Античная культура как базовый компонент современной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 08:19, реферат

Описание работы

Наследие, оставленное античностью в области искусства, огромно. Античная архитектура, скульптура, литература и театр являлись предметом изучения и подражания во все последующие века. В эпоху Возрождения стали создаваться первые литературные комедии и трагедии, образцами для них послужили пьесы античных авторов. Позже неоднократно обращались к богатому театральному наследию, оставленному античностью, выдающиеся западноевропейские драматурги (Шекспир, Корнель, Расин, Шиллер, Гете). Многие драматурги XX в. также не раз использовали античные сюжеты и образы (Гауптман, О'Нил, Сартр, Ануй). В XIX и XX вв. на европейских сценах постоянно шли (и идут) античные драмы.

Содержание работы

Введение 3
1. Древняя Греция 4
1.1. Театр 4
1.2. Живопись 9
1.3. Архитектура 12
2. Древний Рим 17
2.1. Театр 17
2.2. Живопись 20
2.3 Архитектура 26
3. Влияние античной культуры на европейскую 29
Заключение 32
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

Античная культура как базовый компонент формировани и развития европейской культуры.docx

— 82.90 Кб (Скачать файл)

Достигнув больших идейных и  художественных высот, античный театр  заложил основы всего последующего развития европейского театра. Древнегреческая драматургия оказала огромное влияние на развитие мировой литературы. В ней затрагивались общественно-политические и философские вопросы, для нее характерна насыщенность идеями патриотизма, внимание к человеку со всем богатством его духовной жизни.

В Древнегреческих полисах  сформировалась могучая духовная культура, которая оказала большое влияние на развитие цивилизации многих стран мира. Греки высоко ценили уравновешенность, спокойность, меру поступков человека, который был свободным гражданином и брал участие в руководстве государством. Отсюда отсутствие в греческом искусстве гигантомании, отсюда желание вписывать сооружение и скульптуры в природную среду.

В греческой философии берут начало материалистическая атомистическое учение и идеализм, возникла новая отрасль знаний – история. Эвклид заложил основы геометрии, Архимед – механики. Древняя Греция – это родина европейского театра. В Греции проводились всенародные спортивные соревнования. В архитектуре греки славились колоннами. Часто вместо колон греки использовали каменные статуи, которые поддерживали крышу или карниз. Такие статуи в виде мужчин называются атлантами, а в виде женщин кариатидами. Эти виды колон использовались архитекторами всего мира.

Культура Древнего Рима связана с завоеваниями, в III в. до н.э. под контролем находилась уже вся Италия, а в I в. до н.э. им покорилось и все Средиземноморье, включая Грецию. Образовалась Римская империя – крупнейшее государство Древнего мира.

С 30 г. до н.э., т.е. с момента  присоединения к Риму эллинистического Египта, ведется отсчет римского периода  в истории античной культуры. Для  него характерны: расширение пространственных границ античного мира; взаимовлияние и слияние различных культур – римской и греческой, но и азиатских, африканских, североевропейских; религиозный синкретизм.

В историю мировой культуры вошли имена великих римлян. Выдающимся оратором был Цицерон. Лукреций написал философскую поэму «О природе вещей». Как философы-стоики прославились Сенека и Марк Аврелий. Лучшими поэтами называют Вергилия, автора «Энеиды», Горация и Овидия. Естественную историю, энциклопедию по физической географии, ботанике, зоологии, минералогии, написал Плиний Младший. Видные представители римской историографии – Тит Ливий, Плиний Старший, Тацит.

Территориальная близость Рима к европейским странам обусловило проникновение античных идей в культуры последующих эпох. Благодаря Риму народы Европы уже в период и далее, узнали о достижениях античной культуры, смогли воспринять красоту, многокрасочность и своеобразие античных фресок и мозаик [10; 18; 19].

Все художественное творчество Европы несет на себе следы воздействия римского искусства. В идеях и памятниках Рима многое поколения находили нечто созвучное своим чувствам, хотя специфика римского искусства, его своеобразие оставались нераскрытыми, а казались лишь позднегреческим выражением античности. Историки от Ренессанса до ХХ века отмечали в нем различные, но всегда близкие их современности черты. В обращении итальянских гуманистов XV-XVI вв. к древнему Риму можно видеть социально-политические, просветительско-моралистские, историко-художественные тенденции. Однако сильнее всего воздействовало древнеримское искусство на архитекторов, живописцев и ваятелей Италии, по-своему воспринимавших и трактовавших богатейшее художественное наследие Рима.  

Заключение

 

Взаимодействие греческого и римского элементов в культуре создали европейскую цивилизацию, европейца как культурный феномен: единство слова и дела, идеи и  воплощения, теории и практики, гармонии и пользы – вот то драгоценное наследие античности, которое, чем дальше, тем больше привлекает к себе восхищенные взоры.

Именно от античности нынешние европейская и американская цивилизации унаследовали: основы современных наук; основные эстетические формы; основные нравственные нормы и основную религию – христианство, возникшее в условиях кризиса античной цивилизации.

Все художественное творчество Европы от средневековья до наших  дней несет на себе следы сильного воздействия римского искусства. Внимание к нему всегда было очень пристальным. В идеях и памятниках Рима многое поколения находили нечто созвучное своим чувствам и задачам, хотя специфика римского искусства, его своеобразие оставались нераскрытыми, а казались лишь позднегреческим выражением античности. Историки от Ренессанса до ХХ века отмечали в нем различные, но всегда близкие их современности черты. Сильнее всего воздействовало древнеримское искусство на архитекторов, живописцев и ваятелей Италии, по-своему воспринимавших и трактовавших богатейшее художественное наследие Рима. В XVII в. древнеримским искусством заинтересовались ученые других европейских стран.

Революция XVIII в. во Франции  пробудила внимание французских  ученых и художников к римскому искусству. Тогда же возникло научно-эстетическое отношение к древнему наследию. В конце XVIII - начале XIX в. древнеримским искусством начали заниматься уже не частные лица, а государственные учреждения Европы. Финансировались археологические раскопки, основывались крупные музеи и научные общества, создавались первые научные труды о древнеримских произведениях искусства. 
 

Список литературы

 

1. Берестовская Д. С.  Культурология: Учеб. пособие. – Симферополь, 2003.

2. Греческая трагедия. / Под ред. А.Н. Белецкого. – М.: Наука, 1986. – 369 с.

3. Драч Г.В. Проблема человека в раннегреческой философии. Ростов-на-Дону: Политиздат, 1987. – 174 с.

4. Драч Г.В., Матяш Т.П. Культурология. Краткий тематический словарь. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 192 с.

5. Иванов В. Эллинская религия страдающего бога // Эсхил: Трагедии. М.: ЮНИТИ, 1989. – 486 с.

6. Искусство стран и  народов мира. Краткая художественная энциклопедия, Т.1. М.: Наука, 1967. – 468 с.

7. Кононенко Б.И. Основы культурологии: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 207с.

8. Культурология: Учеб. пособие/Под ред. А. А. Радугина. – М.: Центр, 2001. – 304 с.

9. Каллистов Д. П. Античный театр. М.: Искусство, 1985. – 342 с.

10. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М.: Высшая школа, 1990. – 350 с.

11. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988. – 366 с.

12. Лифшиц М.А. Поэтическая справедливость. М.: Наука, 1993. – 472 с.

14. Неверов О.Я. Культура и искусство античного мира. Л., 1981. – 187 с.

15. Петрова М.М. Теория культуры. – М.: Рипол Классик, 2011. – 640 с.

16. Самохвалова В.И. Культурология: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2002. – 269 с.

17. Скворцова Е.М. Теория и история культуры. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 406 с.

18. Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима, М.: Политиздат, 1971. – 532 с.

19. Тронский И.М. История античной литературы. М.: Наука, 1983. – 464 с.

20. Эренгросс Б.А. Культурология. Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник – М.: Оникс, 2007. – 684 с.


Информация о работе Античная культура как базовый компонент современной культуры