Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 08:19, реферат
Наследие, оставленное античностью в области искусства, огромно. Античная архитектура, скульптура, литература и театр являлись предметом изучения и подражания во все последующие века. В эпоху Возрождения стали создаваться первые литературные комедии и трагедии, образцами для них послужили пьесы античных авторов. Позже неоднократно обращались к богатому театральному наследию, оставленному античностью, выдающиеся западноевропейские драматурги (Шекспир, Корнель, Расин, Шиллер, Гете). Многие драматурги XX в. также не раз использовали античные сюжеты и образы (Гауптман, О'Нил, Сартр, Ануй). В XIX и XX вв. на европейских сценах постоянно шли (и идут) античные драмы.
Введение 3
1. Древняя Греция 4
1.1. Театр 4
1.2. Живопись 9
1.3. Архитектура 12
2. Древний Рим 17
2.1. Театр 17
2.2. Живопись 20
2.3 Архитектура 26
3. Влияние античной культуры на европейскую 29
Заключение 32
Список литературы 33
Пространство площади, обрамленное общественными зданиями, являлось естественным центром города. Основной коммуникацией был портик, где прогуливались философы и вели беседы с учениками; выставлялись художественные произведения, а колонный зал служил и убежищем в случае непогоды. Скульптуры и памятники дополняли и обогащали пространство агоры. Некоторые улицы города были предназначены для торжественных процессий, поэтому сооружались памятники в честь одержания побед.
Города имели свой храмовый комплекс и театр. Для физического воспитания возводились различные сооружения. К ним относится «гимнасий»: лекционные залы, учебные комнаты, пространства для игр и соревнований, умывальные комнаты. К спортивным сооружениям относятся также стадионы для соревнований по бегу и ипподромы. Греческий жилой дом – это простое здание с прямоугольным пространством и входным вестибюлем.
В классическом периоде – уже сложная планировка дома, состоящая из двух частей. Первая – мужская часть служила для встреч и бесед. Помещения этой группы располагались вокруг центрального дворика (аулы) и занимали переднюю часть дома. Вторая – женская часть также выходила во дворик. В глубине располагалась хозяйственная часть с помещениями для рабов.
В поздний период истории Греции, при А.Македонском, центр хозяйственной жизни перемещается в Азию. Новые хозяйственные, политические и культурные центры возводятся на основе прямоугольной системы улиц. Город во всю длину пересекала четырехкилометровая парадная улица. В центральной части она была выложена мраморными плитами и с обеих сторон обрамлена двойными рядами мраморных колонн, между которыми располагались бесчисленные магазинчики и лавки. Посередине возвышались четверо роскошных ворот, украшенных рельефами, статуями и мозаиками. Перекресток и был центром античного города. Уже основатели города Селевкиды повелели установить здесь каменный пьедестал с фигурой отдыхающего Аполлона. Здесь же находился и нимфей – монументальный фонтан с его неиссякающими водными потоками. В каждом доме существовал водопровод. Город украшало несколько больших бассейнов для купания [4, 65-198].
2. Древний Рим
2.1. Театр
Сначала были попытки переделок греческих образцов – начали с трагедий Эврипида, затем добрались и до Эсхила с Софоклом. Патетика завоеваний и завоевателей древнего и нового Рима – вот что импонировало и потребителям и заказчикам молодого Римского театра. И греческая трагедия скоро начала сдавать позиции: высокая драма все больше превращалась в шоу.
В Риме, как и в Греции, театр был делом государственным. Греческая трагедия начала изменяться на римский лад: убрали хор – наследие культовых истоков драмы. Зато усилилась роль сольных арий и речитативов. Закон трех актеров греческого театра не подходил для римских поэтов, располагавших огромными труппами, состоявшими из рабов. Сотни актеров и статистов наполнили римскую трагедию, сделав ее иллюстративно-массовой. Контекст требовал изменения сюжета. Так появилась претекстата – «драма пурпурного плаща». Название это она усвоила от традиционного костюма героев этой драмы – пурпурных плащей консулов и полководцев.
Жажда зрелищ постоянно разжигалась в народе, пока не дошла до состояния противоестественной ненасытности. Кровь полилась уже не бутафорская. Гладиаторские бои и звериные травли начали соперничать с театром, появилась чудовищная мода театрализовывать казни.
Самое знаменитое театральное сооружение Древнего Рима – Колизей Флавия. Изнутри это пространство отнюдь не вызывает эстетического восторга. Да и снаружи этот свидетель былого великолепия, зияя мертвыми провалами арок вызывает смутную тревогу.
Известно, что в отличие от Греции, где поэты воспринимались как украшение нации, им открывались даже высшие государственные должности – в Риме относились к сословию презираемому и состояли из рабов и вольноотпущенников. А ремесло актера просто налагало печать бесчестья и даже – до эпохи империи – лишало гражданских прав [19].
Процесс распада театра продолжался, и вместе с Римской Республикой почила и Высокая трагедия. Началась эпоха Империи и мощнейший расцвет театра, но совсем иного. Дни театральных представлений, прежде приуроченных, как и у греков, к определенным праздникам, теперь все увеличивались, пока не стали достигать до 150 дней подряд. Расходы на постановки возросли колоссально. В театр допускались люди всех сословий – кроме рабов, не имевших гражданских прав. Драму и классическую комедию вытеснила народная ателлана и благодушно приняла в свои ряды и цирк и бои гладиаторов, и откровенно-эротический мим. Представители бесчисленных народов Империи в диковинных нарядах и вооружении сражались и умирали на арене Колизея. Арена могла наполняться водой и тогда устраивались и «морские» сражения. Сам Нерон весьма любил покрасоваться на сцене. Все большую популярность приобретала пантомима, становившаяся все более откровенной и эротичной. В этих пантомимах на сцену впервые вышли женщины.
Римский театр, как и римская драма, имеет своим образцом Театр греческий. Места для зрителей в римских Театрах занимают не больше полукруга. Сцена имеет длину вдвое большую, лестницы ведут из орхестры на сцену, чего не было в греческом. Глубина орхестры меньше при той же ширине; входы в орхестру уже; сцена ближе к центру пространства для зрителей.
Витрувий дает точное описание сооружения римских Театров, устанавливая два независимых типа театров. Уклонения римского театра от греческого объясняются сокращением, потом полным упразднением роли хора и делением орхестры на две части: и то, и другое началось еще у греков и только получило у римлян законченное развитие. Размеры пространства для зрителей увеличивались тем, что боковые входы в орхестру были крытые и тоже назначались для зрителей. В римском Театре орхестра уменьшена; здесь находились места для сенаторов; сцена расширена, назначалась не только для актеров, но и для всех художников; она значительно ниже греческой сцены. По образцу римских театров были перестроены некоторые греческие.
Другим важным нововведением в римском театре была кровля, соединявшая здание сцены и места для зрителей в единое, цельное здание. Машины и сценические костюмы в римском театре были те же, что и в греческом. Занавес опускался перед началом игры под сцену и поднимался снова по окончании. Маски для римских актеров дозволены были поздно. Сценические представления украшали собою различные ежегодные праздники и давались также по случаю важных событий государственных, во время триумфов, по поводу освящения общественных зданий [12, 267-318].
Кроме трагедий и комедий, давались ателланы, мимы, пантомимы, пиррихии. Были ли и в Риме состязания поэтов – в точности неизвестно. Так как игры устраивались или частными лицами, или государством, то и наблюдение за ними принадлежало или частным устроителям, или магистратам. Чрезвычайные государственные праздники ведали консулы. Так как в Риме сценические игры имели значение забавы, а не служения божеству, то в обычае было получение поэтами денег за пьесы, что в глазах общества принижало поэтов до положения ремесленников. В Греции поэты стояли высоко в общественном мнении, им открыты были высшие государственные должности; в Риме поставляли пьесы люди низшего сословия, даже рабы. Согласно с этим низко ценилось и ремесло актера, ниже, нежели звание наездника и гладиатора; звание актера налагало печать бесчестия.
Актерами были обыкновенно рабы и отпущенники. Вообще театр в Риме не имел того высокого серьезного, образовательного, как бы священного характера, каким он долго отличался в Греции. На устроителей игр ложилась и большая часть расходов, иногда очень значительных. Впервые театр по греческому образцу был построен в Риме только в 179 г. до н.э., но вскоре был сломан. Постоянное каменное здание для сцены было сооружено в 178 г. до н.э., зрители стояли, отделенные от сцены деревянной оградой.
Посещение Театра было бесплатное, свободное для мужчин и женщин, но не для рабов. С целью расположить к себе зрителей устроители игр в позднейшее время простирали свои заботы о публике до того, что усыпали театр цветами, кропили в нем ароматными жидкостями, украшали богато золотом. Нерон велел протянуть над зрителями пурпурный покров, усеянный золотыми звездами, с изображением императора на колеснице [9].
2.2. Живопись
Искусство Древнего Рима с
его оригинальными и
С перенесением акцента на интерьер и появления парадных комнат в римских домах и виллах на основе греческой традиции развивается система высоко художественных росписей. Помпейские росписи знакомят с основными чертами античной фрески. Римляне применяли роспись также для украшения фасадов. По характеру Помпейские росписи принято делить на 4 группы. 1-й стиль, инкрустационный имитирует облицовку стен квадратами разноцветного мрамора или яшмы. Росписи конструктивны, подчеркивают архитектурную основу стены, они отвечают суровому лаконизму форм, присущих республиканской архитектуре. С 80-х годов 1в. до н.э. применялся 2-й стиль – архитектурно-перспективный. Стены оставались гладкими и расчленялись живописно – иллюзорно исполненными колоннами, карнизами, и портиками. Интерьер приобретал парадность – между колоннами часто размещалась большая многофигурная композиция, реалистически воспроизводившая сюжеты на мифологические темы. Тяготение к природе, присущее римлянам, побуждало их иллюзорно воспроизводить на сценах с помощью линейной и воздушной перспектив пейзажи и расширить внутреннее пространство помещения. 3-й стиль, ориентизирующий, характерен для эпохи империи, он отличается строгостью, изяществом и чувством меры. Уравновешенные композиции, линейный орнамент, на ярком фоне, подчеркивают плоскость стены. Иногда выделяется центральное поле стены, где воспроизводятся картины какого-нибудь знаменитого древнего мастера. 4-й декоративный стиль распространяется в середине 1-го в.н.э. Пышностью и декоративностью, пространственно-архитектурного решения, он продолжает традицию 2-го стиля. Вместе с тем богатство орнаментальных мотивов напоминает росписи 3-го стиля. Фантастические и динамичные перспективно настроенные сооружения разрушают плоскостность стен, создают впечатление театральных декораций, воспроизводящих фасады дворцов, садов, виднеющихся через их окна, или картинные галереи – копии знаменитых оригиналов, исполненные в свободной живописной манере. 4-й стиль дает представление об античных театральных декорациях. Помпейские росписи сыграли важную роль в дальнейшем развитии декоративного искусства Западной Европы.
В расписном искусстве портрет получает широкое распространение и в живописи. Живописных портретов сохранилось немного. Живописный портрет в Эль-Фаюме, развивался под воздействием эллинестически-римского искусства. Он сохранил культовое назначение, продолжая традицию древнеегипетского портрета. Исполненный на деревянной дощечке или холсте, портрет после смерти человека вставлялся в забетонированную мумию. В фаюмском портрете уже не было скованности фронтальной композиции египетского портрета. Модель изображалась с трех четвертным поворотом головы и обычно помещалась в нейтральном фоне. Плоская декоративная раскраска сменилась живописной лепкой объема. Применялась чистая темпера, а также смешение этих красок, дающее разнообразные живописные эффекты. Насыщенные краски переливаются глянцем, мерцают как драгоценные камни. В конце 2-3в. н.э. в фаюмских портретах появились элементы схематизма. Формы представлялись плоскостно, контур силуэта становился более четким, черты лица воспроизводились дробным орнаментальным рисунком.
В 1 в. до н.э. Древнеримская живопись отходит от Этрусской традиции, с которой она была до этого связанна, и обращается к греческим образцам. Для древних живопись являлась средством передачи образов и, как таковая, не должна была обладать корпусностью и пластической грузностью. Она сводилась к уравновешенности цветовых пятен, света и тени. Эта живопись основана на противопоставлении пятен, но контраст, между светлым пятном тела Гермафродита и темным пятном тела Силена, определяется традицией, принятой среди художников, изображающих в светлых тонах нежные тела женщин и юношей и в коричнево – красноватых тонах – атлетов и стариков. Условны также жесты действующих лиц и фон. Такой же характер носят даже белые блики на выступающих скулах Силена. Художник стремится не к выдумке, а к точному повторению известного образа [17, 298-369].
Для пластических украшений используется также техника стукко, особенно подходящая для получения более тонких светотеневых и художественных эффектов – использование смеси извести с мраморной пылью. При корпусном нанесении на поверхность, в виде слоя значительной толщины, смесь эта поддавалась лепке и использовалась для создания рельефных изображений, которые формируются непосредственно на стене, пока смесь еще не застыла. По высыхании поверхность приобретает шелковистость, чувствительную к изменению освещения, и имеет вид монохромной живописи. Техника стукко применяется вместо живописи, там, где из-за влажности или слабой видимости нельзя прибегнуть к настенной росписи. Типичным ее примером является украшение подземной базилики Порта-Маджоре в Рим. Древнеримская настенная живопись зависит, от эллинистических образцов.
Информация о работе Античная культура как базовый компонент современной культуры