Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:03, реферат
Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и древнеримская цивилизации. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и то же время, поэтому нет ничего удивительного, что они тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом. Поэтому для изучения культуры, да и других сторон развития греческой и римской цивилизации очень удобно применять один из наиболее важных методов исторического исследования – сравнение.
1. Введение
2. Основные особенности древнегреческой и древнеримской цивилизаций и их культуры
3. Религия
4. Искусство
а) Общая характеристика
б) Литература, поэзия и театр
в) Архитектура
г) Скульптура
5. Письменность и язык
6. Наука
7. Быт
8. Праздники
9. Заключение
Приложение. Основные черты сходства и различия культуры Древней Греции и Древнего Рима
Список использованной литературы
Сестра Аполлона Артемида — богиня охоты и покровительница молодежи. Многосторонние функции Гермеса, первоначально бога материального достатка, затем торговли, покровителя обманщиков и воров, наконец, патрона ораторов и спортсменов; Гермес отводил также души умерших в подземный мир. Диониса (или Вакха) почитали как божество производящих сил природы, виноградарства и виноделия. Большим почетом пользовалась Афина, родившаяся из головы Зевса, — богиня мудрости, всякого рационального начала, но и войны (в отличие от Ареса, который олицетворял безрассудную отвагу) . Постоянная спутница Афины — богиня победы Ника. Символ мудрости Афины — сова. Афродите, родившейся из морской пены, поклонялись как богине любви и красоты.
Для греческого религиозного сознания, особенно на этой стадии развития, не характерна идея всемогущества божества, над миром олимпийских богов царила безликая сила — Судьба (Ананка) . Из-за политической раздробленности и отсутствия жреческого сословия у греков не сложилась единая религия. Возникло большое количество очень близких, но не идентичных религиозных систем. По мере развития полисного мировоззрения оформлялись представления об особой связи отдельных божеств с тем или иным полисом, покровителями которого они выступали. Так, богиня Афина особенно тесно связана с городом Афинами, Гера — с Самосом и Аргосом, Аполлон и Артемида — с Делосом, Аполлон — с Дельфами, Зевс — с Олимпией и т.д.
Для греческого мировоззрения характерен не только политеизм, но и представление о всеобщей одушевленности природы. Каждое природное явление, каждая река, гора, роща имели свое божество. С точки зрения грека, не было непреодолимой грани между миром людей и миром богов, посредствующим звеном между ними выступали герои. Такие герои, как Геракл, за свои подвиги приобщались к миру богов. Боги греков и сами были антропоморфны, они испытывали человеческие страсти и могли страдать, подобно людям.
В повседневной жизни римлян
религия играла очень важную роль.
Римляне, так же как и все народы
древности, обожествляли непонятные им
явления природы и общественной
жизни. Римская религия зародилась
еще в недрах родового строя и
к концу республиканского периода
прошла длительный путь развития. В
римской религии долгое время
сохранялись остатки
Длительное сохранение анимистических
представлений тормозило
В силу консервативности мышления и медленного развития, свойственных идеологии города-государства, в религии долгое время сохранялись родовые и семейные культы. Каждая семья находилась под покровительством своих божеств, имела свои святыни и свой культ: центром семейного культа был очаг, а его главным жрецом был отец семейства.
О благополучии дома заботились пенаты — божества кладовой и съестных припасов, покровителями же всей семьи и всего хозяйства в целом были лары. Каждый член семьи имел особого духа — покровителя-гения (дух-покровитель женщин назывался Юноной) , который появлялся вместе с рождением и исчезал вместе со смертью данного человека. Гений отца семейства был общесемейным божеством и почитался всеми домашними.
Умершие члены семьи превращались в духов, о которых нужно заботиться. Римляне верили, что умершие жили в том месте, где их похоронили, и так же, как и живые, нуждались в пище. Обычно на могилы регулярно приносили немного пищи и цветы. Умершие предки считались богами покровителями — манами. Но, если об умерших не заботились их потомки, они преследовали живущих, становились злыми и мстительными лемурами. Семейный культ был одним важнейших и наиболее почитаемых в римской религии.
Из родовых и семейных культов развился государственный культ богини Весты — хранительницы домашнего очага и священного огня. Веста почиталась как покровительница всего гражданского коллектива и его благополучия, а горевший на ее жертвеннике вечный огонь олицетворял вечность Рима.
Древним и почитаемым был
культ богов, олицетворявших разные
стороны земледелия, главного занятия
римлян. Древнейший римский бог Марс
первоначально представлялся
Представления о богах, первоначально
как о безликих и абстрактных
духах, постепенно развивались, и уже
в V в. до н.э. римляне изображали многих
своих богов в человеческом образе.
На формирование римского пантеона оказала
большое влияние этрусская
Начиная с III в до н.э. на римскую
религию очень сильное влияние
стала оказывать греческая
Одним из почитаемых чисто
италийских божеств был Янус, изображавшийся
с двумя лицами, божество входа
и выхода, всякого начала. Олимпийские
боги считались покровителями
Римский пантеон никогда
не оставался замкнутым, в его
состав принимались иноземные
Для того чтобы боги заботились о людях и о государстве, им нужно было приносить жертвы и возносить молитвы-просьбы, производить особые ритуальные действия. Римляне, как земледельцы и воины, были народом практическим и реалистическим. Ни было мало дела до высоких религиозных рассуждений в богословских тонкостей. Римлянин обычно обращался к божеству с какой-нибудь определенной просьбой: увеличить приплод, дать дождь, приостановить мор, даровать победу. В зависимости от важности такой просьбы божеству приносили большую или меньшую жертву. Жертвенное животное подводилось к специальному алтарю и убивалось. Часть внутренностей и туши здесь же на алтаре сжигалась, причем при сжигании производилось возлияние вина. Большая же часть туши (иногда приносилось в жертву несколько голов скота) шла на угощение жрецов, которое устраивалось после жертвоприношения.
При жертвоприношении зачитывалась молитва, причем особенно следили за тем, чтобы молитва была произнесена точно, так как малейшее искажение делало ее недействительной. При большом числе римских богов было нелегко определить, какому именно богу нужно принести необходимую жертву; считалось, что если обратиться не к нужному божеству, то жертва окажется напрасной.
Наблюдали за культом отдельных богов, за порядком в храмах, подготавливали жертвенных животных, следили за точностью молитв и ритуальных действий, могли дать совет, к какому божеству обратиться с нужной просьбой, особые коллегии сведущих людей — жрецы. Одной из древнейших религиозных коллегий была коллегия арвальских братьев, которые обращались с молитвой о исходе посевов, Богу Марсу была посвящена коллегия салиев - скакунов. За культом Марса и Юпитера надзирали особые жрецы - фламины. Коллегия из шести непорочных дев-весталок обслуживала культ Весты. Однако главной жреческой коллегией была коллегия из шести понтификов, которая вначале заведовала постройкой мостов через Тибр, а затем на них была возложена задача составлять государственный календарь, объявлять праздничные дни, наблюдать, чтобы всякое богослужение и судебные разбирательства совершались в надлежащие дни. Иначе говоря, понтифики осуществляли надзор за всем религиозным бытом, общественным и частным богослужением и приобрели очень большое значение в Риме. Глава коллегии понтификов назывался великим понтификом и избирался на народном собрании пожизненно, считался своего рода главой римского жречества.
Поскольку объявление войны, заключение мира и хранение договоров было тесно связано с религиозными обрядами, то всеми этими делами ведала коллегия из 20 фециалов.
Коллегия из шести авгуров давала советы о будущем по полету птиц и по тому, как клюют зерно священные куры. Коллегия гаруспиков предсказывала будущее по особенностям внутренностей жертвенных животных и истолковывала небесные знамения, главным образом молнии. Суеверные римляне часто обращались к услугам авгуров и гаруспиков, и ни одна битва, ни одно крупное событие не начиналось, если не была испрошена воля богов.
По преданию, еще в царский период в Риме появились так называемые сивиллины книги, составленные прорицательницей Сивиллой из Кум, содержащие греческие оракулы и прорицания. К сивиллиным книгам обращались в исключительных случаях и по решению сената.
Римская религия носила печать
формализма и трезвой практичности:
от богов ждали помощи в конкретных
делах и потому скрупулезно выполняли
установленные обряды и приносили
нужные жертвы. В отношении к богам
действовал принцип “я даю, чтобы
ты дал” . Римляне обращали большое
внимание на внешнюю сторону религии,
на мелочное выполнение обрядов, а не
на духовное слияние с божеством.
Римская религия не возбуждала священного
трепета, экстаза, которые овладевают
верующим. Вот почему римская религия
при внешнем очень строгом
соблюдении всех формальностей и
обрядов мало затрагивала чувства
верующих, порождала неудовлетворенность.
С этим связано проникновение
иноземных, особенно восточных, культов,
часто отличающихся мистическим
характером, некоторой таинственностью.
Особенно широко распространялся культ
Великой матери богов и культ
Диониса — Вакха, зачисленных
в официальный римский пантеон.
Римский сенат принимал меры против
распространения восточных
Широкое проникновение греческого влияния во II в. до н.э. привело не только к большому воздействию греческой религии и приспособлению к ней римских религиозных воззрений. Одним из важных последствий греческого влияния было распространение греческой философии в римском обществе и взглядов греческих философов на религию и богов. Было переведено на латинский язык сочинение эллинистического писателя Эвгемера, который считал, что боги — это обожествленные некогда жившие великие люди. Высшая римская аристократия, знакомая с греческой философией, начинает скептически относиться к религиозным верованиям, хотя и рассматривала религию как необходимое средство управления народом. Распространение мистических восточных культов в низших массах, скептическое отношение к римской религии у аристократии подрывало официальную римскую религию. Бурные события гражданских войн, конфискаций, проскрипций вели к изменениям традиционных верований. Распространяется представление о загробной жизни, о загробном блаженстве как своеобразный протест против неустройства и мучений в реальном мире. Получает развитие культ слепой судьбы — Фортуны, которая дарует счастье и несчастье произвольно и часто несправедливо. Задавленные гнетом и судьбой низшие слои населения мечтали о появлении мессии, богоспасителя, который придет, дарует блаженство страждущим, накажет гонителей.
Искусство Общая характеристика
Искусство древнего Рима, как и
древней Греции, развивалось в
рамках рабовладельческого общества,
поэтому именно эти два основных
компонента имеют в виду, когда
говорят об “античном искусстве”
. Искусство Рима считают завершением
художественного творчества античного
общества. Правомерно утверждать, что,
хотя древнеримские мастера
Античность была и осталась вечной школой художников. Когда начинающий художник приходит в классы, ему дают рисовать торс Геракла, голову Антиноя. Период ученичества остается далеко позади, а зрелый мастер снова и снова обращается к образам античности, разгадывая тайну их гармонии и неувядаемой жизни.
В произведениях древних
римлян, в отличие от греков, преобладали
символика и аллегория. Соответственно
пластические образы эллионов уступили
у римлян место живописным, в которых
преобладала иллюзорность пространства
и формы —- не только во фресках
и мозаиках, но и в рельефах. Римский
мастер в отличие от греческого,
видевшего реальность в ее пластическом
единстве, больше склонялся к анализированию,
расчленению целого на части, детальному
изображению явления. Грек видел
мир как бы сквозь все объединявшую
и связывавшую воедино
В древнем Риме скульптура
ограничивалась преимущественно историческим
рельефом и портретом, зато получили
развитие изобразительные искусства
с иллюзорной трактовкой объемов
и форм — фреска, мозаика, станковая
живопись, слабо распространенные у
греков. Архитектура достигла небывалых
успехов как в ее строительно-инженерном,
так и в ансамблевом выражении.
Новым было у римлян и их понимание
взаимосвязи художественной формы
и пространства. Предельно компактные,
концентрические в своей
Информация о работе Древнегреческая и Древнеримская культура: сравнительный анализ