Деятельность музеев на страницах периодических изданий России середины 90-ых годов XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – посмотреть тенденцию развития и деятельность музеев на страницах журналов, на примере «Мира музея».
В ходе работы исследовались статьи, посвящённые экспозиционной деятельности, музейной педагогики и правилам сохранения и использования музейных экспонатов. В результате исследования были сделаны выводы по статистике посещаемости музеев, о правилах экспозиции и экскурсии для детей, об условиях эксплуатации музейных реликвий.

Файлы: 1 файл

Киселёва Таня- 2 курс.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

    В этом параграфе мы остановимся на процентном отношении музейной аудитории. А о воздействии музейной экспозиции отметим далее.

     Центральные  музеи, при полном или частичном  отсутствии рекламы, посещают  большие массы людей. В основном  все зрители делятся на три  больших группы.

    Первая - знатоки  и ценители искусства, представители  интеллигенции, в том числе  лица, занимающиеся искусством профессионально. Это были люди, которые специально ехали на выставку, уже ознакомленные с творчеством мастера, по публикациям. Они уже знали, что хотят увидеть и покидали выставку вполне удовлетворёнными увиденным.

     Вторая - люди, не имеющие даже малейшего представления об искусстве и знаний в этой области. Они узнавали о выставке случайно и приходили из любопытства или чтобы хоть как-то заполнить свой досуг. Это самая многочисленная группа, которая на выставке ищет что-то для себя.

    Третья - люди, имеющие минимальные знания  в изобразительном искусстве,  в основном узнанные ими из официальных источников. Эти люди, как правило, не имеют чёткие представления о том, каким должно быть искусство. Они заранее готовы восхищаться любым традиционным реалистическим искусством, на такую группу людей легче всего оказать влияние и заинтересовать. Это самая малочисленная группа.

      Конечно, не стоит полагать, что  это строгая классификация, существует  множество ответвлений. 

       В рамках данной главы нам бы хотелось сказать о начале внедрения в 1990-х годах в музеи единой информационной системы. Самое главное, что компьютер даёт возможность  оперативно получать информацию по всем аспектам   музейной деятельности, информацию о бюджетных средствах, о реализации билетов и о составе музейной аудитории.

    В  рамках компьютерной системы  упрощается процесс печатания  билетов.18

   На данный  период во Флориде появляется  система резервирования билетов  по телефону, что явилось причиной  появления на выставке 600 тысяч человек – это колоссальный успех. Как показала статистика по многоканальному телефону, который интенсивно рекламировался в газетах на радио и телевидении, было продано и зарезервировано 80% билетов!

   В ближайшем  будущем эта функция появилась и в музеях Москвы, что помогло привлекать на выставку ещё большие массы туристов и местных жителей.

    Вывод: музейная социология изучает аудиторию, её ценностные и духовные потребности. На основе увиденного в журнале «Мир музея» , мы можем сделать вывод, что музей  вызывает интерес не только у зрелого и знающего искусство населения, но и юных жителей. Каждый на экспозиции ищет что-то своё.

   Для эффективности  привлечения масс людей из  разных стран и городов, начинают использоваться компьютерные технологии и многоканальные телефоны.

1.2.  Детские педагогические программы, проводимые музеями.

      Сегодня одним из наиболее  общественно значимых видов музейной  работы является педагогика. Она  призвана проводить в жизнь  функцию эстетического и нравственного воспитания.19

     На  страницах «Мира музея» мы  можем видеть много статей, отражающих  в наиболее полном объёме данную  тематику. Чтобы наш ответ был  хронологически правильно построен, мы начнём с краткой истории  появления в Российской художественной  жизни музеев для детей.

     В  России идея создания музея  в 1920-ых годах  для детей  была не нова. Прообразом его  стали ещё школьные музеи наглядных  пособий, которые создавались  в прошлом веке в пореформенной  России для того, чтобы учитель  мог насытить урок предметным материалом, познакомить детей с окружающей действительностью, развить в них способность к ручной работе. Это были музеи детского творчества и детского труда: пособия создавались для детей и самими детьми. И в этом смысле можно считать их детскими. Вслед за подобными музеями - мастерскими наступает эра игромузея, т. к. он основан на потребности детей в свободном творческом изъявлении и игре. Большую роль в становлении отечественного детского музея сыграли: Бартрам Н. Д., основатель первого детского музея в нашей стране - Музея игрушки (1918-1931 гг.); Я.П. Мексин, создатель и первый директор Музея детской книги в Москве (1925-1929 гг.); Ф. И. Шмит, организатор Музея детского творчества в Харькове (основан в 1920 г.).

      Но в 1930-е года идея создания музея умерла, т. к. не вписывалась в советскую идеологию, которая, провозглашая « всестороннее развитие личности», на деле препятствовала всякому её проявлению.20

      В 1970- 1980-х годах начинают появляться  детские картинные галереи и  музеи детского изобразительного творчества. Но особенно обострился интерес к детской идее в 1990-х годах, когда и музей, и школа стали стремиться к смене образовательных парадигм.

        Во многих музеях России середины 1990-ых годов прямым или косвенным  образом  проходит работа по формированию личности или досуга людей. Существуют всевозможные благотворительные фонды, работы с отдельными детскими и взрослыми группами и учреждениями.

     Исследуя статьи журнала можно сказать, что, прежде всего, музей заинтересован в работе с детьми. Целями такого труда чаще всего является задача в предоставлении ребёнку информации о музее, музейной терминологии («экскурсия», «экспонат» и т.д.); о знакомстве с материальной культурой края, опираясь на знания детей, в основном получаемых из сказок; развития мира эмоций, как основы человеческой личности.  Ребёнку необходимо дать представление о том, как правильно вести себя в музее, смотреть экспозицию.

        Нужно понимать, что для формирования  человека не достаточно одной встречи. Поэтому некоторые музеи регулярно контактируют с воспитательными учреждениями.21

       Что  касается методологии ведения  экскурсии, то тут почти все  музеи предпочитают одинаковую. Это экскурсия как игра.

     Игра - язык  детей и поэтому любое занятие  должно иметь элемент игры, какой-то сказочности, волшебности. Роль игры так значительна, что её, в сущности, можно считать наиболее эффективной формой познания окружающей природы в данном возрасте. Существуют экспозиции, предназначенные специально для детской аудитории. На выставках у ребёнка масса возможностей для фантазий. Здесь эффективным является вопросно-ответный метод, так как дети в этом возрасте расположены к общению.22

     Вариантов  игры на  выставке, построенной   на основе ролевого поведения,  множество. Вместе с экскурсоводом дети здесь могут обыграть рассматриваемый экспонат. Например, в отделе, который представлен средневековым оружием, можно предложить детям сыграть в  воинов, выбрать самый лучший меч, самое острое копьё и т. д.

     Для снятия  напряжения у детей, в экскурсию можно включить элементы двигательной разрядки.23   

     В музеях, посвящённых  традициям и забавам средневековой  России, специально организуются  зимние и летние площадки для  проведения игр и забав с  маленькими зрителями. Имеется  специальный реквизит, чтобы померяться силой, смекалкой, ловкостью. Попробовать на себе лапту, разрывные цепи.

     Важное место  в работе с детьми занимают  организационные моменты. Важно  сразу найти с детьми контакт,  понравиться им, только тогда  они будут раскованны, разговорчивы, подвижны и активны. Немало важен предварительный контакт экскурсовода с воспитательными и учебными учреждениями.

       Иногда, после проведённого занятия,  детям предлагается нарисовать  то, что им больше всего понравилось  и запомнилось.24

      Что касается результатов, которые  видят педагоги, работающие с  ребятами, они говорят, что воспитание  процесс длительный и непрерывный,  поэтому не следует искать  результатов работы после одной  встречи; а так же можно видеть  свою заслугу, если ребёнок через некоторое время приводит в музей своих родителей и оживлённо рассказывает о том, что такое музей и весело обсуждает предметы, представленные на экспозиции.

      Тем не менее, ряд музеев  заинтересован не только в  показе самых значительных памятников, но и продвижения исторической идеи в музее. Необходимо создать среду, чтобы ребёнок понял, что услышанное не из сказки, почувствовал, что у него есть корни, задумался, удивился, возмутился, порадовался не от чужого слова, а от того, что сам увидел и потрогал.

      Здесь формируются свои методы  работы:  не экспозиция, а среда  обитания; не рассказ и  показ,  а погружение; не правила как  вести себя в музее, а простор  для чувств и эмоций; не экскурсия,  а свободное пребывание.

      В некоторых музеях проводятся уроки по эстетическому воспитанию подростков – по договорённости с рядом местных школ. Проводят 1 раз в год, в день начала учебного года. Здесь посещение музея и показ работ используется как повод для рассказа об искусстве вообще.25

      В ряде случаев музеям приходится работать с отдельными группами, используя произведения художников и скульпторов, как инструмент в конкретной воспитательной работе.

     В  Москве в 1988-1989 годах совместно с объединениями по работе с подростками был организован и проведён цикл лекций для людей 14-17 лет, посвящённый проблемам отношений между полами. В каждой лекции принимал участие научный сотрудник музея и профессиональный психолог.

    Что касается цифровых составляющих, увиденных нами на страницах то, по данным европейского Комитета, в мире на период середины девяностых годов насчитывается около 450 музеев, из которых сто находится в Европе. (Лидером детского музейного движения продолжают оставаться США, где 280 музеев для детей.)26

    На  основе увиденных нами статей журнала «Мир музея», можно сделать вывод, что 1990-е годы - период массовой заинтересованности в музейной детской педагогике, так как меняется власть и появляется возможность развивать эти тенденции. Мы увидели, что основной метод работы –это игра, так как ребёнок в раннем возрасте мыслит образами. Для детей устраиваются специальные ролевые игры экскурсии и в качестве снятия напряжения – двигательная разрядка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Программы с взрослыми и людьми с ограниченными возможностями.

       Журналы, данные нам для исследования, в малой мере затрагивают этот вопрос и не являются тем источником, куда следует обращаться для поиска информации при работе с данными группами людей. Всё равно стоит подчеркнуть некоторые факты, которые нам встретились.

     Музеи могут принимать участие в образовательном процессе студентов. Особенно если профессия, на которой они учатся, соответствует музейной программе, которая прямым или косвенным образом может помочь добиться успехов в учёбе и жизни. Многие преподаватели учебных заведений предпочитают проводить свои занятия в музее, так как там студент может посмотреть наглядно на изучаемый им объект (исключением не является и наш университет им. П.Г.Демидова). А также многие учебные заведения делают совместные проекты с работниками музеев.

     Например, Мурманский педагогический институт  на специальности изобразительного  искусства поддерживает регулярную  связь с краеведческим музеем. Прежде всего, зарисовки музейного  предмета помогают понять и  практически усвоить такие основы изобразительного искусства, как построение формы на плоскости.27

      Иногда студенты работают в  музее самостоятельно.

      Соприкосновение с местным народным  искусством приносит неоценимую  пользу в практической творческой  работе.

       В некоторых музеях осуществляется работа с благотворительными фондами. Например, музей им. Вадима Сидура проводит работу с фондом «Душа человека».28 Фонд, созданный в 1991 году, оказывает помощь душевнобольным. Деятельность осуществляется через реализацию ряда программ: предоставление финансовой и материально-бытовой помощи, создание рабочих мест для инвалидов, организация досуга и дополнительного питания для больных, находящихся в психиатрических клиниках и т.д.

     Большинство  музеев, работающих с данной социальной группой, создают программы, направленные на медико - психологическую реабилитацию и восстановление социального статуса лиц, перенёсших психическое заболевание, и инвалидов, находящихся на амбулаторном лечении.

      В рамках данной темы хотелось  бы немного добавить про технику, которая делает нашу жизнь проще. Речь пойдёт об инвалидах. В Третьяковской галерее в начале девяностых (пока единственной в России) запущена система для подъема инвалидных кресел по лестнице.

      Идея - подъёмник должен быть прост в применении, занимать минимум места и гарантировать полную безопасность. После того как платформа достигает нужного уровня этажа, медленно опускаются аппарели - и кресло может двигаться по горизонтали в нужном направлении.29

    Это  приспособление облегчает жизнь для человека, вынужденного передвигаться с помощью инвалидного кресла и, таким образом, целиком зависящего от помощи или равнодушия людей. Подъёмник дарит огромному числу наших сограждан доступ к невиданным для них ранее радостям - живописи, книгам, музыке.

    Так как эта тема на страницах отражена в малой степени можно сказать, что некоторые музеи занимаются работой со студентами, с группами инвалидов и душевнобольных. В 1990-ых начинается внедрение техники, которая помогает инвалидам свободно передвигаться по музеям и восхищаться экспонатами.

Глава 2.

Реставрация и консервация музейных экспонатов.

Информация о работе Деятельность музеев на страницах периодических изданий России середины 90-ых годов XX века