Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:23, курсовая работа
Цель работы – посмотреть тенденцию развития и деятельность музеев на страницах журналов, на примере «Мира музея».
В ходе работы исследовались статьи, посвящённые экспозиционной деятельности, музейной педагогики и правилам сохранения и использования музейных экспонатов. В результате исследования были сделаны выводы по статистике посещаемости музеев, о правилах экспозиции и экскурсии для детей, об условиях эксплуатации музейных реликвий.
В этом параграфе мы остановимся на процентном отношении музейной аудитории. А о воздействии музейной экспозиции отметим далее.
Центральные
музеи, при полном или
Первая - знатоки
и ценители искусства,
Вторая - люди, не имеющие даже малейшего представления об искусстве и знаний в этой области. Они узнавали о выставке случайно и приходили из любопытства или чтобы хоть как-то заполнить свой досуг. Это самая многочисленная группа, которая на выставке ищет что-то для себя.
Третья - люди, имеющие минимальные знания в изобразительном искусстве, в основном узнанные ими из официальных источников. Эти люди, как правило, не имеют чёткие представления о том, каким должно быть искусство. Они заранее готовы восхищаться любым традиционным реалистическим искусством, на такую группу людей легче всего оказать влияние и заинтересовать. Это самая малочисленная группа.
Конечно, не стоит полагать, что
это строгая классификация,
В рамках данной главы нам бы хотелось сказать о начале внедрения в 1990-х годах в музеи единой информационной системы. Самое главное, что компьютер даёт возможность оперативно получать информацию по всем аспектам музейной деятельности, информацию о бюджетных средствах, о реализации билетов и о составе музейной аудитории.
В рамках компьютерной системы упрощается процесс печатания билетов.18
На данный
период во Флориде появляется
система резервирования
В ближайшем будущем эта функция появилась и в музеях Москвы, что помогло привлекать на выставку ещё большие массы туристов и местных жителей.
Вывод: музейная социология изучает аудиторию, её ценностные и духовные потребности. На основе увиденного в журнале «Мир музея» , мы можем сделать вывод, что музей вызывает интерес не только у зрелого и знающего искусство населения, но и юных жителей. Каждый на экспозиции ищет что-то своё.
Для эффективности привлечения масс людей из разных стран и городов, начинают использоваться компьютерные технологии и многоканальные телефоны.
1.2. Детские педагогические программы, проводимые музеями.
Сегодня одним из наиболее
общественно значимых видов
На
страницах «Мира музея» мы
можем видеть много статей, отражающих
в наиболее полном объёме
В
России идея создания музея
в 1920-ых годах для детей
была не нова. Прообразом его
стали ещё школьные музеи
Но в 1930-е года идея создания музея умерла, т. к. не вписывалась в советскую идеологию, которая, провозглашая « всестороннее развитие личности», на деле препятствовала всякому её проявлению.20
В 1970- 1980-х годах начинают
Во многих музеях России
Исследуя статьи журнала можно сказать, что, прежде всего, музей заинтересован в работе с детьми. Целями такого труда чаще всего является задача в предоставлении ребёнку информации о музее, музейной терминологии («экскурсия», «экспонат» и т.д.); о знакомстве с материальной культурой края, опираясь на знания детей, в основном получаемых из сказок; развития мира эмоций, как основы человеческой личности. Ребёнку необходимо дать представление о том, как правильно вести себя в музее, смотреть экспозицию.
Нужно понимать, что для формирования человека не достаточно одной встречи. Поэтому некоторые музеи регулярно контактируют с воспитательными учреждениями.21
Что касается методологии ведения экскурсии, то тут почти все музеи предпочитают одинаковую. Это экскурсия как игра.
Игра - язык детей и поэтому любое занятие должно иметь элемент игры, какой-то сказочности, волшебности. Роль игры так значительна, что её, в сущности, можно считать наиболее эффективной формой познания окружающей природы в данном возрасте. Существуют экспозиции, предназначенные специально для детской аудитории. На выставках у ребёнка масса возможностей для фантазий. Здесь эффективным является вопросно-ответный метод, так как дети в этом возрасте расположены к общению.22
Вариантов игры на выставке, построенной на основе ролевого поведения, множество. Вместе с экскурсоводом дети здесь могут обыграть рассматриваемый экспонат. Например, в отделе, который представлен средневековым оружием, можно предложить детям сыграть в воинов, выбрать самый лучший меч, самое острое копьё и т. д.
Для снятия напряжения у детей, в экскурсию можно включить элементы двигательной разрядки.23
В музеях, посвящённых
традициям и забавам
Важное место
в работе с детьми занимают
организационные моменты.
Иногда, после проведённого занятия,
детям предлагается нарисовать
то, что им больше всего
Что касается результатов,
Тем не менее, ряд музеев
заинтересован не только в
показе самых значительных
Здесь формируются свои методы работы: не экспозиция, а среда обитания; не рассказ и показ, а погружение; не правила как вести себя в музее, а простор для чувств и эмоций; не экскурсия, а свободное пребывание.
В некоторых музеях проводятся уроки по эстетическому воспитанию подростков – по договорённости с рядом местных школ. Проводят 1 раз в год, в день начала учебного года. Здесь посещение музея и показ работ используется как повод для рассказа об искусстве вообще.25
В ряде случаев музеям приходится работать с отдельными группами, используя произведения художников и скульпторов, как инструмент в конкретной воспитательной работе.
В Москве в 1988-1989 годах совместно с объединениями по работе с подростками был организован и проведён цикл лекций для людей 14-17 лет, посвящённый проблемам отношений между полами. В каждой лекции принимал участие научный сотрудник музея и профессиональный психолог.
Что касается цифровых составляющих, увиденных нами на страницах то, по данным европейского Комитета, в мире на период середины девяностых годов насчитывается около 450 музеев, из которых сто находится в Европе. (Лидером детского музейного движения продолжают оставаться США, где 280 музеев для детей.)26
На основе увиденных нами статей журнала «Мир музея», можно сделать вывод, что 1990-е годы - период массовой заинтересованности в музейной детской педагогике, так как меняется власть и появляется возможность развивать эти тенденции. Мы увидели, что основной метод работы –это игра, так как ребёнок в раннем возрасте мыслит образами. Для детей устраиваются специальные ролевые игры экскурсии и в качестве снятия напряжения – двигательная разрядка.
1.3. Программы с взрослыми и людьми с ограниченными возможностями.
Журналы, данные нам для исследования, в малой мере затрагивают этот вопрос и не являются тем источником, куда следует обращаться для поиска информации при работе с данными группами людей. Всё равно стоит подчеркнуть некоторые факты, которые нам встретились.
Музеи могут принимать участие в образовательном процессе студентов. Особенно если профессия, на которой они учатся, соответствует музейной программе, которая прямым или косвенным образом может помочь добиться успехов в учёбе и жизни. Многие преподаватели учебных заведений предпочитают проводить свои занятия в музее, так как там студент может посмотреть наглядно на изучаемый им объект (исключением не является и наш университет им. П.Г.Демидова). А также многие учебные заведения делают совместные проекты с работниками музеев.
Например,
Мурманский педагогический
Иногда студенты работают в музее самостоятельно.
Соприкосновение с местным
В некоторых музеях осуществляется работа с благотворительными фондами. Например, музей им. Вадима Сидура проводит работу с фондом «Душа человека».28 Фонд, созданный в 1991 году, оказывает помощь душевнобольным. Деятельность осуществляется через реализацию ряда программ: предоставление финансовой и материально-бытовой помощи, создание рабочих мест для инвалидов, организация досуга и дополнительного питания для больных, находящихся в психиатрических клиниках и т.д.
Большинство
музеев, работающих с данной
В рамках данной темы хотелось бы немного добавить про технику, которая делает нашу жизнь проще. Речь пойдёт об инвалидах. В Третьяковской галерее в начале девяностых (пока единственной в России) запущена система для подъема инвалидных кресел по лестнице.
Идея - подъёмник должен быть прост в применении, занимать минимум места и гарантировать полную безопасность. После того как платформа достигает нужного уровня этажа, медленно опускаются аппарели - и кресло может двигаться по горизонтали в нужном направлении.29
Это приспособление облегчает жизнь для человека, вынужденного передвигаться с помощью инвалидного кресла и, таким образом, целиком зависящего от помощи или равнодушия людей. Подъёмник дарит огромному числу наших сограждан доступ к невиданным для них ранее радостям - живописи, книгам, музыке.
Так как эта тема на страницах отражена в малой степени можно сказать, что некоторые музеи занимаются работой со студентами, с группами инвалидов и душевнобольных. В 1990-ых начинается внедрение техники, которая помогает инвалидам свободно передвигаться по музеям и восхищаться экспонатами.
Глава 2.
Реставрация и консервация музейных экспонатов.