Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 10:23, курсовая работа
Аннотация является неотъемлемой частью любого современного издания и поэтому присутствует в издательском и в библиотечном деле. Аннотирование представляет собой неотъемлемую часть процесса аналитико-синтетической переработки документа и современного информационного процесса в целом. Любое издание, будь то монография, учебник, произведение научно-популярной или художественной литературы, всегда содержит вторичный документ (реферат или аннотацию). Отсутствие вторичного документа свидетельствует о непрофессионализме распространителей информации.
Введение ............................................................................................................... 3
Глава 1 Теоретические аспекты аннотирования ........................................... 6
1.1 Общая характеристика процесса аннотирования ...................................... 6
1.2 Классификация аннотаций ………………………………………………....7
1.3 Структура аннотации. Общие требования к аннотации…………………8
1.4. Основные этапы аннотирования…………………………………………..9
Глава 2 Аннотирование художественных произведений и литературоведческих материалов……………………………………………..9
2.1 Текстологическая аннотация ………………………………………………9
2.2 Аннотация, ориентированная на широкий круг читателей ……………14
2.3 Аннотирование художественной литературы для детей младшего школьного возраста…………………………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………..27
Библиография………………………………………………………………
Следовательно, рекомендации по чтению от имени «ненастоящего», «невсамделишного» персонажа, от имени героя произведения, самой книги или библиотеки уже сами по себе становятся для ребёнка чем-то необычным и занимательным. И это вносит в его жизнь ещё одну игру. Её условности наилучшим образом отвечают его потребности играть для души и через игру познавать окружающий мир, мир книг, знаний.
Вот несколько примеров аннотаций, которые привлекут внимание детей.
Три богатыря [Текст]: Былины / nepecказал для дeтeй A. H. Нечаев; рис.: Н. Д. Архиnoва. – Москва: Детская литература, 1979. – 64 с: ил. – (Книга за книгой).
Ростом Идолище поганое, как сенная копна, глазищи, как чашищи. Весь Киев-град дрожит перед ним ...
Где пройдут Илья Муромец, Добрыня Никитич да Алёша Попович, «лежмя лежат недруги, не ойкают».
Чудесные истории про зайца по имени Лёк [Текст]: сказки народов Заn. Африки: пер. с фр./ рис. Т. Чурсиковой. – Москва: Детская литература, 1980. – 94 с.: ил.
Заспорили однажды звери в Африке: кто из них самый умный и хитрый. Лань говорит: «Я!» Обезьяна: «Нет, я!» Но мало сказать, надо ещё и доказать. А сделать это удалось одному только зайцу Лёку ... Как? Спросите у него, он с удовольствием расскажет о своих приключениях.
Содержание аннотаций может усложняться по мере взросления детей, их перехода из младших классов в старшие. Для малышей аннотации не должны быть слишком пространными, их главная ценность – в краткости, простоте, образности и доступности детскому пониманию, в полном соответствии ожиданиям ребёнка.
В аннотациях для учащихся 1-2 классов важно сконцентрировать внимание ребёнка на теме произведения или теме и идее в их неразрывном единстве: («Всем известно: буква Я в азбуке последняя, а известно ли кому, отчего и почему?» (3аходер Б. Буква «Я»).
В аннотациях для учащихся 3-4 классов можно подчеркнуть не только тему, идею, показать стремительность и необычность событий, но и нравственно-эстетическую направленность произведения через образы героев, характеристику их поступков. Желательно вести читателей к осознанию мотивов поведения героев. Обращая внимание на те или иные качества героев (трусость, смелость, слабость, силу, доброту и трудолюбие, лень, смекалку, хитрость, ум или глупость и др.), пытаться ненавязчиво подводить к оценкам их поступков уже в процессе чтения самой книги.
Аннотация для детей этого возраста должна включать одно, реже – два-три предложения. Если это одно предложение, то оно отвечает, как правило, на вопрос: «О чём книга?» или «Какая история и о ком поведана автором?»
Следует также отметить, что ребёнок этого возраста с трудом воспринимает даты жизни писателей, исторических событий даже недавнего нашего прошлого, поэтому, по возможности, их в описании следует избегать. Желательны сравнения, понятные детям: «Это произошло, когда не было ещё на свете ни тебя, ни твоих папы, мамы и даже дедушки и бабушки ...» или «Это было в старину ...». Аннотация должна помогать ребёнку рисовать в воображении картины того или иного события так, чтобы он почувствовал время и место событий, о которых идёт речь в аннотируемом произведении.
Установка на чтение как на исследовательскую деятельность, в которой задействованы одновременно интеллект, воля, чувства детей, существенным образом может изменить содержание аннотаций. Дополнительные возможности для решения этих задач открывают мультимедийные технологии, например, встраивание в электронные аннотированные рекомендательные списки, указатели литературы не только текстов произведений или отрывков из них, иллюстраций, но и кроссвордов, викторин, игр в слова, литературных загадок. Уже используется звуковое сопровождение – читают вслух малышам свои маленькие рассказики о самых интересных книжках, а на экране ребёнок видит, как эти слова «оживают», а странички книги переворачиваются. Аннотация в цифровой записи может менять и свою графическую форму, и цветовое оформление. Следовательно, воплощение в аннотациях для детей младшего школьного возраста, умеющих читать, получают первостепенно принципы наглядности, последовательности, продвижения познания ребёнка в определённой логике от лёгкого к трудному, от простых понятий к сложным, от уже известного к неизвестному.
Итак, аннотирование художественной литературы, литературы для детей младшего школьного возраста, литературоведческих материалов — это творческий процесс, требующий литературной эрудиции, литературных способностей.
Заключение
Проанализировав литературу по теме курсовой работы и аннотации, составленные Льговской городской детской библиотекой им. А. П. Гайдара, представляется возможным сделать следующие выводы:
Аннотирование – процесс аналитико-синтетической переработки информации, целью которого является получение обобщенной характеристики документа, раскрывающей его логическую структуру и наиболее существенные стороны содержания.
Аннотация способствует ориентации пользователей информации в документальных потоках, в системе документальных коммуникаций в целом, она помогает отобрать нужную литературу, заранее нацелить читателя на особенности содержания и формы документа, освещает его достоинства и своеобразие.
Область применения аннотаций весьма широка. Аннотация входит в состав научно-справочного аппарата издания; выступает качестве элемента библиографической записи, элемента выходных сведений и элемента оформления публикуемых материалов; является неотъемлемой составной частью аннотированных и реферативных библиографических пособий; реферативных изданий.
Аннотирование произведений художественной литературы и литературоведческих материалов имеет определенную специфику, которая
определяется читательским (потребительским) адресом. Аннотация для специалистов отличается от аннотации, ориентированной на широкий круг читателей.
Своё воплощение в аннотациях для детей младшего школьного возраста, умеющих читать, получают первостепенно те принципы обучения, воспитания и развития детей, которые считаются в педагогической науке классическими: наглядность, последовательность, продвижение познания ребёнка в определённой логике от лёгкого к трудному, от простых понятий к сложным, от уже известного к неизвестному, принцип природосообразности в сочетании с принципом культуросообразности.
Аннотирование произведений художественной литературы, литературоведческих материалов в детской библиотеке ещё долго будет оставаться процессом творческим, а не автоматизированным, ведь в процессе формирования интеллектуальных способностей, хорошего вкуса детей, в сохранении и развитии книжной культуры по-прежнему важна роль детской библиотеки.
Библиография
1. ГОСТ 7.9.–95. Реферат и аннотация. Общие требования [ Текст ] – Введ. 01.07.1997. – Минск, 1996. – 7 с. ; То же // Мир библиогр. – 1998. – № 4. – С. 68–70.
2. Аннотирование отдельных видов литературы [ Текст ]: методические
рекомендации / сост. Т.Г. Рожкова. – Витебск: УОВГУ им. П.М. Машерова, 2012. – 38 с.
3. Ганзикова, Г. С. Занимательность как условие действенности рекомендательных аннотации для детей [Текст]/ Г. С. Ганзикова// Библиотека. – 2007. – №1. – с. 41 – 46
4. Диомидова, Г. Н. Библиографоведение [ Текст ]: учебник для сред. проф. учеб. заведений/ Г. Н. Диомидова. – Санкт-Петербург: Профессия,2002. – с.18 – 20, 31 – 36
5. Дулатова, А. Н. Аннотирование детской художественной литературы
[Текст ]: учеб.-метод. пособие / А. Н. Дулатова. – Москва: Либерея, 2004. – 77 с. – (Серия «Библиотекарь и время»; № 5).
6. Захарчук, Т. В. Аналитико-синтетическая переработки информации
[Текст] : учеб.-практ. пособие / Т. В. Захарчук, И. П. Кузнецова. – Санкт-Петербург: Профессия, 2011. – С. 46–103. – (Азбука библиотечной профессии).
7. Зупарова, Л. Б. Аналитико-синтетическая переработка информации [Текст ] / Л. Б Зупарова ,Т. А. Зайцева. – Москва: Гранд-фаир, 2005. – 290 с.
8. Зупарова, Л. Б. Библиотечная обработка документа [Текст]: учеб.-метод. пособие / Л. Б. Зупарова, Т. А. Зайцева, Л. И. Сазонова ; под науч. ред.
Ю. Н. Столярова. – Москва: Либерия, 2003. – 208 с.
9. Истрина, М. В. Аннотирование произведений печати [Текст]: метод. пособие / М. В. Истрина. – Москва: Книга, 1981 – 48 с. – (От рукописи к книге).
10. Коготков, Д. Я. Аннотирование. Реферирование[Текст]: / Д. Я. Коготков // Библиографическая деятельность библиотеки: организация, технология, управление: учебник / Д. Я. Коготков. – Санкт-Петербург, 2003. – С. 166–173. – (Серия «Библиотека»).
11. Методика формализованной подготовки информационных продуктов : [аннотация] // Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях : учеб.-метод. пособие /
Н. И. Гендина [и др.]. – 2-е изд. – Москва, 2003. – С. 100-175.
12. Рыбина, Е. Ф. Библиография литературы для детей и юношества [Текст]: учеб. пособие / Е. Ф. Рыбина. – Москва: Либерея, 2004. – С. 153–156. – (Серия «Библиотекарь и время» ; № 8).
13. Справочник библиографа [Текст] / науч. ред.: А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – 3-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург : Профессия, 2005. – 592 с. – (Библиотека).
14. Аннотация. [Электронный ресурс]
/ «Архивы России». М.,2001. – Режим доступа:
http://www.rusarchives.ru/
15. Гречихин, А. А. Общая библиография[Электронный
ресурс]/ Электронная гуманитарная библиотека.
– М., 2002. – Режим доступа: http://www.gumfak.ru/bib_html/
Информация о работе Аннотирование художественных произведений и литературоведческих материалов