Аннотирование художественных произведений и литературоведческих материалов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 10:23, курсовая работа

Описание работы

Аннотация является неотъемлемой частью любого современного издания и поэтому присутствует в издательском и в библиотечном деле. Аннотирование представляет собой неотъемлемую часть процесса аналитико-синтетической переработки документа и современного информационного процесса в целом. Любое издание, будь то монография, учебник, произведение научно-популярной или художественной литературы, всегда содержит вторичный документ (реферат или аннотацию). Отсутствие вторичного документа свидетельствует о непрофессионализме распространителей информации.

Содержание работы

Введение ............................................................................................................... 3
Глава 1 Теоретические аспекты аннотирования ........................................... 6
1.1 Общая характеристика процесса аннотирования ...................................... 6
1.2 Классификация аннотаций ………………………………………………....7
1.3 Структура аннотации. Общие требования к аннотации…………………8
1.4. Основные этапы аннотирования…………………………………………..9
Глава 2 Аннотирование художественных произведений и литературоведческих материалов……………………………………………..9
2.1 Текстологическая аннотация ………………………………………………9
2.2 Аннотация, ориентированная на широкий круг читателей ……………14
2.3 Аннотирование художественной литературы для детей младшего школьного возраста…………………………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………..27
Библиография………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Рогова Н. Курс. раб. Проверено .doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

1.  Сведения об  авторе.

2.  Сведения о жанре  произведения.

3.  Характеристика основного  конфликта.

4.  Характеристика  героев.

5.  Время и место  действия,  социальная  среда.

6.  Истолкование  заглавия.

7.  Характеристика особенностей формы  произведения,  стиля автора.

8.  Оценка произведения  критикой,  литературоведением.

 Сведения об авторе  произведения  уместны,  когда  он является свидетелем или  участником  описываемых  событий;  когда он известен своими другими  произведениями,  может  быть,  знакомыми  читателю; когда он занимает  определенное место в  истории своей национальной литературы, в истории  жанра.

  Сведения о жанре  произведения могут быть  весьма красноречивыми,  если,  например,  оно названо не  просто  романом, а «социально-психологическим романом», «романом-эпопеей», «сатирическим романом»  и т. п.

Сведения о герое  произведения нужны  тогда,  когда в основе повествования – история его жизни, его души ( например, «Жан- Кристоф» Р. Роллана). В то же время характеристика героев занимает скромное место в аннотации, если главное в книге – сюжет, события (например, в романах А. Дюма).

  Конфликту, который лежит в основе сюжета, отводится место в аннотации, если он ярко выражен в произведении («Граф Монте-Кристо»

 А. Дюма). Он отходит на второй план или не упоминается совсем, если мы имеем дело с лирическим повествованием ("Владимирские проселки" В. Солоухина).

  Важны сведения о времени, месте действия, социальной среде, изображаемой автором, – это конкретизирует представление читателя о произведении. Если изображено историческое событие, не всем известное, в аннотации даются сведения о нем («Девяносто третий год» В. Гюго).

 Характеристикой художественной формы в аннотации является обозначение жанра произведения, манеры повествования с применением литературоведческих терминов (лирическое повествование, гротескные образы). Иногда приводятся фрагменты произведения – они характеризуют стиль автора. Порою сам стиль аннотации дает представление о художественных особенностях, однако этот прием, во-первых, применяется к произведениям действительно своеобразным и, во-вторых, требует от библиографа тонкого художественного вкуса, мастерства, позволяющих избежать позволяющих избежать манерности. Оба эти  условия соблюдены работниками библиотеки при  аннотировании романа «Одесская святыня»   Всеволода   Иванова.

     «Автор, известный писатель Всеволод  Иванов, написал эту книгу в 1946  году. В  ней рассказывается об  историческом событии, а, может  быть,  легенде,  действие которой происходит  тысячу лет назад в  Багдаде,  Эдессе и  Константинополе.  Между двумя  столицами, арабской и  византийской,  происходят  переговоры,  решающие судьбы народа, и в  эти государственные дела  вплетается судьба  Махмуда аль-Камана, оружейника и  поэта,  который  знает,  что такое  любовь,  честь и ненависть, и которого  сделали великим и  славным, а  потом погубили. О поэте Махмуде, о  его  подруге-славянке,  которую зовут Даждья, дочь Буйсвета, — о  жизни и счастье  маленького человека в  большом мире рассказывает искусный  повествователь, и  речь его  плавна,  чуть витиевата, чуть  насмешлива».

          Особым «настроем», особыми способностями, а, может быть, талантом должны обладать библиографы, работающие для детей.

Галина Семеновна Ганзикова отмечает: «Ребенку нужен не просто совет, какой книге отдать предпочтение. Ему нужен эмоциональный рассказ о книге и её содержании в художественной форме, ребенка нужно увлекать чтением, а не просто информировать о книгах. Аннотация, где будет ярко обрисован сюжет, герои, конфликт, обращено внимание на стиль, жанровую специфику рекомендуемого произведения, и всё это будет преподнесено с любовью к ребенку, с учетом возможностей его восприятия и понимания, и, разумеется, с художественной надлежащей выразительностью, не может оставить никого равнодушным. Занимательность в аннотациях к произведениям художественной литературы так же важна, как и к произведениям научно-познавательной литературы» [3, стр.42 ]

         Вот как рекомендует книги Астрид Линдгрен библиотекари Льговской городской детской библиотеки им.А.П. Гайдара

      «Мои маленькие друзья! Когда мне бывает грустно и одиноко, я беру в руки книги шведской писательницы Астрид Линдгрен. На страницах этих веселых книг я встречаюсь с моим самым лучшим другом на свете. Зовут его Карлссон, который живет на крыше. Он большой выдумщик и фантазер. Вместе с Малышом Карлссон угощает меня своим «приторным порошком», который излечивает грусть и скуку. Мы с Карлссоном попадаем в смешные истории, воспитываем домомучительницу и гуляем по крышам Стокгольма — столицы Швеции. Карлссон — самый лучший в мире друг, и я всем советую с ним познакомиться»!

Примеры аннотаций на художественные произведения, созданные городской детской библиотекой им. А. П. Гайдара

     Каверин, В. А. Два капитана [Текст]: Роман в двух томах /

В. А. Каверин. – Москва: Культура, 1993. – 527 с.

     «С детских лет главный герой романа Саня Григорьев  умел добиваться успеха в любом деле. Он вырос мужественным и храбрым человеком. Мечта разыскать остатки экспедиции капитана Татаринова привела его в ряды летчиков—полярников. Жизнь капитана Григорьева полна героических событий: он летал над Арктикой, сражался против фашистов. Его подстерегали опасности, приходилось терпеть временные поражения, но настойчивый и целеустремленный характер героя помогает ему сдержать данную себе еще в детстве клятву: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». 
  «Два капитана» — произведение особенное, не одно поколение молодых людей мечтало стать похожими на Саню Григорьева, Катю Татаринову — главных героев книги. Отыскать свою неповторимую дорогу в жизни, встретиться с романтическими приключениями и любовью, необыкновенной и героической историей, отыскать свою Атлантиду помогает нам роман Вениамина Каверина».

      Астафьев, В. П. Царь-рыба[Текст]/ В. П. Астафьев. – Москва: Мир книги, 2007.- 235с.: ил.

 «Умеет ли плакать рыба? Кто ж узнает?  Она в воде ходит, и заплачет, так мокра  не  видно,  кричать она не умеет – это  точно!  Если  б умела, весь Енисей, да  что там  Енисей, все  реки  и моря ревмя ревели  б. Природа, она ловкая, все и всем распределила по делу: кому выть-завывать, кому молча жить и  умирать. Грусти и радости сибирской деревенской жизни описаны рукой автора знающего, любящего, сострадающего и наделённого ярким самородным талантом.  «Царь-рыба», впервые напечатанная в  1976,  была переведена на многие языки мира. Прочитав её, вы сможете ответить на  вопросы, какую рыбу называют «царём-рыбой»,  как изменилась      Сибирь, родина В.П. Астафьева». 

      Свои особенности  имеет и аннотирование авторских  стихотворных сборников – здесь  основное внимание  сосредоточено  на творческой личности  поэта,  особенностях его  мировосприятия, а также тематике  стихотворений.

        Блок, А. А. Стихотворения [Текст] / А.А. Блок. – Москва: Молодая гвардия, 2003. – 215 с.: ил.

Мы встречались с тобой на закате,

Ты веслом рассекала залив.

Я любил твое белое платье,

Утонченность мечты разлюбив.

Были странны безмолвные встречи.

Впереди — на песчаной косе

Загорались вечерние свечи.

Кто-то думал о бледной красе.

Все шесть лет об одном: с 1898 по 1904-й, Блок посвятил теме любви

687 стихотворений! Какой рисует поэт любовь, вы узнаете из данного сборника стихотворений».

    Соловьёв, В. В. Память без обид [Текст]: Избранное / В. В. Соловьёв. – Североморск: Опимах, 2010. – 208 с.

 «Деревушка  моя, деревушка.

Имя странное – Густомой.

В ней живут соловьиные песни,

Курский край и любимая Русь.

  Книга избранных стихотворений нашего земляка полна несуетливости и вдумчивости. Глубоко выношенное чувство Родины, природная задушевность, ненавязчивость в суждениях несомненно привлекут внимание читателей».

  В   аннотировании  литературоведческих материалов  для детей также используются элементы занимательности.

     Шер, Н. С.  Рассказы о русских писателях [Текст] / Н. С. Шер [Оформл. Н. Мунц; Подбор иллюстративного материала                                         Л. Плотникова]. – Москва: Детская литература, 1982. –  511с.: ил. –  (Школьная б-ка для нерусских школ)

   « Книга Надежды Сергеевны Шер – это увлекательный рассказ о жизни и творческом пути русских писателей: А. С. Пушкина, И. А. Крылова, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, К. Ф. Рылеева, В. Г. Белинского, И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, А. М. Горького. Рассказать всё о жизни этих писателей в одной книге невозможно, поэтому Н. С. Шер  прежде всего говорит об их детстве, первых шагах в литературе, начале самостоятельного пути. Она использует мемуарные материалы, биографические документы, литературоведческие изыскания. Вы пройдёте по улицам Москвы и Петербурга, увидите Кремль начала 19 века, Красную площадь, Большой театр, Невский проспект, по которому гуляли Пушкин и Крылов, Лермонтов и Гоголь и многие другие писатели. В рассказах этой книги, в картинах великих художников, в рисунках, фотографиях пройдёт перед вами жизнь русских писателей, которые станут добрыми спутниками вашей жизни».

    Течение мелиховской жизни [Фотоальбом, текст]: А. П. Чехов в Мелихове 1892–1899 годы. – Москва: Планета, 1989. – 270 с.: фотоил.

     «Я уже в Мелехове, сижу и  пишу в поте лица. Погода чудесная. Небо освещено по-весеннему. Флигель у меня вышел мал, но изумителен. Плотники взяли с меня за работу 125 руб., а устроили игрушку, за которую на выставке мне дали бы 500 руб.» В отрывках из писем А. П. Чехова отразилось течение мелеховской жизни, а в фотографиях этого альбома авторы постарались донести до нас, читателей, облик чеховского Мелихова. Письма А. П. Чехова – превосходный духовный автопортрет с большой поправкой на самоиронию, а фотографии знакомят не только с обликом чеховского имения, но и бытом 19 века».

     Итак, аннотирование литературного материала — это творческий процесс, требующий литературной эрудиции, литературных способностей.

 

2.3 Аннотирование художественной литературы  для детей младшего школьного возраста

В целом аннотирование консервативно, новому поддаётся слабо. Есть правила, которые нарушать нельзя. Но при аннотировании литературы для детей младшего школьного возраста  не только можно, но и нужно отходить от традиции, давать простор творчеству собственному и творчеству ребёнка.

Вне всякого сомнения, аннотации к детским книгам, как и всё, что окружает ребёнка в библиотеке, должны быть приближены к его миропониманию. Мышление маленьких детей наглядно-действенное, постепенно у них развивается наглядно-образное мышление, дающее возможность устанавливать непривычные, невероятные сочетания предметов и их свойств, и оно практически неразличимо с воображением. И только лишь потом появляется мышление словесно-логическое, характеризующееся использованием понятий, лексических конструкций, в структуре которого уже функционируют различные виды обобщений.

     Грамотно составленная аннотация должна побуждать юного читателя в первую очередь к прочтению произведения, а после него – к общению, игре, обучению (образованию и самообразованию), словом, к любому виду полезной деятельности. Другими словами, необходимо мотивировать желание не только нарисовать собственные рисунки к произведению, но и написать автору письмо, посвятить героям книги стихотворение, написать продолжение рассказа или изменить на свой лад сюжет сказки и её конец, побыть дрессировщиком четвероногого друга, сделать многое другое, стремясь быть похожим на полюбившегося героя. Аннотации также не должны отнимать у детей свободу читательского творчества как значимой личностной индивидуальной деятельности не только во внешнем, но и во внутреннем плане действий (свои представления о героях, мысленное прокручивание сюжетных картин, как в киноленте, осмысление хотя бы на уровне «нравится – не нравится», «хорошо – плохо» и почему?).

Ближе всего к мироощущению ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста будет игровая форма аннотации. Это может быть оживление неодушевлённого предмета, например, рекомендация книг от имени волшебного сундучка или теремка со сказками, ноток «до, ре, ми», от имени самой книги. Приятно, занимательно, интересно детям «общение» со сказочными персонажами. Таким персонажем может стать лисичка-хитричка, ковёр-самолёт, Колобок, Винни-Пух, Карлсон, Буратино, Незнайка, 3найка, Кот в сапогах.

Если ребёнок 6-7 лет ещё не научился читать, то заметку-рассказ о книге ему читает библиотекарь или кто-то из родителей. И для него это будет тоже маленькая сказка, потому что с ним «разговаривает» (чего на самом деле не бывает, и это ребёнок отлично осознаёт) Лягушонок, Медвежонок или даже сама «книжка о книжках» от имени Лягушонка или любого другого персонажа. Могут быть герои из других литературных произведений или символические. Это, во-первых, герои-символы библиотеки (Книж, Библиоша, Читайка и др.),

Информация о работе Аннотирование художественных произведений и литературоведческих материалов