Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 21:05, доклад
Актуальность данной темы возрастает также в связи с возникновением качественно нового фундаментального понятия – теории гендера и гендерных отношений. В их основе лежит признание того факта, что женщины и мужчины вместе воспроизводят не только человеческую жизнь, но и семейные, социальные и культурные ценности, экономические и политические отношения. Поэтому был необходим и исторически оправдан переход от концепции «женского вопроса» к гендерной политике, которая сегодня является одним из путей достижения равноправия полов в Казахстане.
1. Введение
2. Теоретическая часть - кто занимался этой темой подробно 3. Исследовательская часть.
3.1. Амазонка- история легенды
3.2. Сакские царицы Томирис, Зарина, Амарги…
3.3. Женщины средневековья и нового времени - ханши-политики и военноначальники.
3.4. Женщины новейшего времени- героини Великой Отечественной и бойцы современной казахстанской армии.
Заключение
Список использованной литературы
«Мы пишем тебе для сведения до нашествия на нашу землю, чтобы ты не возвратился бесславно, - написали полководцу амазонки. - Мы ратоборствуем за нашу славу. Если мы одолеем неприятелей или они обратятся в бегство, то им останется на вечные времена стыд и позор; а если они победят нас, то окажутся победителями женщин... Итак, смотри, царь Александр, чтобы с тобою не случилось того же. Подумай и отпиши нам и найдешь нашу рать на границах». Завоеватель мира подумал и вступить в битву не решился.
«Перевалив через поднимающиеся до звезд высоты, - писал великий трагик Эсхил, - ты вступишь на конную дорогу, по которой придешь к враждебной мужам рати амазонок».
Некоторые истории звучат философской притчей. Однажды амазонки поднесли Александру хлебные лепешки, сделанные из золота. Царь удивился: «Разве вы едите золотой хлеб?» - «Если ты довольствуешься обыкновенным хлебом, то неужели ты не мог получить его в своей стране, что пришел к нам сюда?..»
В основе этих произведений искусства, столь разных и по времени создания, и по жанру, одна и та же легенда. Даты рождения ее историки не знают. Примерно догомеровский период - середина II тысячелетия до н.э. Но более-менее точно известен район планеты, откуда потянулась цепочка этой легенды, звенья которой вошли в фольклор многих народов Европы и Азии, - это Приазовье. Откроем снова Геродота:
«После примирения со скифами амазонки вместе с юношами-скифами решили уйти из страны, где они впервые столкнулись с кочевниками. «Следует ли нам жить в той самой стране, - сказали они юношам, - где мы лишили вас ваших отцов и сильно опустошили вашу землю. Давайте уйдем из этой земли и поселимся, перейдя реку Танаис». Юноши послушались и, перейдя Танаис, прошли к востоку на расстояние трех дней пути от Танаиса в направлении северного ветра. «В этой местности они и теперь обитают», - уточняет Геродот. Изложена история обстоятельно, с яркими живыми подробностями, и ее не хочется принимать за сказку. Может быть, потому, что в ней множество имен, названий племен, мест, событий, если и приукрашенных фантазией, то это преувеличение очевидца, удивленного необычным настолько, что фантазия уже кажется логически оправданной.
Высокое положение женщины в скифском и сарматском обществе отмечают после Геродота и другие источники. Мать выбирает имена возмужавшим детям и передает им предметы на право царской власти: лук, пояс и золотую чашу. В матери воплощалось семейное и родовое единство, со смертью матери связь распадалась, и люди становились чужими друг другу.
По словам Геродота, наибольшим почитанием пользовалась у скифов богиня Табити. Имя ее переводится как «воспламеняющая». Она - богиня очага, благосостояния и семейного благополучия. Из глубины веков от культа этой богини у осетин сохранилась традиция святости домашнего очага - самого священного места в доме. Очаг - символ продолжения рода, в нем непрерывно руками женщины поддерживался огонь. Геродот называет ее «царицей скифов», она служила символом единства для всех племенных союзов. Клятва именем богини - «величайшая клятва скифов», нарушение ее каралось смертью.
Из позднейших летописей античной эпохи известны имена сарматских цариц Томирис, Тиргатао, Амарги, оставивших память победоносными походами. Отстранив от дел своего мужа-пьяницу, одна из них, по имени Амарга, «сама расставляла гарнизоны по всей стране, отражала набеги врагов и помогала обижаемым соседям». Когда хотели подчеркнуть готовность мужчины к подвигам, говорили: он смелее амазонки.
Осторожный Страбон к существованию амазонок относится скептически. «Сказанию об амазонках выпала какая-то особенная судьба, - пишет он. - В остальных сказаниях баснословное и историческое разграничены: сказания древние, неверные и чудесные, называются баснями, история же ищет истины, будь это древнее или новое событие, и чудесного или вовсе не допускает, или лишь изредка. Об амазонках же и прежде, и теперь существуют одни и те же сказания, полные чудес и далекие от правды. В самом деле, кто может поверить, чтобы когда-нибудь составилось войско, город или народ из одних женщин без мужчин? И не только составилось, но и совершало походы на чужбину».
Легенда об амазонках ждала своего подтверждения фактами более двух тысяч лет. Реальный смысл ее обнаружился при раскопках курганов на юге нашей страны, многочисленных курганов в казахстанских степях. Если обратиться к научной статистике, то почти каждое пятое богатое погребение скифо-сарматского времени оказывается женским. Расшитые золотом одежды, роскошные ожерелья, зеркала, бусы, перстни, и здесь же меч, конская сбруя, наконечники стрел и копий. Даже в погребениях девочек-подростков колчаны со стрелами.
Знатной сарматке принадлежал комплекс вещей из раскопок кургана Хохлач в Новочеркасске. Он вошел в историю науки под названием Новочеркасского клада. Более ста лет прошло со времени находки, составляющей ныне гордость экспозиции древних коллекций Эрмитажа. География происхождения вещей клада обширна - степи Причерноморья, Боспорское царство, Малая Азия, Италия. Среди вещей - шейная гривна с рельефными изображениями фантастических животных, спиральные браслеты, украшенные сценами борьбы зверей, флакончики, сосуд с ручкой в виде фигурки лося. Все выполнено из золота со вставками из камня и стекла.
Средневековый историк VI века н.э. Иордан, рассказывая о современных ему народах, помещает амазонок по соседству со славянами. О них упоминает автор «Повести временных лет».
Академик Б.Рыбаков высказал интересную мысль о том, что под прямым влиянием сарматов сформировались некоторые образы славянских преданий. Во II веке до н. э. «женоуправляемый народ» сарматы двинулись от низовьев Дона в северопричерноморские степи, на несколько столетий отрезав от моря славянские племена среднего Поднепровья, а скифов вытеснив на Крымский полуостров.
Так в статье Т.Скрипник
«Амазонки в античной традиции»,
где рассматриваются три
Анализ генетического материала помог уточнить, какого пола были кочевники, погребенные в приволжских курганах. В одном из раскопов археологи собрали более 110 наконечников стрел, а ведь это было женское захоронение. Исследователи сделали вывод, что там похоронена очень важная персона. Значит, женщины этого племени шли в бой рядом с воинами-мужчинами, и может быть, даже играли главную роль — были царицами или полководцами.
Можно обратиться к истории кочевых народов Центральной Азии в поисках корней этих женщин. Исторические документы свидетельствуют о сильных матриархальных традициях в управлении массагетских племен и их подразделений, о значительной роли женщин даже в военном деле массагетов.[21] Убедительным подтверждением сообщений историков об особой роли женщины в жизни племени является эпическая поэма каракалпаков «Кырк кыз» — «Сорок девушек», повествующая о подвигах дружины девушек-воительниц. Главной героиней поэмы является их предводительница — прекрасная и отважная пятнадцатилетняя Гулаим. Мотив девицы-богатыря известен в эпосе многих народов, но сюжет о дружине амазонок зафиксирован в Средней Азии только у каракалпаков. Гулаим и ее подруги-сверстницы живут на острове в неприступной крепости, где большую часть времени проводят, упражняясь в воинском искусстве. В тяжелый для родной земли час, когда на нее напал враг, девушки вступают в битву за свободу своего народа и торжествуют победу. Каракалпаки, по большей части проживающие в низовьях реки Амударьи, при этом имели много общих культурных черт со своими соседями-кочевниками — казахами, узбеками, ногайцами, башкирами . В то же время каракалпаки еще в начале XX века сохраняли ряд уникальных культурных явлений, восходящих к наиболее древнему пласту их этногенеза — кругу сако-массагетских племен, обитавших во второй половине 1 тыс. до н. э. — первых веках н. э. в Арало-Каспийском регионе.
Любопытно, что яркий образ девушки-воина запечатлен у каракалпаков не только в эпических строках, но и в элементах костюма невесты. Его основу составляло длинное платье синего цвета, которое девушки начинали носить в 15-16 лет (как раз в возрасте Гулаим!). Платье украшалось обильной вышивкой, получившей название «узор кольчуги». В середине XIX в. платье шили из домотканой хлопчатобумажной материи, а до этого из ткани «торка», изготовленной из волокон кендыря — дикой конопли; эта ткань обладала удивительной прочностью и необыкновенной легкостью. Примечательно, что в языке киргизов, имеющих с каракалпаками много общего, слово «торка» обозначало плотную ткань, непробиваемую для стрел, а значит, вполне подходящую для доспехов. Головной убор невесты - саукеле, состоящий из двух частей, напоминает боевой шлем. Нижняя часть, изготовленная из войлока и простеганной на вате ткани, очень плотная и массивная; она имеет большие наушные лопасти и выступ, закрывающий переносицу, с нашитой на нем большой металлической бляшкой в виде шипа, которая вместе с другими украшениями, обильно покрывающими поверхность убора, довершает сходство саукеле со шлемом. Интересно отметить, что такой шлем надевает перед сражением одна из героинь поэмы «Сорок девушек». Верхняя часть саукеле представляет собой металлическую шапочку с плоским верхом, которая, как корона, венчает новобрачную. Сохранение в облике саукеле черт царственного головного убора связано с уподоблением брачующейся пары князю и княгине, имевшим широкое распространение в культуре разных народов.
Сакские царицы Томирис, Зарина, Амарга- казахские женщины-царицы.
Томирис (приблизительно 570-520 гг. до н. э.) - царица саков-массагетов, рассказ о войне с которой персидского царя Кира приводит Геродот («История» 1205-214).
Томирис являлась потомком вождя скифов Ишпакая. Правнучка Мадия, внучка или дочь легендарного царя Сыпыра (Спаргапис).
Примерно в 530-529 гг. до н. э. царь Мидии — Кир, покорив множество стран и получив титул «властитель Азии», отправился в поход на Великую степь. Наступление начал с Сырдарьи, примерно между Туркестаном и Отраром. Саками в то время правила вдова их царя - Томирис.Мужем Томирис являлся принц тиграхаудов Рустам. Который тоже погиб в бою от рук Кира. Кир отправил посла к царице с предложением выйти за него замуж и объединить два народа в одно государство без всякого боя. На что сакская царица ответила отказом.
Первый бой завершился победой саков, которых возглавил сын Томирис - Спаргапис. По сакским обычаям, победа всегда обмывалась, воспользовавшись этим, персы подкинули ночью сакским войскам сильное вино, в результате чего сакские воины оказались опьянёнными. Этим воспользовался Кир, захватив в плен одну третью часть войска саков и сына царицы - Спаргаписа. В плену он покончил с собой. Так же героический погиб при этой битве легендарный богатырь Рустам, сын царя тиграхаудов Кавад, муж царицы Томирис
В решающей битве участвовали и женщины, девушки-саки, которые бросились с самой царицей в битву в последний решающий момент. Этот бой Геродот назвал «самым жестоким и великим». Кровавый бой завершился победой саков, где персы не ожидали увидеть на поле сражения мужественных женщин. По Геродоту, все персы погибли на поле боя, среди них был и Кир. Это было сильным ударом для Персии, военный авторитет государства среди соседей упал. Больше не стало великого «властителя Азии». Так было окончательно разбито войско «властителя Азии» Кира сакской царевной Томирис. Впоследствии преемником Кира стал Гаумата (или Лжебардия), выдавший себя за Бардию (греч. Смердиса) — младшего брата Камбиса, но его вскоре сменил копьеносец Дарий, избранный заговорщиками убивщими Гаумата.
Победа была достигнута за счет потери большой части населения саков из родов массагетов, тиграхаудов и хаомаваргов. Отрубив голову Кира, и наполнив кожаный мешок его кровью вместе с кровью двух предателей, Томирис при всех воскликнула: «Ты хотел крови, так пей ее до дна!» — и бросила его голову в этот мешок. Томирис была гибким стратегом, пользовалась большим авторитетом среди населения, о чем можно судить по тому, что после её смерти сакское государство управлялось не одним, а тремя правителями.
Женщина воевала наравне с мужчинами и в то же время оставалась хранительницей очага, жрицей. Про женщин-воительниц надо сказать, что, с одной стороны, существуют письменные источники, относящиеся ко времени Геродота (V век до н. э.). По археологической периодизации это эпоха саков, скифов, савроматов или эпоха раннего железного века, и нам известны имена сакских цариц, которые наравне с мужьями участвовали в военных походах. Самая знаменитая из них — царица Томирис, победившая и уничтожившая армию Кира Второго в 530 году до н. э. Он скончался на берегах Сырдарьи, так и не сумев перейти через реку на территорию центральной части Казахстана. Она отомстила за смерть своего сына, сообщив о том, что Кир вероломно обманул сына виноградной лозой, т. е. опоил, одурманил, и после этого убил, а она сражалась в открытом, честном бою. Также известно имя царицы Зарины, согласно письменным источникам, после ее смерти на кургане поставили золотую статую в полный рост. Доктор исторических наук Ф.Х.Гутнов, обобщая ряд источников, отметил, что Диодор Сицилийский передал рассказ о Зарине Ктесия. По античным свидетельствам, “у саков царствовала женщина с совершенно воинственными наклонностями по имени Зарина. Вообще женщины у этого племени мужественные и делят с мужьями опасность войны. Зарина привела в культурное состояние большую часть земли, построила много городов ...” После смерти Зарины ее подданные “в знак признательности за ее благодеяния и в память ее добродетели” соорудили гробницу, намного превосходившую остальные - грандиозную пирамиду с колоссальной золотой статуей царицы на вершине. Имя сакской царицы в переводе означает “золото”, “золотая”. По версии Гутнова, воспоминания о Зарине сохранились и в среднеазиатской поэме “Гургули”, в которой говорится о богатырской Зарине Зарингар (“Златописанной”) - дочери победителя девов царя Согдына (т.е. Согдийца). Женщины-воительницы со времен Геродота известны в округе Дона. Ныне свидетельства античных авторов об “амазонках” всё ярче дополняются археологическими материалами. В том числе находками скифских курганов V-1V вв. до н.э. на Среднем Дону. В ряде курганов были погребены молодые женщины из богатых семей; в двух случаях их сопровождал набор оружия. Наличие дорогих ювелирных украшений боспорского производства, греческих амфор, значительные размеры и пышность погребальных сооружений сопоставимы с известными курганами военной аристократии. Всего же в южнороссийских лесостепях между Доном и Днепром на 1991 г. обнаружено 112 таких погребений, что существенно превосходит количество женских могил с оружием у савроматов Поволжья и Приуралья, считающихся главными “поставщиками амазонок”. По Н.И. Васильевой, правление Зарины можно отнести к 6-5вв. до н.э., когда к востоку от Дона образовалось царство савроматов и в Приазовье возникали города.