Аннотирование художественных произведений и литературоведческих материалов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 10:23, курсовая работа

Описание работы

Аннотация является неотъемлемой частью любого современного издания и поэтому присутствует в издательском и в библиотечном деле. Аннотирование представляет собой неотъемлемую часть процесса аналитико-синтетической переработки документа и современного информационного процесса в целом. Любое издание, будь то монография, учебник, произведение научно-популярной или художественной литературы, всегда содержит вторичный документ (реферат или аннотацию). Отсутствие вторичного документа свидетельствует о непрофессионализме распространителей информации.

Содержание работы

Введение ............................................................................................................... 3
Глава 1 Теоретические аспекты аннотирования ........................................... 6
1.1 Общая характеристика процесса аннотирования ...................................... 6
1.2 Классификация аннотаций ………………………………………………....7
1.3 Структура аннотации. Общие требования к аннотации…………………8
1.4. Основные этапы аннотирования…………………………………………..9
Глава 2 Аннотирование художественных произведений и литературоведческих материалов……………………………………………..9
2.1 Текстологическая аннотация ………………………………………………9
2.2 Аннотация, ориентированная на широкий круг читателей ……………14
2.3 Аннотирование художественной литературы для детей младшего школьного возраста…………………………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………..27
Библиография………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Рогова Н. Курс. раб. Проверено .doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

 Следовательно, рекомендации по чтению от имени «ненастоящего», «невсамделишного» персонажа, от имени героя произведения, самой книги или библиотеки уже сами по себе становятся для ребёнка чем-то необычным и занимательным. И это вносит в его жизнь ещё одну игру. Её условности наилучшим образом отвечают его потребности играть для души и через игру познавать окружающий мир, мир книг, знаний.

Вот несколько примеров аннотаций, которые привлекут внимание детей.

Три богатыря [Текст]: Былины / nepecказал для дeтeй                            A. H. Нечаев; рис.: Н. Д. Архиnoва. – Москва: Детская литература, 1979. – 64 с: ил. – (Книга за книгой).

    Ростом Идолище поганое, как сенная копна, глазищи, как чашищи. Весь Киев-град дрожит перед ним ...

Где пройдут Илья Муромец, Добрыня Никитич да Алёша Попович, «лежмя лежат недруги, не ойкают».

Чудесные истории про зайца по имени Лёк [Текст]: сказки народов Заn. Африки: пер. с фр./ рис. Т. Чурсиковой. – Москва: Детская литература, 1980. – 94 с.: ил.

     Заспорили однажды звери в Африке: кто из них самый умный и хитрый. Лань говорит: «Я!» Обезьяна: «Нет, я!» Но мало сказать, надо ещё и доказать. А сделать это удалось одному только зайцу Лёку ... Как? Спросите у него, он с удовольствием расскажет о своих приключениях.

Содержание аннотаций может усложняться по мере взросления детей, их перехода из младших классов в старшие. Для малышей аннотации не должны быть слишком пространными, их главная ценность – в краткости, простоте, образности и доступности детскому пониманию, в полном соответствии ожиданиям ребёнка.

В аннотациях для учащихся 1-2 классов важно сконцентрировать внимание ребёнка на теме произведения или теме и идее в их неразрывном единстве: («Всем известно: буква Я в азбуке последняя, а известно ли кому, отчего и почему?» (3аходер Б. Буква «Я»).

В аннотациях для учащихся 3-4 классов можно подчеркнуть не только тему, идею, показать стремительность и необычность событий, но и нравственно-эстетическую направленность произведения через образы героев, характеристику их поступков. Желательно вести читателей к осознанию мотивов поведения героев. Обращая внимание на те или иные качества героев (трусость, смелость, слабость, силу, доброту и трудолюбие, лень, смекалку, хитрость, ум или глупость и др.), пытаться ненавязчиво подводить к оценкам их поступков уже в процессе чтения самой книги.

Аннотация для детей этого возраста должна включать одно, реже – два-три предложения. Если это одно предложение, то оно отвечает, как правило, на вопрос: «О чём книга?» или «Какая история и о ком поведана автором?»

Следует также отметить, что ребёнок этого возраста с трудом воспринимает даты жизни писателей, исторических событий даже недавнего нашего прошлого, поэтому, по возможности, их в описании следует избегать. Желательны сравнения, понятные детям: «Это произошло, когда не было ещё на свете ни тебя, ни твоих папы, мамы и даже дедушки и бабушки ...» или «Это было в старину ...». Аннотация  должна помогать ребёнку рисовать в воображении картины того или иного события так, чтобы он почувствовал время и место событий, о которых идёт речь в аннотируемом произведении.

Установка на чтение как на исследовательскую деятельность, в которой задействованы одновременно интеллект, воля, чувства детей, существенным образом может изменить содержание аннотаций. Дополнительные возможности для решения этих задач открывают  мультимедийные технологии, например, встраивание в электронные аннотированные рекомендательные списки, указатели литературы не только текстов произведений или отрывков из них, иллюстраций, но и кроссвордов, викторин, игр в слова, литературных загадок. Уже используется звуковое сопровождение – читают вслух малышам свои маленькие рассказики о самых интересных книжках, а на экране ребёнок видит, как эти слова «оживают», а странички книги переворачиваются. Аннотация в цифровой записи может менять и свою графическую форму, и цветовое оформление. Следовательно, воплощение в аннотациях для детей младшего школьного возраста, умеющих читать, получают первостепенно  принципы наглядности, последовательности, продвижения познания ребёнка в определённой логике от лёгкого к трудному, от простых понятий к сложным, от уже известного к неизвестному. 

     Итак, аннотирование художественной литературы, литературы для детей младшего школьного возраста, литературоведческих  материалов — это творческий процесс, требующий литературной эрудиции, литературных способностей.

 

 

 

 

 

 

Заключение

      Проанализировав литературу по теме курсовой работы и аннотации, составленные Льговской городской детской библиотекой им. А. П. Гайдара, представляется возможным сделать следующие выводы:

        Аннотирование – процесс аналитико-синтетической переработки информации, целью которого является получение обобщенной характеристики документа, раскрывающей его логическую структуру и наиболее существенные стороны содержания.

      Аннотация способствует ориентации пользователей информации в документальных потоках, в системе документальных коммуникаций в целом, она помогает отобрать нужную литературу, заранее нацелить читателя на особенности содержания и формы документа, освещает его достоинства и  своеобразие.

          Область применения аннотаций весьма широка. Аннотация входит в состав научно-справочного аппарата издания; выступает качестве элемента библиографической записи, элемента выходных сведений и элемента оформления публикуемых материалов; является неотъемлемой составной частью аннотированных и реферативных библиографических пособий; реферативных изданий.

      Аннотирование произведений художественной литературы и литературоведческих материалов имеет определенную специфику, которая

определяется читательским (потребительским) адресом. Аннотация для специалистов отличается от аннотации, ориентированной на широкий круг читателей.

 Своё воплощение в аннотациях для детей младшего школьного возраста, умеющих читать, получают первостепенно те принципы обучения, воспитания и развития детей, которые считаются в педагогической науке классическими:  наглядность, последовательность, продвижение познания ребёнка в определённой логике от лёгкого к трудному, от простых понятий к сложным, от уже известного к неизвестному, принцип природосообразности в сочетании с принципом культуросообразности.

      Аннотирование произведений художественной литературы, литературоведческих материалов в детской библиотеке ещё долго будет оставаться процессом творческим, а не автоматизированным, ведь в процессе формирования интеллектуальных способностей, хорошего вкуса детей, в сохранении и развитии книжной культуры по-прежнему важна роль детской библиотеки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

 

1. ГОСТ 7.9.–95. Реферат и аннотация. Общие требования [ Текст ] – Введ. 01.07.1997. – Минск, 1996. – 7 с. ; То же // Мир библиогр. – 1998. – № 4. – С. 68–70.

2. Аннотирование отдельных  видов литературы [ Текст ]:  методические

рекомендации / сост. Т.Г. Рожкова. –  Витебск: УОВГУ им. П.М. Машерова, 2012. – 38 с.

3. Ганзикова, Г. С. Занимательность как условие действенности рекомендательных  аннотации для детей [Текст]/ Г. С. Ганзикова// Библиотека. – 2007.  – №1. – с. 41 – 46

4. Диомидова, Г.  Н. Библиографоведение [ Текст ]: учебник для сред. проф. учеб. заведений/  Г.  Н. Диомидова. – Санкт-Петербург: Профессия,2002.  – с.18 – 20, 31 – 36

5. Дулатова, А. Н. Аннотирование детской художественной литературы

[Текст ]: учеб.-метод. пособие / А. Н. Дулатова. – Москва: Либерея, 2004. – 77 с. – (Серия «Библиотекарь и время»; № 5).

6. Захарчук, Т. В. Аналитико-синтетическая переработки информации

[Текст] : учеб.-практ. пособие / Т. В. Захарчук, И. П. Кузнецова. – Санкт-Петербург: Профессия, 2011. – С. 46–103. – (Азбука библиотечной профессии).

7.  Зупарова, Л. Б. Аналитико-синтетическая переработка информации  [Текст ] / Л. Б Зупарова ,Т. А. Зайцева. – Москва: Гранд-фаир, 2005. – 290 с. 

8. Зупарова, Л. Б. Библиотечная обработка документа [Текст]: учеб.-метод. пособие / Л. Б. Зупарова, Т. А. Зайцева, Л. И. Сазонова ; под науч. ред.

Ю. Н. Столярова. – Москва: Либерия, 2003. – 208 с.

9. Истрина, М. В. Аннотирование произведений печати [Текст]: метод. пособие / М. В. Истрина. – Москва: Книга, 1981 – 48 с. – (От рукописи к книге).

10. Коготков, Д. Я. Аннотирование. Реферирование[Текст]: / Д. Я. Коготков // Библиографическая деятельность библиотеки: организация, технология, управление: учебник / Д. Я. Коготков. – Санкт-Петербург, 2003. – С. 166–173. – (Серия «Библиотека»).

11. Методика формализованной подготовки информационных продуктов : [аннотация] // Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях : учеб.-метод. пособие /

 Н. И. Гендина [и др.]. – 2-е изд. – Москва, 2003. – С. 100-175.

12. Рыбина, Е. Ф. Библиография литературы для детей и юношества [Текст]:   учеб. пособие / Е. Ф. Рыбина. – Москва: Либерея, 2004. – С. 153–156. – (Серия «Библиотекарь и время» ; № 8).

13.  Справочник библиографа [Текст]   / науч. ред.: А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – 3-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург : Профессия, 2005. – 592 с. – (Библиотека).

14.  Аннотация. [Электронный ресурс] / «Архивы России». М.,2001. –  Режим доступа: http://www.rusarchives.ru/methodics/guide_party/method6.shtml.

15.   Гречихин, А. А. Общая библиография[Электронный ресурс]/ Электронная гуманитарная библиотека. – М., 2002. – Режим доступа: http://www.gumfak.ru/bib_html/biblio/content.shtml.

 

 

 

 

 


Информация о работе Аннотирование художественных произведений и литературоведческих материалов