояс. Все бы хорошо, но тут вмешалась мстительная Гера, надоумив амазонок убить Геракла. Ему пришлось спасаться бегством вместе с Антиопой. Им удалось бежать в Афины, которыми управлял в то время Тесей, но и там их не оставили в покое. Ипполита и Тесей полюбили друг друга и даже хотели жениться (или уже женились). Но тут, решив, что их царицу обижают, девушки бросились спасать Антиопу, в пылу погони не замечая, что та не особо в этом нуждается. Амазонки осадили город, началась кровавая битва, в которой и погибла Ипполита, сражаясь на стороне Тесея (хотя есть и другие версии ее гибели). Кстати, есть исторические доказательства того, что эта битва была на самом деле - свидетельства историка и философа Плутарха. Он побывал в Афинах, видел памятники, захоронения амазонок, описал праздники и жертвоприношения в честь воинственных дев, сражавшихся под стенами Афин.

Вторым кульминационным  моментом в истории амазонок было их участие в Троянской войне. Воинственные девы снова возгорели  желанием отомстить за свою царицу (только непонятно, за что они собирались мстить) и бросились на помощь почти поверженным троянцам. Ситуация на поле битвы кардинально изменилась. Но тут появился Ахилл, он смертельно ранил предводителя троянских союзников и сорвал с него шлем. Предводителем оказалась прекрасная Пантеселея, в которую Ахилл сразу же влюбился, но сделать уже ничего не смог. Теперь до конца жизни его сжигала тоска по любимой, которую он сам убил. Пантеселея же стала образом любви, которая побеждает даже смерть...

Женщина, сдерживая левой  рукой взвившегося на дыбы коня, правой занесла длинное копье, стремясь поразить воина в шлеме, отражающего круглым щитом удар копья. Силы в поединке неравны, явное преимущество на стороне всадницы с копьем, и воин убегает... Но исход поединка никогда не станет известным, сцена изображена на прекрасной краснофигурной вазе.  Найдена ваза при раскопках курганов в дельте Дона.

Всадница-амазонка, одна из тех, что  «стреляют из лука, и мечут дротики, и ездят верхом». Так писал  о них Геродот, первый рассказавший историю о женщинах-воительницах степей.

В одном из сражений на реке Фермодонте греки захватили в плен амазонок и на трех кораблях отплыли на родину. В открытом море амазонки перебили мужчин. Но они не умели пользоваться кормилом, парусами, не умели грести. И долго их носило волнами и ветром, пока не прибились корабли к северному берегу Меотиды. Сойдя с кораблей, амазонки достигли обитаемой земли. Встретив первый же табун лошадей, они похитили его и верхом на лошадях занялись грабежом скифских владений.

Скифы, не зная ни их языка, ни одежды, ни обычаев, не могли понять, в чем дело, откуда объявились так неожиданно воинственные всадники. Они вступили с ними в битву, думая, что это молодые мужчины. Но после, увидев убитых ими женщин, решили больше не сражаться с ними, а послать к ним своих юношей. Расположившись лагерем недалеко от амазонок, скифские юноши, уклоняясь от враждебных стычек, сумели подружиться с ними.

Историю эту столетиями считали  сказкой. Сюжет ее не занимал ученых, но вдохновлял художников и поэтов. Об амазонках писали эллинские поэты, знаменитые скульпторы древности Поликлет и Фидий высекали из мрамора статуи амазонок. «Битва амазонок» Рубенса считается одним из лучших произведений великого фламандца.

В поэтической антологии об амазонках - имена поэтов всех времен.

Вергилий: Женские рати с шумом и громкими криками скачут с лунообразными щитами... Иван Бунин

Здесь царство амазонок. Были дики их буйные забавы. Много дней звучали  здесь их радостные клики и  ржанье купавшихся коней...

Отрывок из стихотворения  Леонида Мартынова:

...И оставив всякую  охоту затевать со скифами  войну, в скифских банях до  седьмого поту, если слепо верить  Геродоту, амазонки мылись на  Дону.

Так что если б легенда  и не подтвердилась, то, не став фактом науки, она оставалась бы событием искусства.

В страну амазонок, на край Ойкумены, отправился Геракл за волшебным поясом Ипполиты, царицы амазонок. Добыл он его в жестокой битве с воинственными женщинами. Это был девятый, считавшийся самым трудным, подвиг Геракла. В мифологических сказаниях греков с амазонками на равных сражаются и такие знаменитые герои, как Тесей, Беллерофонт, Ахилл. Есть среди них и исторические герои. В одном из сказаний об Александре Македонском, составленном в первые века нашей эры, великий полководец встречается с амазонками. Романтически разукрашенное, оно повествует, как Александр с войском, приблизившись к землям амазонок, увидел, что они значительно превосходят ростом прочих женщин, отличаются красотой и здоровьем, носят цветную одежду, сообразительны и сражаются серебряными секирами.

Информация о работе Женщины воительницы