Деятельность музеев на страницах периодических изданий России середины 90-ых годов XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – посмотреть тенденцию развития и деятельность музеев на страницах журналов, на примере «Мира музея».
В ходе работы исследовались статьи, посвящённые экспозиционной деятельности, музейной педагогики и правилам сохранения и использования музейных экспонатов. В результате исследования были сделаны выводы по статистике посещаемости музеев, о правилах экспозиции и экскурсии для детей, об условиях эксплуатации музейных реликвий.

Файлы: 1 файл

Киселёва Таня- 2 курс.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

   Так как,  исследуемый нами журнал не  раскрывает подробной сути данного  вопроса, мы будем вынуждены  обращаться к другой периодике  и некоторым статьям интернета, посвящённым данной проблеме.

   Чтобы  не нарушить хронологию событий,  немного о истории становления  реставрационного дела и о  самом понятии реставрация.

    Реставрация – процесс восстановления, возвращения первоначального облика предметам старины, произведениям изобразительного, декоративно – прикладного искусства и архитектуры. Профессиональная реставрация появилась в момент накопления частных коллекций искусства, первые сведения о  реставраторах датируются средневековьем, серьёзные школы профессиональной реставрации стали складываться в XVII- XVIII веках. 30

   Институты  реставрации - сравнительно недавнее  явление в истории музеев. Их  существование стало признанием  того факта, что реставрация  является технической отраслью.

    Первым  в мире институтом реставрации является Королевский институт культурного наследия в Бельгии, основанный в 1948 году.31

    Реставрация существует коммерческая и музейная (музейная реставрация). У первой цель восстановить функциональность, во втором случае главной целью становиться консервация, то есть сохранение текущего.

   На основе исследуемых источников (журнал «Реликвия»), можно сделать вывод о том, что реставрация произведений изобразительного искусства и материальной культуры чаще преследует цель их  восстановления в состоянии или виде наиболее близком к первоначальному. Как и реставрация памятников архитектуры, она включает в себя понятия и процессы консервации и собственно реставрации. Научно обоснованная современная реставрация развивается на основе изучения материалов и технологии создания объекта реставрации, причин и видов его разрушения истории искусства и материальной культуры. 32

    Реставрации предшествует  предварительное  всестороннее  изучение объекта с привлечением  химических, оптических и физических  исследований, материалов и технологий создания объекта. В процессе реставрации восстанавливаются утраченная механическая прочность путём введения в его структуру родственных материалов или высокопрочных синтетических, не оказывающих вредного воздействия на памятник. Исправляются деформированные части основы, грунта и красочного слоя живописи,  раскраски и позолоты произведений скульптуры и резьбы, удаляются или восстанавливаются химически или структурно изменившиеся элементы  объекта. Проводится полное или частичное удаление позднейших дополнений к скульптуре, предметам декоративно-прикладного искусства, к станковой и монументальной живописи.33

    Так как профессиональные аспекты реставрационной деятельности не входят в рамки рассматриваемых вопросов, мы их опустим и сразу перейдём к некоторым примерам и описаниям реставрационных работ.

    Немало  открытий в области искусства,  истории и даже науки совершается  при реставрации памятников культуры.

    Мы рассмотрели статью журнала «Мир музея» - Реставрация  древнего рукописного текста, которую можно сравнить с археологическими исследованиями в старинных зданиях.

   Недаром  возникло словосочетание «книжная  археология». Под оборвавшимися  покрытиями, растрёпанными корешками,  отклеенными форзацами, реставраторов ждут неожиданные открытия. Благодаря этим открытиям проясняется история.

     Так  в зданиях под современными  полами открываются старые фундаменты, а под позднейшей штукатуркой  обнаруживаются неизвестные архитектурные  детали или росписи. Иногда оказывается, что в кладке частного дома, построенного на месте древнего города, вдруг неожиданно показывается голова античной статуи, использованная как обычный камень.

     Аналогично произошло у реставратора первой категории ВХНРЦ им.  И. Г. Грабаря в начале 1993 года, когда в институт на реставрацию поступила жалованная грамота, выданная Петром I.

    Восстановление  началось с переплёта, так как эта часть значительно пострадала. Когда слой сняли, под ним обнаружили не обычный картон, а самодельный из наслоенных друг на друга листов. В итоге, выяснилось, что это тетради из книги записей, проезжающих мимо ямской станции. Возможно, эти письма помогут прояснить некоторые интересные аспекты жизни людей эпохи Петра Великого.34

     Так  же часто специалисты могут найти что-то интересное в реставрировании живописных работ. Например, реставраторы Орловского музея приступили к работе над  огромной картиной XVIII века «Дворянский быт». Полотно, сшитое из пяти кусков узкого домотканого холста, расходилось по швам. Оно было невероятно грязным и натянуто прямо на подрамник. (Началась реставрация, но вскоре закончилась, так как сотрудник перешёл на другой объект, продолжилась в 1987 году другими специалистами.) В итоге исследуя композицию, оказалось, что здесь работали два художника – XVIII и XIX веков. Картины абсолютно разные, второй художник дополнил работу элементами одежды и интерьера по моде того столетия.35

    Реставрацию  также сравнивают с медициной.  Есть одинаковые болезни –  нет одинаковых больных. Реставрация каждого произведения искусства требует индивидуального подхода.36 Поэтому часто, гораздо сложнее вылечить маленький объект, чем большой.

    Реставрация  простого веера XVIII века может вызвать массу проблем, так как он состоит из множества мелких элементов таких как: тонкая золотая вышивка, тяжёлый акварельный рисунок, костяные пластины, украшениями фольгой и золотом. В музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина состоялась сложная и трудоёмкая реконструкция такого веера, из-за многочисленных разрывах на сгибах и подклеенных с обратной стороны бумагой, осыпающейся живописи, отстающих блёсток, отсутствия левой и частично сохранившейся правой пластины оправы. Теперь зрители музея могут вновь увидеть изящное произведение искусства.37

    В  нашей истории бывают случаи, когда крупнейшие памятники архитектуры и декоративно - прикладного искусства остаются вне поля зрения специалистов. И это происходит несмотря на неординарность и уникальность произведения.

     В русском народном творчестве было такое явление – пряничные доски, которые почти 3 века украшали городской и крестьянский быт. На досках изображено множество сюжетов, картинок, подсмотренных в реальной жизни. Однако, все эти живые пряничные формы волею судьбы сокрыты от нас в  полумраке музейных запасников.38

     Таким  же, обделённым вниманием специалистов, объектом являлась церковь Рождества Богородицы из с. Подмоклова. Главной особенностью его является белокаменная скульптура, установленная на балюстраде храма. Скульптура стояла много столетий без изменений. Однако, в последние тридцать лет появились заметные изменения и утраты.

   В 1985 году была специально собрана комиссия, на которой решили послать группу в село к преступлению к реставрации. Однако долгие переговоры, различные неполадки так и не привели к началу работ. Скульптура была снята с балюстрады и тем самым оказалась подвержена ещё большей опасности. Но через  10 лет было решено заменить сделать дубликат данной скульптуры в более плотном материале, а первоначальную передать музею и спасти от разрушения.39

    После реставрации произведения, нужно ухаживать за ним и поддерживать в надлежащем виде. Подлинность материального объекта, несущего в себе культурный смысл – залог адекватного восприятия прошлого, а задача замедления разрушения материальной основы хранимых предметов – одна из основных в музейной деятельности.40 Для этого необходимо соблюдать специальные условия. Музейная климатология рассматривает основные условия правильного хранения экспонатов. Основными факторами среды, влияющими на скорость физико-химического старения материалов, являются температура, влажность, подвижность и загрязнители воздуха, а так же режим освещения.

     Свет - электромагнитное излучение, переносящее энергию. Дневной свет должен фильтроваться, так как излучает вредные УФ излучения, в качестве альтернативы можно использовать вольфрамовые лампы. Необходимо уменьшать освещённость и время экспонирования объекта.

     Температура – физическая величина, характеризующая состояние термодинамического равновесия системы, материала. Для экспонатов вредны скачки в температуре, поэтому нужно обеспечить режим. Нужно правильно подобрать уровень температуры для разных материалов.

     Влажность воздуха ( содержание в воздухе водяного пара) – одна из наиболее существенных характеристик музейного климата. Чтобы достичь равновесного состояния влаги в музейных предметах, нужно поддерживать оптимальную влажность окружающего воздуха.41

     Если  соблюдать эти простые правила,  то гораздо меньшее количество музейных предметов будут приходить в неисправный вид и отправляться на реставрацию.

    Мы  рассмотрели тему реставрация,  на основе увиденного можно  сказать, что реставрация процесс  трудоёмкий и интересный, потому  что при работе можно обнаружить  различные вещи исторического  и культурного содержания. Узнали, что для правильного хранения музейных экспонатов нужно учитывать особенности предметов и атмосферы, в которой они находятся. Это – свет, температура, влажность.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.

Экспозиционно-выставочная  деятельность музеев.

      Согласно современным представлениям музейная экспозиция это - целенаправленная и научно - обоснованная демонстрация музейных предметов, которые организованы композиционно, снабжены комментариями, технически и художественно оформлены и в итоге создают специфический музейный образ природных и общественных явлений.42

       В данной главе мы рассмотрим интересные выставочные проекты и предоставим некоторую музейную статистику по посещаемости.

     На страницах журнала мы узнали, что музейная экспозиция имеет свою специфику. Ее основу составляют не любые, а музейные предметы, обладающие определённой совокупностью признаков и свойств. В экспозиции они обретают новый статус, становясь экспонатами, то есть предметами, выставленными для обозрения.

       Экспозиция составляет основу  музейной коммуникации, которая  осуществляется путем, прежде  всего зрительного восприятия  посетителями экспозиционных материалов, размещённых в определённом пространстве.

      Музей создаёт не только постоянные, но и временные экспозиции - выставки, стационарные и передвижные. Их временный характер проявляется в составе экспонатов. В настоящее время в музейной практике сложились три основных типа выставок: тематические, в основе которых лежит определённый сюжет; фондовые,  которые знакомят посетителей с малоизвестными и малодоступными коллекциями; отчётные, которые создаются по результатам реставрационных работ, по итогам комплектования фондов - так называемые выставки новых поступлений.43

    На  основе нами прочитанных работ  можно сделать вывод, что чаще  всего встречаются музеи, в  выставке которых лежит определенный  сюжет, т. е. тематические. Экспозиционно- выставочная деятельность отражена на страницах журнала «Мир музея» и мы можем кратко охарактеризовать некоторые проекты.

      Многие музеи в своих экспозициях  пытаются как можно точнее  передать атмосферу того времени,  о котором повествуют. Например, в Москве в 1987 году проходила  интересная выставка, посвящённая  деятельности скульптора Вадима Сидура.44

      Интерес представляет подвальная мастерская творца, в которой и находилась экспозиция. Само место - полутёмный, странный подвал, наполненный произведениями. Это место переносит зрителя в мир скульптора, когда его чувства, переживания, миросозерцание, состояние души материализовалась в скульптурах. Поэтому сотрудники музея отказались от просторной расстановке работ, когда скульптуры максимально удалены друг от друга. Зритель органически переходит от восприятия одной работы к другой, почти не успевая опомниться, и при этом усиливается эмоциональное воздействие.

    Очень  интересная выставка прошла в  музее Н. А. Добролюбова - выставка  японских кукол под названием  «Предмет поклонения, воплощение  любви».

    Украшением  экспозиции были четыре весьма дорогостоящих и очень изящных куклы – «Кимэкоми», предназначенных для любования. Центральное место в экспозиции заняли 2 комплекта кукол, посвящённые японским празднествам девочек и мальчиков. Посетители также могли познакомиться с набором игрушечной утвари для традиционной чайной церемонии «тя-но-ю». Дополнительно была выставлена миниатюрная мебель дворца XVII-XVIII веков. Отдельный фрагмент - ряд экспонатов «игрушки для волхвования»- ритуальные маски львов.45

     Выставку  посетили множество людей, и скорее всего, остались под большим впечатлением от увиденного.

      Большинство выставок поделены  на смысловые композиции и  части.

      Например,  в Московском музее  истории города, выставка разделена  на 5 образно-пространственных композиций.

    Все композиции объединяются в единый смысловой ряд темой Москвы. Музейные и художественные формы её раскрытия разнообразны. Наряду с плакатами, листовками, фотоувеличениями экспонируются фрагментарные реконструкции заградительных сооружений, аэростатов, транспортных путей. Каждый комплект несёт в себе смысловую нагрузку.46

     По  аналогичному типу выстраивается  экспозиция музея писем Чехова - филиал государственного литературно  - мемориального музея заповедника  А. П. Чехова в Мелихово47; краеведческого музея Москвы, выставка «Образы России», охватываемый период - конца XVIII- начала XX, экспозиция выставлена в хронологической последовательности.48

Информация о работе Деятельность музеев на страницах периодических изданий России середины 90-ых годов XX века