Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 21:05, доклад
Актуальность данной темы возрастает также в связи с возникновением качественно нового фундаментального понятия – теории гендера и гендерных отношений. В их основе лежит признание того факта, что женщины и мужчины вместе воспроизводят не только человеческую жизнь, но и семейные, социальные и культурные ценности, экономические и политические отношения. Поэтому был необходим и исторически оправдан переход от концепции «женского вопроса» к гендерной политике, которая сегодня является одним из путей достижения равноправия полов в Казахстане.
1. Введение
2. Теоретическая часть - кто занимался этой темой подробно 3. Исследовательская часть.
3.1. Амазонка- история легенды
3.2. Сакские царицы Томирис, Зарина, Амарги…
3.3. Женщины средневековья и нового времени - ханши-политики и военноначальники.
3.4. Женщины новейшего времени- героини Великой Отечественной и бойцы современной казахстанской армии.
Заключение
Список использованной литературы
На основе ряда источников активно развивается и казахо-среднеазиатская версия происхождения амазонок, особенно самой Зарины. Следующая - царица сарматов Амага, правившая на территории Южного Урала. В отместку за смерть супруга, об этом пишут античные авторы, она выступила против греков. За одну ночь во главе отборной армии воинов, каждый из которых имел в пристяжке двух лошадей, она неожиданно появилась перед противником и спасла жителей крепости. Есть и археологические сведения: сарматские, савроматские, женские погребения находят полностью вооруженными.
Считалось, что их воинственность и враждебность в какой-то мере была обоснована тем, что им были необходимы продукты земледелия, и в связи с этим воевали с земледельческими цивилизациями. Сегодня выясняется, что в степной полосе Казахстана и во многих регионах евразийской степи в средние века кочевники имели стационарные города, поселения, занимались оросительной системой.
При постройке 19-й магистрали Астаны с правого берега на левый осенью 2008 года проектировщики обнаружили курган, который относится к сакской эпохе, раннему железному веку. Он датируется примерно V-III веком до н. э. Акимат, в частности Департамент энергетики и коммунального хозяйства, выделил средства на исследование кургана. Сложность заключается в том, что прямо на поверхности кургана во времена Акмолинска сделали мусульманское кладбище. Найдены могилы, которые датируются 1956 годом, и необходимо провести перезахоронения, после чего будем иметь возможность доисследовать курган.
Наверное, многим известна легенда об Александре Македонском и его удивительной посетительнице, назвавшей себя царицей, правившей всеми между Кавказом и рекой Фазис. Великий завоеватель был удивлен обликом гостьи, который так не подходил для царственной особы, но еще больше его удивила цель визита - она хотела зачать дочь, которая в будущем должна была стать прекрасной воительницей. Той таинственной посетительницей была царица амазонок Фалестрис. Эту историю поведал римский писатель Курций Руф через 400 лет. Но другой биограф Македонского, Арриан, полностью опровергает слова своего коллеги, ссылаясь на отсутствие данных об этой довольно-таки интересной подробности жизни великого полководца у других писателей.
Путешественник Карпини даже в 13 веке отмечал, что половецкие женщины наравне с мужчинами ездят верхом и стреляют из лука.
Погребение женщины было обнаружено в 2002 году, расположение могилы оказалось довольно странным, потому что она находилась прямо напротив входа на территорию древнего городища, у ворот. Это говорит о том, что, скорее всего, когда люди перестали там жить и место было заброшено, то территория археологического памятника оставалась для людей культовым сакральным местом. Они старались его использовать по-другому на какой-то период времени и там же похоронили женщину. Могила не имела никаких опознавательных следов, археологи называют это грунтовым погребением, у которого нет ни наземной части, ни могильного холма, ни мавзолея (мазара). Сокрытое погребение нашли совершенно случайно — мы закладывали рядом траншею и обнаружили могильную яму, когда оказались на уровне материка. Женщина была похоронена головой на север, что представляет большую редкость, потому что в основном хоронили головой на запад, в сторону заката солнца.
Погребенная лежала в деревянном гробовище (вокруг скелета остались следы деревянных плашек), сверху было перекрытие или накат, глубина могильной ямы составила всего 80 см. Женщина была одета в красивую шелковую ткань, в ушах сережки, на шее бусы, головной убор украшен жемчужным бисером с двух сторон. Убор известен по письменным источникам под названием "бока" — он входил в традиционный гардероб монгольских женщин Золотой Орды, название сохранилось благодаря сведениям путешественников Плано Карпини, Вильгельма Рубрука, которые в XIII веке ходили из Европы ко двору монгольского хана Мунке. Остались описания головных уборов, которые привлекли внимание европейцев, видимо, тем, что отличались от нарядов и причесок европейских женщин. Помимо того что Инжу (так окрестили студенты-археологи женщину) носила серебряные браслеты, украшения, она была еще полностью вооружена. Мы обнаружили железный кинжал, полуметровую тяжелую пику. Ее назначение для нас загадка, это большая редкость, аналогов находке на городище Бозок в научной литературе нет. Погребенная была наездницей, о чем говорят лежащие в ногах железные удила от конской упряжи, сверху гроб закрывался красной или лиловой шелковой тканью, от нее остались небольшие обрывки и места скрепления, костяные пуговицы, которые, судя по всему, собирали ткань. Правая рука Инжу закрывала серебряную чашу. Это признак особого социального статуса умерших - не каждому в могилу ставили драгоценный сосуд, похожий по размерам на казахскую пиалу. Другая деталь: за гробом в углу могильной ямы вертикально стояла трубчатая кость ноги барашка. Такой признак интересен - это элемент погребального обряда, характерного для монголов.
На территории Казахстана мало погребений и курганов, которые относились бы к эпохе средневековья в целом. Так сложилось исторически - мало кто занимался тюркской археологией во всех ее проявлениях: ранней, поздней. Как-то больше изучались эпохи бронзы, раннего железного века, т. е. сакская археология. Последние десятилетия активно исследовалась, развивалась и формировалась школа, которую можно назвать "школой городошников", тех, кто копает города Великого шелкового пути, это особая отрасль знаний. А курганы и погребения эпохи средневековья исследовались случайно и попутно, целенаправленных работ не проводилось, поэтому для периода XIII-XVI веков не много известно курганов, которые нужно отнести к тем временам и которые расположены в центральной части Казахстана. На городище Бозок за эти годы мы раскопали 6 погребений с вещами, датируемыми XIII-XIV веками, периодом расцвета государства Золотой Орды, и каждую из них открыли совершенно случайно. Они ничем не выделяются, не имеют никаких опознавательных знаков. Допустим, когда копали средневековый дом, то в развале стены нашли погребение мужчин. Единственное погребение женщины - это погребение, найденное в южной части Бозока.
Инжу - монголка в возрасте 50 лет. Выглядит мужественно, сурово, и когда антрополог рассматривала кости, то удивилась тому, что кости черепной коробки чрезвычайно толстые. Зато если посмотреть на лицо, типично монголоидное, то у нее аккуратный носик. Она сочетает в себе черты как европеоидной, так и монголоидной расы. И, может быть, она не кажется красавицей с точки зрения современных представлений о красоте, но для своего времени это была величественная женщина высокого роста. Она носила железную пику, что говорит о ее силе.
В 1928 г. на берегу Черного моря ученые раскопали могилу князя, который был погребен в полных доспехах и во всеоружии, а также с двойным топором. Каким же было удивление археологов, когда «князь» оказался женщиной. В 1971 г. на Украине было найдено захоронение женщины, в могиле которой находились оружие и сокровища, а также скелеты двоих убитых мужчин. В 1993-1997 гг. могилы вооруженных женщин были найдены в Казахстане, их возраст - около 2500 лет. Кто это были? Царицы амазонок?
После перехода к новому времени казалось бы амазонки исчезают -женщина-воин, женщина-полководец и верховный правитель сходят с исторической сцены.
Но это заблуждение. Нужно только знать где искать. Сестра батыра Малайсары и жена батыра Кабанбая женщина-воин Гаухар, дочь батыра Назым. Они внесли немалый вклад в победу над джунгарами. Но источников о них, их жизни и победах крайне мало. Популяризаторство Гаухар в историческом кино, это конечно, первый шаг, далекий от исторической правды. Самое главное здесь, что Гаухар, Назым – женщины-батыры, то есть отличные бойцы, владеющие холодным оружием, кроме того, ряд данных свидетельствует об их лидерских, командирских качествах.
Черты характера амазонок-
Чем же ханши
и султанши отличались от рядовых женщин?
Очень много в их поведении зависело не
столько от социального происхождения,
степени влиятельности ее родственников
или отношения к ней мужа, сколько от личностного
потенциала самой женщины. И. Ерофеева
считает, что такая тенденция была характерна
не только для казахов-степняков, но и
для многих европейских и азиатских государств.
- Если мы внимательно проследим историю
Европы и Азии, то в средневековый, позднесредневековый
периоды и в новое время в политической
жизни доминировали мужчины. И женщине,
для того чтобы заявить о себе и действительно
играть активную роль в консервативном
обществе, где господствовали патриархальные
традиции, нужно было обладать и недюжинными
умственными способностями, и сильной
волей, и умением оказывать сопротивление,
и конечно, достаточной долей хитрости
и мудрости. Тем более, что в случае
ухода из жизни или с политической
сцены их супругов ханши становились
руководителями собственных вооруженных
сил- ханской гвардии-телохранителей и
ополчения из хорошо вооруженных туленгутов,
фактически постоянно боеготового ядра
армии казахов.
Ханша
Бопай. Первые более или менее подробные
сведения о женщинах-казашках появляются
только с начала XVIII века. Это прежде всего
относится к жене хана Абулхаира - Бопай-ханым.
Даже с точки зрения патриархально мыслящих
российских авторов XVIII-XIX веков, она была
действительно яркой фигурой, которая
привлекала их внимание своим недюжинным
интеллектом и характером, заставляла
посвящать ей отдельные страницы в различных
документах, донесениях, а в последующее
время (в конце XIX - начале XX века) - уже и
в крупных исторических исследованиях.
- Я подчеркиваю, что это было еще в период
патриархата, когда даже в самой дореволюционной
России роль женщины была весьма сложной,
- продолжает И. Ерофеева. - Многие евро-азиатские
традиции брака и семейных отношений,
которые существовали в России, не отличались
от классического Востока. Чтобы убедиться
в этом, достаточно вспомнить знаменитый
роман Льва Толстого "Анна Каренина",
где рассказывается о трудностях и трагедии
развода, через которые проходит женщина,
чтобы наконец приобрести возможность
самостоятельно устраивать свою жизнь.
Да и пример знаменитого математика Софьи
Ковалевской показывает, как сложно было
женщине добиться права наравне с мужчинами
заниматься наукой.
Так чем же была интересна Бопай-ханым?
Она от природы обладала определенным
набором качеств, которые создавали благодатную
почву для ее возвышения. Это, в первую
очередь, внешняя красота. Художнику Джону
Кэстлю, который побывал в казахских степях
в 1736 году и общался с Абулхаиром и его
женой, удалось запечатлеть прекрасный
внешний облик ханши. Правда, в тот период,
когда он рисовал ее, Бопай была отнюдь
не молодой, ей было более 50 лет. Кэстль,
конечно, несколько "подмолодил"
ее на рисунке. И все же, как бы ни старался
он приукрасить ее вид, черты лица художник
вряд ли стал бы менять.
Никаких документальных
сведений о том, как сложился брак между
Абулхаиром и Бопай, практически не имеется,
но об этом сохранилось много исторических
преданий, которые были записаны в конце
XIX века. Казахское общество жило еще достаточно
обособленно, возможности заимствовать
какие-то книжные идеи и мысли еще не было,
поэтому предания, записанные в дореволюционный
период, более ценны, чем те, которые появились
в ХХ веке или в настоящее время, поскольку
сейчас трудно отличить предание от книжной
версии.
Согласно
многим сказаниям, брак Абулхаира с Бопай
был во многом нетрадиционен для тех отношений,
которые существовали в степи. Абулхаир
рано остался без родителей. И хотя он
и был султанского происхождения, но не
имел еще никакой социальной поддержки
и был практически нищим, а Бопай, по одним
версиям, была из сословия торе, по другим
преданиям - происходила из карасуек ("черной
кости" - простолюдинов), но тем не менее
была из очень обеспеченной семьи. И естественно,
отец не хотел выдавать замуж свою юную
красавицу и умницу дочь за какого-то безродного
и нищего султана.
Одно из
преданий гласит, что будто бы Абулхаир,
полюбив Бопай, скрыл свое султанское
происхождение, чтобы устроиться к ее
отцу пасти стада. У них завязался роман,
она уже ждала ребенка, и только тогда
они решились сказать об этом ее жесткому
и властному отцу. Отец Бопай будто бы
поставил жениху полуфантастические условия
- пригнать в качестве калыма 40 жеребцов
с черными пятками, 40 - с белыми. В тяжелых
думах Абулхаир встретил по дороге знаменитого
в казахской степи батыра Жанибека. Смелый
и гордый юноша тому очень понравился,
и он решил ему помочь - батыр выделил из
своего стада нужное количество жеребцов.
Это, конечно, поэтизированная легенда,
но тем не менее здесь во многом явно угадываются
многие реальные мотивы - сиротство Абулхаира
в раннем возрасте, его бедность и невлиятельность.
Нетрудно догадаться, что подобный небогатый
торе был в то время отнюдь не завидным
женихом для любой девушки. А Бопай, судя
по всему, была из круга очень обеспеченного,
и поэтому брак был неравным.
Ханша Бопай
обладала вполне самостоятельным мировоззренческим
кругозором и не просто угадывала мысли
супруга и подчиняла свои интересы его
устремлениям - у них в значительной степени
эти устремления совпадали. Она была женщиной
честолюбивой, властной и совсем не стремившейся
смириться с положением поддакивающей
супруги - она хотела влиять на политику
мужа. Во многих документах, в частности,
подчеркивается, что очень часто Бопай
спорила с Абулхаиром, убеждала его в неправоте
отдельных действий. Кроме того, она вела
вполне самостоятельную переписку и имела
независимые от него контакты с царскими
администраторами и, возможно, с джунгарскими
правителями.
- Я больше не встречала
в исторических материалах, чтобы женщина
участвовала в сугубо мужских курултаях,
- говорит она. - Обычно они там даже не
присутствовали.
Бопай была настолько
властной женщиной, что когда погиб Абулхаир,
она в течение десяти лет оказывала очень
сильное влияние на своих сыновей. И они,
нравилось им это или нет, вынуждены были
слушать мать и выполнять ее волю.
Яркий след в истории
оставила не только ханша Бопай, были в
степи и другие неординарные женщины.
Например, княгиня Тайкара, дочь Нуралы
- одного из сыновей Абулхаира и Бопай.
Эта женщина, как считает И. Ерофеева, действительно
заслуживает пера талантливого романиста,
поскольку ее жизнь - готовый сюжет для
интереснейшего литературного произведения.
Потомки Абулхаира, возмущенные тем, что
институт ханской власти в Младшем жузе
был ликвидирован после восстания Срыма
Датова, вынудили ее повлиять на барона
Игельстрома в целях восстановления этого
института. Много критики в его адрес
содержится даже в трудах Михаила Африкановича
Терентьева - известного дореволюционного
историка, который написал трехтомную
"Историю завоевания Средней Азии",
вышедшую в начале ХХ века. В первом томе
он, в частности, порицает Игельстрома
за то, что тот отказался от всех своих
прежних реформ и все свои действия повернул
на 180 градусов. Таково было влияние на
него Тайкары.
Но этим ее
роль не ограничилась. Она приобрела среди
чиновников настолько устойчивый авторитет,
что ее во всех официальных бумагах стали
называть княгиней Тайкарой. Под этим
титулом она и вошла в историю.
Пользуясь интеллектом, образованностью
и отчасти связями, она обратилась с иском
в оренбургские суды, чтобы родовые владения
Нурмухамеда Абжелилова перешли в ее частную
собственность. И хотя у казахов в то время
была только общинная собственность, в
1806 году правительство официально закрепило
за ней родовые земли рода ее мужа на территории
нынешних Западно-Казахстанской и Актюбинской
областей, и она стала первой казахской
землевладелицей.
- Мы не имеем, к
сожалению, достаточной информации о том,
как вели себя казашки, будучи замужем,
- говорит И. Ерофеева. - Даются описания,
что они были свободолюбивы, могли скакать
на лошадях, лица не закрывали, но это в
основном относится к условиям кочевки
либо к незамужним девушкам. Но чтобы утвердить
себя в условиях патриархального общества,
где признавалась роль традиций, и каким-то
образом чувствовать себя вольно, требовался
сильный характер. В противном случае
это вызвало бы возмущение старейшин.
Много писалось
о сестре Кенесары - знаменитой султанше
Бопай. Женщине, которая вместе с братом
последовательно участвовала в борьбе
с царскими войсками. Но, к сожалению, документов,
проливающих свет на какие-то другие особенности
ее характера, мало.
Женщины новейшего времени- героини Великой
Отечественной и бойцы современной
казахстанской армии.
Традиция женщин-воительниц не прерывается и в 20 веке. Воинственный дух женщин-воительниц не дремлет в казашках. Тысячи казахских девушек добровольно пополняют военные фронтовые части, сражаясь с фашистами.
Вот и в Великую Отечественную войну (часть Второй Мировой войны) из всех женщин советского Востока только две были удостоены звания Героя Советского Союза — высшей награды государства. Обе они были этническими казашками — пулеметчица Маншук Маметова и снайпер Алия Молдагулова.
Маншук (Мансия) Маметова родилась 23 октября 1922 года в ауле Жаскус Урдинского района Уральской области Казахстана.Была пятым ребенком в семье. После смерти родителей жила в Алма-Ате. С 5 — летнего возраста ее взял на воспитание двоюродный брат отца — Ахмет Маметов и его жена Амина. Училась в средней школе №28, ныне носящую ее имя, затем на медицинском рабфаке (рабочий факультет). Одновременно работала в секретариате Совнаркома Казахской ССР (республиканский орган исполнительной власти).
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Маншук в то время исполнилось 18 лет. В 1942 году она окончила 2 курса Алма-Атинского медицинского института и добровольцем ушла на фронт.
13 августа 1942 из Алматы
на фронт отбыла 100-я стрелковая
бригада. В основном она
15 октября 1943 года войска Калининского фронта, в составе которых воевала Маншук Маметова (пулеметчица 21-й гвардейской стрелковой дивизии (3-я ударная армия, Калининский фронт) гвардии старший сержант) вели бои за освобождение города Невель. Фашисты яростно сопротивлялись, цепляясь за каждую высоту. Они непрерывно переходили в контратаки, стремясь задержать наступление советских подразделений. Закрепившись на выгодной позиции, расчет отважной пулеметчицы срывал контратаки врага на своем участке.
Перед подразделением, где служила Маметова, стояла задача захватить высоту, господствовавшую над местностью. Это решало исход боя. Противник перед высотой создал завесу огня. Маншук первой пошла в атаку. За ней ринулись и остальные бойцы. Отважная девушка была смертельно ранена, но до последнего дыхания продолжала уничтожать фашистов.
Звание Героя Советского Союза Маншук Маметовой присвоено посмертно 1 марта 1944 года. Похоронена в городе Невеле.
Молдагулова Алия Нурмухамбетовна - снайпер 54-й отдельной стрелковой бригады (22-я армия, 2-й Прибалтийский фронт), ефрейтор.
Родилась 25 октября 1925 года в ауле Булак Хобдинского района Актюбинской области. Казашка. Рано потеряла родителей, жила в Алма-Ате у дяди, а с 1935 года воспитывалась в одном из детских домов Ленинграда. В начале войны детдом эвакуировался в Ярославскую область. Училась в Рыбинском авиационном техникуме. В Красной Армии добровольно с 1942 года. В 1943 году окончила Центральную женскую школу снайперской подготовки. В действующей армии с октября 1943 года. Ефрейтор Молдагулова за первые 2 месяца участия в боях уничтожила несколько десятков гитлеровцев. В январе 1944 года участвовала в бою за деревню Казачиха (Новосокольнический район Псковской области).
В атаку батальон пошел на рассвете. Когда до окопов осталось несколько метров, заговорил гитлеровский пулемет. Метким броском гранаты Алия заставила его умолкнуть. Первая линия вражеских укреплений была занята. За день батальон отразил две контратаки, а утром следующего дня снова пошел в наступление. Лежа в снегу, Молдагулова хладнокровно и точно вела по врагу снайперский огонь. Третий день наступления. Алия с автоматом - пуля разбила оптический прицел ее винтовки. Осколком мины она ранена в руку, но остается в строю. Гитлеровцы контратакуют. Из-за угла траншеи фашистский офицер стреляет в грудь Алии. Последним усилием она отвечает ему метким выстрелом. Это было 14 января 1944 года. Звание Героя Советского Союза Алие Нурмухамбетовне Молдагуловой присвоено посмертно 4 июня 1944 года. Награждена орденом Ленина.
Похоронена в деревне Монаково Новосокольнического района. В городах Актюбинск, Новосокольники и на родине установлены памятники; мемориальная доска - на здании ленинградской школы № 140. В Актюбинске создан областной мемориальный музей Героини; школьные музеи - в московской школе № 891, расположенной на улице её имени, и в санкт-питербургской школе № 140. Именем Героини названы улицы, школы, судно ММФ. Ей посвящён балет "Алия". В 2005 году, в канун 60-летия Великой Победы, в московской школе № 891, носящей имя Героя Советского Союза Алии Молдагуловой, установлен бюст и мемориальная доска героини. Имя Героини высечено на памятнике в Рыбинске на Аллее Славы.
Славные традиции Алии и Маншук не забыты и в современной казахстанской армии. В казахстанской армии нет женщин-генералов, зато есть два полковника, девять подполковников, 57 майоров, 73 капитана, 121 старший лейтенант и полсотни лейтенантов. Женщины в погонах есть во всех родах войск: ракетных, аэромобильных, артиллерийских, в силах воздушной обороны, в региональных командованиях.