Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:23, курсовая работа
Цель работы – посмотреть тенденцию развития и деятельность музеев на страницах журналов, на примере «Мира музея».
В ходе работы исследовались статьи, посвящённые экспозиционной деятельности, музейной педагогики и правилам сохранения и использования музейных экспонатов. В результате исследования были сделаны выводы по статистике посещаемости музеев, о правилах экспозиции и экскурсии для детей, об условиях эксплуатации музейных реликвий.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ярославский Государственный Университет
Кафедра музеологии и краеведения
Тема курсовой работы:
«Деятельность музеев на страницах периодических изданий России середины 90-ых годов XX века»
Руководитель канд. ист. наук, доцент
_________________ И. Ю. Шустрова
Студент____________ Т. А. Киселева
РЕФЕРАТ
36 с.
ВЫСТАВКА, МУЗЕЙНАЯ СОЦИОЛОГИЯ, ЭКСПОЗИЦИЯ, МУЗЕЙ, КОЛЛЕКЦИЯ, РЕСТАВРАЦИЯ, КОНСЕРВАЦИЯ, СОХРАНЕНИЕ, МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА, МЕТОД.
Объектом исследования являются статьи журналов «Мир музея»,«Этнографического обозрения».
Цель работы – посмотреть тенденцию развития и деятельность музеев на страницах журналов, на примере «Мира музея».
В
ходе работы исследовались
Содержание:
Введение______________________
1. - Музейно - педагогические программы __________________________10
1.1 - Музейная социология ______________________________
1. 2.- Программы с детьми________________________
1. 3.- Программы с взрослыми и
людьми с ограниченными возможностями
______________________________
2.- Реставрация и консервация музейных экспонатов _________________21
3.- Экспозиционно-выставочная деятельность музеев _________________27
Заключение____________________
Список литературы_____________
Введение.
Принято считать, что музей, как культурный центр несёт в себе возможности синтеза эстетического и нравственного воспитания с образованием, способствует творческому развитию. Кроме того является тем духовным магнитом, с помощью которого человек, познавая накопленный опыт прошлого, может устремляться к дальнейшему усовершенствованию себя, а значит и окружающего мира.1
Тема нашей курсовой работы – «Музей на страницах периодических изданий России середины 90-ых годов XX века». Цели и задачи, которые нам предстоит разобрать и выполнить: проследить за признаками, появлением и развитием, периодических изданий; составить статистику по посещаемости музеев; узнать о проблемах сохранения музейных экспонатов; посмотреть состав экспозиции некоторых музеев; рассказать о заключаемых музеями проектах с учреждениями, с людьми разного возраста, в том числе с ограниченными возможностями.
В нашей работе
основными источниками
Наша курсовая работа состоит из 3 больших частей: введение, основная часть, состоящая из трёх глав, и заключение. Во введении мы опишем проблемы, связанные с появлением и выпуском периодических изданий; цели такой периодики и функции журналов.
Основная часть состоит из трёх глав. А в первой главе - «музейно-педагогические программы», на наш взгляд самой интересной и актуальной, наиболее полно отражённой на страницах Мира музея, мы познакомимся с новыми методами работы музея с учреждениям и социальными группами разного возраста; узнаем некоторые интересные факты по построению экскурсии и экспозиции в работе с детьми. Выявим основные цели при работе с маленькими посетителями и результаты, к которым стремиться музейная педагогика. Посмотрим на развитие техники, помогающей инвалидам, и узнаем о том, что такое музейная социология.
Вторая глава - «реставрация и консервация музейных экспонатов»- познакомит нас с историей реставрационного дела в России и со специальными условиями для более длительного сохранения и сбережения памятников культуры.
И в третьей главе - «экспозиционно-выставочная деятельность музеев»- мы познакомимся с новыми тенденциями в развитии музеев 90-ых годов. И как следует из названия, посмотрим интересные экспозиции некоторых музеев.
В третьей,
самой небольшой и общей части,
Приступая к введению, стоит начать с вопроса о периодических изданиях.
Известно, что периодическим называется издание, выходящее через определенные промежутки времени, постоянным для каждого года числом номеров, не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными, нумерованными и (или) датированными выпусками, имеющими одинаковое название и, как правило, одинаковые объем и формат. К периодическим изданиям относятся газеты, журналы, периодические сборники, ежегодники, бюллетени.7 В библиографических указателях, в каталогах и фондах библиотек к периодической печати относят также продолжающиеся издания и ежегодники.
Основные признаки периодического издания (кроме регулярности выхода): потенциальная тенденция к продолжению публикации основанного издания без предельного срока его прекращения; единое название всех выпусков; наличие восходящей нумерации годов издания, томов, номеров; наличие редактора (или редактора-издателя) либо редакционной коллегии во главе с главным или ответственным редактором.8
Слово "журнал" появилось в русском языке в первой четверти XVIII века, при Петре I. Однако почти до конца столетия оно не применялось в названиях периодических изданий. Журналами, или "юрналами", назывались официальные документы, в том числе поденные записи, журналы присутственных мест и прочие, а издания журнального типа носили название "ежемесячных сочинений", "периодического издания", "вивлиофики", "магазина" и даже "собрания сочинений". Только в 1791 году впервые появился "Московский журнал" Н.М.Карамзина.
В развитии российской периодической печати можно выделить три периода. В XVIII в. очень медленно происходило становление периодических изданий. С начала XIX в. стали бурно развиваться как газетная, так и журнальная периодика, но преобладала все-таки журнальная. В 60-е годы существенно изменились как журнальное, так и, особенно, газетное дело, и в 70-е годы газетная периодика начала преобладать над журнальной, что знаменовало начало нового этапа развития этого вида исторических источников.9
Оценивая динамику роста изданий, можно говорить о том, что развитие периодики шло по многим направлениям: географическое распространение (по континентам, странам, внутри стран от главных городов к провинциальным); количественный рост органов периодической печати и их тиражей; усовершенствование полиграфической техники (применение скоропечатных машин и др.); всё возрастающее влияние периодической печати на общественную жизнь; создание агентств печати, газетно-журнальных монополий.
Для нашей работы очень важны периодические издания, так как они через установленные промежутки времени распространяют информацию, адресованную разнообразному читателю. Общность функционального назначения периодики заключается в том, чтобы отражать события жизни общества, которые относятся к различным сферам его деятельности и являются актуальными с позиций текущего момента. Беспрерывный выход периодических изданий позволяет постоянно и последовательно представлять реальную действительность и имеющие к ней отношение события другого времени, что необходимо для нашего исследования. Таким образом, каждый последующий выпуск издания может рассматриваться как продолжение предыдущих, с которыми он связан тематически, содержательно и по форме. Вместе с тем у каждого отдельно взятого выпуска имеются свои отличительные признаки, как по тематике, так и по содержанию, а возможно, и в деталях оформления.10
Точно таким же журналом, статьи которого в нашей работе встречаются наиболее часто, является «Мир музея» - такое название он получил в 1993 году. Но первоначально, с 1931 года он выходил под названием «Советский музей».
В эпоху тоталитарной идеологии журнал пережил все коллизии того времени. Многие публикации запрещались; цензура накладывала свой отпечаток на любое печатное слово; первый редактор и организатор журнала И. К. Луппол был репрессирован и погиб.
В
1983 году журнал возглавил Юрий
Петрович Пищулин. Он дал
В 1993 году журнал был переименован в "Мир музея". Достойно пережив «время перемен», журнал продолжал играть серьезную роль в развитии музейного дела, в разработке методологии коллекционирования, хранения и использования исторического и художественного наследия, в осмыслении музейной профессии как важной сферы общественной жизни.
В 2004 году журнал стал ежемесячным,
что позволило более
Основная задача журнала с момента его основания – профессиональное развитие музейного дела в России как элемента сохранения и приумножения национального культурного наследия, мощного инструмента эстетического воспитания молодого поколения страны.
Цели, которые выделяют сами сотрудники журнала: утвердить важную роль музея в современной культуре; стать центром притяжения музейной общественности, выразителем интересов музейного сообщества в целом; стать инструментом профессионального общения между музейными специалистами; открыто и непредвзято обсуждать разные аспекты музейной деятельности в России; рассказывать о наиболее интересных музейных проектах; публиковать авторские исследования специалистов и аналитические статьи экспертов; обсуждать наиболее интересные и значимые теоретические аспекты методологии музейного дела; освещать современный опыт работы в зарубежных музеях.12
Как читатель могу лишь сказать, что журнал интересный и в нём можно найти информацию о многих музейных программах, новинках, аукционах и выставках.
Глава 1.
Музейно-педагогические программы.
Сочетание «музейная педагогика» сегодня очень прочно вошло в повседневную жизнь всех российских музеев, но ещё в начале 1990-ых гг. оно звучало непривычно, а программы такого рода только начинали развиваться.
В 1990 г. в Санкт- Петербурге впервые был создан Российский центр по проблемам музейной педагогики.13
Музей, как
культурный центр несёт в себе
возможности синтеза
Один из
наиболее общественно значимых
видов музейной работы
Сам термин музейная педагогика имеет свои исторические корни. Известен он стал в 1970-х годах благодаря немецким коллегам. Однако те методы и приёмы, которые впоследствии получили понятие музейная педагогика, использовались и в 1920-ых.
Принципы ориентации на возрастные особенности музейной аудитории, взаимосвязи школы и музеев, подготовки юного поколения к взрослой жизни через игру и с помощью музейных средств получили возрождение и развитие в России в 1990-ых годах, которые мы попробуем посмотреть и охарактеризовать на примере конкретных музеев.15
Музейная педагогика как
В самом общем виде музейная педагогика представляет собой самостоятельную отрасль педагогической науки, предметом исследования которой является культурно-образовательная деятельность в условиях музея.16
1.1. Музейная социология.
Музейная социология исследует музейную аудиторию, её ценностные ориентации и духовные потребности, эффективность деятельности музеев по их формированию и удовлетворению. Главной задачей музейной социологии является определение эффективности музейной деятельности путём изучения воздействия музейной экспозиции и различных форм культурно- образовательной работы на разные категории посетителей.17