Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 10:23, курсовая работа
Аннотация является неотъемлемой частью любого современного издания и поэтому присутствует в издательском и в библиотечном деле. Аннотирование представляет собой неотъемлемую часть процесса аналитико-синтетической переработки документа и современного информационного процесса в целом. Любое издание, будь то монография, учебник, произведение научно-популярной или художественной литературы, всегда содержит вторичный документ (реферат или аннотацию). Отсутствие вторичного документа свидетельствует о непрофессионализме распространителей информации.
Введение ............................................................................................................... 3
Глава 1 Теоретические аспекты аннотирования ........................................... 6
1.1 Общая характеристика процесса аннотирования ...................................... 6
1.2 Классификация аннотаций ………………………………………………....7
1.3 Структура аннотации. Общие требования к аннотации…………………8
1.4. Основные этапы аннотирования…………………………………………..9
Глава 2 Аннотирование художественных произведений и литературоведческих материалов……………………………………………..9
2.1 Текстологическая аннотация ………………………………………………9
2.2 Аннотация, ориентированная на широкий круг читателей ……………14
2.3 Аннотирование художественной литературы для детей младшего школьного возраста…………………………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………..27
Библиография………………………………………………………………
Комитет по культуре Курской области
Обоянский филиал
областного бюджетного образовательного учреждения
среднего профессионального образования
«КУРСКИЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ»
ПЦК библиографоведения и информационных технологий
КУРСОВАЯ РАБОТА
по специальности «51.02.03. Библиотековедение»
Квалификация: библиотекарь
на тему
Аннотирование художественных произведений
и литературоведческих материалов
Роговой Натальи Юрьевны
Руководитель: Гранкина Ирина Ивановна,
преподаватель АСПИ
2015 г.
Содержание
Введение ..............................
Глава 1 Теоретические аспекты
аннотирования ..............................
1.1 Общая характеристика
процесса аннотирования .......
1.2 Классификация аннотаций ………………………………………………....7
1.3 Структура аннотации. Общие требования к аннотации…………………8
1.4. Основные этапы аннотирования………………………………………….
Глава 2 Аннотирование художественных произведений и литературоведческих материалов……………………………………………..9
2.1 Текстологическая аннотация
………………………………………………9
2.2 Аннотация, ориентированная на широкий круг читателей ……………14
2.3 Аннотирование художественной
литературы для детей младшего школьного
возраста…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Введение
Аннотация является неотъемлемой частью любого современного издания и поэтому присутствует в издательском и в библиотечном деле. Аннотирование представляет собой неотъемлемую часть процесса аналитико-синтетической переработки документа и современного информационного процесса в целом. Любое издание, будь то монография, учебник, произведение научно-популярной или художественной литературы, всегда содержит вторичный документ (реферат или аннотацию). Отсутствие вторичного документа свидетельствует о непрофессионализме распространителей информации. С прочтения аннотации начинается знакомство библиотекаря и читателя с изданием в целом и с основными особенностями произведения. От того, насколько квалифицированно подготовлен этот документ, во многом определяется отношение читателя к изданию.
В библиотечно-библиографической практике аннотация используется как краткая характеристика художественных произведений, литературоведческих материалов, фильмов, статей, научных работ и т.д. «Книга без аннотации – молчащий сфинкс», – утверждали в древности.
Пользователи библиотек, интересующиеся художественной литературой, часто обращаются к аннотациям. Особенно важную роль играют аннотации к художественным произведениям для детей. Аннотации способствуют продвижению и поддержке чтения детей и семейного чтения, отбору, оценке и рекомендации лучших книг и мультимедиа для детей и их родителей, содействуют повышению информационной грамотности подрастающего поколения.
В библиотеках хранятся произведения художественной литературы прошлых лет издания, в которых отсутствуют издательские аннотации, поэтому в задачи библиотекаря входит создание аннотаций к этим книгам. Составление рекомендательных списков, указателей, обзоров требуют от библиотекаря знаний и умений по составлению рекомендательных аннотаций. Особым «настроем», особыми способностями, и, возможно, талантом должны обладать библиографы, работающие для детей.
Цель данной работы заключается в изучении особенностей аннотирования художественных произведений и литературоведческих материалов. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы аннотирования произведений художественной литературы, в том числе, художественных произведений для детей;
- проанализировать аннотации художественных произведений и литературоведческих материалов, созданные библиотекарями Льговской городской детской библиотеки имени Гайдара;
- создать аннотации к художественным произведениям и литературоведческим материалам, хранящимся в фонде Льговской городской детской библиотеки имени Гайдара.
Теоретическую
основу курсовой работы состави
Объектом исследования является процесс аннотирования художественных произведений и литературоведческих материалов.
В качестве предмета исследования выступают аннотации на произведения художественной литературы и литературоведческие издания.
Работа состоит из введения, основной части, включающей две главы, разделенные на параграфы, заключения, библиографического списка и приложений.
Курсовая работа может быть использована студентами, изучающими аналитико-синтетическую переработку информации, и библиотекарями-практиками.
Во «Введении» обоснована актуальность темы, определены цель и соответствующие ей задачи, объект и предмет исследования, отражены этапы исследования.
На первом этапе была изучена литература, в которой изложены основные методические вопросы составления аннотации. Список использованной литературы включает 15 источников, в основном учебную литературу, статьи из профессиональных периодических изданий.
Результаты нашли отражение в главе первой «Теоретические аспекты аннотирования».
На втором этапе проведён дополнительный сбор материала по аннотированию произведений художественной литературы и литературоведческих материалов.
Материал положен в основу второй главы «Аннотирование произведений художественной литературы и литературоведческих материалов».
В «Заключении» подведены итоги исследования и определены основные направления работы Льговской городской детской библиотеки имени Гайдара по популяризации книги и чтения путём аннотирования произведений художественной литературы и литературоведческих материалов
К работе дано 1 приложение.
Глава 1 Теоретические аспекты аннотирования
1.1 Общая характеристика процесса аннотирования
Аннотирование – процесс аналитико-синтетической переработки информации, целью которого является получение обобщенной характеристики документа, раскрывающей его логическую структуру и наиболее существенные стороны содержания. Аннотирование предполагает сокращение физического объема первичного документа при сохранении его основного смыслового содержания. Является распространенным технологическим процессом, широко используемым в издательской, информационной и библиографической деятельности.
Согласно ГОСТ 7.9-77 "Реферат и Аннотация": "Аннотация – это краткая характеристика произведения печати (их совокупности или частей) с точки зрения содержания, назначения, вида, формы и других особенностей". Аннотация должна включать характеристику основной темы, проблемы, цели работы и ее результаты. Средний рекомендуемый объем аннотации, по ГОСТ 7.9-77 – 500 печатных знаков [1, с. 3].
Аннотация (от лат. annotatio – примечание, замечание, отметка) в своем этимологическом значении встречается уже у Плиния Старшего (вторая половина I в. н. э.).
В России аннотация использовалась уже в рукописных библиографических пособиях. Например, в единственном из дошедших до нас библиографическом указателе Сильвестра Медведева «Оглавление книг, кто их сложил» встречаются краткие биографические сведения об авторах, заимствованные составителем из аппарата отражаемых книг.
Целью аннотации является информирование пользователей относительно основного предметно-тематического содержания документа, аспектов рассмотрения темы, материала, на базе которого проведены исследования, его географических аспектов и хронологических рамок. Кроме того, отмечается, что нового несет в себе данное издание в сопоставлении с другими, родственными по тематике и целевому назначению. В случае необходимости приводятся сведения об авторе. Аннотация способствует ориентации пользователей информации в документальных потоках, в системе документальных коммуникаций в целом, она помогает отобрать нужную литературу, заранее нацелить читателя на особенности содержания и формы документа, освещает его достоинства и своеобразие.
Основные функции аннотации
– сигнальная и поисковая. Сигнальная
аннотация информирует о
1.2 Классификация аннотаций
Объектами аннотирования могут быть любые документы. Выбор вида
создаваемой аннотации зависит от следующих факторов:
• назначения пособия,
• отрасли знания,
• вида документа,
• особенностей его жанра,
• назначения,
• доступности,
• объема и ряда других факторов.
Следовательно, аннотации дифференцируются по самым разным признакам. Наиболее общая классификация аннотаций осуществляется по функциональному назначению и по способу характеристики аннотируемых документов.
По функциональному назначению аннотации делятся на справочные и рекомендательные.
По второму признаку — способу характеристики документов — аннотации делятся на общие, аналитические и групповые.
По количеству анализируемых документов делятся на монографические и групповые.
По объему и глубине свертывания различаются пояснительная, описательная и реферативная аннотации.
В зависимости от исполнения бывают авторская (составленная автором) и референтская (составленная специалистами служб информации).
По способу подготовки – ручная и автоматизированная, т.е. составленная на основе алгоритмических методов.
1.3 Структура аннотации. Общие требования к аннотации
В аннотации на произведения художественной литературы должны быть указаны сведения о литературном жанре, период, к которому относится творчество автора, основная тема и проблема произведения, место и время действия описываемых событий.
1. 4. Основные этапы аннотирования
Процесс аннотирования можно разделить на несколько этапов:
Основными источниками при подготовке аннотации являются:
Информация о работе Аннотирование художественных произведений и литературоведческих материалов